Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Технологическая карта для конструирования системы занятий
Технологическая линия обучения выстраивается следующим образом. Из базы данных каждого блока технологической карты выбираются виды деятельности, формы, методы, приемы, средства обучения, с помощью которых предполагается достигать поставленные цели. Ориентиром для учителя при планировании системы занятий является образ предполагаемого образовательного продукта ученика. Такой продукт соотносится, во-первых, с личностным потенциалом учеников, во-вторых, с содержанием образования и организационными формами, обеспечивающими его получение; в третьих, с усвоением учеником образовательных процедур.
Составлением технологической карты занимается учитель, он постоянно пополняет ее новым инструментарием. Эффективность составления и применения технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям. Принципы структуризации технологического инструментария и задание правил-алгоритмов для создания вариантов различных технологий обучения существенно облегчают труд учителя по разработке планов занятий применительно к разным классам, отдельным ученикам и реальным условиям обучения.
Процедура создания образовательных программ и технологий практически не отличается от пошагового создания документов компьютерными программами типа «мастера писем». «Мастер образовательных программ» позволит каждому педагогу с помощью баз данных, содержащих тысячи возможных целей, форм, методов и других элементов обучения, составлять уникальную программу занятий, учитывающую его педагогическую позицию, количество учеников в классе, уровень их развития, специфику изучаемой темы, имеющиеся в наличии средства, ожидаемые результаты. Разработка компьютерных средств для решения подобных дидактических задач, создание педагогических баз данных по типу технологических карт – посильная задача для творческого педагога. Объединение таких банков в единую систему и подключение ее к школьной локальной сети существенно повысит удобство и эффективность работы педагогов. ¨ Технологическая карта – одно из средств обучения, которое может дополняться другими: ¨ Тематическое планирование занятий. ¨ Индивидуальные образовательные программы учащихся, которые включаются в общую программу занятий по предметам в качестве отдельных компонентов. ¨ Личностно-ориентированный журнал, структура которого состоит не из учебных предметов, а имен учеников; для каждого ученика на соответствующих страницах обозначаются учебные предметы и образовательные направления. ¨ Индивидуальное расписание для каждого ученика, являющееся компонентом общего расписания. Такое расписание регламентирует индивидуальные занятия учеников, их консультации, подготовку и защиту индивидуальных творческих работ. ¨ Индивидуальные качественные характеристики образовательных результатов учащихся; качественно-количественные системы оценивания образовательных результатов; рефлексивные дневники и книжки учащихся.
Тематическое планирование занятий. Основными типами планов учителя являются два: тематический и поурочный. Тематический план составляется, как правило, на весь учебный год и представляет собой планируемый образ обучения по всем крупным темам или разделам учебного курса. В самом общем виде годовой тематический план представляет собой перечень тем всех занятий. Основная цель планирования – определить оптимальное содержание занятий и рассчитать необходимое для них время. Чтобы занятия не были случайным набором уроков, а образовывали стройную систему, необходимо осуществлять тематическое планирование по определенной технологии. Рассмотрим ее. 1. Приступая к тематическому планированию, учитель внимательно изучает образовательную программу по своему курсу или самостоятельно разрабатывает ее в соответствии с образовательными стандартами и собственной педагогической позицией. Особое внимание уделяется общему количеству отводимых на учебный курс часов (реально, за вычетом праздничных дней, всегда часов получается меньше, поэтому планирование необходимо осуществлять «с запасом»), главным тематическим блокам или разделам курса и деятельностной направленности программы (какие виды деятельности учеников будут приоритетными). Учитывается также выбранная педагогом дидактическая система обучения. 2. Общее количество годовых часов распределяется по основным разделам (блокам) курса с учетом как тематических, так и деятельностных компонентов (например, в конце года 10 часов может быть отведено на практикум по всем темам курса). На данном этапе важно отвести время тем деятельностиым элементам обучения, которые напрямую не связанны с основными темами курса. Например, отдельного времени требует ученическое целеполагание и планирование индивидуальных программ по курсу, периодические занятия детей по индивидуальным планам, защиты творческих работ, конференции, олимпиады, консультации, зачеты, экзамены и т. п. В ряде случаев данные формы деятельности будут входить в состав отдельных разделов или тем, но иногда их необходимо запланировать отдельно наряду с тематическими разделами курса. В этом случае не возникнут ситуации типа: «Надо олимпиаду проводить, а мы еще запланированную тему не прошли». 3. После определения основных блоков тематического плана рассчитывается учебное время для каждого из них. Это важный этап планирования учителем годового учебного времени. Чтобы выполнить окончательное распределение отведенных часов по разделам курса, не следует «слепо» использовать типовые рекомендации или примерные тематические планирования, публикуемые в методических журналах. Необходимо учитывать различные факторы. Например, крупные разделы или темы лучше завершать до наступления каникул, чтобы контроль образовательных результатов детей по этим темам совпадал с четвертными контрольными работами. Можно заранее оценить значимость, сложность и необходимость той или иной темы в общеобразовательном процессе. Некоторые учителя отводят больше времени тем вопросам или видам деятельности, в которых они могут обеспечть наилучшие результаты. У детей также могут быть свои образовательные предпочтения, которые желательно учесть на стадии тематического планирования. 4. Распределив учебное время на каждый тематический и деятельностный блок курса, учитель переходит к планированию занятий внутри каждого из них. Во-первых, определяются главные цели, которые будут решаться в каждом блоке (разделе, теме). Эти цели являются продолжением целевых установок образовательной программы курса. Во-вторых, выбирается оптимальная технологическая структура занятий по блоку. В третьих, на основе технологической карты уточняются формы предполагаемых занятий, методический инструментарий и другие особенности обучения. Тематический или деятельностный блок курса расписывается в виде входящих в него занятий. По каждому занятию приводятся следующие данные: ¨ Номер занятия в данном блоке и с начала года, например: урок 2/53, т. е. второй урок по данной теме, пятьдесят третий – с начала занятий. ¨ Тема занятия (формулируется с учетом тем и вопросов, обозначенных в образовательных стандартах, программах и учебниках). ¨ Тип (форма) занятия (лекция, семинар, экскурсия, лабораторная работа и т. п.). ¨ Цель занятия (записывается главная цель, относящаяся к планированию приращения учеников; при поурочном планировании цели могут быть детализированы и конкретизированы). ¨ Дидактические средства (раздаточный материал, плакаты, компьютерные программы и т. п.). ¨ Домашнее задание (творческое, номер параграфа из учебника, номер задачи из задачника, по индивидуальным программам и т. д.). ¨ При желании учитель может включить в описание занятий и другие элементы, например методы обучения, ключевые проблемы, виды деятельности учеников и т. п. 5. При окончательной компоновке годового тематического плана возможна корректировка последовательности блоков и предварительно распределенного на них времени. Тематический план удобно оформлять в табличной форме на компьютере или на больших складывающихся листах (например, миллиметровой бумаги). На каждый блок курса – отдельный лист. Столбцами такой таблицы служат данные по каждому занятию. В этом случае каждый элемент занятия будет просматриваться по вертикали. Заметим, что данная форма тематического планирования может не подходить к планированию занятий в некоторых дидактических системах. Например, система ситуативного обучения или система занятий в Школе свободного развития принципиально не предполагают годового поурочного планирования; в этих дидактических системах определяются стратегические направления обучения на год, а подробно прорабатываются занятия на близлежащий период обучения. Индивидуальная система занятий ученика. Индивидуальная программа образования составляется и корректируется учеником совместно с учителем. К основным элементам данной работы относятся; целеполагание ученика, планирование и выполнение им намеченных планов, рефлексия и самооценка деятельности. В результате ученик становится субъектом, конструктором своего образования. Особенность обучения школьников конструированию индивидуальных образовательных программ заключается в том, что им предлагаются алгоритмические предписания по составлению этих программ; затем ученики представляют свои программы учителю или защищают их в качестве творческой работы. В результате составления учениками индивидуальных программ в общей системе занятий учителя присутствуют элементы ученических систем занятий. Реализация ученических элементов занятий в общеклассной системе занятий предусматривает динамику внутренних изменений учеников в ходе освоения ими системообразующих образовательных процедур, таких, как целеполагание, планирование, освоение способов учебной деятельности, нормотворчество, рефлексия, самооценка и др. Каждая из перечисленных образовательных процедур включает в себя отдельные элементы различной сложности. Чтобы ученик научился конструировать индивидуальную систему занятий, необходимо последовательное освоение им данных процедур: от простых к сложным, от кратковременных - к продолжительным. Вначале данная процедура занимает небольшой период времени, например урок. По мере усвоения учениками ее элементов, их объем и содержание расширяются, длительность процедуры увеличивается. Перечислим основные образовательные процедуры и составляющие их элементы, комплексное и последовательное освоение которых позволяет обучать детей конструированию индивидуальных систем занятий. Целеполагание: ¨ выбор учеником целей деятельности из предложенных учителем; ¨ формулирование (вербализация) учениками собственных целей из известных ранее; ¨ формулирование целей на основе рефлексии выполненной учащимися деятельности; ¨ формулирование тактических и стратегических целей; ¨ включение целеполагания в качестве элемента любой образовательной деятельности ученика. Планирование: ¨ составление простого плана действий для отдельной операции; ¨ разработка составного плана на урок; ¨ конструирование сложного плана изучения темы; ¨ разработка плана решения проблемы; ¨ составление исследовательских планов; ¨ разработка проектов. Освоение способов учебной деятельности: ¨ виды и способы деятельности, присущие изучаемой дисциплине (например: отыскание способов сложения чисел с переходом через десяток, нахождение способов разбора слов по составу, придумывание методов стихосложения); ¨ способы познания фундаментальных образовательных объектов (естественнонаучные, математические, чувственно-образные, художественные, коммуникативные и др.); ¨ увеличение количества усвоенных приемов, техник и технологий познания; ¨ овладение формами, методами и средствами обучения (игровые, исследовательские, проблемно-эвристические, информационные и иные технологии обучения); Освоение способов нормотворчества: ¨ построение алгоритмов решения задач; ¨ конструирование правил проведения дидактических игр; ¨ способы организации работы в группе; ¨ способы выстраивания принципов своей учебной деятельности; ¨ разработка иерархии законов в школе. Освоение рефлексии деятельности: ¨ припоминание элементов выполненной учеником деятельности; ¨ фиксация рассмотренного содержания и его границ; ¨ выявление своих результатов и способов их получения; ¨ выявление имеющихся или возникающих противоречий; ¨ вербальные формы рефлексии деятельности за небольшой промежуток времени; ¨ эмоционально-образные способы рефлексии; ¨ рефлексивное построение образовательного среза по изучаемым темам; ¨ встраивание полученных образовательных продуктов в общую систему или теоретическую схему; ¨ построение многоуровневой рефлексивной модели, описывающей технологии деятельности отдельных участников образовательного процесса в их взаимодействии; ¨ построение объемной модели индивидуально-коллективной деятельности, включающей в себя весь спектр траекторий, сфер и продуктов деятельности, а также возникающие проблемы субъектов этой деятельности и способы их решения. По каждой из перечисленных процедур учитель планирует движение учеников от фрагментарного применения отдельных ее элементов до целостного осуществления в виде системы. По мере освоения данных процедур увеличивается осознанность учащихся в выборе целей, направлений и средств своего образования, конструируется системный механизм их самодвижения. Резюме
При конструировании занятий личностно-ориентированного типа приоритет отдается целям самореализации детей, затем – формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную деятельность учеников, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы личностно-ориентированного обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. Конструирование системы занятий начинается с отбора или построения структурной технологической основы: последовательной, блочной, разнородных концептов, однородной деятельности, групповой работы, ситуативной структуры, индивидуальных программ. Технологическая карта – это база данных с наборами учебных целей, критериев оценки их достижения, форм, методов, способов, приемов обучения, образцов индивидуальных образовательных программ и способов их составления. Ее цель – предоставить учителю инструментарий для конструирования системы занятий по определенной теме. Эффективность технологических карт возрастает при переходе к компьютерным технологиям. В общей системе занятий присутствуют элементы ученических индивидуальных систем занятий. Ученик оказывается конструктором своего образования, полноправным организатором занятий. Обучение детей конструированию индивидуальных систем занятий включает постепенное освоение способов целеполагания, планирования, учебной деятельности, нормотворчества, рефлексии, самооценки и др. Вопросы и упражнения
1. В чем отличие технологической карты от тематического планирования? 2. Сформулируйте свои правила конструирования системы занятий по теме. 3. Какие технологические структуры занятий учителей-новаторов вам известны? Приведите их краткое описание. 4. Какие иные технологические блоки, кроме тех, которые имеются в табл. 4.1, могут входить в структуру технологической карты? Приведите их названия. 5. В чем вы видите преимущества и недостатки использования в организации обучения индивидуальных систем занятий учеников? Date: 2015-09-03; view: 3224; Нарушение авторских прав |