Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Становление и формирование экономической теории: древний мир, античность, меркантилизм, классическая политэкономия, утопический социализм, марксизм





 

Эко-кая наука – одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы нахо­дим в археологических и исторических материалах.

Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. До н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому пе­риоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламента­ции отношений собственности.

Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др.

Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положе­ние о том, что эко-кие знания –это научная дисциплина.

Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности.

Аристотель – первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. Е. как о всеоб­щей ЭТ, выявляет общие закономерности ее раз­вития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику.

В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопле­ния различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой поли­тике и т. Д.

Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. Выпус­тил книгу «Трактат политической экономии», т. Е. эко-кая наука получила свое название - «полит. Экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства – тор­говля, а материальный его носитель – золото.

Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. Е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. Е. богатство казны обу­словливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограни­чением ввоза сырья и предметов роскоши в страну.

Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть кото­рой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к ино­странным купцам на внутреннем рынке.

В XVIII в. Возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истин­ные ценности дает не торговля, а производство. Производст­во они ограничивали сельским хоз-вом.

Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. Проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о сво­бодной и конкурентной экономике.

Следует отметить, что в XIX в. Начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и мар­ксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Пер­вые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно орга­низовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопич­но, потому что:

1) уровень развития производительных сил был недостаточ­ным для создания общества, где всем было бы обеспечено благопо­лучие;

2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречи­ли идее создания такого общества.

Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса.

Основные выводы по марксистской шко­ле:

1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ.

2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капи­тализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов.

3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты.

4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме.

5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован.

Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую – совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата.

Позднейшие искажения этих положений привели марксист­скую теорию в тупик.

 

Date: 2015-09-03; view: 473; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию