Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От Маастрихта до ниццы
Крупнейшей, переломной вехой в развитии европейской интеграции стало создание Европейского Союза. На подготовительном этапе столкнулись два принципиально различных подхода. Один из них базировался на так называемой «концепции дерева». Сторонники этого подхода предлагали сделать новые направления интеграции своего рода «ветвями» старого «дерева» Европейских сообществ. Противники этого подхода указывали на то, что «метод сообществ» является недостаточно гибким и, следовательно, ограниченным с точки зрения сферы своего применения. Для того чтобы Европейский Союз был жизнеспособным, он должен обеспечивать достаточный простор и межправительственному сотрудничеству. Они предлагали сделать Европейское сообщество главной опорой Союза, а новые направления интеграционного процесса – дополнительными, относительно самостоятельными его опорами. Эти дополнительные опоры предлагалось строить на принципах межправительственного сотрудничества, но «под крышей» общих интеграционных институтов и общего законодательства. Именно этот подход и одержал в конечном счете верх в ходе двух межправительственных конференций, созванных для подготовки новых положений Договора. Подготовленный ими проект был одобрен главами государств и правительств на очередном заседании Европейского совета в Маастрихте (Нидерланды) 9-10 декабря 1991 г. Там же 7 февраля 1992 г. был подписан Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский договор). 2 июня 1992 г. Маастрихтский договор был неожиданно отклонен в ходе референдума в Дании. Сообщество было вынуждено предоставить Дании ряд исключений и отсрочек. Обнаружились трудности в процессе ратификации договора и в ряде других стран. Политическая обстановка в Западной Европе еще более осложнилась вследствие острых валютных кризисов 1992-1993 гг. Однако, несмотря на все трудности, Договор в конечном счете вступил в силу 1 ноября 1993 г. Маастрихтский договор внес ряд фундаментальных изменений в природу и механизм интеграционного процесса. Суть воплотившихся в нем стратегических решений сводилась к следующему: · от Единого внутреннего рынка идти дальше, к полной экономической и валютной интеграции; · придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики; · дополнить наднациональную экономическую интеграцию прочным и постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней и внутренней политики. Маастрихтским договором было оформлено создание Европейского Союза, основанного на трех опорах: 1) Европейских сообществах, 2) общей внешней политике и политике безопасности и 3) сотрудничестве в области внутренних дел и юстиции. Все три опоры были объединены единой институциональной структурой. Государства-члены договорились о создании Экономического и валютного союза, введении единой валюты, учреждении института гражданства Европейского Союза, поддержании acquis соттиnautaire (сумма законодательных норм и административных правил Европейского сообщества) и соблюдении принципа субсидиарности. Сфера интеграционного строительства была распространена на ряд новых областей: образование, культуру, здравоохранение, защиту прав потребителя и строительство трансъевропейских сетей в области транспорта, коммуникаций и энергетики. Вскользь упомянутые в Римском договоре экономическая политика, социальная политика, политика экономического и социального сплочения, политика в области научных исследований и технологического развития, охрана окружающей среды были развернуты в отдельные главы основополагающих договоров. Маастрихтский договор существенно изменил формулировку целей экономической интеграции. Содержавшаяся в Римском договоре общая цель обеспечения гармоничного и сбалансированного развития всех видов экономической деятельности была дополнена принципиальными уточнениями. Было установлено, что Европейский Союз стремится к устойчивому и неинфляционному росту с должной охраной окружающей среды. Одной из высших целей экономической интеграции было признано достижение высокой степени сближения уровня экономической эффективности в государствах-членах. Была подчеркнута необходимость высокого уровня занятости и социальной защиты. Было также установлено, что целью экономической интеграции является не только повышение жизненного уровня, но и улучшение качества жизни. Учитывая значительные изменения в составе участников европейской интеграции, руководители ЕС добавили к числу целей экономической интеграции обеспечение экономического и социального сплочения и солидарности между государствами-членами. Соответственно изменились и средства дальнейшего осуществления экономической интеграции. Маастрихтский договор не только существенно расширил и уточнил понятие общего рынка, придав ему более развитую форму Единого внутреннего рынка. Он изменил и форму взаимодействия национальных государств: к достаточно расплывчатому «сближению» экономической политики добавлены «общие политика и действия», причем число областей, в которых осуществляются такого рода политика и действия, составляет не менее 13. И наконец, экономическая интеграция приобрела после Маастрихта такое мощное средство, как Экономический и валютный союз. 2 мая 1992 г., вскоре после заключения Маастрихтского договора, в Опорто (Португалия) было подписано Соглашение, учреждающее Европейское экономическое пространство (ЕЭП) между 12 государствами – членами ЕС и 7 государствами – участниками Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). Соглашение вступило в силу 1 января 1994 г. Оно предусматривает распространение «четырех свобод», действующих на Едином внутреннем рынке ЕС, на страны ЕАСТ. Это предполагает в первую очередь гармонизацию правил конкуренции и других общих правил экономической деятельности в странах ЕС и странах ЕАСТ в целях достижения однородности экономического пространства в странах – участницах соглашения. Для достижения этой цели страны ЕАСТ в одностороннем порядке приняли acquis communautaire. Был создан международно-правовой механизм, позволяющий странам ЕАСТ в последующем интегрировать новые акты ЕС в свое национальное законодательство. Из семи первоначальных участников соглашения со стороны ЕАСТ три (Австрия, Финляндия и Швеция) 1 января 1995 г. стали полноправными членами ЕС. Швейцария не ратифицировала соглашение в связи с отрицательными результатами референдума по этому вопросу. Поэтому в настоящее время в ЕЭП входят лишь три страны – Норвегия, Исландия и Лихтенштейн. 90-е годы прошли под знаком одновременного углубления интеграции, распространения интеграции на новые области и ее географического расширения. Процесс углубления интеграции включал строительство Экономического и валютного союза, подготовку к введению единой валюты, демократизацию Европейского Союза и подготовку институциональной реформы. В точном соответствии с заранее установленным графиком 11 государств – членов ЕС (позднее к ним присоединилась Греция) успешно завершили создание Европейского центрального банка и Европейской системы центральных банков. 1 января 1999 г. была введена новая валюта евро. Через два года, 1 января 2002 г., были выпущены в обращение банкноты и монеты евро, а к концу февраля того же года национальные валюты стран зоны евро полностью прекратили свое существование. 2 октября 1997 г. был подписан и 1 мая 1999 г. вступил в силу Амстердамский договор, которым были внесены новые изменения в основополагающие договоры. Договор закрепил неоспоримую обязанность государств-членов строго соблюдать и охранять фундаментальные права человека. Были еще более расширены права Европейского парламента. Было провозглашено превращение Европейского Союза в «пространство свободы, безопасности и справедливости», механизм Шенгенского соглашения включен в механизм первой опоры Союза. Расширение сферы интеграции приняло форму подготовки к принятию в ЕС 13 новых членов – 10 стран Центральной и Восточной Европы и 3 стран Южной Европы. Одновременно ЕС активно развивал свои отношения с теми странами, которые не являются кандидатами на вступление в Союз, – государствами СНГ и странами Западных Балкан, Правовой базой отношений с государствами СНГ стали соглашения о партнерстве и сотрудничестве, обеспечившие широкое развитие взаимовыгодных связей. Соответствующее соглашение между ЕС и Российской Федерацией было подписано 24 июня 1994 г. на острове Корфу (вступило в силу 1 декабря 1997 г.). На Балканах усилия Европейского Союза были направлены на разрешение острого кризиса, возникшего вслед за распадом Югославии. В ходе попыток прекращения военного конфликта достаточно наглядно выявилась неспособность ЕС решить эту задачу самостоятельно – пришлось прибегнуть к помощи НАТО и США. Одновременно это стало стимулом дальнейшего развития общей внешней политики и политики безопасности Европейского Союза. С большими сложностями был связан процесс институциональной реформы, которая стала абсолютным императивом в связи с перспективой нового географического расширения ЕС. Первоначально предполагалось решить вопросы институциональной реформы в Амстердамском договоре. Однако сделать это не удалось из-за глубоких разногласий между государствами-членами. 29 марта 2000 г. в Ницце (Франция) был подписан новый Договор, получивший название Ниццского. В нем были решены некоторые назревшие проблемы институциональной реформы – установлены численность и состав институтов ЕС после завершения расширения, распределение голосов в Совете, порядок применения принципа квалифицированного большинства и др. Ратификация Договора неожиданно затянулась в связи с тем, что он был отвергнут на референдуме в Ирландии. Повторное голосование по этому вопросу состоялось в октябре 2002 г. и дало положительный результат. Это сделало возможным вступление Ниццского договора в силу в начале 2003 г. Между тем стала совершенно очевидной недостаточность мер, предусмотренных Договором. Поэтому по предложению правительства Германии саммит принял решение созвать в 2004 г. новую межправительственную конференцию, которая должна выработать поправки к основополагающим договорам, в большей мере отвечающие изменившимся объективным условиям и тем вызовам, которые стоят перед Европейским Союзом. 24-25 октября 2002 г. в Брюсселе состоялось заседание Европейского совета, на котором были окончательно установлены сроки расширения ЕС. Первые 10 государств подпишут договор о присоединении в Афинах в апреле 2003 г. и официально станут членами ЕС в начале 2004 г. Для обсуждения будущего интегрирующейся Европы созван специальный Конвент из представителей интеграционных институтов, национальных государств и общественности. Резюме
Автором современной концепции западноевропейской интеграции был выдающийся французский общественный деятель Жан Монне. Суть его предложений состояла в передаче национальными государствами части своего суверенитета наднациональной интеграционной группировке. В рамках созданной таким образом компетенции Сообщества предстояло сформировать общее законодательство и общие институты, которые, действуя совместно с государствами-членами, проводили бы общую политику. Первым шагом на пути практического осуществления идей Ж. Монне была Декларация министра иностранных дел Франции Робера Шумана, опубликованная 9 мая 1950 г. В ней предлагалось поставить все производство угля и стали во Франции и Германии под контроль единого совместного Высшего органа в рамках организации, открытой для участия всех стран Европы. Это предложение было поддержано правительствами ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. 18 апреля 1951 г. в Париже был подписан сроком на 50 лет Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). Эта первая в истории интеграционная группировка успешно выполнила поставленные перед ней задачи. 25 марта 1957 г. в Риме представителями «шестерки» были подписаны Договор об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Поле интеграционного строительства было существенно расширено. Была создана современная институциональная система западноевропейской интеграционной группировки. К 1 июля 1968 г. завершилось формирование таможенного союза «шестерки», был установлен единый внешний таможенный тариф и осуществлен переход к общей торговой политике в отношении третьих стран. Возникла всеобъемлющая система общей сельскохозяйственной политики. Принципы интеграции были распространены и на ряд других областей. Вместе с тем в середине 70-х годов процесс создания общего рынка, предусмотренного Римскими договорами, застопорился. Перелом в развитии западноевропейской интеграции был связан с Единым европейским актом, который вступил в силу 1 июля 1987 г. На его основе была разработана и успешно осуществлена программа создания Единого внутреннего рынка, существенно расширен масштаб интеграционного строительства. Крупнейшей исторической вехой в развитии интеграции стал Договор о Европейском Союзе, подписанный в Маастрихте (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. и вступивший в силу 1 ноября 1993 г. В соответствии с этим договором был создан Европейский Союз, основанный на трех опорах: уже существовавших Европейских сообществах, общей внешней политике и сотрудничестве в области внутренних дел и юстиции. Было решено создать Экономический и валютный союз. Экономическая интеграция получила социальное измерение. В круг компетенции ЕС были включены новые области. В целях преодоления так называемого демократического дефицита была изменена система принятия решений, существенно расширены права Европейского парламента. Эта линия получила дальнейшее развитие в новых договорах, подписанных в 1997 г. в Амстердаме (Нидерланды) и в 2001 г. в Ницце (Франция). В 1998-2002 гг. была реализована программа создания Экономического и валютного союза. Были учреждены и успешно функционируют Европейский центральный банк и Европейская система центральных банков, введена единая валюта – евро. Таким образом, если взглянуть в ретроспективе на историю европейской интеграции, то ее отправной точкой было создание интеграционных инструментов – общего закона, общих институтов и общей политики. В результате напряженного и длительного интеграционного строительства появились самостоятельные, объективно существующие и устойчивые структурные элементы, вошедшие в плоть и кровь общественной жизни западноевропейских народов. Первым таким элементом был таможенный союз. Вторым – Единый внутренний рынок. Третьим элементом стал Экономический и валютный союз. В настоящее время основные усилия интеграционных институтов и государств – членов ЕС направлены на создание четвертого элемента – единого гражданства Европейского Союза и единого пространства свободы, безопасности и справедливости. Параллельно с развитием и углублением интеграционного процесса был осуществлен ряд последовательных расширений Европейского сообщества. В 1973 г. к ЕЭС присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. В 80-е годы в ЕС были приняты Греция, Испания и Португалия. В 90-е годы число государств – членов ЕС возросло до 15, в состав Союза вошли Австрия, Финляндия и Швеция. В 1993 г. на заседании Европейского совета в Копенгагене было принято принципиальное решение о возможности нового расширения ЕС. В настоящее время осуществляется стратегия подготовки к присоединению 12 стран Центральной, Восточной и Южной Европы, с которыми уже ведутся переговоры, и Турции, присоединение которой зависит от выполнения этой страной ряда предварительных условий. Первые 10 государств-кандидатов станут членами ЕС в начале 2004 г. В связи с перспективой расширения в ЕС будет проведена институциональная реформа, основные контуры которой определены Ниццским договором. Date: 2015-09-03; view: 425; Нарушение авторских прав |