Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретический материал. Культура – одна из ключевых универсалий, лежащих в основе человеческого бытия, сфера, определяющая всю совокупность его жизненных реалий





 

Культура – одна из ключевых универсалий, лежащих в основе человеческого бытия, сфера, определяющая всю совокупность его жизненных реалий, начиная с того, что он выберет утром из своего гардероба, заканчивая глубинным смыслом его личностного бытия.

Понятие «культура» (лат. cultura - возделывание, воспитание, образование) вошло в обиход европейской науки на рубеже 17 и 18 веков. Считается, что одними из первых, кто попытался определить, что такое культура был английский ученый Т. Гоббс. Он предположил, что культура – это то, что отличает человеческое бытие от естественного животного существования, культура – это особый способ жизнедеятельности человека, в определенной степени выводящий его за рамки природы. Другой исследователь – И.Г. Гердер определял, что культура – это, прежде всего, высвобождение духовных сил человека, реализация его творческих способностей. Сам термин «культура» был введен в научный оборот в 1915 году немецким историком В. Освальдом в работе «Система наук».

К середине 20-го столетия накопился огромный массив наблюдений об истории, искусстве, быте, языке, религии различных народов, что требовало определённой систематизации, разработки теорий и концепций, разъясняющих сходства и различия культур, позволяющих определить сущность культуры и ее основные функции.

Первый, кто предложил все разрозненные знания о культуре различных народов объединить под крылом одной дисциплины, был американский культурный антрополог Л. Уайт. В своей работе «Наука о культуре», а также в труде «Понятие культуры» он сформулировал объект и предмет культурологии, выводя их за рамки других дисциплин, также изучающих культуру: философии, психологии, социологии, антропологии и проч.

Но до сих пор среди ученых продолжаются дискуссии относительно статуса культурологии и ее места среди других наук, относительно ее предмета и объекта. Также до сих пор не выработано более-менее четкого понимания и определения культуры, которое бы позволило создать некую общую парадигму ее исследования. Как считают специалисты, такое положение дел во многом обусловлено сложностью изучаемого феномена – культуры, и, соответственно, множеством точек зрения на ее предмет и сущность. Можно полагать, что в ближайшее время таковых станет еще больше, а, значит, не следует ожидать хотя бы даже временного консенсуса в научных кругах по вопросу определения культуры. Впрочем, это, не так уж и плохо, поскольку различные точки зрения на предмет культурологии, способствуют изучению его с разных сторон, что в перспективе могло бы выразиться к формированию комплексного подхода к исследованию культуры.

Проблемы определения статуса культурологии и ее места среди других наук являются следствием того, что культура – это многогранное и многоаспектное явление, в самом широком смысле определяемое как все, что за многие века было создано человечеством и противопоставлено природе. Это определяет междисциплинарный характер культурологического знания. Культурология тесным образом связана с философией культуры, с антропологией, психологией, социологией, историей, этнографией и другими науками. Она синтезирует полученные этими дисциплинами знания, сообщая им своеобразие и обеспечивая целостность понимания культуры и культурных феноменов.

Междисциплинарный характер культурологии определяет и ее сущность как научной дисциплины, ее предмет, задачи и функции. В самом широком смысле культурология как наука – это вся совокупность знаний и представлений о культуре, о закономерностях ее становления и развития, о принципах и методах ее изучения. В качестве ее предмета выступают: ключевые культурологические концепции, теории культуры, подходы к изучению культурных феноменов; образ жизни, нормы, ценности людей различных культур; их психологические типы, определяющие особенности той или иной культуры.

В более узком смысле культурология – это общая теория культуры, знания и представлений о которой формируются, в том числе, в результате синтеза достижений других наук. В таком случае в качестве предмета культурологии выступает совокупность проблем происхождения и общей динамики культуры как специфического способа жизнедеятельности человека, образующего особую реальность – искусственную, отличную от реальности природного мира. Суда следует отнести: проблемы происхождения культуры, ее развития, и изменения, функции культуры, проблемы межкультурных коммуникаций, формы проявления культуры, связи между ее элементами, способы воспроизводства и усвоения культуры и т.п.


Все это определяет и функции культурологии как науки, «которые могут быть сведены в несколько основных групп:

· познавательная функция позволяет изучить и понять роль культуры в жизни человека и общества, выявить ее структуру и функции, виды и формы творчества человека, предназначение культуры;

· концептуально-описательная функция сводится к разработке теоретических и методологических понятий, категорий и определений, позволяющих создать целостную картину становления и развития культуры, охватить динамику культурных процессов в единой исследовательской парадигме;

· оценочная функция связана с созданием системы оценок того, как культура, те или иные ее виды, типы, формы влияют на человека и общество;

· объясняющая функция призвана дать научное объяснение особенностям динамики тех или иных культурных процессов, явлений, событий;

· мировоззренческая функция закладывает основы определенного мировидения и мировосприятия человека, позволяет найти человеку свое место в мире культуры, позволяет овладеть различными способами межкультурной коммуникации;

· образовательная (обучающая) функция реализуется в трансляции знаний и представлений о культуре, как среди учёных-специалистов, так и среди обычных людей, позволяет лучше узнать особенности того или иного культурного феномена».[1]

 

По своей структуре культурология делится на фундаментальную и прикладную. Фундаментальная культурология изучает генезис и общие закономерности развития культуры, ее типологию, соотношение культуры с другими общественными явлениями. Прикладная культурология изучает культурные процессы в деталях. Так, например, в ее интересы входит изучение динамики моды в конкретной стране или регионе, интересы и культурные потребности определенных слоев общества в определённое время, влияние классической литературы на современную молодежь, формы искусства и кинематографа в то или иное время, в том или ином месте. Прикладная культурология ближе к другим смежным дисциплинам, таким как, например, психология, социология, демография и др., соответственно, в поле ее внимания входят также технологии целенаправленного управления культурными процессами.

Фундаментальная культурология в свою очередь делиться на несколько направлений. Социальная культурология изучает социальные процессы, межличностные и межгрупповые взаимодействия, в результате которых рождаются определенные культурные артефакты. Психология культуры рассматривает роль психологии отдельного человека или общности в динамике культурных явлений. Культурная семантика изучает культуру как текст, т.е. некий информационный носитель, содержащий в закодированном виде (в первую очередь в виде культурных образов), хранящий и транслирующий социально и личностно значимую информацию. История культурологии изучает процесс создания и развития различных концепций и теорий культуры, их основные элементы, а также их влияние на становление культурологического знания.

Культурология как наука обладает своим собственным методологическим и понятийно-категориальным аппаратом. К методам, с помощью которых культурология познает свои предмет и объект, относятся как общенаучные методы, например, метод наблюдения, эксперимента, моделирования, аналогии, методы анализа и синтеза, метод выдвижения гипотез и т.п., так и специализированные методы. Специалисты-культурологи классифицируют эти методы, относя их к одному из нескольких исследовательских подходов. [2]


Например, существует генетический подход к исследованию культурных феноменов. Как следует из названия, суть данного подхода и всех методов, применяемых в его рамках, заключается в изучении культурного явления с точки зрения возникновения и развития, а также в определении причин, факторов и условий, обуславливающих его возникновение и динамику. Компаративный подход заключается в сравнительно-историческом анализе различных культур или каких-либо конкретных культурных феноменов и в определенном временном интервале. Системный подход рассматривает культуру как систему, состоящую из множества элементов, объединённых в некое единое целое посредством специфических связей и закономерностей. Изучение тех или иных элементов системы или их групп позволяет сделать заключение относительно всей системы в целом. Структурно-функциональные подход определяет культуру как важнейшую часть социальной системы, каждый элемент которой выполняет определённую функцию. Социологический подход исследует культуру в связи с динамикой общества и межгрупповых взаимодействий. Деятельностный подход рассматривает культуру как результат творческой активности человека и человечества, как выражение его творческого потенциала. Аксиологический (ценностный) подход рассматривает культуру как совокупность ценностей, идеалов, смыслов и значений. Семиотический подход исходит из понимания культуры как текста и как системы символов имеющих определённое содержание, которое и становится предметом исследования. С аксиологическим методом тесно связан и герменевтический метод, предполагающий не только изучение того или иного культурного феномена, но и его понимание и толкование.

Таким образом, представленные выше характеристики культурологии позволяют заключить, что эта сфера знания заключает в себе все характеристики, позволяющие говорить о ней как о науке, тем более что к настоящему времени уже сложилась целая культурологическая исследовательская традиция, накоплен богатейший фактический материал в области истории и теории культуры. Поэтому далее перейдем к изучению основных подходов к изучению культуры.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Почему очень сложно идентифицировать предмет и объект культурологии?

2. Что связывает культурологию с психологией и социологией?

3. Генезис культуры – это предмет исследования фундаментальной или прикладной культурологии? Почему?

4. Какова сущность структурно-функционального и аксиологического подходов к исследованию культурных феноменов?

5. В чем сходства и отличая широкого и узкого определений культурологии?

 

Литература по теме:

Основная литература:

1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012.

2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2011.

Дополнительная литература:

1. Борзова П.С. Культурология. Учебное пособие. М., 2000.

2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах. Учебное пособие. М., 2011.

3. Иконникова С.Н. История культурологических теорий. СПб., 2005.

4. История и культурология. Под ред. Н.В. Шишовой. М., 2004.

5. Кармин А.С. Культурология. М., 2003.

6. Кононенко Б.И. Основы культурологии. Курс лекций. М., 2002.

7. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002.

 

Практические задания:

 







Date: 2015-09-03; view: 1504; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию