Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ данных по опроснику О. Е. Громовой (группа 2)
Данные также даются со слов родителей. Понимание фраз опросника все родители отметили как 100%, при этом было дописано большое количество фраз, которые понимают дети. Примерами фраз, не входившими в опросник, являются – «Пойдем на кухню», «Давай прятаться», «Иди встречай папу» и другие фразы. Общее количество фраз опросника – 29, родители дописали еще 32 (в общем) короткие фразы. Понимание звукоподражаний незначительно отличается от первой возрастной группы. У всех детей отмечено 100% понимамых звукоподражаний, максимальное количество звукоподражаний, вместе с дописанными родителями самостоятельно, составляет 22 звука животных, в первой группе это количество составляло 18. В отличие от детей первой возрастной группы, у которых активное произнесение звукоподражаний ограничивалось «мяу» и «ав», дети второй группы произносят от 4 до 9 звукоподражаний. Соотносить звуки машин и инструментов дети могли в 50-70% случаев, самым часто узнаваемым подражанием было биби и тик-так, самым редко узнаваемым – вжик-вжик, его не указал ни один родитель. Эмоциональные возгласы людей узнавались всеми детьми группы. Дополнительно родители указывали в общем 6 возгласов, знакомых детям (ай-яй-яй, ура, уф и др). В пассивном словаре детей второй группы в полном объеме наличествуют названия животных и птиц из опросника, плюс дополнительно родители указали в общей сложности 21 животное (птицы, насекомые), которых знают дети. По сравнению с детьми 1 группы, у которых в общей сложности было в пассивном словаре 19 животных, дети второй группы знают уже около 45 названий животных, птиц и насекомых. Часть этих названий наличествует в активном словаре детей. Самым частым словом, говоримым детьми, родители назвали кошка, собака, птичка, гуля, зайка. Реже всего дети называли змею, оленя и ослика. Столь же знакомыми для детей были слова, обозначающие транспорт, игрушки и продукты. В названиях продуктов, называемых ребенком (активные слова) явно прослеживаются пищевые предпочтения детей, причем наиболее часто указываемым любимым блюдом оказались макароны и колбаса. В общем, из слов – названий продуктов, указанных в опроснике, дети знали 80-90% слов, дополнительно родители указали еще около 30 наименований. Причем в названиях, указанных родителями, преобладают названия «составных частей еды», то есть тех продуктов, которые сами по себе ребенок не ест (например, соль, мука) и названий овощей и фруктов, не указанных в опроснике. Разделы одежда и части тела также были заполнены почти полностью, в обоих разделах дети знали 90% слов. Часть слов из этих разделов также входила в активный словарь детей. В разделе «Режимные моменты» мы отметили замену некоторых слов родителями на более простые – например, до свидания на пока-пока. Причем и как понимаемое слово и как активное, в словаре имелся именно короткий вариант. В данном разделе родители дописывали слово «нет», которое также было ими ранее отнесено в раздел «Эмоциональные возгласы». Слова из данного раздела активно используются детьми, наиболее часто дети используют да, нет, можно, пока, привет, кто там и не надо. Значительно расширился, по сравнению с детьми первой группы, словарь действий. Если дети первой группы понимали 24 названия действий, то дети второй группы продемонстрировали почти 100% понимание слов раздела «Действия» (77 из 80 слов, не знали дети слово заканчивай, футболить и гудеть), дополнительно родители указали еще 19 слов-названий действий. Значительно увеличилось количество называемых и понимаемых детьми имен. Так, у каждого ребенка в активном словаре было хотя бы одно (2 ребенка) или больше имен, которые ребенок говорил, а также, по словам родителей, дети идентифицируют по имени достаточно большое количество людей (10 и более). Также расширилось понимание слов-признаков и наречий. Эти слова также появились в активной речи всех детей (от 1 до 4 слов). Понимание предлогов детьми, на наш взгляд, складывается из понимания фраз, включающих предлоги. Из указанных родителями понимаемых ребенком фраз мы сделали вывод о понимании детьми всех простых предлогов, кроме предлогов между и рядом. При этом родители отмечали только 50% указанных в опроснике слов. (Например, мама Егора С. Указала. Что ребенок понимает фразу «Зайка спрятался за диваном», но при этом не указала, что ребенок понимает предлог «за»). Фразовая речь детей на начало исследования отсутствовала. Через 2,5 месяца мы провели повторное обследование детей по опроснику. По словам родителей, стало неудобно работать с ним, так как количество понимаемых детьми слов увеличивается «с каждым днем» и невозможно указать все слова, которые ребенок понимает. Вследствие этого, мы сосредоточили свое внимание на исследовании активного словаря и фразовой речи детей. Состав активного словаря зависел от его количественного увеличения. У детей, у которых словарь увеличился на относительно небольшое количество слов (Богдан С., Вероника И.), рост словаря в основном был связан с накоплением названий предметов и действий. У остальных детей в активный словарь включились и названия признаков, наречия, указательные местоимения. Основном слова, которые дети произносили раньше, изменили свой звуковой состав и по строению стали ближе к нормативному произнесению (ба - бака – собака, ись – тиса – киска, ать – пать – спать и т.д). Произношение новых слов отличались у разных детей. При активном повторении (например, у Егора С.), новые слова произносили хотя и с потерей некоторых слогов, но повторялось минимум два правильных слога. У детей, не столь склонных к повторению, слова, появляясь, проходили тот же путь, что и первые – один звук, слог из слова; затем переход на более полное, близкое к нормативному звучание. Зачатки фразовой речи появились на конец исследования у 2 детей, Алисы С. и Егора С. При этом слова употреблялись в исходной форме без словоизменения. Мы более подробно остановимся на сравнении речи двух близнецов, Богдана и Егора. Дети живут в одной среде, у них схожие любимые занятия, в частности, оба больше любят смотреть телевизор, нежели читать книжки или слушать сказки. При этом у Егора с года наблюдается очень активное повторение за взрослыми. У Богдана склонности к повторению нет, скорее, в наличии проявления речевого негативизма, он не любит слова повтори и скажи. Сравнение пассивного словаря детей не показало значимых различий, при этом в активном словаре гора к концу исследования было уже больше 100 слов различной сложности и с каждым днем их становилось все больше, а активный словарь Богдана рос намного медленнее. При этом, как особенно отмечала мама близнецов, понимание речи и действия у детей развиты примерно на одном уровне, в чем-то Богдан даже опережает брата. Этот пример наглядно демонстрирует индивидуальные различия в возникновении и особенностях развития речи детей раннего возраста. Date: 2015-09-03; view: 628; Нарушение авторских прав |