Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Становление и формирование экономической теории: древний мир, античность, меркантилизм, классическая политэкономия, утопический социализм, марксизм
Эко-кая наука – одна из древнейшихи она прошла через ряд этапов. Наиболее ранние упоминания об экономических знаниях мы находим в Библии. Более обширные данные об эко-их знаниях мы находим в археологических и исторических материалах. Так, в законах царя Хаммурапи (XVIH в. До н.э.) определялись: отношения между рабом и рабовладельцем; аренда земли; арендная плата; порядок денежного обращения и оплаты труда. К этому периоду следует отнести и развитие эко-их знаний в Индии и Китае. К примеру, в законах Ману приводятся правила регламентации отношений собственности. Развитие ЭТ в античном мире представлено работами Ксенофонта, Платона, Аристотеля (1V-III вв. до н. э.) и др. Ксенофонт дал старт научной экономике. В его трудах имеется уже отраслевая структура экономики. Он первый обосновал положение о том, что эко-кие знания –это научная дисциплина. Платон главное внимание уделяет труду, его специализации, видам трудовой деятельности. Аристотель – первый в своих работах «Политика» и «Этика» говорит об эко-кой науке вообще, т. Е. как о всеобщей ЭТ, выявляет общие закономерности ее развития. Он дает правила организации идеального рабовладельческого хозяйства, отстаивая натуральную его форму, дает рекомендации императору, как вести разумную эко-кую политику. В средние века ЭТ развивалась так же, как гос-нная эко-кая политика. Однако вплоть до XVI-XVII вв. ЭТ развивалась как процесс накопления различных знаний о хозяйстве, торговле, эко-кой политике и т. Д. Первое системное изложение ЭТ связано с возникновением школы меркантилизма. Ее представителями явл. Т. Мен, Ж. Кольбер, А. Монкретьен, который в 1615 г. Выпустил книгу «Трактат политической экономии», т. Е. эко-кая наука получила свое название - «полит. Экономия». В России представителями меркантилизма-О. Нащекин, И. Посошков. Это период Великих географических открытий, бурного развития торговли. → Источник богатства – торговля, а материальный его носитель – золото. Различают ранний и поздний меркантилизм. В основе раннего меркантилизма лежит идея денежного баланса, т. Е. богатство казны определялось законами, налогами, сборами. Поздний меркантилизм, в основе которого лежит торговый баланс, т. Е. богатство казны обусловливалось вывозом товаров, развитием посредничества, ограничением ввоза сырья и предметов роскоши в страну. Меркантилисты разработали идею протекционизма, суть которой сводилась к тому, что необходимы всемирная поддержка своих купцов на внешних рынках и ограничения по отношению к иностранным купцам на внутреннем рынке. В XVIII в. Возникла классическая школа физиократов (Ф. Ке-нэ, Тюрго, Мирабо). Их заслуга в том, что они эко-кий анализ перенесли из сферы обмена, торговли в сферу производства. Истинные ценности дает не торговля, а производство. Производство они ограничивали сельским хоз-вом. Яркими представителями классической политэкономии были А. Смит и Д. Рикардо. Они практически разработали саму эко-кую теорию, определив систему категорий, законов, закономерностей. Сам предмет ЭТ они расширили, считая, что нужно изучать как развитие эко-ких отношений, так и производительных сил. Смит и Рикардо выдвинули ряд новых идей и теорий, из которых наиболее значимой явл. Проблема мотивов и стимулов хозяйственной дея-ти человека, положение о свободной и конкурентной экономике. Следует отметить, что в XIX в. Начала формироваться школа утопического социализма (Оуэн, Фурье, Сен-Симон), а затем и марксистская школа (Маркс, Энгельс, Ленин, Каутский, Плеханов). Первые наивно считали, что путем реформ в тех условиях можно организовать справедливое, процветающее общество. Их учение утопично, потому что: 1) уровень развития производительных сил был недостаточным для создания общества, где всем было бы обеспечено благополучие; 2) не учитывались закономерности развития общества, которое стояло перед чистым капитализмом и законы которого противоречили идее создания такого общества. Идеи марксизма изложены наиболее полно в «Капитале» К. Маркса. Основные выводы по марксистской школе: 1. Несомненная заслуга в развитии ЭТ. 2. Маркс дал глубокий анализ закономерностей развития капитализма, открыл и обосновал целый ряд эко-ких законов. 3. Маркс разработал методологию научного анализа, которую используют и поныне современные экономисты. 4. Разработан ряд положений о социализме и коммунизме. 5. Эко-кий анализ этой школы был заранее идеологизирован, политизирован. Выводы были направлены не в сторону совершенствования механизма хозяйствования, а в сторону политическую – совершение социальной революции и становление диктатуры пролетариата. Позднейшие искажения этих положений привели марксистскую теорию в тупик.
Date: 2015-09-03; view: 511; Нарушение авторских прав |