Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Научно-техническая политика





 

С учетом того места, которое наука традиционно занимала в жизни европейских народов, не удивительно, что создание европейского технологического сообщества было частью предложений Ж. Монне в 50-60-е годы. Однако эта идея не получила необходимой поддержки – научные исследования по-прежнему развивались преимущественно в рамках национальных государств. Исключение составляли лишь исследования в области атомной энергии, где осуществление коллективных проектов составляло часть компетенции Европейского сообщества по атомной энергии.

Общая научно-техническая политика ЕС получила значительное развитие лишь в 80-90-е годы в связи с явным отставанием ЕС от своих основных конкурентов в этой области – США и Японии. По инициативе члена Европейской комиссии Э. Давиньона, отвечавшего за сферу научных исследований в 1979-1984 гг., была создана целая сеть общеевропейских научных исследований:

· ESPRIT (Европейская стратегическая программа научных исследований в области информационных технологий) была учреждена в феврале 1984 г. в целях поддержки разработки, производства и использования продуктов информационных технологий. По заявлению администрации программы, около одной пятой всех последних продуктов крупнейших европейских производителей электроники основаны на технологиях, разработанных в ее рамках.

· RACE (Научные исследования и разработки в области передовых коммуникационных технологий в Европе) предназначена для содействия внедрению интегрированных широкополосных средств коммуникаций.

· BRITE/EURAM (Фундаментальные научные исследования в области промышленных технологий для Европы) ставит своей целью содействовать укреплению конкурентоспособности европейской обрабатывающей промышленности на мировых рынках. Она концентрирует свою деятельность на внедрении новых технологий в производство «старых» продуктов – автомобилей, авиационной техники, текстильных изделий и т.д.

· SPRINT (Стратегическая программа передачи нововведений и технологии) создана для усиления конкурентоспособности малых и средних компаний путем передачи им передовых технологий.

· TELEMATICS финансирует развитие трансъевропейских структур обмена электронной информацией.

· BIOTECH (Научные исследования и технологические разработки в области биотехнологии) призвана способствовать ускорению развития этой новой отрасли экономики.

· EUREKA (Европейское агентство по сотрудничеству в области научных исследований) было создано в 1985 г. по предложению Президента Франции Ф. Миттерана в связи с намерением США развернуть широкую программу научных исследований для создания национальной системы противоракетной обороны. Участниками программы являются не только государства – члены ЕС, но и ряд других европейских государств: все страны ЕАСТ, включая Швейцарию, Турция, страны Центральной и Восточной Европы. Агентство действует отдельно от научно-исследовательских программ ЕС, но управляется Европейской комиссией.

Помимо научно-исследовательских программ был создан ряд общеевропейских организаций, в работе которых, как и в программе EUREKA, участвуют не только государства – члены ЕС, но и другие европейские государства: ESA (Европейское космическое агентство), банк данных DIANE (Сеть прямого доступа к информации для Европы), CERN (Европейский центр ядерных исследований), COST (Европейское сотрудничество в области научных и технических исследований), JET (Совместная европейская программа «Торус»), Европейский научный фонд.

Новый толчок практическому осуществлению общей научно-технической политики был дан «докладом Чеккини» (1987 г.) и «Белой книгой» Европейской комиссии «Рост, конкурентоспособность и занятость» (1993 г.).

В обоих документах отмечалось недопустимое технологическое отставание Европейского сообщества, которое, по мнению авторов, было главной причиной недостаточной конкурентоспособности европейских компаний на мировых рынках. Если в США высокотехнологичные изделия составляют почти треть экспорта, а в Японии – четверть, то в ЕС – всего одну пятую. Главными причинами такого положения были:

· Недостаточное финансирование. В 1991 г. совокупные расходы на научные исследования и разработки составляли: в ЕС – 104 млрд. экю (или 302 экю на душу населения), в США – 124 млрд. (493) экю, в Японии – 77 млрд. (627) экю; или, иначе говоря, 2% ВВП в странах ЕС, 2,8 – в США и 3% – в Японии. Если в странах ЕС было всего четыре ученых и инженеров на тысячу населения, то в США – восемь, а в Японии – девять. Одновременно наблюдался огромный разрыв в финансировании научных исследований и разработок между различными странами ЕС: от 502 экю в расчете на душу населения в Германии до 20 экю в Португалии (Jones Robert A. Op. cit. – P. 203).


· Слабое внедрение научных открытий.

· Параллелизм научных разработок, объясняющийся тем, что большая их часть осуществляется в рамках отдельных национальных государств.

Необходимость проведения общей научно-технической политики ЕС нашла отражение в Едином европейском акте и Договоре о Европейском Союзе. Денежные средства, которые выделяются Европейским сообществом на нужды общей научно-технической политики, используются в пятилетних Рамочных программах. В 2002-2006 гг. будет осуществляться шестая Рамочная программа, в которой тщательно учтены современное положение и потребности Европейского Союза.

Шестая Рамочная программа призвана способствовать выполнению основных ориентиров экономического развития, установленных на заседании Европейского совета в Лиссабоне в 2000 г. Ее главная цель состоит в формировании Европейского научно-исследовательского пространства. С этой целью будут использоваться некоторые новые инструменты стимулирования научных исследований и их внедрения.

Программа определяет пять приоритетных областей: 1) генная инженерия и здоровье людей; 2) технологии информационного общества, нанотехнологии, «умные» материалы и новые методы производства; 3) аэронавтика и космонавтика; 4) безопасность продовольствия, устойчивое развитие и глобальные изменения; 5) граждане и управление.

Общая научно-техническая политика ЕС строится на базе следующих принципов:

· Принцип субсидиарности: Европейское сообщество не стремится перевести все научно-исследовательские работы на европейский уровень, оно поддерживает лишь те проекты, осуществление которых было бы более сложным или более дорогим на национальном уровне.

· Поощрение «европейского измерения» научно-исследовательских проектов: ЕС поддерживает проекты, основанные на сотрудничестве ученых разных стран.

· Принцип «совместного финансирования»: ЕС предоставляет до половины необходимых средств, остальное должно оплачиваться самими участниками проектов.

· Принцип соревновательности: все гранты предоставляются в порядке тендеров.

· Принцип финансирования предынвестиционных проектов: исследовательские работы, финансируемые ЕС, доводятся до стадии технико-экономического обоснования капиталовложений. Компании, заинтересованные в результатах исследований, осуществляют все дальнейшие работы за свой счет. Только такой подход совместим с принципами общей политики в области конкуренции: если бы ЕС финансировал непосредственные капиталовложения, это было бы формой субсидирования одних компаний в ущерб другим.

Оценить практический эффект общей научно-технической политики ЕС довольно сложно. По оценкам независимых экспертов, заложенные в ее основу принципы противоречивы и снижают конечную экономическую эффективность. Так, ограничение проектов предынвестиционной стадией не помогает решению проблемы слабого внедрения научных достижений. Напротив, оно увеличивает разрыв между исследованиями и инвестициями. Результаты научных исследований, не ориентированных на определенные производственные нужды, становятся чрезмерно абстрактными. Многие открытия, которые в принципе могли бы быть полезны для производства, из-за этого разрыва остаются неиспользованными. Требование создания многонациональной команды является искусственным и на деле нередко приводит к различного рода махинациям.

Несмотря на постоянное расширение научно-исследовательских программ, технологическое отставание Европейского сообщества от конкурентов в 90-е годы не только не сократилось, но, напротив, увеличилось. Главной причиной являются факторы, лежащие за пределами политики ЕС, например сравнительная слабость западноевропейского бизнеса.







Date: 2015-09-03; view: 528; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию