Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Диалоги о душе и сознанииСтр 1 из 61Следующая ⇒
О.А.Троицкий, В.Г. Критский
Диалоги о душе и сознании
Содержание Введение Механистические основы современной науки Механистическая концепция Критерии новой системы знаний Ведическая альтернатива Сознание Модель Хаксли Сознание. К.Поппер Ведические представления Эволюция сознания Характеристики души Рождение и смерть Душа, тело и их взаимодействие Компьютерное сознание. Думающие машины Уникальная программа Сознание машины и человека Компьютеры будущего Верующие ученые Ведическая концепция: что есть «нечто»? Диспетчер внутри тела Сознание и вдохновение Парадокс современной науки Взаимодействует ли душа с материей? Камера Вильсона для души Фактор случайности Другие способы познания души Значение «Бхагавад-гиты» Процесс познания в науке Ведический процесс познания Вера, энтузиазм и уверенность Цель познания Стабильные и нестабильные законы Современная наука Непрерывность познания Парадоксальное и мистическое в науке Сближение научных и религиозных представлений Крах механистической науки Немного истории Ведическая концепция и доказательства Введение Предлагаемая вашему вниманию курс «Диалоги о душе и сознании (в свете науки и религии)» посвящена весьма актуальной теме — реальности существования души и природе сознания. Разумеется, тема эта не является прерогативой только психологии. В настоящее время она стала предметом жарких споров ученых разных мировоззрений и представителей многих конфессий: является ли наше сознание лишь продуктом деятельности головного мозга, и прекратится ли наше существование со смертью тела, или же мы — вечные духовные существа, не ограниченные временным материальным телом. Таким образом, данная книга посвящена рассмотрению одной из наиболее важных проблем философии —проблеме смысла человеческой жизни.
Случилось так, что жизненный путь обоих авторов привел их к одному из главных произведений ведической литературы — бессмертной «Бхагавад-гите» или Песни Бога, которой восхищался А. Эйнштейн и Л. Н. Толстой. «Бхагавад-гита» входит в состав древнеиндийского эпоса «Махабхараты», записанной великим мудрецом, составителем всей ведической литературы — Кришной Двайпаяна Вьясой или Вьясадевой(*). В ней предлагается удивительно простое и изящное решение проблемы сознания, на протяжении многих столетий бывшее предметом долгих споров и дискуссий ученых и философов. Поэтому авторы представляют в своей книге концепцию, основанную на ведической традиции, представленной в «Бхагавад-гите». Кратко эта концепция состоит в следующем.
«Бхагавад-гита» [2] утверждает: несмотря на то, что в процессе жизни человека его тело проходит целый ряд непрерывных изменений от детства к юности и затем к старости, личность его остается неизменной. На основании этого факта делается вывод: личность человека и связанное с ним сознание являются неотъемлемым свойством некоей нематериальной субстанции, известной во всех писаниях мира под названием «душа». В «Бхагавад-гите» перечисляются основные свойства души: вечность, неизменность, непостижимость и неизмеримость. Таким образом, душа является нематериальной, трансцендентной сущностью, неподвластной законам материального мира и недоступной чувственному восприятию. «Бхагавад-гита» предлагает следующую систему классификации сознания человека:
1) Внешнее сознание, связанное с ощущением, то есть восприятием окружающей обстановки через деятельность органов чувств.
2) Деятельность ума, предназначенная для анализа сигналов, поступающих от внешних органов чувств.
3) Разум или интеллект, предназначенный для выработки жизненной позиции и управляющий умом.
4) Внутреннее отождествление или ложное эго, на основании которого функционирует ум и разум. В соответствии с указаниями ума тело осуществляет внешнюю деятельность.
Так можно вкратце обрисовать ведическую концепцию, обсуждению которой в свете современных научных представлений посвящена данная книга. Разумеется, было бы наивно полагать, что именно нам удалось постичь тайны древней ведической мудрости. Задолго до нас многие выдающиеся ученые-индологи в течение двух столетий со времени завоевания Индии Британской Империей пытались изучать Веды. Но именно сейчас, в конце двадцатого века, создалась исключительно благоприятная возможность для их более глубокого понимания. Один из выдающихся представителей линии преемственности ведической традиции — Бхактиведанта Свами Прабхупада (1896 — 1977), следуя указанию духовного учителя, взял на себя задачу донести до всего мира смысл ведической мудрости. Он перевел с санскрита на английский основные произведения ведической литературы: «Бхагавад-гиту», «Шри Ишопанишад», «Бхагавата Пурану», а также перевел с бенгали «Шри Чайтанья-чаритамриту» — классическую биографию Шри Кришны Чайтаньи — религиозного и общественного деятеля 16-го века, положившего начало возрождению ведической культуры. Бхактиведанта Свами Прабхупада написал также несколько оригинальных книг, разъясняющих смысл этой философии.
В настоящее время ведическое учение положено в основу деятельности Международного института Бхактиведанты, имеющего свои филиалы в США, Индии и других странах. Этот институт является научным подразделением Международного общества сознания Кришны, имеющим свои центры почти во всех странах мира, в том числе и в России.
Мы, естественно, воспользовались благоприятной возможностью познакомиться с уникальной картиной мира, приведенной в «Бхагавад-гите», представленной в переводе с комментариями авторитетного учителя. Недавно, в начале 1999 года, в издательстве «Философская книга» появился русский перевод книги д-ра Р. Томпсона, ученика и последователя Бхактиведанты Свами Прабхупады, — «Механистическая и немеханистическая наука» [1]. В ней автор сделал попытку сопоставить механистические представления современных естественных наук с основными идеями ведической мудрости. Книга Томпсона, несомненно, является значительным вкладом в научную и философскую литературу, однако она написана довольно сухим научным языком, что делает ее сложной для широкого круга читателей. Представленная в ней тема настолько важна и интересна, что авторы решили расширить ее, одновременно попытавшись изложить ее более популярно. В результате появились «Беседы о душе и сознании». Авторы надеются, что этот труд внесет свою скромную лепту в решение извечной проблемы, стоящей перед человеком — загадки жизни и сознания.
Авторы выражают искреннюю благодарность издательству Би-Би-Ти за предоставленные иллюстрации, а также Н.В.Крюковой за ценные советы и редактирование.
Профессор О. А. Троицкий, В. Г. Критский (Вишвамитра дас) Декабрь 1999 г.
Date: 2015-09-03; view: 477; Нарушение авторских прав |