Политика в области защиты прав потребителя и здравоохранения
Как и культура, здравоохранение не фигурировало в Римском договоре 1957 г. Однако уже через несколько лет стала очевидной целесообразность сотрудничества в этой области. Начиная с 1977 г. стали проводиться заседания Совета на уровне министров здравоохранения, хотя и не регулярно. Положение радикально изменилось с принятием Маастрихтского и особенно Амстердамского договоров. Забота о здоровье людей была провозглашена одним из главных приоритетов Европейского Союза и необходимым условием всех направлений его политики.
Главным методом политики ЕС на этом направлении является координация усилий государств-членов. Вместе с тем институты ЕС имеют и ряд самостоятельных функций. Так, Совет и Парламент своим совместным решением после консультаций с Экономическим и социальным комитетом принимают меры, устанавливающие высокие стандарты качества и безопасности органов и веществ, полученных из человеческого организма, крови и ее производных. Совет может, отступив от положений статьи 37, принять меры в ветеринарной и фитосанитарной областях с целью защиты здоровья людей. Он уполномочен также принимать стимулирующие меры, направленные на защиту и улучшение здоровья людей. Вместе с тем Договор исключает какую-либо гармонизацию законов и правил, принятых государствами-членами.
Защита прав потребителя также относится к числу тех направлений деятельности ЕС, которые первоначально не были охвачены Договором. Тем не менее уже в конце 70-х годов были приняты первые решения в этой области. Законодательная база деятельности Сообщества была сформирована Маастрихтским договором.
Эту деятельность трудно охарактеризовать как «политику»: Договор устанавливает, что цель ЕС в этой области должна состоять в том, чтобы способствовать охране здоровья, безопасности и экономических интересов потребителя. Для достижения этой цели Комиссия устанавливает приоритеты, которые должны служить ориентирами для всех заинтересованных сторон:
· Просвещение и информация потребителей.
· Создание инфраструктур для защиты интересов потребителя в рамках Единого внутреннего рынка.
· Обеспечение доступа к финансовым услугам.
· Предоставление основных коммунальных услуг.
· Использование возможностей «информационного общества».
· Укрепление доверия к пищевым продуктам.
· Формирование устойчивого и экологически приемлемого способа потребления.
· Усиление представительства потребителей.
· Оказание помощи странам Центральной и Восточной Европы в развитии защиты прав потребителя.
· Оказание помощи развивающимся странам в усилении внимания к защите прав потребителя.
Паника, вызванная эпизоотией «коровьего бешенства» весной 1996 г., подтолкнула ЕС к необходимости принять срочные дополнительные меры в области защиты прав и здоровья потребителей. В феврале 1997 г. был создан специальный Генеральный директорат защиты прав и здоровья потребителей. Ему были переподчинены Управление ветеринарного и фитосанитарного контроля, входившее ранее в состав Гендиректората сельского хозяйства, и семь научно-консультативных комитетов, разбросанных по другим подразделениям Комиссии.
В 1998 г. был принят план действий в области защиты прав потребителя, рассчитанный на три года (1999-2001 гг.). 2 октября 2001 г. на базе накопленного опыта Комиссия опубликовала «Зеленую книгу», призванную дать толчок широкой дискуссии относительно защиты прав потребителя в Европейском Союзе.
В документе проводится мысль о том, что более высокая степень гармонизации правил, определяющих коммерческую практику, жизненно необходима для развития полномасштабного внутреннего рынка, ориентированного на потребителя. Комиссия считает необходимым создать структуры, обеспечивающие последовательное и эффективное регулирование качества продуктов. Предлагается также принять законодательные акты, предусматривающие сотрудничество между государственными властями с целью усиления взаимодействия между регулирующими и правоприменительными органами.
Date: 2015-09-03; view: 324; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|