Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Абстракции и допущения в экономической теории. Модели человеческого поведения





Говоря о допущениях или абстракциях, принятых в экономической науке, наиболее распространенные базируются на следующих характеристиках:

- о полноте и доступности информации;

- о характеристиках рынка (уровне и характере конкуренции на нем) и наличии или отсутствии издержек рыночного взаимодействия (так называемых трансакционных издержек);

- о модели поведения человека (базовых характеристиках человеческих действий в тех или иных ситуациях.

Стандартная неоклассическая модель исходит из допущений по полноте, доступности и бесплатности информации, которой обладают экономические субъекты. Кроме того, стоит сказать, что данная информация позволяет экономическим агентам использовать ее для максимизации индивидуальной эффективности. Это предполагает по умолчанию совершенную когнитивную способность агентов, отсутствие иррациональности в поведении и др.

В идеальной модели, которая существует в неоклассике, исходят из ситуации минимальной взаимозависимости участников рынка, т.е. решения, принимаемые одним индивидом не влияют на выбор других и не зависят от решения других субъектов. Это возможно лишь в одной рыночной ситуации – так называемом рынке совершенной конкуренции, где представлены стандартные товары, существует бесконечное множество продавцов и покупателей, спрос и предложение которых не влияет на цены (субъекты не обладают рыночной властью).

Что же касается поведенческих характеристик, то в неоклассическом подходе существует базовая модель, получившая название homo oeconomicus. Изначально данная модель возникла в рамках австрийской школы, в частности в работах К. Менгера, хотя некоторые предпосылки восходят к концепции «невидимой руки» А. Смита и утилитаризму И. Бентама. Основные черты homo oeconomicus следующие:

- рациональность поведения, стремление к максимизации собственной выгоде (полезности). Рациональность обычно рассматривается в духе бентамовского утилитаризма;

- абсолютные вычислительные и когнитивные способности, такой индивид способен мгновенно принять идеальное с точки зрения соотношения выгод и издержек решение (к примеру, из множества продуктов на полке супермаркета выбрать наиболее оптимальное с точки зрения соотношения цены и качества;

- стремясь к реализации собственного интереса (т.е. действуя целерационально) homo oeconomicus не нарушает интересов других участников экономической системы. В идеальной модели он действует согласно «категорическому императиву» И. Канта, и за его эгоизмом при этом кроется отсутствие оппортунизма (в смысле достижения целей с помощью обмана и коварства). Такому индивиду свойственно эмпатия[1] (он может поставить себя на место других людей) и уверенность в том, что другие субъекты ведут себя так же.

Вместе с тем, концепция homo oeconomicus подвергалась критике с разных сторон. Институционалист Торстен Веблен высмеивал абсолютную рациональность такого модельного индивида, и в дискуссии с К. Менгером сомневался, что он выдаст свою дочь замуж за данного индивида. Герберт Саймон в середине ХХ века концепции полной рациональности противопоставил свою концепцию ограниченной рациональности, в которой человеческое поведение рассматривается с точки зрения реальных когнитивных и информационных ограничений (индивид осуществляет выбор не наилучшего решения, а наилучшего из возможных, или, даже привычных, рутинных). Развитие концепции оппортунистического поведения Оливером Уильямсоном в последней трети ХХ века поставило под сомнение постулат о взаимной выгоде честного поведения. В итоге концепция homo oeconomicus дополнялась другими подходами о базовой модели (человек социологический, институциональный, REMM и др.) и активно развиваются в рамках поведенческой экономики.

Date: 2015-09-03; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию