Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический материал. В данной теме рассмотрим структуру (от лат





 

В данной теме рассмотрим структуру (от лат. structura – «строение», «внутреннее устройство чего-либо») или морфологию (от др. греч. μορφή — «форма» и λόγος — «учение») и динамику (от греч. δύναμις — сила, мощь) культуры. Структура культуры – это совокупность элементов, из которых она состоит, а также связей отношений между ними. Динамика культуры – это совокупность ее изменений, включающих ее формирование, развитие, расцвет и упадок, а также факторы, обуславливающие эти изменения.

Структурной единицей культуры является артефакт (от лат. аrtefactumискусственно сделанное, рукотворное). Это любой предмет неприродного происхождения, т.е. сотворенный человеком, причем как материальный, так и нематериальный, например, поступок человека, или высказывание о том, что сегодня хорошая погода, тоже являются культурными артефактами, поскольку происходят от человека и наполнены определённым смыслом. В следующей теме мы подробнее остановимся на сущности артефактов, а сейчас определим, что совокупность артефактов, связанных друг с другом особыми смысловыми отношениями образуют культурные формы – устойчивые комплексы артефактов, наличествующие практически во всех культурах и во все времена. Например, культурными формами являются: приготовление и прием пищи, свадебный обряд, похороны, ношение одежды, взаимоотношение детей и родителей, младших и старших родственников и т.п. В разных культурах эти формы будет проваляться по-разному, но общие функции, а также глубинные смысловые связи внутри этих форм культуры практически идентичны, поэтому образуют узнаваемые способы существования человека, особые формы организации его жизнедеятельности.

В свою очередь, совокупность различных культурных форм образует культурные системы. Культура всякого народа – это культурная система, поскольку состоит из бесчисленных культурных форм, обуславливающих ее уникальность и функциональность. Например, практически любая более или менее развитая культура как система включает такие формы как: семья, воспитание и образование, политика, право, отношения к собственности, отношения к природе, к окружающим людям, формы экономической деятельности, литература, искусство, досуг, мораль и нравственность и т.п.

Наиболее простая и эффективная классификация культуры – это ее деление на материальную и духовную. Материальная культура – это все чувственно воспринимаемое, что создано человеком и человечеством. Таковым, например, являются: стол, мебель вообще, автомобиль, компьютер, дом, забор, фабрика, экономическая системы страны и т.п. Но все эти материальные объекты и системы объединяет не только эта материальность, но и то, что они обладают определённой полезностью, поскольку направлены на удовлетворение определенных потребностей человека. Но полезность вещи не всегда есть только некое ее утилитарное предназначение, сводящееся к материальному. Практически всякий объект чувственно воспринимаемой части культуры включает в себя нечто не материальное, а именно – смысл, значение и ценность. Так, для кого-то автомобиль просто средство передвижения, необходимая для более комфортного существования материальная вещь, а для другого – это не просто вещь, это как минимум «мой автомобиль, с которым связано множество событий моей жизни, он ценен для, т.к. это часть моей жизни, быть может, часть моего Я». Такое положение дел очень хорошо отражает поговорка: «что моё – то золото!». Или, например, книга – это обычные материальный предмет, но его предназначение, конечно, если это действительно хорошая книга, - воплощать в себе духовность, т.е. духовную культуру, знания, смыслы, ценности, значения и в целом жизнь человека. Эти примеры демонстрирую нам, что разделение культуры на материальную и духовную в определенном смысле условно, но именно объединение материального и духовного – это ключевая, жизненно важная функция культуры, необходимая для выживания человека и человечества. Исходя из этого, можно определить, что большинство элементов материальной культуры наряду с утилитарной функцией, несут в себе и функцию символа – объекта, презентующего скрытые смыслы и значения, связующие данный артефакт со множеством других, а также с другими формами культуры или даже с культурными системами.

Теперь очевидно, что духовная культура – это нечто, чувственно не воспринимаемое, но воспринимаемое или посредством интеллекта, практического разума, или же духовно, посредством «вчувсвования» в смыслы, с помощью некоего «внутреннего ока». К духовной культуре относятся: знания, ценности, идеалы, смыслы, значения, символические образы и представления и в целом вся духовная деятельность, связанная с производством духовных продуктов. Духовная культура в обществе обычно представлена нравственностью, религией, искусством, философией, наукой, тогда как материальная культура получает свое воплощение в материально-производственной сфере.

Другим вариантом классификации культуры является ее подразделение на мировую культуру и на этнические, и национальные культуры.

Соответственно, мировая культура – это совокупность взаимосвязанных материальных и духовных достижений культур разных народов. В мировой культуре выделяют доминирующие этические и региональные культуры. Так, в настоящее время можно выделить такие крупнейшие составляющие мировой культуры, как европейская, американская этнические культуры, конгломерат этнических культур стран Востока (или культуры мусульманских стран), этнические культуры народов, проживающих на территории России и стран СНГ, культуры восточных народов, где преобладает буддизм и его разновидности.

Этническая культура – это совокупность материальных и духовных продуктов и ценностей, созданным народом или группой народов, проживающих на одной территории и объеденных чувством этнической сопричастности, общностью традиций, языка и менталитета. Элементом, определяющим уникальность и своеобразие всякой этнической культуры, является система ценностей, разделяемых представителями этноса или родственных этносов. Ценности определяют нормы поведения и отношения в обществе, мировоззрение, мышление, формы восприятия и чувствования людей. Так, поведение и картина мира японца или китайца, будут очень сильно отличаться от поведения и картины мира европейца.

Национальная культура. Нация отличается от этноса наличием общей территории, экономического и лингвистического единства, государства и политического единства. Другими словами, нация чаще всего – это совокупность разных народов, являющихся гражданами единого государства. Отсюда, национальная культура – это конгломерат этнических культур, но представляющих собой некой уникальное единство.

Выделяют также народную, профессиональную, обыденную и специализированную культуры, а также культуру повседневности.

Народная культура – это совокупность культурных комплексов, наиболее близко расположенных к глубинным слоям менталитета народа. Сущность данного высказывания можно понять, обратив внимание на своеобразие любой национальной одежды, быта, языка обыденной жизни представителей этноса. Народная культура анонимна, консервативна, близка к природе, часто находит свое выражение в сказках, мифах, пословицах, поговорках, в стереотипах повседневного поведения. Народный менталитет хорошо выражает, например, самоописание одного человека, который говорит: «Я русский, потому что люблю широту полей, русские народные песни, историю русского народа, люблю Пушкина, Толстого, Достоевского, баню и верховую езду, часто надеюсь на авось или на Бога и хочу жить в просторной деревенской избе!». Вполне понятно, что данное высказывание отражает микроскопическую долю народной культуры и присущего ей менталитета, тем не менее, оно выражает их основы внутреннее единство посредством универсальных культурных символов, образов, ценностей и представлений.

Профессиональная культура – это культура, создаваемая профессиональными общностями людей, занятых в определенной сфере деятельности.

Обыденная культура – культура повседневной практической жизни человека, это часть повседневной реальности, связанная с обеспечением жизни человека, его основных потребностей. Например, подростки, приводящие вечера на скамейке за болтовней и игрой на гитаре, или старушки, ежедневно обсуждающие в очередях последние новости о ценах на ЖКХ – тем самым удовлетворяют потребность в общении, а значит, вокруг этого складывается целая совокупность смыслов и стереотипов поведения. Формы обыденной культуры не специализированы и не институализированы, т.е. не возведены в официальный ранг.

Специализированная культура – это культура институализированная, связанная с образованием и обучением в определённой сфере. Например, если болтающие ни о чем на скамейке подростки, вдруг начнут дискутировать по вопросу о влиянии идей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого на русскую литературу и философию, то мы можем говорить о том, что из формы обыденной культуры они перешли в форму специализированной культуры. Такой переход вывел их за рамки обыденности, за рамки узких межличностных отношений, потребовал от них актуализации определенных знаний, логики мышления, свел с целыми пластами высококультурной жизни.

Способы реализации и воплощения обыденного и специализированного аспектов культуры можно подразделить на четыре основных блока.

Культура социальной организации и регуляции, которая включает в себя хозяйственную (экономическую), политическую и правовую культуры общества. Культура познания и рефлексии, включающая философскую, научную, религиозную и художественную (литература, живопись, скульптура, архитектура, музыка, танец, театр, кино, цирк и т.п.) культуры. Культура социальной коммуникации – совокупность социальных и специализированных способов обмена информацией. Культура физической и психической репродукции, включающая культуру физического развития, культуру поддержания и восстановления здоровья, культуру воссоздания энергобаланса человека, культуру отдыха, психической рекреации и реабилитации человека.

Важным представляется деление культуры на массовую (популярную) и элитарную.

Массовая или популярная культура – это культура большинства, культура многих, это совокупность тех способов и стереотипов существования и жизнедеятельности, в рамках которых проходит жизнь среднестатистического человека. Этот виду культуры можно встретить, не выходя из дома. Достаточно включить телевизор или понаблюдать за собой в обычное время в обычных ситуациях. Обыденная культура – это культура стереотипов, усредненного мышления, заниженной рефлексии, унификации, тривиальности и массовости. В большинстве случаев, массовая культура – это культура потребления, но не творчества, она легко доступна. Основная ее функция – развлечение, избавление от скуки, удовлетворение чувственных потребностей, компенсация различных негативных проявлений жизни, нужды в чем-либо. С другой стороны, нельзя говорить о массовой культуре как только о чем-то сугубо негативном. Такова она лишь на самых примитивных и низких уровнях. «Хлеба и зрелищ!» - вот лозунг такого уровня. На более высоких уровнях массовая культура соприкасается и с высшими формами культуры и даже выражает их. Например, экранизация романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» (2005) под руководством режиссёра и автора сценария В. Бортко в целом была направлена на массового потребителя, усредненного и не хватающего с неба звезд обывателя. Но именно через эту массовость, а также посредством превосходной игры актеров широкому кругу зрителей стало доступно это бессмертное творение великого писателя, и хочется надеяться, что многих из нас эта кинокартина хоть на какое-то время вывела за рамки усредненности и обыденности.

Элитарная культура – культура привилегированных групп общества, культура меньшинства, в некоторых случаях культура одиночек. Обычно именно в этом пласте культуры появляется нечто новое, рождаются художественные шедевры, научные открытия, новые религиозные и философские концепции, именно здесь получает наибольшее развитие духовность человека. В рамках этого вида культуры главенствуют особые ценности, нормы поведение, мышления и восприятия, преобладает индивидуальность и уникальность, в противовес инфицированности и массовости популярной культуры. Естественно, не все элитарные группы относятся к элитарной культуре, а только те, что ориентированы на поистине настоящую духовность, которые не погрязли в псевдо духовности и псевдо ценностях, не ориентированы на еще большее приращение власти и денег. Но таких элит все меньше и это – характерная черта большинства современных обществ, когда, что для тех, кто внизу, что для тех, кто на верху – мамона становится единственным Богом.

В данном курсе очень важно рассмотреть феномены контркультуры и субкультуры. Контркультура – это культура, стоящая в оппозиции к общепринятым образам, смыслам, значениям и культурным ценностям. Таковы, например, культуры хиппи, панков, битников, рокеров (байкеров), скинхедов, отчасти таковой является культура футбольных фанатов. Такие культуры часто выражают циркулирующие в обществе дух бунтарства, недовольства существующим положением дел в обществе, общепринятыми ценностями и идеалами. Контркультура – это реакция на противоречия, развивающиеся в господствующей культуре, на ее кризисное состояние, контркультура, если она не превращается в антикультуру, способствует привнесению в общество новых веяний, на фоне себя самой позволяет пересмотреть многое в господствующих порядках и представления.

Субкультура – это органическая составляющая всякой целостной национальной или этнической культуры, но обладающая определенной автономностью, отличительными четами, местной спецификой. Субкультуры формируются на основе этнографических, конфессиональных, профессиональных, сословных признаков и отличаются от доминирующей культуры особым языком, образом поведения, обычаями. К субкультуре можно отнести сельскую и городскую культуры, культуру молодежи, субкультуры представителей сексуальных меньшинств и проч. В отличие от контркультур, субкультуры не противопоставляют себя доминирующей культуре, не стремятся переделать существующий мир иной культуры, подорвать его устои, хотя, при наличии определенных условий, некоторые субкультуры могут превращаться в контркультуры.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что отличает элитарную культуру от массовой культуры?

2. Посредством чего осуществляется переход от повседневной культуры к культуре специализированной?

3. Что лежит в основе народной культуры?

4. Почему очень сложно провести четкую грань между материальными и духовными элементами культуры?

 

Литература по теме:

 

Основная литература:

1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.

2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011.

 

Дополнительная литература:

1. Дианова В.М. Культурология: основные концепции. СПб., 2005.

2. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

3. Кант И. Что такое просвещение? // Кант И. Соч.: В 6 т. Т. 6. М., 1966.

4. Межуев В.М. Идея культуры. М., 2006.

 

Практические задания:

 

Date: 2015-09-03; view: 1738; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию