Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свобода движения капитала
Регулирование движения капитала занимает важное место в арсенале средств государственного вмешательства в экономику. Капитал представляет собой самый мобильный фактор производства, причем в краткосрочном плане его движение часто носит спекулятивный характер. Неограниченные приток и отток денежного капитала могут приводить к экономически необоснованным и в конечном счете к разрушительным колебаниям процентных ставок и обменных курсов, вынужденным девальвациям и валютным кризисам. В зависимости от экономической конъюнктуры правительства принимают меры либо для ограничения вывоза капитала из страны, либо для ограничения его ввоза. Основными целями ограничения вывоза капитала являются следующие: · предотвращение обескровливания национальной экономики и перевода национального богатства в другие страны; · предотвращение ухудшения платежного баланса и истощения золотовалютных резервов; · устранение одной из главных причин высокой нормы процента внутри страны, препятствующей экономическому росту; · обеспечение эффективности государственной налоговой и денежно-кредитной политики. Ограничения на ввоз капитала носят преимущественно политический и идеологический характер: история XX века знает немало примеров того, как правительства отдельных стран, как правило националистического и социалистического толка, препятствовали проникновению в свои страны иностранного капитала в целях сохранения национальной независимости и полного государственного контроля над экономикой. В странах с развитой рыночной экономикой правительства, руководствуясь прагматическими соображениями, прибегают к ограничениям ввоза капитала с целью укрепления своей экономической политики. Правительства западноевропейских стран создали разнообразный инструментарий с целью ограничения свободного движения капитала: · регулирование величины процента по депозитам нерезидентов посредством установления дополнительных сборов либо на сами депозиты, либо на проценты по ним; · предоставление исключительного права владеть акциями и облигациями гражданам данной страны либо ограничение права иностранцев на приобретение отечественных ценных бумаг; · ограничение права местных инвестиционных компаний и пенсионных фондов на приобретение иностранных ценных бумаг; · установление потолка депозитов нерезидентов в данной стране и депозитов резидентов в зарубежных странах; · использование валютных ограничений в целях контроля за движением капитала, например путем установления максимальных пределов разрешенного перевода капиталов за границу, взимания налогов или сборов на приобретение иностранной валюты, применения двойных обменных курсов – одного по текущим операциям, другого, менее благоприятного, по операциям с капиталом; · взимание более высоких налогов на прибыль от иностранных капиталовложений или, наоборот, на прибыль, полученную резидентами от капиталовложений за границей; · требование полного или частичного реинвестирования прибылей, полученных нерезидентами в данной стране, или установление ограниченного срока возвращения в страну доходов резидентов от экспорта. Свобода движения капиталов, предусмотренная Римским договором, была крайне ограниченной. Она допускалась лишь в той степени, которая была необходима для должного функционирования Общего рынка. Более того, отдельные статьи договора устанавливали прямые ограничения этой свободы. Так, государства-члены сохранили Право применять национальные правила, установленные для рынков капитала и кредитных систем, хотя и обязались применять эти правила без какой-либо дискриминации в отношении граждан других государств-членов. Государственные заимствования на рынках капиталов других государств-членов допускались лишь на основе соглашения между заинтересованными правительствами. Допускалось введение ограничений на движение капиталов в случае возникновения проблем с платежным балансом. Положения Римского договора в отношении движения капиталов носили такой характер, что, в отличие от положений о либерализации движения товаров и услуг, они не позволили Суду ЕС вмешиваться в этот процесс и двигать вперед интеграцию. Несколько обстоятельств привели к тому, что к середине 80-х годов правительства западноевропейских стран пришли к выводу о необходимости отмены контроля над движением капитала и либерализации рынков: · Устойчивое улучшение платежных балансов большинства государств – членов ЕС сделало менее острой необходимость контроля над движением капитала. Как «чистые» экспортеры капитала государства – члены ЕС при прочих равных условиях могли только выиграть от либерализации. · Быстрая интернационализация производства резко увеличила потребность экономических операторов ЕС в расширении круга возможных источников инвестиций, в первую очередь заграничных. · Ошеломляющий рост международных денежных рынков и рынков капиталов сделал национальные системы контроля неэффективными. Правительства не могли справиться с конкуренцией оффшорных зон, в распоряжении которых оказались огромные денежные ресурсы. Кроме того, сыграла свою роль и логика экономической взаимозависимости: правительства государств – членов ЕС не могли не последовать примеру правительств других стран, решительно ставших на путь либерализации. · Замкнутость национальных рынков и кредитных систем пришла в резкое противоречие с достижениями информационных и банковских технологий, объективно сделавшими все национальные рынки частью единого целого, вне зависимости от намерений и политики правительств. В 1988 г. Совет принял директиву о создании свободного рынка капиталов в рамках всего Сообщества к 1992 г. Директива предусматривала полную либерализацию движения капитала между государствами-членами. Движение капитала между странами ЕС и внешним миром должно было стать предметом постепенной либерализации. Маастрихтский договор облек это решение в форму двух четких и недвусмысленных запретов: «1. В рамках положений, установленных в данной главе, запрещены все ограничения на движение капитала между государствами-членами, а также государствами-членами и третьими странами. 2. В рамках положений, установленных в данной главе, запрещены все ограничения на платежи между государствами-членами, а также между государствами-членами и третьими странами» (статья 56). Вместе с тем Договор сохранил элементы национального государственного регулирования в сфере движения капиталов, а вместе с ними и возможность потенциального конфликта между провозглашенной в Маастрихте целью и реальным положением вещей. Так, Договор разрешает государствам-членам: · принимать все необходимые меры для предотвращения нарушений национальных законов и правил, в особенности в области налогообложения и обеспечения надежности финансовых институтов; · устанавливать порядок декларирования движения капиталов в целях сбора административной или статистической информации; · принимать меры, оправданные соображениями государственной политики или общественной безопасности. Европейское сообщество может в соответствии со статьей 57 регулировать движение капитала между странами ЕС и третьими странами в таких областях, как прямые иностранные инвестиции (включая приобретение недвижимости), предоставление финансовых услуг или допуск иностранных ценных бумаг на европейские фондовые рынки. Маастрихтским договором предусмотрена и «защитная оговорка» на случай чрезвычайных обстоятельств: ЕС может ввести ограничения на движение капиталов в случае возникновения серьезных трудностей в функционировании Экономического и валютного союза. Несмотря на наличие этих оговорок, следует признать, что к настоящему времени подавляющее большинство препятствий на пути свободного движения капиталов в пределах Единого внутреннего рынка и в отношениях ЕС с третьими странами устранено. Однако окончательная интеграция рынков капитала требует помимо «негативной интеграции» целенаправленной гармонизации условий деятельности заемщиков и кредиторов во всех странах ЕС с целью обеспечения реального равенства возможностей для всех участников рынка вне зависимости от их национальности. Ключевое значение имеют в этом плане гармонизация налогообложения, принятие идентичных законов о компаниях и введение единообразного порядка обеспечения надежности финансовых посредников. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Еще в 1977 г. Совет ЕС принял директиву, устанавливающую единые критерии допуска к банковской деятельности и общий порядок обеспечения надежности финансовых учреждений. В последующем на уровне ЕС было установлено, какую информацию банки обязаны представлять в своих ежегодных отчетах, какие нормы платежеспособности и ликвидности должны существовать во всех странах ЕС. В директивах ЕС даны единообразное определение «собственных средств» и спецификация некоторых финансовых продуктов. В области законодательства о компаниях Совет обязал все компании, зарегистрированные в странах ЕС, публиковать ежегодные финансовые отчеты, соответствующие определенным спецификациям. Были установлены минимальные нормы капитала, требования к квалификации аудиторов компании, порядок национальных и международных слияний. Однако давно уже стоящая в повестке дня цель создания статута европейской компании до сих пор не достигнута. Крупнейшей вехой в обеспечении свободы движения капиталов стало создание Экономического и валютного союза и введение единой европейской валюты евро (см. главу 6).
Date: 2015-09-03; view: 681; Нарушение авторских прав |