Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механистические основы современной науки





 

В. Г. Критский (В. К.) Уважаемый Олег Александрович! Научное понимание феномена сознания — и в частности проблема существования души — относятся к числу интереснейших вопросов современности. Величайшие мудрецы и мыслители всех времен и народов пытались разрешить эти извечные проблемы. Современная наука стала их рассматривать на достаточно серьезном уровне лишь в последнее время. Предлагаю начать беседу со знакомства с недавно опубликованной в издательстве «Философская книга» монографией д-ра Р. Томпсона «Механистическая и немеханистическая наука» [1], которая близко примыкает к теме нашей беседы. В ней весьма полно представлена проблема соотношения научного и духовного процессов познания. Автор попытался сформулировать теоретические основы той системы, которая могла бы претендовать на роль совершенного знания. К сожалению, книга написана научным языком, что делает ее доступной, в основном, для специалистов в этой области. Вы, насколько я знаю, серьезно изучали эту работу. Могли бы вы рассказать вкратце о ее содержании, чтобы ввести читателя в круг вопросов, которые мы собираемся затронуть в наших беседах?

 

Профессор О. А. Троицкий (П. Т.) Книга д-ра Томпсона — одна из серьезных попыток подойти вплотную к вопросу научного понимания феномена сознания, а также и к более общей проблеме — соотношения научного и духовного процессов познания. Книга включает в себя 9 глав. Первые восемь посвящены обзору современных научных теорий. Автор анализирует современные механистические теории, вскрывает их недостатки и показывает необходимость разработки альтернативной (немеханистической) теории.

 

В. К. В настоящее время в науку прочно вошел термин «механистический». Думаю, он понятен нашим читателям. Интуитивно ясно, что это означает: подобный механизму. Надеюсь, вы разъясните его более подробно.

 

П. Т. Разумеется. Первая часть книги называется «Сознание». Автор рассмотрел в ней природу индивидуального сознания, используя понятие души (дживатмы) из «Бхагавад-гиты» [2]. Одна глава посвящена вопросам искусственного интеллекта — «думающим машинам». Другие главы этой части книги посвящены классическим теориям взаимодействия сознания и материи, обзору теории Карла Поппера о взаимодействии ума и тела, а также некоему воображаемому диалогу в духе Галилея о сознании и роли наблюдателя в квантовой механике. Автор доказывает, что состояние сознания лишь косвенно взаимосвязано с физико-химическими процессами в мозгу. В итоге делается вывод, что сознание невозможно объяснить на языке механистических терминов. В 9-ой главе автор рассматривает теоретические основы системы, которая, по его мнению, может претендовать на роль совершенного знания.

 

В. К. Целая система научных терминов в современной науке вполне заслуживает названия — «механистический»: атом, молекула, хромосома и другие. Оставаясь в рамках аналогичных понятий мы навряд ли сможем анализировать такие естественные для нас явления как, например, ум и сознание.

 

П. Т. Прогресс науки и особенно научная революция в ХХ веке привели к появлению целого ряда новых понятий, особенно в квантовой теории. Поэтому в свете современных представлений большую роль приобретает изучение древних источников мудрости всего человечества: Вед, Библии и Корана. Процесс сближения науки и религии, я думаю, приведет, в конце концов, к расширению научной терминологии.

 

Вторая часть книги называется «Формы». Автор обсуждает в ней происхождение сложных форм, проблемы их единства, гармонии и разнообразия. Автор считает неудовлетворительными механистические теории происхождения жизни, полагая, что эти теории могут достичь единства, лишь пожертвовав своей полнотой. К такому выводу автор приходит, используя оригинальные аргументы при обсуждении природы случайного.

 

По его мнению, построение единой теории возникновения жизни возможно лишь тогда, когда в роли организующей силы выступает Высшее начало, обладающее абсолютным сознанием и пронизывающее все материальное бытие.

 

Одна из глав этой части книги, несомненно, вызовет у читателя особый интерес. Она посвящена вопросу происхождения идей и вдохновению в творческой деятельности. Феномен вдохновения, в процессе которого в сознании людей неожиданно появляются полностью завершенные идеи, автор считает примером взаимодействия души (дживатмы) и Верховной Личности Бога.

 

В восьмой главе автор рассматривает, как неодарвинистская теория эволюции постепенно заменила собой идею божественного творения. Автор показал, что неодарвинистская теория не имеет под собой достаточных научных оснований. Так или иначе, оба подхода имеют право на существование. По сему, мы в равной степени можем считать причиной возникновения жизни на Земле естественный ход развития или же действия Высшей Личности.


 

В. К. Под «естественным ходом развития» вы предполагаете эволюционное развитие видов. На самом деле оно также возможно по воле Верховной Личности! Правда, современные ученые-материалисты полагают, что эволюционное развитие — это, как вы называете «естественный ход развития», и нет никакой нужды предполагать существование Верховной Личности. Мы попытаемся обосновать, что концепция о первичности духовного начала —Высшего разума — имеет значительное преимущество по сравнению с механистической! Она не противоречит ни законам природы, ни здравому смыслу.

 

П. Т. К оценке правдоподобности таких воззрений мы подойдем несколько позже. Большой интерес представляет заключительная девятая глава книги, в которой содержится описание системы, способной претендовать на роль совершенного знания, а также краткое описание практического процесса бхакти-йоги. В роли экспериментальной установки здесь выступает тело индивидуума, который, следуя определенным физиологическим ограничениям (отказ от интоксикаций, упорядоченный образ жизни и других), достигает высокой стадии очищения, на которой возможно непосредственное общение между дживатмой (индивидуальной личностью) и Высшей Личностью. Указанные ограничения выступают в роли условий эксперимента и гарантируют его чистоту. То есть методически процесс бхакти-йоги вполне научен, он подчиняется законам теории познания, исключающим неоправданные спекуляции и экстраполяцию. Автор считает (и у нас нет оснований не соглашаться с ним), что в определенных аспектах ведическая система бхакти-йоги методологически даже превосходит современную науку, поскольку включает в себя практические методы развития высших познавательных способностей личности, скрытых в глубине сознания.

 







Date: 2015-09-03; view: 382; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию