Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Свобода движения товаров
Происхождение барьеров, разделявших государства – члены ЕС, было неслучайным. Даже развитые страны с прочно укоренившейся рыночной экономикой имеют свои резоны для защиты и относительной изоляции национальных рынков, используя средства торгового протекционизма. К их числу относятся: · соображения экономической безопасности; · стремление создать благоприятные условия для «молодых» отраслей национальной промышленности; · забота о сохранении и увеличении числа рабочих мест, которые могут быть потеряны в результате импорта дешевых заграничных товаров; · защита от иностранного демпинга, который может приводить к существенной деформации структуры внутренних цен и издержек; · необходимость улучшения платежного баланса. При всей очевидной значимости этих экономических факторов, имеющих существенное социальное и политическое значение, протекционизм в конечном счете контрпродуктивен. Если бы все страны одновременно закрыли свои рынки, суммарная емкость мирового рынка и, следовательно, их собственных национальных рынков сократилась бы. Это с полной очевидностью продемонстрировал опыт 30-х годов и первых послевоенных лет. Более того, на определенной стадии мирового экономического развития преимущества интернационализации становятся настолько существенными, что далеко перекрывают те выгоды, которые страна может получить от защиты национального производителя. И с экономической, и с социальной точки зрения страна выигрывает, если ставит во главу угла интересы потребителя, а не производителя. Конкретно открытие национального рынка для международной конкуренции дает ряд преимуществ, которые сводятся к следующему. Во-первых, замене дорогого отечественного производства более дешевым импортом. Помимо прямого выигрыша для населения это ведет к общему сокращению издержек и, следовательно, усилению конкурентоспособности отраслей, работающих на экспорт. Во-вторых, созданию посредством международной конкуренции мощного стимула для улучшения качества и удешевления отечественных товаров благодаря внедрению передовых технологий, улучшению организации производства и освоению достижений науки и техники, которые в значительной мере заимствуются за рубежом. В-третьих, усиление конкуренции между странами, производящими один и тот же товар высокой степени обработки, подталкивает их к переходу от конкуренции на уровне сбыта готовой продукции к производственной кооперации. Это ведет к резкому снижению издержек и улучшению позиций бывших конкурентов в системе международной торговли. В-четвертых, либерализация международной торговли при прочих равных условиях имеет своим результатом оптимизацию распределения ресурсов и разделения труда, ускорение научно-технического прогресса, повышение эффективности производства и, как следствие, ускорение экономического роста. От этого выигрывают все участники международной торговли. Первоначально государства – члены ЕС пытались реализовать эти преимущества путем создания таможенного союза, то есть отмены таможенных тарифов и количественных ограничений во взаимной торговле и установления общего тарифа в отношении третьих стран. На эффективность таможенного союза влияют следующие обстоятельства: · Структура производства. Если в рамках таможенного союза объединяются страны с взаимодополняющей экономикой, его эффект невелик. В случае объединения стран с конкурирующей экономикой таможенный союз открывает перспективу внутриотраслевой кооперации и углубления разделения труда. · Размеры союза. Чем больше число участников таможенного союза и чем они крупнее, тем значительнее их доля в мировой торговле, тем лучше перспектива углубления разделения труда и, следовательно, меньше опасность «отвлечения торговли». · Уровень тарифов. Если первоначально тарифы в торговле между участниками таможенного союза высоки, выигрыш от их отмены будет значителен. Однако позитивный эффект может уменьшиться, если участники введут высокий внешний тариф в торговле с третьими странами. · Транспортные и трансакционные издержки. Чем ближе друг к другу расположены страны – участницы таможенного союза, тем больше выигрыш от увеличения торговли между ними. И наоборот, географическая удаленность может полностью или частично нейтрализовать выигрыш от отмены тарифов. Трансакционные издержки и их динамика зависят от многих причин, не в последнюю очередь от наличия или отсутствия языковых барьеров. · Гибкость. Преимущества продвинутой специализации могут быть уменьшены существованием «узких мест», препятствующих быстрой перестройке структуры производства. · Условия торговли. Если участники таможенного союза сосредоточивают в своих руках значительную долю импорта отдельных видов товаров, они могут использовать свое положение на рынках для понижения импортных цен и тем самым для улучшения условий торговли. · Масштаб производства. Как правило, объединение рынков позволяет увеличить масштаб производства и снизить средние издержки. В рамках Европейских сообществ соединение перечисленных факторов оказалось в высшей степени позитивным. Это и обеспечило блестящий успех таможенному союзу государств – членов ЕС. Римский договор предусматривал дальнейшее углубление интеграции и незамедлительный переход к общему рынку, который и дал название интеграционной группировке. Однако в реальной действительности на это потребовалось более 20 лет. Это объяснялось тем, что несмотря на успехи таможенного союза, государства-члены в течение длительного времени не могли отказаться от барьеров, ограждавших их экономику от внешнего мира, в том числе и от партнеров по ЕС. Постепенно благодаря существованию таможенного союза в регионе возникли новые реалии (табл. 5.1) и тем самым объективные предпосылки для реализации целей, выдвинутых в Римском договоре.
Таблица 5.1. Регионализация торговли ЕС (торговля внутри ЕС в % к общему объему торговли стран ЕС, 1958-1990 гг.)
Источник: Sapir A. Regional Integration in Europe // Economic Journal. – 1992. – Vol. 102. – Table 2.
Если рассматривать свободное, беспрепятственное движение продуктов и факторов производства как идеал, как конечную цель интеграции, то средством ее достижения является, очевидно, полное устранение всех барьеров и препятствий, мешающих свободе движения товаров, услуг, капиталов и физических лиц. Творцы интеграции должны, следовательно, идентифицировать эти барьеры и препятствия и установить методы и сроки их устранения. Для выполнения этой задачи, как показал опыт, необходимо было решить множество экономических, социальных, политических, юридических и административных проблем во внутренней жизни отдельных стран, связанных с существованием важных частных интересов влиятельных «групп давления». Что касается товаров, то защита национальных рынков в странах ЕС осуществлялась при помощи широкого спектра внешнеторговых и валютных ограничений. Наиболее важными среди них были: · Таможенные тарифы и соответствующие им импортные и экспортные пошлины и другие сборы, которые увеличивают внутренние цены товаров. Эти пошлины и сборы могут исчисляться в зависимости от стоимости или количества товаров, в фиксированном или скользящем процентном выражении. · Сборы, имеющие эквивалентный эффект, – административные сборы, плата за хранение, плата за проведение контрольных проверок и т.д. · Количественные ограничения – потолок, устанавливаемый на импорт в страну определенного вида товаров в течение определенного периода (квота). Квоты могут устанавливаться как в физическом, так и в денежном выражениях. Разновидностью количественных ограничений являются так называемые тарифные квоты: все, что импортируется в страну сверх установленного предела, облагается более высоким тарифом. · Валютные ограничения с целью уменьшения тех денежных средств, которые могут быть использованы для импорта. · Нетарифные ограничения (налогообложение, законодательное и административное регулирование, нормы безопасности, государственные монополии или условия осуществления государственных закупок), которые обеспечивают национальным производителям более благоприятный режим по сравнению с иностранцами. Легко заметить, что логика последовательного устранения этих препятствий совпадает с общей логикой поступательного движения экономической интеграции. В течение 60-х годов государства – члены ЕС отменили: · Импортные пошлины и сборы, имеющие эквивалентный эффект, как это и было предусмотрено Римским договором. · Количественные ограничения и меры, имеющие эквивалентный эффект. · Значительное число нетарифных ограничений. Эта часть либерализации взаимной торговли была осуществлена не в порядке выполнения основополагающих договоров, а в результате инициатив Европейской комиссии и решений Суда ЕС. Именно так были, в частности, ликвидированы государственные монополии на продажу табачных изделий, соли, спичек, газетной бумаги и т.д. Первое и второе расширения ЕС, в результате которых к таможенному союзу присоединились Великобритания, Ирландия, Дания, Испания, Португалия и Греция, выдвинули на первый план проблему устранения нетарифных барьеров. Это объяснялось тем, что социальные и экономические условия, законодательство и порядок административного регулирования в этих странах значительно отличались от более или менее однородной ситуации в странах «шестерки». К тому же экономическое значение тарифного регулирования значительно снизилось и в связи с прогрессом либерализации торговли в рамках ГАТТ. Особые сложности в торговых отношениях между странами ЕС вызывали различия в таких областях регулирования, как: · уровень и структура косвенного налогообложения; · технические стандарты, установленные для защиты трудящихся, потребителей и общества в целом; · международно-правовые обязательства вновь присоединившихся государств; · установленный национальным законодательством порядок государственных закупок; · административные правила. Для того чтобы завершить «негативную интеграцию» на пути к полной свободе движения товаров, одного таможенного союза было уже мало – необходимо было устранить и нетарифные барьеры. Более того, чем меньше оставалось таких барьеров, тем более очевидной становилась необходимость далеко идущей «позитивной интеграции» – проведения общей политики в вопросах, влияющих на осуществление свободы движения товаров. Непосредственное отношение к первой из четырех свобод имеют: • Общая торговая политика. • Общая сельскохозяйственная политика. • Политика в области конкуренции. • Транспортная политика. • Валютная политика. Осязаемое значение приобрело и то, что оставалось на заднем плане в первые годы существования ЕС, – гармонизация национального законодательства.
Date: 2015-09-03; view: 545; Нарушение авторских прав |