Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формы обучения
Виды форм обучения. Понятие «формы» используется по отношению к обучению в двух вариантах: как форма обучения и как форма организации обучения. Формы обучения, которые называют общими, делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные*, а также коллективные, парные, со сменным составом учеников**. В основу разделения общих форм обучения положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учащимися, а также между самими учениками. * Чередов И. М. Формы учебной работы в средней школе: Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1988. - С. 8-23. ** Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. - М.: Педагогика, 1989. - С. 153.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тыоторство, консультации и т. п.). В групповых формах обучения учащиеся работают в группах, создаваемых на различных основах.
Фронтальное обучение предполагает работу учителя сразу со всем классом в едином темпе и с общими задачами. Коллективная форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив со своими лидерами и особенностями взаимодействия. В парном обучении основное взаимодействие происходит между двумя учениками, которые могут обсуждать задачу, осуществлять взаимообучение или взаимоконтроль. В. К. Дьяченко разработал систему обучения, когда пары учеников меняются в определенной последовательности, что позволяет интегрировать парную форму обучения с коллективной. Форма организации обучения – ограниченная рамками времени конструкция отдельного звена процесса обучения. Формы организации обучения обозначают определенный вид занятия – урок, лекцию, семинар, экскурсию, практикум, факультативное занятие, экзамен и т. д. Эти формы называют внешними. Они играют интегрирующую роль, поскольку включают в себя цели, содержание, методы, средства обучения, взаимодействие учителя и учеников. Классификация форм организации обучения проводится учеными по различным основаниям. Ч. Куписевич предлагает использовать наиболее типичные для школы формы: индивидуальное обучение, коллективное обучение, внеклассные и одновременно внешкольные занятия*. * Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. – М: Высш. шк., 1986. – С. 244.
В. И. Андреев* выделяет внутренние формы организации обучения, в качестве основания для классификации выбирая структурное взаимодействие элементов с точки зрения доминирующей цели обучения. К внутренним формам организации обучения относятся: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, занятие по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. * Андреев В. И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 2-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2000. – С. 307.
Существуют классификации форм обучения, делящие их по дидактическим целям на теоретические, комбинированные, практические, трудовые*. * Дидактика современной школы: Пособие для учителей / Под ред. В. А. Онищука. – К.: Рад. шк., 1987. – С. 241.
Комбинируя сочетания общих и конкретных форм обучения, педагоги получают разные системы форм обучения, называемые классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной, и др.
Различия в коммуникативном взаимодействии учителя и учащихся являются основой разделения организационных форм обучения на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий (рис. 5.1).
Рис. 5.1. Формы организации обучения
Группы и элементы данной классификации не являются логически и педагогически изолированными, например лекция может войти в состав погружения, а занятия с тьюторами происходят во время творческой недели. Индивидуальные занятия. Наиболее распространенная форма индивидуальных занятий – репетиторство. Чаще всего репетитор готовит ученика к сдаче зачетов и экзаменов – школьных, вступительных в вузы. Основой данной системы занятий является интенсивное освоение знаний и умений, необходимых для изучения школьником определенной системы требований. К уровню личностного и творческого развития учащихся в данном случае требований не выдвигается. Тьюторство и менторство более распространены за рубежом. Эти формы обучения способны обеспечить продуктивную образовательную деятельность ученика одновременно с его индивидуальной образовательной траекторией. Например, П. Торранс обнаружил, что те одаренные дети, которые работали с менторами, достигли больших успехов, чем их столь же талантливые сверстники. По мнению психологов, «сотрудничество с менторами – лучший предсказатель творческих достижений, чем коэффициент интеллектуального развития (IQ) или другие традиционные критерии»*. * Психология одаренности детей и подростков/Под ред. Н. С. Лейтеса. – М: Издательский центр «Академия», 1996. - С.212.
Ментор, понимаемый как наставник, советчик ученика, вносит в содержание изучаемого предмета индивидуальность, которую невозможно достичь в обычной школьной системе обучения. Он оказывает ученику помощь при выполнении самостоятельных учебных проектов, вводит его в реальные профессиональные сферы, помогает преодолеть разрыв между школьным классом и жизнью.
Тьютор – это научный руководитель учащегося. Знаменитый немецкий философ Иммануил Кант девять лет работал тьютором в семьях, прежде чем начал свою деятельность в университете. Учителя могут выполнять функции тьютора во время проведения в школах творческих и научных недель. Возможна смешанная система обучения, когда одни учащиеся занимаются индивидуально с тьюторами, другие в это же время обучаются по классно-урочной системе. В последние годы восстанавливаются традиционные когда-то формы семейного образования и гувернерства. Имеет место кооперативное семейное образование, когда родители нескольких семей объединяются для организации занятий со своими детьми. Самообучение как форма обучения более свойственна учащимся старшего возраста, у которых уже сформировались необходимые ценностные ориентиры и волевые качества. При самостоятельном обучении наибольшее развитие получают оргдеятельностные качества учащихся. Обычно самообучение происходит параллельно обучению в образовательном учреждении и носит характер дополнительного образования. Имеются случаи досрочной сдачи старшеклассниками экзаменов экстерном с получением аттестата и высвобождением времени для самообразования, для работы или подготовки в вуз. Классно-урочная система и ее альтернативы. Наиболее распространенная сегодня в школах форма обучения – классно-урочная. Ее преимущества: четкая организационная структура, удобство управления деятельностью класса, возможность коллективных взаимодействий и решений учебных задач, постоянное эмоциональное влияние личности учителя на детей, экономия времени обучения. К недостаткам этой системы относится ориентация на среднего ученика, трудность учета индивидуальных особенностей детей, одинаковый темп и ритм работы, ограниченное общение между ученикам, частая смена в расписании учебных предметов, не позволяющая ученикам доводить начатые дела до конца. Существует множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую белл-ланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, потом, получив инструкции, обучали своих
младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказывалось невысоким. В конце XIX в. в США появилась батовская система, которая делилась на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия как с сильными, так и со слабыми учащимися. Со способными учениками работал учитель, с отстающими – его помощник. Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, названная по имени города Маннгейм. Основатель этой системы И. Зиккенгер предложил создавать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых. Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик учителей и экзаменов. В 1905 г. учительница Елена Паркхерст (г. Долтон, США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Цель данной системы – дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам, и ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа происходила один час в день, остальное время – индивидуальная работа в мастерских и лабораториях, в которых постоянно присутствовали учителя. В 50–60-х гг. XX в. в США получил известность план Трампа – форма индивидуализированного обучения, сочетающаяся с лекциями, на которые отводилось до 40% времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях с количеством от 100 до 1500 человек. Затем малые группы учащихся по 10–15 человек обсуждали материалы лекции, вели дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20%. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях. В современной практике существуют и иные формы организации обучения. Например, на Западе имеются неградуированные классы, когда ученик по одному предмету может обучаться по программе 7-го класса, а по другому «быть» в 5-м классе. Особая форма организации обучения – «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах. Лекционно-семинарская форма обучения. Концентрированным выражением коллективно-групповой формы обучения являются лекции и семинары. Школьная лекция – такая форма обучения, при которой учитель, излагая материал, помогает учащимся формулировать проблемы, осваивать логику познания, делать собственные открытия. Лекции обеспечивают условия для создания учениками или учителем новых образовательных продуктов, что решается с помощью выбора смысла, целей и структуры лекции. Что поставить во главу угла школьной лекции? Как скомпоновать и построить материал, чтобы учащиеся выступали не пассивными слушателями, а осуществляли познавательное движение? Для этого лекция должна иметь каркас, определяющий структуру ее содержания. В зависимости от места лекции в системе обучения и специфики решаемых задач, возможны различные виды лекций. Инструктивные лекции знакомят учеников с технологией их предстоящей деятельности, с особенностями выполнения отдельных действий и способов работы. На инструктивных лекциях рассматриваются алгоритмы решения задач, правила выполнения экспериментов, планы изучения понятий, способы конструирования правил, законов, теорий; поясняются методы учебного познания, раскрывается организационный механизм занятия школьников. Лекция-диалог проводится на основе сократовского метода с помощью прямого диалога учителя с учениками. Лекция-диалог, в которой присутствует слово ученика, позволяет избежать пассивного восприятия информации, побуждает учащихся к активному действию. Лекция с научной структурой использует структуры, свойственные изучаемой науке или проблемной области. Например, по мнению исследователей фольклора, построение народных сказок побуждает слушателей совершать определенные мысленные и чувственные действия. Соответствующее воздействие на учеников может оказать лекция, построенная по «сказочной структуре»: предписание или запрет – его нарушение – отъезд героя – драма – задача с противоречием – неверные решения – подсказки, помощь – решение задачи – возвращение с победой. Лекции теоретического конструирования обучают школьников систематизировать и обобщать свои образовательные результаты на теоретической основе. В качестве теоретической основы на лекции выбирается определенная концепция, принципы, правила, законы, теории, картина мира. На лекции учащиеся знакомятся со структурой и иерархией установленного теоретического элемента, с методами его конструирования. Например, после исследования учениками гравитационных явлений проводится лекция о структуре физической теории, которая состоит из основания, ядра, выводов, области применимости. Перед учениками ставится проблема: как систематизировать знания, полученные ими при изучении гравитационных явлений? Предлагается разработать систему понятий и законов, отражающих связи в изученной области физических явлений. Допускается создание учениками собственных теоретических структур для решения конкретной проблемы. Такие лекции выступают в качестве средства для организации образовательной деятельности учащихся на теоретическом уровне. После разработки и защиты учениками своих «теорий» гравитационных явлений, проводится лекция на тему «Структура ньютоновской теории тяготения». Ученикам предлагается познакомиться с основными структурными элементами классической теории тяготения: 1. Основание теории: наблюдения за вращением планет вокруг Солнца, приливами и отливами вследствие притяжения воды Луной; эксперименты с паданием тел на Земле (Г. Галилей). 2. Ядро теории: Закон всемирного тяготения; гравитационная постоянная, опыт Г. Кавендиша по ее измерению. 3. Выводы теории: измерение массы Земли, масс и плотностей других планет, Солнца, звезд, галактик; расчет движения искусственных и естественных космических объектов; определение времени и места солнечных и лунных затмений и др. 4. Границы применимости ньютоновской теории обнаружены после создания теории тяготения Эйнштейна, которая включила область околосветовых скоростей. Другие виды школьных лекций: ¨ лекция по введению культурно-исторических аналогов; ¨ методологическая лекция, раскрывающая характер, структуру и методы научного познания, например: факты – гипотеза – модель – выводы – эксперимент – практическое применение; ¨ исторические лекции, подводящие учеников к осмыслению и «переоткрытию» основных этапов истории; ¨ общепредметные лекции, строящиеся на раскрытии связей фундаментальных образовательных объектов с различными школьными дисциплинами – физикой, химией, математикой, историей, литературой, обществоведением; ¨ обобщающие лекции, демонстрирующие учащимся результаты систематизации их собственных знаний, достижений, проблем. Образовательный эффект лекций достигается благодаря сформулированным на них заданиям или проблемам, которые организуют деятельность школьников во время лекции. Приведем возможные виды заданий ученикам на лекции.
¨ Ответить на 2-3 заранее записанных на доске вопроса. План лекции также может быть записан в виде вопросов. В конце занятия ученики зачитывают свои ответы, сравнивают их. ¨ Выявить черты сходства и отличия между рассматриваемыми на лекции явлениями, понятиями, законами. Например, выявить сходство законов Кулона и Ньютона; отличие английского и русского алфавитов; общность чисел и фигур. ¨ Самостоятельно составить план лекции (простой или сложный). В конце занятия ученические планы зачитываются, сравниваются. ¨ Воспроизвести в тетрадях основное содержание лекции (конспективно или схематично в виде таблицы или символического рисунка). ¨ Придумать и задать свои вопросы по содержанию лекции. ¨ Сделать собственные выводы из лекции, отразить личный взгляд на проблему в виде последующего мини-сочинения. ¨ Сформулировать проблему на завтра. Прием, когда поставленная учителем или возникшая у учеников проблема не рассматривается на текущей лекции, а переносится на следующее занятие. Учащиеся имеют время для ее осмысления. Семинар – форма занятия, которая обеспечивает создание учащимися личных образовательных продуктов в ходе коллективно-групповой коммуникации. Семинары отличаются от других видов занятий повышенной активностью и самостоятельностью школьников, проявлением их оргдеятельностных личностных качеств. По дидактическим целям семинары делятся на занятия по введению в тему, планированию ее изучения, исследованию фундаментальных образовательных объектов, представлению и защите образовательных результатов, углублению, обобщению и систематизации знаний, контрольные и зачетные семинары, аналитические семинары. По способу и характеру проведения различают вводные, обзорные, самоорганизующие, поисковые семинары, индивидуальные и групповые семинары, семинары-проекты, семинары по решению задач, «круглые столы», «мозговые атаки», семинары-деловые игры и др. По доминирующим формам коммуникации учеников эвристические семинары строятся на следующих видах работы: индивидуальной, парной, групповой, коллективной, индивидуально-коллективной. Рассмотрим подробнее некоторые виды семинаров. Вводный семинар опирается на имеющиеся у учеников знания и опыт. После объяснения учителем структуры семинара учащиеся коллективно собирают информацию по новой теме и классифицируют ее по разделам. По каждому разделу ученики выбирают групповодов, которые набирают свои группы. Группы работают с собранной информацией по заданному алгоритму и перед классом готовят выступления, которые оцениваются и анализируются учащимися. Обзорный семинар предполагает самостоятельный обзор учениками всей темы на основе учебника и других материалов. Результаты обзора ученики формулируют в виде следующих суждений: 1) смысл данной темы; 2) ее главные части или направления; 3) изучаемые объекты; 4) возникшие вопросы; 5) отличия изложения темы в разных источниках. Особую роль играют сформулированные учениками вопросы. По итогам обзорного семинара составляются индивидуальные и коллективные программы занятий по теме. Самоорганизующий семинар предоставляет ученикам возможность самостоятельно определить цели занятия, распределить работу между коллегами по группе, выполнить и оценить ее, отчитаться перед классом, наметить перспективу на будущее занятие. Каждый ученик выбирает одну тему, разработкой которой занимается на семинаре индивидуально или в группе. Поисковый семинар предусматривает исследовательскую деятельность учеников в группах, а затем коллективный поиск по наиболее интересным и важным проблемам. Учесть индивидуальные качества учеников позволяют циклы семинаров разных типов. Ниже приведены три типа семинаров, объединенных в общий цикл: с индивидуальной работой, групповой, группами сменного состава. Семинар с индивидуальной работой. Ученики ставят перед собой учебную задачу по теме, составляют план занятия, выбирают вид учебной деятельности и форму отчета. Учитель предлагает банк данных, облегчающий ученикам выбор перечисленных элементов деятельности. Возможные задания, виды деятельности и формы отчета записываются до начала семинара на доске в виде таблицы. Семинар с групповой работой. Его специфика состоит в том, что ученики, занимающиеся одинаковыми вопросами во время индивидуальной работы, объединяются в группы. Каждая созданная группа продумывает форму занятий по своей теме для остальных учащихся класса. Ученики готовят выступления, опыты, задачи, викторины для тех ребят, которые придут к ним на следующее занятие. Семинар в группах по выбору. Во время такого занятия одновременно выступают несколько учащихся – представители групп, работавших на предыдущем семинаре. Они кратко рассказывают всему классу, что будут делать ученики, выбравшие для занятий их группу. Школьники образуют новые рабочие группы. Семинар генерации идей. Учащиеся распределяются по парам: генераторы и организаторы. Генератор излагает свое видение проблемы, описывает все, что ему известно или неизвестно, по теме. Организатор задает ему вопросы на уточнение, поощряет высказывания, записывает основные ответы и полученные в ходе обсуждения результаты. Алгоритм фиксации результатов задается учителем, например: основные понятия по теме; символ или схема, изображающая проблему; возникшие в парах вопросы и др. Через некоторое время пары переходят от этапа генерации к обсуждению наработанного материала, а затем выступают с результатами перед всеми участниками. Семинар-«круглый стол». На занятие приглашаются специалисты по рассматриваемым вопросам – ученые или специально подготовленные ученики. Специалисты обмениваются с учениками подготовленной информацией, отвечают на их вопросы, задают свои вопросы по проблематике. Семинар-выставка. В учебном кабинете выставляются демонстрационное и лабораторное оборудование по изучаемой теме, научно-популярная литература, ученические рефераты, самодельные газеты, наглядные пособия, сделанные в прошлые годы, диапроекторы с диафильмами, компьютеры с учебными программами. Каждую часть выставки обслуживает ученик-экскурсовод. Учащиеся группами переходят от одной экспозиции к другой (например, от книжно-журнальной к приборной и далее – к реферативной), смотрят, слушают экскурсовода, задают вопросы, выполняют опыты. В конце занятия учащиеся пишут отзыв о выставке или рецензию по заданному плану: 1) Что вам больше всего понравилось на выставке? 2) С какими новыми понятиями, законами, приборами вы познакомились? 3) Где и для чего они применяются? 4) О чем бы вы хотели узнать дополнительно? 5) По какой теме вы могли бы выступить на семинаре? 6) Каково ваше общее впечатление о проведенном занятии? 7) Ваши замечания и предложения. Такое занятие может проводиться как в начале изучения темы, так и в ходе ее обобщения.
Рефлексивный семинар. Обсуждаются основные результаты прошедших занятий, анализируются способы образовательной деятельности и особенности полученной продукции. Ученики в группах кратко высказывают свои мнения по обозначенным вопросам. Координатор семинара и лидеры групп фиксируют обобщенные и систематизированные результаты рефлексии. Затем происходит коллективное обсуждение ключевых проблем, выявленных в ходе индивидуальных выступлений. Групповые формы обучения. Введение семинарской формы обучения требует предварительной подготовки учащихся. Для этого во время обычных уроков вводятся и осваиваются отдельные виды деятельности. Индивидуальное самообучение – ученики выполняют ту или иную самостоятельную работу (работа с изучаемыми объектами, учебником, приборами, решение задач, исследовательская работа) и составляют письменные сообщения по ее результатам. Парное взаимообучение – ученики в стабильных парах (соседи за одной партой), либо в парах сменного состава (ученики в течение урока меняются местами по типу конвейера) объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты товарища. Групповая работа по общей теме. Обучение внутри группы. Ученики, объединенные в группы, взаимодействуют внутри них: объясняют новый материал, обсуждают его, оценивают свою деятельность, готовят выступление. Взаимообучение групп. Группы, занимающиеся разными проблемами или видами деятельности – теоретики и экспериментаторы, временно – объединяются, чтобы поделиться опытом, информацией, проблемами. Ученик вместо учителя. Один или двое учеников обучают весь класс, ведут урок, проводят лекцию или другое занятие. Подготовка учениками выступлений. Отрабатываются такие виды деятельности, как техника выступления, методика ведения дискуссии, формулировка вопросов и ответов к ним, аргументация суждений, рецензирование, оценивание, анализ. Самоорганизующийся коллектив. По мере овладения учащимися определенными видами деятельности им предоставляются все большие возможности в самоорганизации обучения. Например, спонтанное либо специально организованное рождение замысла урока или их серии может привести к образованию координационной группы учащихся, которая затем уточнит тематику и технологию занятия, подготовит и проведет его. Для развития оргдеятельностных качеств учащихся применяются различные способы образования групп. 1. Группы создаются на основе уже существующего размещения учеников в классе. Например, группу образуют из четырех учеников, сидящих за двумя соседними партами, либо учеников, сидящих в одном ряду. Данный способ имеет формальную основу, но требует наименьших временных затрат. 2. Состав ученических групп определяет учитель. Способ эффективен для оперативного решения задач учителя при условии его авторитета среди учеников. 3. Ученики самостоятельно разбиваются на группы по 4–6 человек еще до семинара или в самом его начале. Наиболее естественный самоорганизующий способ при условии наличия необходимого времени. 4. Класс (или учитель) вначале по определенным критериям выбирает лидеров будущих групп, которые затем набирают себе в группы остальных учеников. Например, каждый из лидеров называет ученика, которого приглашает в свою группу; если тот согласен, то он подходит к лидеру. Затем право выбора переходит по очереди к другому лидеру и т. д. Группы заполняются постепенно и равномерно. 5. Учитель назначает учеников, которые осуществляют набор ребят в свои группы, затем в созданных группах выбираются новые групповоды. Данный способ помогает развитию коммуникативных навыков учеников, дает им шанс активного взаимодействия. 6. Учитель или ученики определяют и записывают на доске перечень главных вопросов (проблем) по изучаемой теме. Каждый учащийся выбирает для себя проблему и входит в соответствующую группу. Если группы оказываются слишком большими, они разбиваются на подгруппы. В созданных группах выбираются лидеры. 7. Сначала выбираются лидеры групп, которые определяют проблему для занятия в группе, затем остальные ученики расходятся к лидерам по известным темам. Способ эффективен при наличии авторитетных учеников-специалистов. 8. По одной и той же теме задается несколько аспектов ее изучения с разными видами деятельности (например, «история», «техника», «опыты», «задачи», «игра», «проблемы»). Ученикам предлагается выбрать группу с приоритетными для них видами деятельности, при этом происходит выбор ими индивидуальной траектории изучения темы. 9. Самоорганизация групповой работы. Ученикам предлагается самим определить проблемы для групповых занятий и виды деятельности своих групп. Учителем задаются временные рамки деятельности групп и формы предоставления образовательного продукта. Группы запрашивают необходимое оборудование для проведения эксперимента, идут в библиотеку, на экскурсию и т. д. Такая форма применяется в подготовленном для групповой работы классе. 10. Поэтапное образование групп. Первоначально 3–5 учеников, достигшие определенных успехов в изучении темы или проблемы, объединяются в группу и самостоятельно работают в ней во время обычных уроков отдельно от остальных. С остальными учениками учитель занимается по своему плану. Группа учащихся по ходу обучения расширяется, разбивается на подгруппы по определенным критериям. Так происходит до тех пор, пока большинство учеников не войдут в группы. Данная форма стимулирует переход учащихся к групповой работе, однако требует от учителя владения ситуативными методами организации обучения. Особого внимания заслуживает технология организации работы в группах. Так как группы занимаются в основном самостоятельно, их необходимо этому учить. Проводится общий инструктаж, раздаются специальные памятки, заранее готовятся задания, предварительно проводятся консультации групповодов, учитель участвует в работе отдельных групп. Перечислим виды деятельности групп, которым обучаются ученики: ¨ подготовка выступления перед классом, демонстрация опыта, изучение и конспектирование литературы; ¨ коллективное обсуждение и решение поставленной проблемы методом «мозговой атаки»; ¨ выступления учащихся внутри групп по заранее подготовленным ими вопросам, например, с демонстрацией проделанных опытов. Группа отбирает лучшие сообщения для выступления перед классом; ¨ подготовка учеников к взаимодействию с другими группами – придумывание вопросов для них, подготовка конкурсов и соревнований, участие групп в решении общей для всего класса задачи; ¨ выполнение длительного творческого задания – исследование объекта, конструирование прибора или механизма, разработка проекта, экскурсия с подготовкой отчета, выполнение художественного произведения и др; ¨ подготовка группы учеников к проведению семинара или другого вида занятия со всем классом (лабораторной работы, экскурсии, викторины). В работе групп преобладают оргдеятельностные виды деятельности: учащиеся ставят цели, планируют свою работу, обсуждают возникающие проблемы, распределяют работу внутри группы, контролируют, анализируют и оценивают свою деятельность, проводят рефлексию. Способы обсуждения в группе могут быть различны. Наиболее эффективно на первом этапе излагать свое мнение всем членам группы «по солнышку», то есть по часовой стрелке, не перебивая друг друга. Это дисциплинирует ребят, приучает следить за своей речью, дает возможность высказать свое мнение каждому ученику. В группах, где работа «не идет», учитель применяет различные методы активизации, координирует работу сам. В конце каждого занятия в группах подводится рефлексивный итог: что сделано, как работали, каковы задачи на будущее. Следит за этапами работы внутри группы ее лидер-групповод. Уровень овладения учениками оргдеятельностными формами работы определяет успех групп в других видах деятельности – познавательной, творческой. На первых этапах группового обучения в этих видах деятельности результаты обычно скромные. По мере освоения оргдеятельностного компонента учащиеся создают более качественную образовательную продукцию когнитивного и креативного уровней.
Групповая форма обучения обеспечивает достаточно высокие результаты образовательной деятельности учащихся начиная со среднего школьного звена. Однако небольшие включения групповой формы работы в учебный процесс целесообразны уже в начальной школе. Это способствует формированию у школьников оргдеятельностных личностных качеств и последовательному овладению ими соответствующими способами деятельности. Рассмотрим вариант организации урока с групповой работой и демонстрацией образовательного продукта – распределенного по ролям пересказа материала. Предмет: литература. Тема урока: «Русские народные сказки», 5-й класс. Цель урока: создать ученикам продукт своей деятельности по отношению к программному материалу. На уроке дети распределяются на группы следующим образом. Учитель называет несколько сказок и предлагает детям выбрать для себя сказку и войти в ту группу, которая будет заниматься этой сказкой. После того как дети распределились по группам и прочитали сказки, им предлагается подготовить коллективный пересказ своей сказки. Каждая группа встает перед всем классом и пересказывает «свою» сказку «по цепочке» в соответствии с развитием сюжетной линии. Слушающие выбирают наиболее понравившийся им сказочный сюжет и самый выразительный эпизод сказки. Этот эпизод еще раз прочитывается и анализируется. Экскурсии. Учебная экскурсия – это форма организации обучения в условиях природного ландшафта, производства, музея, выставки с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся. Экскурсии ставят задачи развития способностей учащихся действовать с познавательных позиций в окружающем их мире; непосредственно воспринимать и изучать жизненные явления и процессы. Экскурсии помогают формировать эмоциональные качества учащихся: чувства прекрасного, ощущения радости познания, желания быть полезными обществу. В поле, лесу, на реке школьники находятся в мире природы, учатся понимать ее красоту, а потом воспроизводить увиденное и прочувствованное в рисунках, гербариях, стихах, рассказах, поделках. Экскурсии в музеи, выставочные залы, на производство учат понимать произведения искусства, находить красоту в обыденных вещах и явлениях, чувствовать красоту человеческого труда. Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых в разных курсах явлений и законов, приобрести навыки их универсального применения. Например, работа на местности учит применять законы геометрии в практике измерений, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки и записи наблюдений, собирать тематические коллекции, работать с картой. Экскурсия дает возможность постановки и решения проблемных методов обучения. Сами проблемы и объекты познания во время экскурсии оказываются более интересными для учеников, чем при умозрительном их изучении в пределах классной комнаты. В то же время итоги экскурсии рекомендуется подводить в школе за партой. Экскурсия обогащает учителя не только новыми знаниями о предмете изучения, но и о своих учениках. В естественной и непринужденной обстановке личностные качества детей проявляются и развиваются быстрее. В состав экскурсионной группы могут входить от 10 до 40 учеников, длительность учебной экскурсии – от 40 до 90 минут. По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические и комплексные (обзорные). Тематические экскурсии проводят в связи с изучением одной или нескольких взаимосвязанных тем учебного предмета, например «Изучение работы текучих вод и ветра» в курсе естествознания. По теме «Растения, животные и внешняя среда» может быть проведена многотемная экскурсия с целью изучения растений и животного мира родного края. Комплексные экскурсии охватывают взаимосвязанные темы двух или нескольких учебных предметов, например комплексная экскурсия на берег озера или реки может быть организована одновременно по темам «Образование органических веществ в листьях под действием света» (биология), «Причины образования ветра» (география) и «Внутренняя энергия» (физика). По месту в изучаемом разделе различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии. Вводные экскурсии проводятся для того, чтобы познакомить учащихся с новым для них учебным курсом или разделом. На таких экскурсиях учащиеся получают наглядные представления и практический опыт, необходимые для постановки целей изучения раздела. Сопутствующие экскурсии призваны обеспечить более глубокое и наглядное понимание учащимися изучаемой темы, проблематизацию и практическую значимость теоретического материала. Заключительные экскурсии проводятся после изучения раздела программы с целью обобщения и систематизации материала, выявления его связи с реальными процессами и явлениями. Экскурсию необходимо подготовить. Учитель предварительно изучает экскурсионный объект, выясняет его образовательные возможности, определяет цели и задачи, тип и структуру экскурсии, готовит проблемные вопросы и задания для учащихся, устанавливает источники информации, выбирает оптимальное сочетание методов и приемов обучения, составляет план экскурсии, намечает маршрут передвижения, готовит дополнительные наглядные пособия и необходимое оборудование (измерительный инструмент, блокноты, карандаши, папки для гербариев, фотоаппарат, компас), проводит организационную беседу с учащимися, во время которой сообщает дату, место, цель и задачи экскурсии, разъясняет правила безопасности и поведения на экскурсии, кратко характеризует экскурсионный объект, советует, как и что смотреть, за чем наблюдать, как и что записывать и фотографировать, как передвигаться по маршруту. Учитель распределяет обязанности среди учащихся; при необходимости делит их на группы, назначает групповодов, дает задания для каждой группы, назначает ответственных за оборудование; инструктирует учащихся о порядке обработки информации и материалов, о составлении письменных отчетов, о подведении итогов и рефлексии.
Во время экскурсии проводится вступительная беседа, напоминается цель экскурсии, задания. После этого учащиеся приступают к осмотру экскурсионных объектов и выполнению заданий: делают зарисовки, записи, выделяют особенности объектов, обобщают увиденное. Учитель во время экскурсии иллюстрирует свой рассказ демонстрациями, тщательно отбирая экскурсионные объекты, руководя наблюдением учащихся. В конце экскурсии учитель проверяет работу учащихся, проводится заключительная беседа. При необходимости ученикам предлагается выполнить домашнее задание. По материалам экскурсии возможно проведение последующего семинарского занятия или урока. Школьная экскурсия – эффективная форма обучения, требующая систематического применения. Нечастые экскурсии не позволяют детям выработать необходимые навыки познания реальности и только расхолаживают учеников. Поэтому экскурсии необходимо проводить регулярно, обеспечивая их тщательно разработанными учебными заданиями, по которым ученики отчитываются наряду с другими проверочными работами. Развитием экскурсионной формы обучения являются экспедиции – многодневные походы с целью сбора фольклорного материала, исторических сведений, экологической обстановки и т. п. Практикум. В данной форме организации обучения учащиеся самостоятельно выполняют практические и лабораторные работы. Практикумы проводятся после изучения крупных разделов учебных курсов, а также могут предварять их изучение, создавая опытно-экспериментальный образ предстоящего теоретического материала. Практикум проводится две-четыре недели. Учитель делит учащихся класса на небольшие группы по два-три ученика. Каждая группа учащихся выполняет отличающуюся от других лабораторную или практическую работу по специальному расписанию. Чтобы создать благоприятные условия внутригрупповой дифференциации деятельности учащихся, важно внимательно отнестись к составу групп и распределению обязанностей внутри них. Проведению практикума предшествуют вступительные лекции и инструктивные занятия. В процессе проведения практикума применяются приемы актуализации опорных знаний учащихся. Средством управления деятельностью школьников во время практикума служат инструкции, содержащие правила и последовательность действий школьников, информацию о повторении необходимого материала, описания и изображения лабораторного оборудования, принципов его действия и способов использования, порядок выполнения заданий, контрольные вопросы по теме и список дополнительной литературы. Алгоритмическое выполнение работ не исключает их творческого и исследовательского уровня: проверку научной достоверности определенных закономерностей, теоретических положений, измерение постоянных величин и т. п. В ходе практикумов ученики решают задачи творческого характера: ставят химические опыты, проводят графические работы, физические, биологические, социальные, исторические, филологические исследования.
Пример исследовательского задания: «Из имеющихся элементов заводского производства создать оборудование для практической или лабораторной работы на заданную тему». Возможная структура начальных занятий практикума: ¨ сообщение учителем темы и целей практикума; ¨ актуализация опорных знаний учащихся; ¨ мотивация их учебной деятельности, ознакомление с инструкцией; ¨ подбор необходимого оборудования и материалов; ¨ выполнение работы учащимися; ¨ составление отчета; ¨ обсуждение и теоретическая интерпретация полученных результатов; ¨ защита результатов; ¨ рефлексия деятельности. Практикумы в комплексной форме проводятся обычно в старших классах, но уже с начальной школы учащиеся выполняют кратковременные лабораторные и практические задания, готовящие их к развернутой исследовательской работе. Деловая игра. Деловая игра организуется в виде разработки и защиты учащимися проектов, в форме группового решения задач с экономическим, производственным или иным содержанием, в форме бригадного выполнения исследовательской работы и т. д. На занятии моделируется деятельность «делового» учреждения по решению реальной для нее проблемы. Деловая игра «Сборка электрических цепей» (7-й класс) Замысел урока: на занятии в игровой форме моделируется деятельность нескольких конструкторских бригад, выполняющих задания по разработке электрических цепей, которые могут быть использованы в быту, технике, на производстве. Задачи урока: научить учащихся самостоятельно планировать, организовывать и выполнять работу по созданию схем электрических цепей и их сборке; развить умение творчески мыслить и трудиться; сформировать положительное отношение к учебному сотрудничеству; развить коллективную взаимопомощь. Оборудование: 1) приборы основные: комплекты, в которые входят электролампа на подставке – 2 шт., источник тока типа ВУ-4, реостат лабораторный – 1 шт., ключ – 2 шт., действующая модель электродвигателя, соединительные провода. Число комплектов равно числу бригад в классе; 2) приборы дополнительные: электрозвонки, электромагниты, электроплитки и т. д. (выставляются на демонстрационном столе); 3) самодельные значки с надписями «Бригадир», «Председатель группы приемки», «Зам. председателя группы приемки», «Главный конструктор»; 4) размеченные листы-формы отчетной документации для бригад (выдаются каждой бригаде); 5) инструкции для группы приемки: а) критерии оценки работ – 3 балла – цепь собрана без ошибок и исправно работает, схема придумана удачно и начерчена безукоризненно, найдено оригинальное применение конструкции; 2 балла – есть неточности в схеме и сборке цепи, применение предложено оригинальное, но единственное; 1 балл – предложенная схема возможна, но содержит ошибки непринципиального характера; цепь собрана правильно, но небрежно, работает после дополнительных поправок, применение конструкции традиционное; 0 баллов – допущены грубые ошибки в схеме или при сборке, либо задание не выполнено; б) таблица для записи результатов приемки-осмотра изделия и проверки его качества (в графы 3–6 проставляют баллы). План урока 1. Объяснение порядка проведения игры. 2. Осуществление игры: а) работа бригад по выполнению полученных заданий; б) создание группы приемки; в) защита бригадами собственных конструкций; г) объявление результатов работы бригад; д) выступление бригады-победительницы перед всем классом – демонстрация разработанной цепи. 3. Подведение итогов игры. Методические рекомендации Для проведения игры класс разбивают на группы (бригады) по 4 человека, которые рассаживаются за разные столы. В состав бригады могут входить ученики с разными способностями. На столах выставляют комплекты основного оборудования. Урок начинается со вступительного слова учителя: «Вы знаете, что ученые, инженеры-конструкторы, рабочие ведут работу по созданию новых приборов, станков, приспособлений, облегчающих труд, дающих существенную экономию времени, энергии, материалов. Во многих из них главный узел – электрические цепи. Сегодня мы с вами станем инженерами-проектировщиками и монтажниками. Каждой бригаде нужно придумать и собрать электрическую цепь для технического устройства, применяемого на предприятии или в быту. Это может быть средство сигнализации или автоматизации производства, приспособление, облегчающее работу на кухне, устройство, отключающее свет и, т. д. Кроме того, требуется оформить технический паспорт на изделие. Свои идеи и конструкции вы будете защищать перед группой приемки». Основными критериями оценки работ являются: простота конструкции, оригинальность ее применения, быстрота выполнения задания, качество сборки цепи и оформление документации. Между бригадами проводится соревнование. Бригада-победительница демонстрирует свою продукцию перед всем классом, отвечает на вопросы. В конце занятия проводится рефлексия и оценка результатов деятельности. Факультатив. Факультативные занятия предусматривают углубленное изучение учебных предметов на основе обязательных школьных курсов. Факультатив является связующим звеном между уроками и внеклассными занятиями, ступенью перехода от усвоения предмета к изучению соответствующей науки. По образовательным задачам выделяются факультативы по углубленному изучению базовых учебных предметов; по изучению дополнительных дисциплин (риторики, логики, дополнительного иностранного языка и др.); по изучению дополнительной дисциплины с приобретением специальности (стенография, программирование и др.); межпредметные факультативы (например, курс «Диалектика природы»). Направленность факультативов может быть теоретическая, практическая или комбинированная. Организация деятельности учащихся на факультативных занятиях имеет свои особенности. Учащиеся выбирают факультативы соответственно своим интересам, поэтому их деятельность на занятиях характеризуется активностью и интенсивностью. Это требует учета при планировании занятий. Интерес учеников к факультативному курсу побуждает учителя подбирать актуальные темы и оптимальные виды деятельности учеников, предлагая им средства развития мышления, памяти, воображения, индивидуальных способностей. Предметные кружки, мастерские, лаборатории. На занятиях по каждому предмету выявляются учащиеся, которые стремятся уделять больше времени данному курсу, чем это предусмотрено учебным планом. В результате могут создаваться предметные кружки и подобные им формы обучения (мастерские, лаборатории, кафедры, студии). Состав кружков формируется на добровольных началах из учащихся параллельных классов или из разновозрастных учеников. Руководство кружками осуществляют учителя-предметники. Содержание занятий в кружках включает углубленное изучение наиболее интересных вопросов курса; знакомство с деятельностью выдающихся ученых, писателей и других деятелей; с новейшими достижениями науки и техники; проведение вечеров, посвященных юбилеям ученых или научным открытиям; организацию технического моделирования и опытнической работы по биологии, организацию встреч с исследователями и т. д. На основе кружковой работы могут создаваться научные общества (школьные академии и т. п.), которые объединяют и координируют работу кружков, проводят массовые мероприятия, организуют конкурсы и олимпиады. Олимпиады и конкурсы. Данные формы обучения стимулируют и активизируют деятельность учащихся, развивают их творческие способности и формируют дух состязательности. Олимпиады школьного уровня могут проводиться по всем предметам – математике, физике, химии, русскому языку и литературе, иностранным языкам, информатике, технологиям. Как правило, школьные олимпиады предшествуют районным, областным и республиканским. В то же время, в последнее время много различных олимпиад и конкурсов проводится дистанционно с помощью сети Интернет. В главе 8 будет рассмотрена методика разработки и проведения дистанционных эвристических олимпиад. Кроме олимпиад и конкурсов организуются выставки детского технического творчества, на которых экспонируются лучшие работы школьников, что придает импульс развитию их способностей в соответствующих отраслях знаний и деятельности. Достижения детей позволяют судить о творческом характере работы учителей, их умении находить и развивать таланты. Конференции. Школьная учебная конференция приближает обучение к научным формам деятельности. На стадии подготовки к конференции учащиеся самостоятельно выбирают тему доклада, выполняют небольшое исследование и готовятся к выступлению с полученными результатами. Конференция проводится в рамках отдельного класса и учебного курса, а также может иметь общешкольный характер. Разновидностью конференций является симпозиум, на котором учитель формулирует общую проблему, а ученики выступают со своими суждениями по данной проблеме, предварительно подготовив свои выступления письменно. Ученики заблаговременно оповещаются о предстоящей конференции, отдельным заинтересованным учащимся предлагается на выбор взять тему для сообщения или доклада. Остальные ученики формулируют вопросы, готовятся к обсуждению. Докладчики консультируются у учителя и специалистов по своей теме. Конференция проводится в установленное время, в течение 1–2 учебных часов. Выступают несколько докладчиков. На их выступления отводится не более 7–10 минут, после чего слушатели задают докладчикам вопросы, высказывают критические суждения и дополнения. В конце конференции учитель подводит итоги, делает обобщения, оценивает работу докладчиков и наиболее активно, творчески выступивших слушателей. Особое внимание уделяется работам, в которых докладчиками получены собственные данные, а не только приведена информация из литературных источников. Конференции более эффективны, чем традиционное повторение и закрепление на уроках, поскольку при умелой организации дают возможность ученикам сопоставлять разные точки зрения, отстаивать свои позиции в свободной дискуссии. Школьная учебная конференция используется по большей части в работе с учащимися старшего возраста. Консультации. Сопутствующими формами обучения являются консультации, назначение которых состоит в помощи ученикам по освоению отдельных тем или разделов курса, а также в углубленном изучении предмета. Во время консультаций ученики задают вопросы, сами пытаются дать ответы, слушают разъяснения учителя или приглашенных специалистов. Консультации могут быть общеклассными и групповыми, а также индивидуальными. Консультационное общение учит школьников точности формулирования возникающих проблем и вопросов. Консультации могут стать поводом для проведения специальных занятий, посвященных выявленным проблемам или потребностям учеников. Такие занятия призваны восполнять выявленные пробелы знаний, создавать основу успешности дальнейшего обучения. Экзамен. Данная форма обучения имеет целью систематизацию, выявление и контроль знаний учащихся. Это способ признания успехов или неудач в обучении, который формирует ответственность школьников, мобилизует их силы на переосмысление, повторение и обобщение образовательных результатов. Экзамен имеет различные формы проведения: ответы на экзаменационные билеты; выполнение творческой работы; контрольное исполнение операций, например тестов; участие школьников в соревнованиях; защита исследований или других работ учеников. Близкой и подготовительной для экзамена формой обучения являются зачеты. Их проведение возможно как учителем, так и специально подготовленными учениками. Например, самоорганизующий зачет может состоять из трех частей, каждую из которых принимают два ученика, наиболее успешно усвоивших свою часть.
Соревновательные и творческие формы экзаменов привлекают ребят возможностью испробовать свои силы. Особенно это относится к старшим подросткам. Для младших школьников экзамены могут быть только в игровой, занимательной форме. Обучающее значение экзамена состоит в мобилизации и интенсивном развитии умственных сил ученика в условиях экстремальной ситуации. Экзамен становится этапом самоутверждения, сферой проявления многих личностных качеств школьников. Резюме
Общие формы обучения делятся на индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные, парные. В основу их деления положены характеристики особенностей коммуникативного взаимодействия между учителем и учениками. Внешние формы организации обучения обозначают вид занятия: урок, лекция, семинар, экскурсия, практикум, факультативное занятие, экзамен и т. д. Внутренние формы организации обучения: вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, знание по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий. Организационные формы обучения делятся на три группы: 1) индивидуальные занятия педагога с учеником, в том числе и самообучение; 2) коллективно-групповые занятия по типу классно-урочных; 3) системы индивидуально-коллективных занятий. Наиболее распространенная форма обучения – классно-урочная. Ее альтернативы: беллланкастерская система взаимного обучения, батовская система, маннгеймская система, Дальтон-план, план Трампа, «погружение», обучение по эпохам, лекционно-семинарская форма обучения. Типы лекций: инструктивная, лекция-диалог, лекция с научной структурой, методологическая, историческая, общепредметная, обобщающая и др. Типы семинаров: вводный, обзорный, самоорганизующий, поисковый, с индивидуальной работой, с групповой работой, в группах по выбору, с генерацией идей, семинар-«округлый стол», семинар-выставка, рефлексивный семинар и др. Групповые формы обучения предполагают виды деятельности: индивидуальное самообучение, парное взаимообучение, групповая работа по общей теме, взаимообучение групп, выступление ученика вместо учителя и др. Другие формы организации обучения: экскурсии, практикумы, лабораторные работы, конференции, симпозиумы, кружки, мастерские, кафедры, лаборатории, олимпиады, конкурсы, консультации, зачеты, экзамены. Вопросы и упражнения
1. Чем формы обучения отличаются от форм организации обучения? 2. С какой целью разрабатываются новые формы обучения и системы форм обучения, альтернативные классно-урочной системе? 3. В чем преимущества и недостатки групповой формы обучения? 4. Назовите условия и конкретные учебные темы, для которых наиболее оптимальными будут занятия в форме лекции, семинара, лабораторной работы, конференции. 5. В чем состоит отличие факультативных занятий от углубленного изучения учебных курсов в мастерских или на школьных кафедрах? Date: 2015-09-03; view: 24620; Нарушение авторских прав |