Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический материал. Далее можно размышлять следующим образом





 

Далее можно размышлять следующим образом. Возьмем в качестве примера творчество художника. Как возникает задумка нарисовать картину? Допустим, это происходит не из желания заработать на ней деньги, или похвастаться перед друзьями, не из потребности самореализоваться в обществе в качестве художника. Все это, конечно же, возможно и часто выступает в качестве сопутствующих мотивов (и это тоже элементы культуры). Но что же здесь главное? На самом деле наш художник испытывает некую внутреннюю потребность, не совсем ясное побуждение к написанию картины, переживает укорененную глубоко в душе потребность творить, потребность выразить некое душевное устремление. И вот он берется за кисть, и словно подчиняясь какому-то бессознательно существующему плану, начинает рисовать звездное небо, или, к примеру, то самое покрывало из миллиардов прекраснейших цветов, что он созерцал, во время вчерашней прогулки за городом. Но едва ли можно согласиться, что наш художник посредством своих картин только лишь отражает недавно увиденные сюжеты реальной, внешней действительности, ведь человеческое сознание – это не только отражение окружающего мира, оно с необходимость отражает и мир внутренний, мир души. Но это не простое отражение – это преобразование увиденного, наблюдаемого и словно пришедшего из ниоткуда. Но что есть мир человеческой души? Каждый из нас больше знаком с миром внешним, поскольку тот более-менее понятен, известен, ощутим, у нас есть определенная система ориентаций в нем. На первый взгляд, наш внутренний мир – это совокупность образов и представлений о мире внешнем, результаты осмысления и переработки этих образов и представлений. Наряду с этик к внутреннему миру следует отнести все, что обычно скрыто от сознательного Я, ускользнуло от луча сознания, вытеснено за его границы за ненадобностью или по причине неприятия (конфликты, неприятные эмоции, чувства, мысли и проч.) – т.е. личное бессознательное.

Все это так, но кроме всего этого есть нечто, что существовало до всякого взаимодействия с окружающим миром, то, что заложено в каждом из нас природой, то, что в своей совокупности образует отдельный мир, мир, лежащий в основании человеческой психики, определяющий как самые простейшие поведенческие реакции человека, так и его мышление, восприятие, воображение, его сознание и самосознание.

К.Г. Юнг определил этот мир термином «коллективное бессознательное». В отличие от личного бессознательного – это универсальная, свойственная всем людям без исключения форма существования психического (душевного), так же, как и внешний мир, практически независимая, автономная от сознательного Я человека.

В науке выработано множество понятий, определяющих то, что составляет содержание коллективного бессознательного, вот некоторые из них:

· унаследованные психические схемы;

· универсальные формы или образы;

· базовые (глубинные) матицы восприятия и поведения (матрицы, определяющие умственные предрасположенности и предрасположенности влечений);

· древние прообразы, первообразы, первоначальные образы, исконные образы;

· коллективные представления, архаическое наследие, древнейшие и всеобщие формы представлений, берущие свое начало в недрах человеческой истории;

· «психический конденсат древних времен» (З. Фрейд);

· умопостигаемые образцы, безпредпосылочные начала.

 

Именно посредством эти универсальных схем или архетипов, как их назвал К.Г. Юнг, мы организуем свой опыт взаимодействия с внешним и внутренним мирами, свои переживания и ощущения. Архетипы – это некие врожденные психические структуры, врожденные формы восприятия и поведения. К.Г. Юнг обнаружил их динамическое присутствие в опыте человека и общества посредством сопоставления философских, религиозных и мифологических систем разных народов и эпох. Он выяснил, что многие символы и фигуры, на протяжении тысячелетий проявляющие себя в религиях и мифологиях разных эпох и народов, оказались во многом схожими, что нельзя было объяснить взаимодействием и взаимовлиянием отдаленных друг от друга расстоянием и временем культурных традиций. Более того, идентичные им символы и фигуры часто возникали в сновидениях и спонтанных фантазиях, а также продуктах творчества его пациентов, причем совершенно незнакомых с другими культурными традициями. К.Г. Юнг определил, что эти символы и фигуры – общечеловеческий способ выражения архетипов. Так, если вспомнить приведенный выше пример с человеком, заблудившимся в лесу, то очевидно, что в образе найденной им коряжины у него в сознании актуализировался архетип Спасителя или некоего духа-помощника, выразившийся в соответствующей фантазии и символике. Проявление этого архетипа в виде фигуры духа-помощника, спасающего героя, волшебного исполнителя желаний можно обнаружить в культуре, религии, сказках разных народов и в любые времена.

Архетип – это не сам образ или символ, которые есть всего лишь его заместители и выразители, сам архетип вне наполненности жизненным содержанием лишь пустая форма, он неуловим. Так, существует множество образов и представлений о духе-помощнике (например, О. Ж. Грант (O. W. Grant), из фильма «Трасса-60» (2002, реж. Боб Гейл), о звере-помощника (волк из сказки Иван-царевич и Серый волк), о духе-помощнике (Вергилий из Божественной комедии Данте Алигьери) и множество образов и представлений о духе (демоне)-вредителе (см., например, анализируемое в теме 3 стихотворение А.К. Толстого «Бывают дни…»), но матрица на основе которой вырастают эти образы и представления одна и универсальна для всех времен и народов. То же можно сказать про образы родителей. У каждого человека есть свои индивидуальные образы матери и отца, сформированные в результате отношений с ними или лицами их заменяющими. Есть образы матери и отца, которые преобладают в той культуре, в которой родился и воспитывался человек. Но есть и универсальные образы матери и отца, вернее не образы, а психические структуры, обеспечивающие возможность формирования таковых образов, врожденные возможности восприятия реальных родителей. Эти архетипы родителей находят свое воплощение в универсальных культурных образцах матери и отца, которые обнаруживаются во всех культурных традициях.

К.Г. Юнг сравнивал архетип с осевой системой кристалла, которая существует еще до того, как сам кристалл оформился, обрел материальное существование. В этом смысле, архетипы – это некие психические решетки, матрицы (лат. matrix – матка, источник, начало, первопричина) на которые нанизывается в определённом порядке и в заданной последовательности изменчивый и текучий объективный мир, тем самым упорядочиваясь, организуясь и наполняясь смыслом. Архетипы похожи на русла рек, по которым течёт содержание нашей жизни и в зависимости от сочетания архетипов в судьбе каждого отдельного человека, формируется индивидуальность и одновременно универсальность его личности и судьбы.

Но архетип – это не просто модель, схема или матрица восприятия и понимания, это психическая структура, обладающая независимостью от сознания и воли человека, от него Я. Она живет, действует, обладая мощнейшей энергией, способной созидать и разрушать. Среди бесчисленного множества примеров автономности бессознательной психики и того, что в нашей жизни киках не поддается разумному контролю, одним из лучших является судьба героя романа Уильяма Сомерсета Моэма «Луна и грош» Чарльза Стрикленда. Едва ли он по своей воле и рациональному расчету в сорокалетнем возрасте, бросив жену и детей, пустился бродить по миру и рисовать картины. Конечно, все можно попытаться объяснить жизненными обстоятельствами, например, плохими отношениями с женой, начальством, коллегами по работе и т.п. Но судя по тому, как круто изменилась жизнь Стрикленда, его личность и характер, можно с уверенностью предположить, что в его судьбу вмешались практически независимые психические факторы – архетипы, которые он стал выражать в своих картинах. И это был не просто интерес к художественному творчеству и даже не потребность, и не тяга к нему – это нечто сродни захваченности некой чуждой силой, принуждающей его выражать рвущиеся наружу образы и переживания. Вполне возможно, что Стрикленд пережил воздействие архетипа трансформации, который вывел наружу новую форму его личности, определившую затем структуру и течение его всей дальнейшей жизни а, может быть, и смерти. В романе Томаса Манна «Доктор Фаустус» главный герой Адриан Леверкюн столкнулся с воздействием глубинных психологических факторов, представших перед ним в образе Дьявола, который, как и полагается, заключил с ним сделку и вдохновил на создание прекраснейшей музыки, обменяв это вдохновение на тяжкую болезнь и скорую смерть. Вслед за К.Г. Юнгом, можно полагать, что в этом романе Т. Манна немец Андриан Леверкюн – сам есть архетипический образ, поскольку олицетворяет (символизирует) всю немецкую нацию, которая во время написания романа захлёбывалась в черной клоаке нацизма, будучи одержима мощнейшими по своему влиянию и поистине сводящими с ума психологическими факторами, нашедшими свое воплощение в харизматическом образе бесноватого фюрера.

Поэтому следует определить, что коллективное бессознательное – это не просто некий набор матриц поведения и мышления, которыми можно произвольно пользоваться. Коллективное бессознательное в лице его содержаний – это некая независимая от человека всеобщая психическая энергия, которая является основанием как индивидуального, так и общественного бытия человека. Архетипы коллективного бессознательного – это великие движущие силы, вызывающие реальные события, как в жизни отдельного человека, так и целых народов и эпох.

Исходя из подобного понимания коллективной психики и в целом душевного устройства человека, можно определить, что в качестве динамического фактора, определяющего творческие, культуросозидающие устремления и порывы человека выступают содержания коллективного бессознательного, которое является «поставщиком», «транслятором» неких всеобщих форм, лежащих в основе любых культурных артефактов и культурных сценариев.

Вернувшись к нашему художнику, мы поймем, что, то неясное влечение или даже, может быть, принуждение к написанию картины, к творчеству, не есть только то, что относится к его сознательному Я или личному бессознательному. Своими корнями это влечение, эта потребность уходит в глубины коллективной психики, определяется психическими факторами, источник которых находится глубоко в человеческой душе. Эти психические факторы посредством их сознательной переработки, очеловечиваясь, воплощаются во множестве разнообразнейших продуктах культуры, общим выражением которых являются специфически обработанные слово, звук, действие, образ и символ.

Совокупность этих выразителей культуры, которые вырабатываются на протяжении многих веков и тысячелетий, образует систему «исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Программы деятельности, поведения и общения, составляющие корпус культуры, представлены многообразием различных форм: знаний, навыков, норм и идеалов, образцов деятельности и поведения, идей и гипотез, верований, социальных целей и ценностных ориентаций и т.д. В своей совокупности и динамике они образуют исторически накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, транслирует (передает от поколения к поколению) и генерирует программы деятельности, поведения и общения людей. В жизни общества они играют примерно ту же роль, что и наследственная информация (ДНК, РНК) в клетке или сложном организме; они обеспечивают воспроизводство многообразия форм социальной жизни, видов деятельности, характерных для определенного типа общества, присущей ему предметной среды (второй природы), его социальных связей и типов личностей - всего, что составляет реальную ткань социальной жизни на определенном этапе ее исторического развития».[9]

Таким образом, мы можем определить, что культура – это:

· результат адаптации человека к окружающему миру, и одновременно система его преобразования. Вторая природа человека – совокупность способов и овеществленных, т.е. переведенных в материальные предметы и объекты, а также в способы их использования, потребностей человека посредством которых он обеспечивает свои существование и развитие;

· совокупность артефактов, представляющих собой результаты спонтанной или целенаправленной активности человека, нашедшей свое выражение в предметах, действиях, символах, образах, представлениях, переживаниях, процессах, имеющих определенное материальное или психологическое значение для человека, смысл, направляющий его жизненную активность;

· совокупность образов, символов и представлений в которых конденсированы преобразованные посредством творческой активности человека энергии духовных процессов и содержаний коллективной психики;

· совокупность исторически развивающихся надбиологических программ человеческой деятельности, поведения и общения, выступающих условием воспроизводства и изменения социальной жизни во всех ее основных проявлениях.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть психодинамического подхода к исследованию культуры?

2. Как связаны культура и психология человека?

3. В чем смысл высказывания: в основе культурных процессов лежит динамики содержаний коллективной психики?

4. Как архетипы коллективного бессознательного проявляют себя в культуре? Приведите примеры.

Литература по теме:

Основная литература:

1. Юнг К.Г. Архетип и символ. – М.: Ренессанс, 1991.

2. Юнг К.Г. Психика: структура и динамика. Сб. работ. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2005.

3. Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. Серия: Актуальная психология. – М.: REFL-book., Ваклер. 1996.

Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. К психопатологии так называемых оккультных феноменов // К.Г. Юнг. Ответ Иову. Сб. работ. – М.: ООО «Издательство АСТ; «Канон +», 1998.

2. Юнг К.Г. Психологические типы. – М.: АСТ; АСТ МОСКВА; ХРАНИТЕЛЬ, 2006.

3. Юнг К.Г. Ответ Иову. Сб. работ. – М.: ООО «Издательство АСТ; «Канон +», 1998.

4. Юнг К.Г. Психология бессознательного. Сб. работ. – М.: ООО «Издательство АСТ; «Канон +», 2001.

5. Юнг К.Г. Человек и его символы. Аналитическая психология. Сознание и бессознательное. - СПб., М. Университетская книга-АСТ. 1997.

Практические задания:

 

Прочтите работу К.Г. Юнга «К вопросу о подсознании» // Человек и его символы. Под. Ред. К.Г. Юнга. М., 2003. С. 5-86.

Подготовите реферат (10-15 стр.) на тему: «Функции бессознательного в душевной динамике человека и их связь с творческой деятельностью».

Date: 2015-09-03; view: 838; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию