Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Генезис
Попытки объединения Европы, предпринимавшиеся на протяжении одиннадцати с половиной веков, оказались бесплодными не потому, что в их основе лежали несовершенные планы, а потому, что для этого не было необходимых объективных предпосылок. Такие предпосылки сложились лишь к концу 40-х годов XX века. Первое. Имманентное противоречие частной собственности, противоречие между созиданием и разрушением, достигло своего апогея в годы Второй мировой войны. С одной стороны, потенциал разрушения, на алтарь которого были принесены лучшие достижения науки и экономики, превратился в потенциал саморазрушения. Это с огромной силой продемонстрировала бойня, которая унесла более пятидесяти миллионов жизней. Народы Европы, в первую очередь народы главных стран-антагонистов – Германии и Франции, вышли из войны с непоколебимым стремлением обуздать слепой эгоизм своих государств, исключить войну из жизни континента. Хотя частная собственность осталась коренным устоем жизни в Западной Европе, война перестала быть «естественным состоянием человечества». Ракетно-ядерное оружие вообще превратило тотальную войну в бессмыслицу. Тем самым было устранено главное препятствие на пути осуществления «европейской идеи». Второе. Коренные изменения произошли и в области созидательного потенциала частной собственности и ее естественного порождения – капиталистического способа производства. Еще до Второй мировой войны рамки национальных рынков оказались слишком тесными для разросшихся производительных сил. Их дальнейший рост требовал всемерной интернационализации производства и капитала. Однако развитие и углубление интернационализации сдерживалось национальной ограниченностью рынков, протекционистской политикой государств и их острым политическим и экономическим соперничеством. Наиболее ярким проявлением этого противоречия был беспрецедентный по своей глубине экономический кризис 30-х годов. Фашизм нашел выход из кризиса в корпоративном капитализме и прямом государственном регулировании экономики. Это дало возможность подготовить экономическую базу массового производства современных вооружений и успешной агрессии в Европе, Африке и Азии. Демократические страны вплоть до окончания Второй мировой войны так и не смогли найти действенное противоядие экономическому эгоизму государств. Начавшаяся в 50-е годы экономическая интеграция «открыла шлюзы» для накопившегося потенциала интернационализации в наиболее развитом регионе мира. Результаты оказались поистине поразительными. Третье. Лишь к середине XX века завершился долгий и мучительный процесс становления западноевропейской политической демократии. В связи с исчезновением такой важнейшей функции государства, как мобилизация населения для подготовки и ведения тотальных войн, сошел на нет и репрессивный элемент в его деятельности. Гражданское общество получило невиданное развитие, а вместе с ним и культура добровольной ассоциации людей и выработки взаимоприемлемых компромиссов, верховенство закона, взаимное доверие на всех ступенях общественной лестницы. На смену классовой борьбе пришла общественная солидарность, получившая материальное выражение в государстве всеобщего благосостояния. Можно без преувеличения сказать, что после Второй мировой войны появился новый «генетический тип» европейца, свободного от атавистического национализма и готового к сотрудничеству с представителями других наций. Именно этот тип личности стал тем «первичным материалом», из которого и было выстроено величественное здание европейской интеграции. Четвертое. Мощным фактором сплочения западноевропейских народов был страх перед советской военной угрозой. Как отметил выдающийся бельгийский политический деятель Поль-Анри Спаак, «значительное число западных государственных деятелей окрестили «отцами европейского единства»... Ни один из них не заслуживает этого титула – он принадлежит Сталину» (Цит. по: Heater D. The Idea of European Unity. – L., 1992. – P. 150). Именно логика холодной войны заставила Соединенные Штаты поддержать интеграционный проект, который создавал угрозу появления грозного соперника на мировых рынках. Европейская интеграция была неотъемлемой составной частью центростремительных процессов, которые почти одновременно и независимо друг от друга начались в различных областях жизни Западной Европы после окончания Второй мировой войны. Эти процессы развивались, с одной стороны, на уровне общества, с другой – на уровне правительств. Идейным манифестом объединения по праву считают речь Уинстона Черчилля в Цюрихском университете 19 сентября 1946 г. Помимо эмоционального призыва к единству Европы и ней содержались две идеи, которые в последующем действительно легли в основу интеграционного процесса. 1) восстановление «европейской семьи» В рамках своего рода Соединенных Штатов Европы - структуры, обеспечивающей мир, безопасность и свободу; 2) примирение и партерство между Германией и Францией. 7-11 мая 1948г. в Гаaгe состоялся конгресс видных общественных деятелей, выступавших за объединение Западной Европы. Почетным председателем конгресса был У. Черчилль. В ходе его работы выявились два различных течения. Одно из них, в которое входили главным образом представители Франции, Италии, Бельгии и Голландии, выступало за немедленное создание федеративного государства с сильным правительством, наделенным реальными правами. Большинство англичан призывало к налаживанию тесного и делового сотрудничества между государствами, которое не затрагивало бы их национальный суверенитет. В итоге оживленных дискуссий была принята рекомендация о созыве Европейской учредительной ассамблеи и Специального европейского совета с целью подготовки проектов экономической и политической интеграции. Различные организации участвующие в конгрессе объединились в Европейское движение. В последующие десятилетия оно неизменно играло pоль ведущей интеллектуальной силы европейского федерализма. На уровне правительств Западную Европу активно подталкивали к экономическому и во военно-политическому объединению Соединенные Штаты Америки – в то время бесспорный лидер западного мира. 5 июня 1947 г., выступая в Гарварде, государственный секретарь США Джордж Маршалл предложил странам Европы помощь США в восстановлении нормальной экономической жизни. Уже 15 июля 1947 г. это предложение было принято 16 европейскими странами. Для обеспечении должной координации усилий европейских стран в рамках «плана Маршалла» по предложению США 16 апреля 1948 г была создана Организация европейского экономическую сотрудничества (ОЕЭС), впоследствии преобразованная в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). В сентябре 1950 г., также под воздействием США, был создан Европейский платежный союз, который оказался действенным средством нормализации внешней торговли и взаимных расчетов между странами Западной Европы. Одновременно проявляли инициативу и сами западноевропейские государства 1 январи 1948 г. вступило в силу соглашение о создании Бенилюкса – таможенного союза Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, 17 марта того же года в Брюсселе был подписан пикт о создании оборонительного Западного союза в составе Великобритании, Франции и стран Бенилюкса. Память о германской агрессии и неопределенность положения в Германии помешали включить в него немцев. Более того, создатели Союза не скрывали, что их организация направлена преимущественно против угрозы германского реваншизма. Однако уже годом позже при решающем воздействии США была создана Организация Североатлантического договора (НАТО) – военно-политический блок, направленный исключительно против советской угрозы. 5 мая 1949 г. в Лондоне был подписан Устав Совета Европы, в рамках которого были институционализированы основные принципы западноевропейского социально-политического уклада. Следует подчеркнуть, что первые европейские организации не выходили за рамки классических международных отношений: все они были построены на принципах межправительственного сотрудничества при скрупулезном соблюдении суверенных прав государств-участников. Интеграция означала решительный, качественный разрыв с этой традицией, а первая интеграционная группировка представляла собой принципиально новое явление в тысячелетней истории международных отношений. Первые шаги западноевропейской интеграции выглядели довольно скромно, казались сугубо техническим мероприятием. 9 мая 1950 г. французский министр иностранных дел Робер Шуман, развивая мысль У. Черчилля о необходимости франко-германского примирения, предложил «поставить все производство угля и стали во Франции и Германии под контроль единого совместного Высшего органа в рамках организации, которая будет открыта для участия стран Европы». Правительства Федеративной Республики Германии, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга немедленно заявили о своем присоединении к предложению Шумана. Правительство Великобритании сочло невозможным участвовать в создании организации, которая ограничивала бы суверенные права национальных государств. У инициаторов интеграционного процесса, естественно, не было практического опыта, который позволил бы в деталях представить себе все этапы предстоящего пути. Поэтому на первых порах нередко имело место явное «забегание вперед», что приводило к политическим просчетам, взлетам и падениям в развитии интеграции. Так, уже 24 октября 1950 г. французское правительство во главе с Рене Плевеном предложило создать Европейское оборонительное сообщество («план Плевена»). 27 мая 1952 г. министры иностранных дел «шестерки» подписали соответствующий договор. 13 сентября 1952 г. была создана специальная ассамблея для подготовки проекта создания Европейского политического сообщества. 10 марта 1953 г. ассамблея успешно завершила работу и передала свои предложения на рассмотрение министров иностранных дел. Оба проекта потерпели полный провал: дали о себе знать недооценка важности национальных интересов и сохранявшееся взаимное недоверие государств-членов. Как ни странно, удар последовал со стороны главного инициатора интеграции – Франции, 30-31 августа 1954 г. Национальная ассамблея Франции отвергла договор о создании Европейского оборонительного сообщества. После этого рассмотрение предложения о создании Европейского политического сообщества утратило всякий смысл. Эта неудача федералистского подхода к объединению Европы на многие годы вперед определила «алгоритм» интеграционного процесса. Инициатором «плана Шумана» был известный французский общественный деятель Жан Монне. Именно он разработал основные принципы западноевропейской интеграции («метод Монне»), обеспечившие ей в дальнейшем огромный успех: · Экономическая интеграция должна предшествовать политическому объединению. Иными словами, интеграция должна идти снизу вверх, а не наоборот. · Залогом успешной интеграции является принцип наднациональности, предусматривающий передачу национальными государствами части своего суверенитета наднациональным институтам. · В ходе интеграционного строительства сначала должны решаться простые задачи, в отношении которых имеется согласие всех участников, и на этой базе должны создаваться предпосылки для решения более сложных задач, в отношении которых первоначально существуют непреодолимые разногласия. Date: 2015-09-03; view: 555; Нарушение авторских прав |