Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблемы модернизации образования
Модернизационные процессы затрагивают все без исключения сферы социального развития и экономики. Модернизация должна опираться на массив знаний, полученных предыдущими поколениями. Реализовать идеи модернизации в современной мировой системе координат под силу только обществу, в котором изначально культивируются идеи приоритета человеческого развития, инновационность, толерантность в широком смысле этого слова. Созданию такого общества должна способствовать система образования, ориентированная на воспитание творческого человека, человека инновационного (homo innovaticus), который является главным ресурсом и главной движущей силой развития. Образование является одной из самых чувствительных сфер деятельности и в то же время одной из самых инерционных, поскольку результаты образовательного процесса проявляются через 10-15 лет после его начала. Заметим, что это сопоставимо со сроками доведения до коммерческого использования результатов фундаментальных исследований. При этом образование должно обеспечить конкурентоспособность человека на рынке труда в течение всего активного периода жизни, который составляет примерно 50 лет. Коренные реформы российского образования проводятся уже более 20 лет, однако сейчас и в обществе, и во властных структурах не без оснований сформировалось устойчивое мнение о несоответствии сегодняшней системы образования потребностям общества, задачам модернизации и устойчивого социально-экономического развития. При этом особое внимание должно уделяться стратегическому планированию реформ образования, которые должны проходить в русле стратегических планов развития. Если ставить целью модернизации переход к постиндустриальному обществу, то одним из важнейших факторов ее достижения является создание инновационной системы образования, ориентированной на воспитание человека, исповедующего общечеловеческие ценности и способного к творческой деятельности, направленной на получение новых знаний в интересах развития общества. Иначе говоря – инновационная система образования должна обеспечить подготовку инновационного человека (homo innovaticus), способного к постоянному поиску новых знаний и их реализации в практических разработках. В соответствии с концепцией постиндустриального общества основу инновационной системы образования составляет освоение фундаментальных знаний, накопленных человечеством, навыки получения новых знаний и их практической реализации. При этом подчеркнем, что это в равной степени относится как к естественнонаучным дисциплинам, так и к общественным и гуманитарным. Более того, представляется, что на начальном этапе высшего образования необходимо давать базовую естественнонаучную и гуманитарную фундаментальную подготовку независимо от выбранной специальности. Эффективность системы образования, ориентированной на развитие творческих способностей, хорошо иллюстрируется системой элитного образования, созданной в СССР, где были наиболее развиты физико-математическое и техническое образование. Указанная схема образования продемонстрировала свою эффективность в 90-е годы, когда многие специалисты научной и высокотехнологичной сферы остались без работы. Однако уровень фундаментальной подготовки позволил многим из них кардинально сменить сферу деятельности. Бывшие математики, физики, инженеры легко переориентировались на экономическую и финансовую деятельность. Многие из них уехали из страны и нашли себя в высокотехнологичных компаниях за рубежом. Формирование инновационной системы образования делает страну полноправным участником мировой образовательной системы, в частности, стимулирует приезд студентов из развитых стран. Если идти по сценарию развития государства как донора, то система образования будет ориентироваться на подготовку в основном технических специалистов, способных воспринять предложенные из-за рубежа технологии и адаптировать их к местным условиям. Такая система образования не ориентирована на подготовку научной и технической элиты, а ставит своей задачей формирование компетенций. Наиболее эффективен компетентностный подход при подготовке кадров для работы по уже отработанным технологиям. Иначе говоря, в этом случае система образования является системой подготовки квалифицированных потребителей. Развитие системы образования по сценарию системы подготовки квалифицированных потребителей приводит к тому, что наиболее состоятельные родители отправляют своих детей учиться за рубеж. Еще одной тенденцией современного российского образования является интенсивное развитие бизнес-образования. Сейчас трудно найти в стране вуз, в котором бы среди специальностей не фигурировал менеджмент в его различных проявлениях. Эта тенденция отражает дань моде 90-х годов, но представляет определенную опасность. В ее основе лежит утверждение, что эффективный менеджмент способен решить любую задачу. Это действительно так. Однако нельзя стать реальным руководителем, особенно в наукоемком секторе экономики, если не знать сути протекающих процессов. Это наиболее наглядно продемонстрировало развитие отечественной экономики в течение последних 20 лет, когда даже эффективные отрасли и предприятия, попавшие под управление «эффективных менеджеров», не только теряли свои конкурентные преимущества, но и становились источником повышенной техногенной опасности. В зависимости от выбранного сценария развития определяется и роль государства в развитии системы образования. Очевидно, что государство будет заинтересовано в подготовке высококвалифицированных кадров только в случае реализации инновационного сценария. При этом основная задача образования должна быть определена как воспитание человека, мотивированного на творческую деятельность, и подготовка высококвалифицированных кадров, способных обеспечить решение важнейшей задачи модернизации - переход к постиндустриальному обществу. Один из главных вопросов, который требует разрешения – это статус образования, т.е. подход к образованию как к важнейшей функции государства или как к услуге. Если рассматривать подход развитых стран, например, США, то образование рассматривается как важнейшая государственная функция. Этого принципа администрация США неуклонно придерживается с 1957 г. В США сделали правильные выводы из успехов СССР (Президент Д.Кеннеди: «Русские выиграли у нас космос за школьной партой»). И в ХХI веке в самый разгар кризиса американское правительство выделило значительные средства на программу развития системы образования, предусматривавшую финансовую помощь для предотвращения сокращения доступа к основным образовательным услугам ($79 млрд.), инвестиции в школьные округа ($13 млрд.), модернизацию и ремонт школ ($14 млрд.), программу технического образования ($1 млрд.), а также модернизацию высшей школы ($6 млрд.). Если же рассматривать образование как услугу, то необходимо учитывать, что услуга есть действие необязательное, она не может быть навязана, а только предоставлена. Если речь идет о том, что услуга представляется государством, это значит, что человек сам волен определять необходимость получения образования. И в этом случае задача государства состоит только в том, чтобы предоставить ему условия для получения образования определенного качества, уровень которого будет определяться объемом выделенных средств и лишь в малой степени - государственными потребностями. Можно получить и образование более высокого уровня, однако это уже выходит за рамки обязательств государства, и эта услуга реализуется на коммерческой основе. Естественно, что при таком подходе в совокупности с подходом «оптимизации» бюджетных средств, обеспечивается формальное соблюдение конституционных норм, но фактически государство перекладывает проблему получения качественного образования на плечи населения. В этом случае происходит деградация той части системы образования, которая ориентирована на подготовку специалистов для инновационной экономики. Кроме того, возможность оказания образовательных услуг на коммерческой основе наряду с бюджетным финансированием стимулирует коррупционные процессы в системе высшего образования. Поэтому при сохранении действующего порядка финансирования образовательного процесса в вузах трудно рассчитывать на создание системы образования, адекватной задачам модернизации. Учитывая, что образование есть один из базовых факторов развития, его надо рассматривать как важнейшую государственную функцию, не менее важную, чем обеспечение национальной безопасности. Таким образом, проблемы модернизации образования должны рассматриваться как компонент стратегического планирования.
Глобальные трансформации и собственный опыт реформ определили переход к инновационному развитию как стратегический вектор развития России. Вместе с тем в стране наряду с ресурсно-сырьевым типом функционирования экономики на протяжении достаточно длительного периода последовательно реализовывалась имитационная политика, что создало устойчивые барьеры модернизационным процессам. Выходом из сложившейся ситуации должно стать формирование политики инновационного развития, в максимальной степени использующей главные конкурентные преимущества России – природные ресурсы, фундаментальную науку и традиции отечественной системы образования.
Date: 2015-09-03; view: 872; Нарушение авторских прав |