Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дидактический практикум. Тема 14. Метапредметное содержание образования
Тема 14. Метапредметное содержание образования
1. Выберите тему учебного курса и проанализируйте ее содержание на предмет выделения среди изучаемых объектов фундаментальных. Перечислите найденные объекты и обоснуйте их фундаментальность по отношению к другим объектам. 2. На примере одного из выдающихся открытий (изобретение колеса, таблица Пифагора, закон Ома, периодическая таблица Менделеева и т. п.) восстановите возможную цепь познания: фундаментальный объект – проблема – цель – варианты достижения – первичный результат – сопоставление с аналогами – пересмотр или развитие первичного результата. Разработайте план урока по исследованию данного фундаментального объекта. 3. Составьте поурочный план изучения раздела объемом около 10 часов по выбранному вами учебному курсу в двух вариантах: 1) на основе познания учениками реальных объектов с последующим сопоставлением полученных результатов с культурными аналогами и 2) на основе изучения готовых знаний об этих объектах с использованием активных форм обучения. Тематику уроков занесите в таблицу: Учебный курс, класс, раздел.
Дополнительная литература Громыко Ю. В. Метапредмет «Проблема». Учебное пособие для учащихся старших классов. – М.: Институт учебника «Пайдейя», 1998 – 322 с. Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. – М., 2000. Зверева Н. М., Касьян А. А. Методологическое знание в содержании образования // Педагогика. - 1993. -№ 1. - С. 9-12. Педагогика и логика / Г. П. Щедровицкий и др. – М.: Касталь, 1992. – 416 с. Хуторской А. В. Метапредмет «Числа» // Частная школа, 1995. – № 2,3, 5. Хуторской А. В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс: Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с. Хуторской А. В. Метафизика П. А. Флоренского как основа метапредметных погружений // Методика погружения: за и против: Сб. науч.-методич. статей / Под ред. А. А. Остапенко. – Краснодар: АЭСПК, 1995. - С. 31-34. Хуторской А. В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. - 1992. - № 2. - С. 18-29. Хуторской А. В. Мироведение: Эвристическое пособие для учеников 5-9 классов. – Ногинск, 1995. - 94 с. Щедровицкий Г. П. Избранные труды. – М.: Шк. культ, полит., 1995. – 800 с. Образовательные стандарты и базисный учебный план
Стандартизация отечественного образования стала актуальна в начале 1990-х годов в связи с демократизацией школы и предоставления регионам широких прав в разработке собственных учебных планов и программ. Наряду с положительными образовательными эффектами – вариативностью образовательных систем, профильной дифференциацией обучения, предоставлением учащимся и их родителям прав свободного выбора общеобразовательных учреждений появились негативные факторы: исключение из учебного плана школ ряда предметов, необходимых для полноценного общего образования; ранняя специализация школ; учебная перегрузка учащихся непомерным количеством вводимых курсов, нарушение целостности общеобразовательного пространства на территории Российской Федерации. Сдерживающим фактором подобных явлений, а также средством регламентации обучения служат образовательные стандарты.
«Государственные образовательные стандарты. Основным документом, регламентирующим образовательные процессы в стране является Закон РФ «Об образовании», принятый в 1992 году, измененный и дополненный в 1996 году. Он содержит 58 статей, относящихся к государственной политике в области образования, системе образования и ее управлению, социальным гарантиям реализации прав граждан на образование, международной деятельности в области образования. В статье 7 Закона «Об образовании» указано, что Российская Федерация в лице федеральных органов государственной власти в пределах их компетенции устанавливает федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, определяющие в обязательном порядке: 1) обязательный минимум содержания основных образовательных программ; 2) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; 3) требования к уровню подготовки выпускников. По сути дела в этих трех компонентах и сосредоточены государственные образовательные стандарты. То есть образовательными стандартами не являются ни учебные программы, ни учебники или пособия, как это иногда считают. Наоборот, программы и пособия должны разрабатываться в соответствии с государственными стандартами. Государственные образовательные стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. Другими основополагающими для образования документами являются принятые в 2000 году: Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральная программа развития образования и Концепция структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе. В этих документах намечены концептуальные основы и конкретные шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее. Базисный учебный план представляет собой нормативную базу для создания общеобразовательными учреждениями Российской Федерации рабочих учебных планов с учетом специфики и условий их функционирования. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам, опираясь на опыт, практику и традиции отечественной и мировой школы. Базисный учебный план 12-летней школы является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Федеральный компонент обеспечивает единство образовательного пространства в стране и является инвариантной частью содержания общего среднего образования, учебные курсы общекультурного и общенационального значения.
Национально-региональный компонент отвечает потребностям и интересам в области образования народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение национального (родного) языка, а также природных, экономических и социокультурных особенностей региона. Школьный компонент позволяет более полно учесть местные условия, возможности конкретного образовательного учреждения, обеспечить вариативность и личностную ориентацию образования. Часы школьного компонента учебного плана используются на изучение предметов, обозначенных в образовательных областях (в том числе для углубленного изучения), на введение новых учебных курсов или модулей, факультативов, проведение индивидуальных и групповых занятий. Ученический компонент введен для регламентации индивидуальной работы с учениками, занятий поискового и активно-двигательного характера, позволяющих углубить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. За счет часов ученического компонента реализуются новые формы и приемы организации образовательного процесса, обеспечивающие личностную ориентацию, включая организацию индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности учащихся. При пятидневной учебной неделе эти часы могут использовать в шестой, так называемый развивающий день. Занятия, проводимые в этот день, не относятся к обязательной аудиторной нагрузке и могут не использоваться учащимися. Соотношение перечисленных компонентов между собой как и состав учебных дисциплин окончательно не определены и имеют различные варианты. Например, преобладает подход, что содержание и объем образовательных областей на 75% определяется Федеральным органом управления образованием и на 25% – национально-региональными управленческими структурами. Это относится к таким предметам, как литература, история, обществознание, география, иностранный язык. Такие образовательные области, как искусство, физическая культура, технология и образовательные компоненты – родной язык и окружающий мир, полностью относятся к национально-региональному компоненту. Рассмотрим базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, признанный в 2000 году одним из победителей конкурса, проведенного Министерством образования РФ.
Данный базисный учебный план реализует основные принципы концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) и предусматривает следующие образовательные области: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология.
Согласно данному плану, предполагается работа общеобразовательных учреждений по пятидневной учебной неделе. Для школ, реализующих программы с углубленным и расширенным содержанием обучения (гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением отдельных предметов), а также для национальных школ рекомендуется введение дневной учебной недели в основной и старшей школе. Исходя из планируемых образовательных целей, учитывающих нормативы федерального и региональных образовательных стандартов в соответствии с действующим законодательством школа сама может определять продолжительность учебной недели. В плане заложена возможность личностной ориентации и индивидуализации образовательного процесса. Резерв учебного времени, получающийся за счет увеличения срока обучения (введение 12-летней школы), передается в основном в школьный компонент для организации занятий по выбору учащихся, родителей, педагогов. Впервые в базисном плане выделен ученический компонент, что позволяет обеспечить индивидуализацию учебно-воспитательного процесса. Базисный учебный план создает условия для реализации инноваций в школьном образовании, обновления его содержания в рамках новой структуры, определяемой базисным планом, внедрения новых организационных форм обучения (дистанционное обучение, цикличные формы обучения и др.). План ориентирован на дальнейшую гуманитаризацию образования, в нем сбалансировано время, отводимое на образовательные области естествознания и обществознания. В базисном учебном плане заложена возможность полноценного, качественного изучения иностранного языка за счет более раннего начала обучения, а затем продолжения его изучения на всех ступенях. Время на изучение иностранного языка может быть увеличено за счет школьного компонента. Такой подход, с одной стороны, обозначает актуальность проблемы углубленного изучения иностранных языков, восстанавливая традиции российской классической гимназии, с другой стороны, позволяет учесть реальность ситуаций, складывающихся в различных школах и регионах с недостаточным кадровым обеспечением учителей иностранных языков. В соответствии с Концепцией 12-летней школы предусмотрена организация профильного обучения на старшей ступени. В старших классах существенно увеличен школьный компонент базисного учебного плана. Рассмотрим базисный учебный план для каждой из трех ступеней общего среднего образования. Первая ступень – начальная школа. Срок обучения в начальной школе установлен в 4 года. В то же время исследуются возможности его увеличения до 5 и 6 лет за счет уменьшения сроков обучения на средней ступени. Содержание образования начальной школы реализуется преимущественно через образовательные области, обеспечивающие целостное восприятие мира. Это достигается за счет введения интегрированных курсов, использования школьного и ученического компонентов, деятельностного подхода и индивидуализации обучения. Современные тенденции развития российского государства, необходимость интеграции России в мировое сообщество обусловили введение в начальной школе изучения иностранного языка и информационных технологий. Включение информационных технологий связано с необходимостью подготовки школьников к использованию их как средства повышения эффективности познавательной и практической деятельности учащихся при изучении всех учебных предметов.
Продолжительность урока в начальной школе варьируется от 35 до 45 минут. Базисный учебный план начальной школы Российской Федерации с русским родным языком обучения
Вторая ступень – основная школа. Содержание образования в основной школе является относительно завершенным и базовым для продолжения обучения в средней (полной) общеобразовательной или профессиональной школе, создает условия для подготовки учеников к выбору профиля дальнейшего образования, их социального самоопределения и самообразования. Вторая ступень образования представлена шестью годами обучения (5-10-е классы). Особое место на этой ступени принадлежит 5-6-м классам (продолжение начальной школы) и 9-10-м классам (предпрофильная подготовка школьников). Содержание обучения в 5-6-х классах реализует принцип преемственности с начальной школой, обеспечивает адаптацию учащихся к новым для них условиям и организационным формам обучения, характерным для основной школы. В 5-6-х классах часы школьного и ученического компонентов рекомендуется использовать на индивидуальные и групповые консультации. В 9-10-х классах завершается общеобразовательная подготовка по базовым предметам основной школы и создаются условия для осознанного выбора обучающимся профиля обучения в старшем звене или иного варианта жизненной стратегии. Поэтому школьный и ученический компоненты на этом этапе основной школы используются на углубленное изучение отдельных образовательных областей и занятия поисково-исследовательского характера. Продолжительность урока в основной школе – 45 минут. Базисный учебный план основных общеобразовательных учреждений Российской Федерации с русским родным языком обучения
Третья ступень – средняя (полная) общеобразовательная школа (11-12-е классы). Эта ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. В этом возрасте у учащихся появляется стремление к самореализации в общественной жизни, способности реально оценить свои возможности и наметить пути дальнейшего образования и профессионального самоопределения. Определение профилей обучения (гуманитарного, социально-экономического, физико-математического, биолого-химического, технико-технологического и др.) осуществляется на основе познавательных интересов и способностей учащихся, а также с учетом возможностей образовательного учреждения и особенностей социокультурной среды. Базисный учебный план третьей ступени отражает обязательный минимум содержания образования для всех профилей образования. Существенное увеличение школьного компонента позволяет общеобразовательному учреждению варьировать профильное обучение, использовать очно-заочное, дистантное и иные нетрадиционные формы организации образовательного процесса, а учащимся – реализовывать индивидуальные образовательные программы. Образовательные области: филология, математика, естествознание, обществознание могут быть представлены либо традиционным набором предметов, либо интегрированными курсами, при условии включения содержания соответствующего требованиям образовательных стандартов. Профильное обучение может реализовываться в следующих формах: профильные образовательные учреждения, классы, группы и иные формы. Возможны различные модели профильной школы, варианты введения многопрофильных классов в тех школах, которые не смогут создавать несколько классов различных профилей, например, в сельских малокомплектных школах. Изучаемые в профильной школе курсы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы. Базовые курсы не являются профилирующими, они предназначены для завершения базового образования учащихся и являются преимущественно интегративными, обобщающими курсами. Содержание базовых курсов определяется стандартами базового образования для старшей ступени школы. Профильные курсы предназначены для расширения и углубления общеобразовательной подготовки учащихся в данной области образования. Профильные курсы призваны обеспечить преемственность со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Дальнейшая специализация учащихся в рамках выбранного профиля или направления образования проводится на основе курсов углубленного изучения (например, углубленного изучения математики или естественных наук) или различных спецкурсов, спецпрактикумов, модулей по выбору учащихся. Учебный план не задает жесткого набора профильных курсов для каждого из возможных направлений, профилей и специализаций образования. Каждый ученик вправе самостоятельно определять интересующий его набор учебных предметов (базовых, профильных, специализированных) из числа предлагаемых школой в пределах допустимой учебной нагрузки. Такой подход позволяет каждому ученику формировать индивидуальную программу обучения. Предлагаемый ниже примерный (рабочий) учебный план для 11-12-х классов предусматривает организацию профильного обучения по следующим направлениям: гуманитарно-филологического, социально-экономического, физико-математического, биолого-химического, технико-технологического. В рамках избранного профиля школьный и ученический компоненты могут быть частично использованы с учетом специализации. Продолжительность урока в средней (полной) общеобразовательной школе – 45 минут. Базисный учебный план профильных средних (полных) общеобразовательных учреждений Российской Федерации
Примерный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации (11-12-е классы) с русским родным языком обучения
В связи с тем что в однокомплектных школах трудно решаются вопросы дифференциации обучения, на III ступени образования могут быть организованы профильные группы в классе, например группы с гуманитарной, естественнонаучной направленностью или группы с гуманитарной и математической направленностью. При этом максимальная учебная нагрузка на одного учащегося в 11-м классе будет составлять 30 часов, а в 12-м классе – 29 часов в неделю, из них 24 часа в 11-м классе и 22 часа в 12-м классе отводится на совместное (всем классом) изучение предметов двумя группами и по 6 часов и 7 часов соответственно. Приведем пример структуры школьного курса физики, соответствующего базисному учебному плану 12-летней школы. I ступень (5-6-е классы). Физика вводится за счет школьного компонента в виде пропедевтического курса с названием «Природа» или «Естествознание», посвященного изучению природных явлений окружающего мира. Это интегрированный курс, на который отводится 3 часа в неделю. Параллельно ведется взаимодополняющий курс «Техника», в котором учащиеся рассматривают и конструируют технические устройства, механизмы, машины. II ступень (7-10-е классы). Систематизированное изучение целостного курса физики, включающего все разделы и темы, соответствующие образовательному стандарту. Выпускник 10-го класса овладевает курсом в полном объеме. На занятия выделяется 2 часа в неделю. Курс физики имеет тематическую и деятельностную связь с курсами химии, биологии, географии. III ступень (11-12-е классы). В старшей профильной школе физика представлена в различных вариантах, определяемых учебным планом, возможностями школы и выбором учеников: 1. Уровень «А» – физика как составляющая интегративного курса «Естествознание» в гуманитарно-филологическом и социально-экономическом профилях (1 час в неделю); 2. Уровень «В» – физика для биолого-химического и технико-технологического профилей (3 часа в неделю); 3. Уровень «С» – углубленный курс для физико-математического профиля (5 часов в неделю); 4. Общеобразовательный уровень для многопрофильных классов с возможностью дополнительного выбора отдельными учениками спецкурса или мастерской по физике (2 часа в неделю); 5. Физика как дополнительный спецкурс для любого профиля; 6. Лаборатория или мастерская по физике для учащихся, работающих по индивидуальным программам; 7. Фактологическое насыщение других учебных курсов и спецкурсов примерами из области физики и жизни ученых-физиков*. * См., например: Хуторской А. В., Хуторская Л. Н. Малоизвестные страницы жизни ученых. Материал для уроков и внеклассных занятий по физике в средней школе. – В 3 ч. – Мозырь: Издательский дом «Белый Ветер», 2001.
Приведем требования к качеству подготовки выпускников средних общеобразовательных учреждений на уровнях «А» и «В», разработанные в лаборатории обучения физике ИОСО РАО: Уровень «А» В результате изучения курса физики в старшей школе на базовом уровне ученик получает возможность: ¨ освоить систему основных физических понятий и законов, используемых для объяснения разнообразных природных явлений и принципов действия технических объектов; ¨ сформировать представления о важнейших аспектах современной физической картины мира: ведущих научных идеях и экспериментах, оказавших наибольшее влияние на формирование современного мировоззрения; ¨ познакомиться с естественнонаучным методом познания, получить представления о его возможностях; ¨ научиться пользоваться простыми измерительными приборами, собирать элементарные экспериментальные установки, делать выводы на основе полученных экспериментальных данных; ¨ научиться воспринимать и перерабатывать учебную информацию по физике, выраженную словесно, с помощью математических символов, графиков, таблиц, рисунков, структурных схем; ¨ овладеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека и обеспечением его безопасности. Уровень «В» В результате изучения курса физики в старшей школе на этом уровне ученик получает возможность: ¨ углубить знания по физике на основе изучения основ фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории; ¨ узнать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий; ¨ научиться раскрывать смысл физических законов; применять полученные знания для объяснения научных фактов и явлений природы, при решении физических задач; ¨ критически осмысливать и преобразовывать информацию, соотносить теоретические модели с действительностью, делать на этой основе выводы и принимать решения, прогнозируя их последствия; ¨ получить представления о значимых чертах современной физической картины мира, о природе тел Солнечной системы, энергии Солнца и звезд, строении и эволюции Вселенной; ¨ познакомиться с назначением и принципами действия простейших физических приборов и научиться ими пользоваться, соблюдая правила техники безопасности; ¨ освоить основные исследовательские процедуры, что включает в себя умения формулировать задачу, выдвигать на основе наблюдений и измерений гипотезы о связи физических величин, планировать и проводить исследования по проверке этих гипотез; проводить проверочный эксперимент, оценивать его погрешности, корректировать первоначальные предположения; сотрудничать с партнерами, работая в группе; ¨ находить нужную информацию в сети Интернета и других базах данных; ¨ устанавливать связь между развитием физики и социально-экономическими, и экологическими проблемами человечества. С этими общими требованиями согласовываются обязательные минимумы содержания физического образования и конкретные требования к качеству подготовки выпускников школ. Резюме
Государственные образовательные стандарты определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников. Государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом и является основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования. В концепции структуры и содержания общего среднего образования в 12-летней школе намечен общий образ будущей школы и шаги по развитию отечественного образования на период до 2005 года и далее. Данная концепция получила развитие в концепциях образовательных областей, в базисном учебном плане и других стратегических и регламентирующих материалах. Базисный учебный план определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав образовательных областей и учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, образовательным областям и учебным предметам. Базисный учебный план 12-летней школы является механизмом разграничения полномочий и ответственности образовательного учреждения, федеральных и региональных органов управления по формированию содержания образования за счет разделения содержания на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Базисный учебный план реализует основные принципы Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе) и предусматривает следующие образовательные области: филология, математика, информатика, обществознание, естествознание, искусство, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, технология. Работа общеобразовательных учреждений ведется преимущественно по пятидневной учебной неделе. Срок обучения в начальной школе – 4 года, на второй ступени – 6 лет (5-10-е классы), на третьей – в средней (полной) общеобразовательной школе – 2 года (11-12-е классы). Третья ступень общего образования призвана обеспечить профильное обучение на базе общеобразовательной подготовки с учетом потребностей, склонностей, способностей и познавательных интересов учащихся. Изучаемые в профильной школе курсы могут разделяться на базовые, профильные и спецкурсы. Вариативность обучения дополняется такими формами занятий, как предметы по выбору, мастерские, лаборатории. Вопросы и упражнения
1. Чем понятие «европейский стандарт» отличается от понятия «образовательный стандарт»? 2. В базисном учебном плане существуют разделения на федеральный, национально-региональный, школьный и ученический компоненты. Могут ли быть иные способы разделения компонентов образования? 3. Что означает в базисном учебном плане количество процентов, отводимых на национально-региональный компонент образования? 4. Какой принцип установления учебной нагрузки в базисном учебном плане более целесообразен: недельный или общегодовой? В каких случаях? 5. Почему в базисный учебный план включены одновременно и образовательные области и их учебные компоненты (курсы)? Date: 2015-09-03; view: 3253; Нарушение авторских прав |