Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные дидактические понятия





 

Понятийная система дидактики весьма богата и включает в себя философские категории (человек, познание, знание, смысл, культура, сущность и явление, общее и единичное и др.), общенаучные методологические понятия (система, структура, элемент, связь, способ, деятельность, функция и др.), понятия педагогики и психологии (воспитание, образование, развитие, мотивация, ощущение, восприятие, представление, усвоение, рефлексия, умение, навык и др.), а также собственно дидактические понятия (обучение, преподавание, учение, изучение, образовательный процесс, содержание, формы, методы, средства обучения и др.).

Рассмотрим основные понятия теории обучения – «образование» и «обучение», а также их связь с другими понятиями.

Понятие «образование». Это фундаментальное понятие, имеющее отражение не только в дидактике, но и в педагогике, антропологии, философии и других науках о человеке. Не существует единой трактовки понятие «образование». В каждом случае определение отражает какую-то одну или несколько граней этого понятия, среди которых выделяются следующие:

¨ Образование по отношению к различным субъектам: отдельному человеку (ученику, учителю), группе учеников, коллективу, личности, обществу, государству, человечеству и др.

¨ Образование как воздействие на личность (формирование), и образование как развитие личности (выращивание ее субъективных возможностей),

¨ Образование как образовывайте ученика, то есть процесс и результат его самообразования.

¨ Образование в соотношении с воспитанием. Образование в соотношении с развитием. Образование в соотношении с обучением.

¨ Образование как процесс и образование как результат. Процесс образования характеризуется изменениями учащихся на протяжении определенного периода времени и предполагает наличие образовательных технологий, форм, методов для осуществления образования. Результат образования выражается как формально, например, сертификатом (начальное, полное среднее, высшее образование), так и содержательно (математическое или гуманитарное образование, углубленное или обзорное и т.д.).



¨ Образование как система образовательных структур – учебных заведений (лицей, гимназия, колледж), форм образования (домашнее образование, дополнительное образование), типов образования (государственное, муниципальное, частное) или их качественная характеристика (непрерывное образование).

 

Дискуссия. Является ли образование результатом воспитания или наоборот?

 

По отношению к конкретному ученику образование есть процесс и результат его развития, воспитания, обучения. В содержании образования разделяются два аспекта – внешний (образовательная среда, учебные программы, учебники и иные средства) и внутренний (личностные изменения и приращения, уникальные для каждого ученика – знания, способы деятельности, способности и др.).

Тип образования. Понятие «тип образования» относится к фундаментальному философскому и педагогическому понятию. В его дефиниции обычно указывается доминирующий признак, отражающий социальные ориентиры. Так, общественно-ориентированный тип образования характеризуется признаком внешнего воздействия на учащихся: «Образование – это вызванный внешним воздействием процесс усвоения индивидуумом обобщенного, объективированного, общественного опыта <...> То, что представляет общественную важность, становится важным и для личности»*. С другой стороны, в педагогике имеется традиция ограничения воздействий социума наличность ученика и его будущее в пользу развития внутренних качеств ребенка. В 1917 году П. П. Блонский писал: «Мы не должны желать заранее определить грядущую жизнь ребенка: это и незаконное желание по отношению к чужой жизни, это и неосуществимо, ибо всякое живое существо развивается по своим внутренним законам из своих зачатков, да, наконец, кто мы сами с нашей уродливой, изломанной жизнью! Мы должны вместо этого воспитывать человека, способного создавать свою собственную жизнь, способного к самоопределению. Воспитываться – значит самоопределяться, и воспитание будущего творца новой человеческой жизни есть лишь рациональная организация самовоспитания его»**.

* Клинберг Л. Проблемы теории обучения: Пер с нем. – М: Педагогика, 1984. – С. 25.

** Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: В 2 томах. – Т. 1 / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1979. – С. 42.

 

В основе личностно-ориентированного типа образования лежит иной доминирующий признак: «Личностно-ориентированное образование – образование, обеспечивающее развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей как субъекта познания и предметной деятельности»*. Таким образом, существуют два принципиально отличных подхода к образованию, каждый из которых базируется на определенном понимании человека:

1. « Человек – глина». Это образ формирующей педагогики. Человек в данном случае как бы не имеет своей изначальной сущности («чистый лист») и является материалом для педагогической работы с ним.



2. «Человек – семя», имеющее генетическую программу развития. Образование в этом случае есть образовывание человека, развитие его потенциальных качеств, заложенных в нем изначально и реализующихся в зависимости от создаваемой среды.

* Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов. – Вып.1 / Ред.-сост. Н. Б. Крылова. - М.: РФФИ-ИПИ, 1995. - С. 55.

 

Вокруг двух данных типов образования и их различных сочетаний концентрируется и конструируется большинство различных дидактических систем и технологий.

Понятие «обучение». Чаще всего под обучением понимается «совместная целенаправленная деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание»*. Деятельность учителя и ученика в процессе обучения разделяются весьма условно, поскольку обучение – непрерывный процесс их совместной работы.

* Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В. В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. – Т. 2. – С. 6.

 

Традиционо в обучении выделяются две составляющие – преподавание и учение. Под преподаванием понимается деятельность учителя по передаче ученикам знаний, умений и навыков, способов деятельности, жизненного опыта и т.п. Учение здесь – процесс приобретения учащимся передаваемого учителем содержания обучения. Преподавание в традиционном обучении доминирует над учением, что находит отражение в названиях частных дидактик (например, «методика преподавания истории»). Основное внимание тогда уделяется преподаванию (передаванию) учебного материала, а не деятельности учеников.

Парадигма обучения как преподавания и учения имеет длительную историю и сохраняется по сей день. Причина состоит в том, что долгое время учитель был основным источником информации, которую он сообщал ученикам, обучая их различным наукам. До сих пор используются термины «дать знания», «дать образование», а по отношению к взаимодействию учителей говорят «обменяться опытом». Понимание обучения как «передаточного» механизма некоторого содержания от учителя к ученикам предполагает формирующее воздействие педагога на ученика.

 

Обучение – целенаправленный и организованный процесс взаимодействия учеников и учителей, направленный на решение учебных задач, в результате которого учащийся овладевает знаниями, умениями, навыками, развивает личностные качества.

 

В то же время существуют иные понимания обучения, отрицающие возможность «передачи образования». Знания, умения и навыки – не вещественные предметы, которые можно передать. Они образуются в результате активности ученика, в ходе его собственной деятельности. Непередаваем также и опыт – эмпирическое познание действительности, осуществляемое тем, кому в конечном итоге и принадлежат результаты его деятельности.

 

Блок самоопределения
  Понятие образования   Сравните различные дефиниции (определения) понятия образования, выделите в каждом случае существенные признаки, которые закрепляются за ним. Составьте классификацию разных типов понимания образования.
«Главная социальная функция образования – передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей». Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. М. Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. С. 101. «Образование – это не только как бы передача знаний, научение этим знаниям. В слове образование скрыто слово «образ», т. е. формирование самого себя». Ремезова И. И., Анишина Т. П. Проблема человека в философии образования // Философия образования для XXI века. – М.: Логос, 1992.– С. 149.
«Образование – процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду». Краткий педагогический словарь пропагандиста. – М, 1984. – С. 157. «Образование есть не что иное, как культура индивида. <...> Сколько культурных ценностей, столько и видов образования». Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: Школа-Пресс, 1995. - С.35.
«Образование – это объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый». Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студентов высших пед. учеб, заведений. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1996.- С.25. «<...> Овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, формирование научного мировоззрения и развитие познавательных сил и способностей – это и есть образование, а основной путь получения его – обучение». Данилов М. А., Есипов Б. П. Дидактика. – М.: Изд-во АПН, 1957.
«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)». Закон РФ «Об образовании» // Сборник законов Российской Федерации. – М.: Славянский дом книги, 1999. – С.224. «Образование (от русск. – создание образа) – это духовный облик человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей». Бондаревская Е. В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие для студ. сред, и высш. пед. заведений, слушателей ИПК и ФПК – Ростов-Н/Д: Творческий центр «Учитель», 1999, – С. 36.

Содержание образования возникает в процессе образовательной деятельности учащегося.

Процесс обучения сопровождается и характеризуется внутренними личностными изменениями ученика, его развитием. Обучение, имеющее основной целью развитие физических, познавательных, нравственных и иных способностей учащихся на основе их индивидуальных возможностей, называется развивающим обучением. Учитель в данном случае не столько передает детям знания, сколько организует их учебную деятельность по отношению к изучаемому предмету. Психолого-педагогическое обоснование развивающего обучения в нашей стране осуществлено Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным, Л. В. Занковым, Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым и реализуется на практике их последователями.

Парадигма приоритета целей и ценностей ученика, первичной роли его деятельности и вторичности деятельности учителя как организатора учебного процесса нашла отражение в различных типах личностно-ориентированного обучения. Обучение в этом случае понимается как совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых дисциплин. Вопросами разработки психолого-педагогических и дидактических основ личностно-ориентированного обучения занимаются современные отечественные ученые: Ш. А. Амонашвили, Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич, В. В. Сериков, И. С. Якиманская и др.

В основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории. Роль учителя заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, в которой ученик обучается, опираясь на личностный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

В зависимости от применяемых образовательных технологий личностно-ориентированное обучение имеет разновидности: природосообразное, проблемное, эвристическое и др.

Личностно-ориентированный смысл образования может быть заложен в любом типе обучения. Например, программированное или дистанционное обучение могут иметь в своей основе личностную ориентацию, а могут и не иметь ее. Личностная ориентация – один из критериальных признаков обучения любого типа или вида. Если человек (ученик, учитель), его природные, личностные и индивидуальные особенности учитываются при проектировании, осуществлении и диагностике образовательного процесса и способны оказывать влияние на него, то говорят о гуманистическом личностно-ориентированном обучении.

Таким образом, содержание понятия «обучение» зависит от того, какая педагогическая парадигма лежит в основе образования. Формирующее обучение «передаточного» типа отличается от развивающего или природосообразного тем, что имеет в своей основе формулу «с предметом к детям», тогда как личностно-ориентированное обучение строится по принципу «с детьми к предмету».

 

Парадигма (от греч. paradeigma – пример, образец) – исходная концептуальная схема или модель постановки и решения проблем, господствующая в течение определенного периода.

 

Изучение и освоение. Казалось бы, гуманистическая ориентация на развитие учащихся должна преобладать в обществе, которое выдвигает человека в качестве первичной ценности. Почему же процесс обучения все еще понимается как вооружение ученика знаниями и формирование у него соответствующих умений и навыков? Объясняется это многими причинами, например, тем, что данные параметры легко поддаются проверке с помощью общедоступных средств – тестов, контрольных работ, проверочных заданий. С их помощью легко и быстро проверяется уровень усвоения учениками «переданного» им материала. Чтобы оценить результативность обучения индивидуально для каждого ученика, с учетом его начального уровня развития, степени сформированности его способностей, знаний и навыков, требуется специальная система диагностики и контроля. Речь о ней пойдет в параграфе 2 главы 9.

 

Дискуссия.Сторонники обучения как передачи знаний иногда тоже называют свой подход личностно-ориентированным, поскольку адаптируют предназначенный для усвоения учебный материал в соответствии с особенностями разных групп учеников, например, разделяют материал на три уровня сложности. Соответствует ли данный подход гуманистической системе личностного обучения?

 

Рассмотрим дидактические понятия, характеризующие личностный характер обучения.

Адекватной характеристикой личностно-ориентированного обучения является деятельность. Деятельность в педагогическом смысле более широкое понятие, чем знания, умения и навыки, поскольку предполагает мотивацию, оценку и другие параметры обучения, отражающие его субъективно-личностный характер. Нас интересует деятельность, которая приводит к образовательным изменениям и личностным приращениям ученика по отношению к самому себе и к изучаемым дисциплинам.

Другой существенной характеристикой личностно-ориентированного обучения является его продуктивность, то есть создание учеником конкретного образовательного продукта – естественнонаучной версии, математической задачи, сочинения, поделки, картины и т.п.

Для характеристики образовательной деятельности ученика обычно применяются следующие понятия:

¨ изучение, означающее «постичь учением, усвоить в процессе обучения»;

¨ усвоение, трактуемое как «основной путь приобретения индивидом общественно-исторического опыта»;

¨ познание, то есть «процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания».

Понятия «изучение» и «усвоение» относятся, как правило, к внешним, не зависимым от ученика объектам – знаниям или информации, и не предполагают его деятельности по созданию собственного образовательного продукта. Если вести речь о продуктивном обучении, то его специфике более соответствуют понятия «познание», «исследование», «создание», «сочинение», «составление», «разработка» и т. п.

Продуктивная направленность обучения не означает, что оно лишено нетворческих видов деятельности. Изучая реальную действительность, ученик одновременно созданием образовательного продукта выполняет и репродуктивную деятельность, например, постигает конкретные способы познания, знакомится с имеющимися культурными достижениями, то есть изучает их.

Одновременное создание собственного образовательного продукта и усвоение уже созданных человечеством достижений может быть выражено одним емким понятием – освоение. Понятие «освоение» в образовании имеет смысл активного созидательного проникновения ученика в образовательную область или учебный предмет. Освоению подлежит как сама действительность, так и знания о ней. Поэтому термин «освоение» наиболее полно отражает процесс личностно-ориентированного обучения и соответствующей образовательной деятельности.

Обучение и развитие. Под развитием ученика понимается процесс внутренних изменений его физических, психологических, духовных сил, обеспечивающих его самореализацию. Нервная система, психика, личностные качества ученика изменяются количественно и качественно на протяжении его жизни и определенным образом связаны с обучением.

Среди ученых – психологов и педагогов – выделяются три точки зрения на связь

развития и обучения:

1) обучение и развитие – два независимых друг от друга процесса (3. Фрейд, Ж. Пиаже);

2) обучение тождественно развитию (У. Джеймс, Э. Трондайк);

3) обучение может следовать за развитием или опережать его (Л. С. Выготский).

В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее Л. С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.

Для объяснения своей модели Л. С. Выготский ввел понятия «зона актуального развития» – уже достигнутый ребенком уровень развития, при котором он может полностью самостоятельно, без помощи взрослого решать интеллектуальные задачи и «зона ближайшего развития» – уровень развития, обнаруживающийся не в самостоятельном, а в совместном со взрослым решении интеллектуальных задач определенной сложности. Согласно данной модели, то, что сегодня ребенок делает в сотрудничестве с учителем, завтра он сможет делать самостоятельно.

Данная модель послужила ядром для создания концепции развивающего обучения (Л, В. Занков; Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов). Одним из недостатков данного подхода является недооценка роли творчества ученика в обучении. Ученик, которому не предоставляется возможность решения возникающей задачи без помощи учителя, не вырабатывает в себе необходимых творческих качеств.

Умение ученика делать самостоятельный шаг в зоне своего ближайшего развития без помощи учителя является свидетельством перехода от развивающего обучения к саморазвивающему, эвристическому. Роль учителя в этом случае заключается уже не в совместном с учеником решении трудных для него задач, а в вооружении его инструментарием для самостоятельного их решения.

Обучение и воспитание. Воспитание чаще всего понимается как процесс и результат взаимодействия воспитателя с воспитанником с целью его личностного развития, усвоения социальных норм и культурных ценностей, подготовки к самореализации в том обществе, в котором он живет.

 

Развитие – процесс внутреннего изменения человека, обеспечивающий реализацию его жизненного потенциала и назначения.

 

Связь обучения с воспитанием не менее очевидна, чем связь обучения с развитием. Многие педагоги, начиная с Гербарта, говорят о воспитывающем обучении, результатом которого является социализация ученика, формирование таких его личностных качеств, которые соответствуют определенным общественным потребностям. Не всякая система обучения ставит воспитывающие задачи в качестве основных. Этот признак характерен прежде всего для гуманистических образовательных систем, таких, например, как школа Амонашвили, педагогика сотрудничества, Вальдорфская педагогика; а также для дидактических систем, имеющих в своей основе науки и виды деятельности социально-общественного характера: экологию, историю, философию.

Различные учебные предметы, как правило, играют ведущую роль в воспитании определенных личностных качеств ученика: математика способствует развитию аккуратности, логичности, последовательности и систематичности, естествознание – наблюдательности и познавательности, живопись – образности и художественности.

В то же время, закрепление за отдельными учебными предметами определенных воспитательных задач не является жестким. Так, математика может воспитывать не только систематичность или алгоритмизацию в действиях ученика, но и нести гуманитарную функцию, выполнять культурологические задачи, воспитывать в учениках чувство прекрасного.

 

Воспитание – процесс взаимодействия человека с окружающей средой (в том числе и с воспитателем), обеспечивающий усвоение им определённых норм и способов поведения в обществе.

 

Обучение и творчество. Обучение и развитие человека взаимосвязаны с его творчеством: развивается лишь тот, кто создает и творит новое (для себя или для других), кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

Но творчество возможно только в условиях свободы по крайней мере свободы выбора. Творческого результата можно ожидать только тогда, когда ученик обеспечен правом выбора смысла и целей своего образования, образовательной траектории, темы конкретной творческой работы, формы ее выполнения и защиты, когда поощряется собственный взгляд ученика на проблему. Свобода в образовании нужна ученику ради его развития и творчества.

Обучение как продуктивный процесс предполагает наличие у учеников творческих способностей. Под творческими способностями понимаются комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на создание им новых образовательных продуктов.

Исследуя природу творчества, ученые предложили называть способность, соответствующую творческой деятельности, креативностью. Креативность – это интегративная способность, вбирающая в себя системы взаимосвязанных способностей-элементов. Например, креативными способностями являются воображение, ассоциативность, фантазия, мечтательность.

Креативность – не единственная способность, обеспечивающая образовательную деятельность. Поскольку в результате творчества у ученика непременно происходит познание, то вместе с креативной деятельностью осуществляется и когнитивная. Для того чтобы креативные и когнитивные процессы выражались в общеобразовательных результатах ученика, необходима организационная деятельность, осуществляемая на базе его соответствующих способностей. К оргдеятельностным способностям ученика относятся целеполагание, целеустремленность, нормотворчество, самоопределение, рефлексия и др.

Таким образом, творческое обучение опирается по крайней мере на три интегративные способности ученика: креативную, когнитивную и оргдеятельностную. В совокупности они обеспечивают создание учеником образовательной продукции.

Обучение, ориентированное на творческую продуктивную деятельность учащихся, называется эвристическим (см. параграф 1 главы 6). Согласно эвристическому типу обучения, ученик участвует в создании не только образовательной продукции по изучаемым учебным курсам, но и в планировании и осуществлении индивидуальной траектории образования.

Резюме

 

В дидактике вводятся и используются философские категории, общенаучные, методологические, педагогические, психологические, физиологические и иные понятия. Фундаментальными дидактическими понятиями являются понятия «образование» и «обучение», которые раскрываются с помощью взаимосвязанных понятий: преподавание, учение, изучение, освоение и т. д.

Понятие «образование» характеризует различные стороны реальности. Оно может относиться к отдельному человеку или классу учеников, всей школе, обществу, государству. Образование отражает как процесс, так и результат обучения. Под образованием понимается также система образовательных структур - учебных заведений, различных форм и типов образования.

Среди различных пониманий образования выделяются два противоположных: образование - как процесс воздействия на ученика («дать образование») и образование как процесс образовывания ученика при организующей роли учителя («развивающее образование»).

Понятие «обучение» раскрывается в зависимости от выбранного смысла образования. В формирующей педагогике обучение представляет собой два основных вида деятельности - преподавание и учение: учитель передает ученикам знания, умения и навыки, а ученики их усваивают.

В личностно-ориентированной педагогике обучение – это совместная деятельность ученика и учителя, которая направлена на индивидуальную самореализацию ученика и развитие его личностных качеств в ходе освоения изучаемых предметов. Роль учителя - организация образовательной среды, в которой ученик образовывается, опираясь на собственный потенциал и используя соответствующую технологию обучения.

Личностную ориентацию обучения в большей степени отражает понятие «освоение», чем понятия «изучение» и «усвоение».

Дидактика как научная теория описывается системой понятий методологического уровня: смысл, цели, принципы, закономерности обучения, содержание, технологии, формы и методы, средства обучения, система контроля и оценки результатов обучения и др.

Вопросы и упражнения

 

1. Какие противоречия в понятийной структуре дидактики вами обнаружены? Сформулируйте чувства и ощущения, которые возникли у вас в результате изучения данной темы. Назовите свои главные результаты.

2. Приведите два-три варианта трактовок понятия «образование», сравните их между собой и отыщите общие признаки разных дефиниций.

3. Дайте определение понятию «образование», которое выходило бы за рамки педагогики и охватывало процессы, изучаемые в других науках, например, в истории (образование государства), географии (образование гор).

4. Первоклассник придумал математическую задачу на изученные действия сложения и вычитания. При составлении условия задачи он использовал уже известный ему принцип: «было... прилетело (улетело)... сколько всего стало?» Ученик заменил людей или зверей на птиц и получил новое условие задачи. Оцените область, уровень и специфику творчества ученика. Присутствует ли в данном образовательном продукте ученика математическое творчество?

5. Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период изучения курса дидактики.






Date: 2015-09-03; view: 2193; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2019 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию