Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Анализ данных по опроснику О. Е. Громовой (группа 1)
Все данные мы даем со слов родителей. Дети первой возрастной группы, согласно опроснику, понимают от70 до 90% фраз (от 14 до 18 фраз), указанных в первом разделе опросника. Наиболее редко понимаемые фразы – «Замолчи» и вопрос «Устал?». Многие родителя отмечают, что ребенкок лучше понимает вопросительную форму фразы вместо утвердительной, например – «спать?»вместо «спи» или «где папа» вместо «покажи папу». Звукоподражания у всех детей данной группы составляли значительную часть активного словаря, причем наиболее частоупотребляемыми звукоподражаниями были «мяу» и «ав» в различных вариантах произношения. Характерно, что дети, в семьях которых живут домашние животные, сначала начинали употреблять звук, который произносит их домашнее животное. Исключение составил один ребенок (Стас П.), который говорил «кись», но не произносил звукоподражания «мяу», хотя безошибочно идентифицировал этот звук с кошкой. Количество звуков животного мира, которые узнавали дети, варьировалось от 10 до 18 различных звуков. Интересно, что при таком обширном пассивном словаре в области звукоподражаний ни у одного ребенка на конец исследования не было зафиксировано увеличения активного словаря преимущественно за счет звукоподражаний. Звукоподражания машин и инструментов, в основном, у детей ограничивались бибиканьем машины. У троих детей встречались вариации на тему звука мотора (дж, др, бр), который потребляли в игре родители. Эмоциональные возгласы в пассивном словаре детей также не очень широко представлены, в основном это «алло» и «а-а» в значении плача. Понимание названий животных у всех детей было очень широким, родители отметили в опросниках от 90 до 95% названий животных, которые дети понимают, при этом 4 из 5 родителей дописали дополнительно животных и персонажей мультфильмов, которых знают дети. Столь же много названий было отмечено и дописано в категориях игрушки, продукты и люди. В категории продукты при условии вычеркивания тех продуктов, которые дети не едят, отмечалось как понимаемые 100% названий. Имена людей на момент начала исследования употребляли 2 детей, у которых есть родственники (сестра и тетя, с которыми дети живут вместе). Названия режимных моментов дети понимали в меньшей мере, от 40 до 80% представленных в опроснике. Наиболее часто понимаемым было «нельзя», «спасибо» и «пока»; реже всего родители отмечали «прогулка» и «купание». Здесь отмечен тот же эффект, что мы зафиксировали в обследовании понимания фраз – лучше понимается вопрос, чем утверждение («спать» вместо «баю-бай», «гулять» вместо «прогулка»). Вероятно, это связано с тем, что глаголы чаще употребляются в обращенной к детям речи, в таких фразах, как «пойдешь гулять?», «Хочешь спать? Ложись спать». В разделе «действия» из предложенных опросником глаголов родители отметили как понимаемые детьми только от70 до 90% слов. Наиболее редко понимаемыми явились глаголы «сломал», «брось», «петь», «прятать». В целом, большое количество понимаемых детьми слов-действий подтверждает наше предположение о большом числе глаголов, употребляемых в обращенной к детям речи. Из слов-определений, представленных в опроснике, в основном понимаются детьми слова «хороший» и «плохой». Они были либо представлены в активной речи детей (Стас П. – плохой – фу, Соня Г – хорошая – сё), либо были связаны с какими-либо движениями – хороший – погладить по голове, плохой – стукнуть. Слова «мамин» и «папин» родители не отметили ни разу. В дополнении к словам, внесенным в опросник, родители дописывали как понимаемые, названия цветов, в основном, основные цвета – красный, синий, желтый, зеленый. У двух детей было отмечено два названия цвета, у остальных по одному. В разделах местоимений, вопросительных слов родители отмечали по одному слову. Это слова «это» и «где». Наречий дети понимали больше, в основном указывались слова «больно», «горячо» и «вкусно». Слова, обозначающие количество предметов в пассивном словаре детей ограничивались словами «все» и «еще». Все дети группы знали большое количество названий одежды и обуви. При этом в примечании родители указывали, что дети не помогают одевать некоторые вещи, но узнают их по виду и могут принести. Самым редко узнаваемым словом было слово «слюнявчик». Несмотря на то, что он часто использовался родителями всех детей, никто из родителей не заострял на нем внимание ребенка, поскольку дети не любили его одевать. Таким образом, можно сделать вывод о влиянии родительского отношения к какому-либо предмету на усвоение его названия. В разделе части тела дети знали, что такое волосы, глаза, животик, зубы, нога, нос, пупок, рука, ухо. Самым редко понимаемым словом был «пальчик». Предметы дома и быта понимались детьми на 70-80%. Самым мало заполненным разделом был раздел предлоги, в котором только один родитель отметил как понимаемый ребенком предлог «на». При этом мама сделала оговорку, что понимает ребенок целую фразу – положи на стол, в других фразах предлог «на» ребенок не понимает. В целом, при подсчете слов, указанных в опроснике+дописанных родителям мы выявили среднее количество слов, понимаемое дети нашей первой группы. В среднем дети первой возрастной группы на начало исследования понимали 188 слов (от 183 до 196). Таким образом, налицо значительное преобладание пассивного словаря над активным словарем детей данной возрастной группы. Если анализировать понимание различных частей речи, то на первом месте выступают предметы и действия, остальные части речи понимаются детьми хуже. Проведенное через 2,5 месяца повторное анкетирование родителей по тому же опроснику показало следующие результаты – понимание слов расширилось до 314 (в среднем) слов, при этом большое количество слов родители дописывали в опросник самостоятельно. Расширение пассивного словаря основном произошло за счет увеличения количества понимаемых предметов и действий, расширилось количество понимаемых наречий и указательных местоимений. Добавились наречия горько (лекарства), холодно, жарко, чисто, грязно; указательные местоимения там, здесь, этот, тот. В плане понимания предлогов произошло следующее изменение. Несмотря на то, что ни один родитель по прежнему не указал на то, что ребенок пронимает смысл предлога, согласно ответам родителей, у детей значительно расширилось количество понимаемых фраз с включением предлогов, при этом дети выполняли требуемое действие и клали предмет туда, куда нужно. Несмотря на то, что понимание отмечалось только в привычных фразах, мы посчитали, что это первоначальный этап усвоения значения предлогов. Различия в темпе расширения пассивного словаря не наблюдалось, за исключением одного случая. Вика Г, которая на начало исследования продемонстрировала самое меньшее количество понимаемых слов, на конец исследования продемонстрировала более быстрый темп набора словаря. Принципиальной разницы в плане половых различий мы также не заметили. Увеличение активного словаря у детей первой группы происходило вза счет увелиРазницы в усвоении активных слов детьми, как по половому признаку, так и по признаку возрастания-убывания темпа набора словаря, также не было выявлено. Мы отметили значимое, на наш взгляд, совпадение отсутствия у двух детей интереса к чтению и рассматриванию книг и меньший объем активного и пассивного словаря у этих детей по сравнению с другими детьми группы. Date: 2015-09-03; view: 1087; Нарушение авторских прав |