Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Теоретический материал. Далее рассмотри функции (от лат
Далее рассмотри функции (от лат. functio — совершение, исполнение. Понимается как «отношение», «зависимость», «роль», «выполняемая работа»)культуры. Культурная функция – это особого рода предназначение, роль культуры, которую она выполняет в обществе, в жизнедеятельности человека. В настоящее время у ученых нет единого мнения относительно того, какие функции присущи культура, хотя очевидно, что каждый элемент культуры может осуществлять разные функции, в разное время. Поэтому следует говорить и полифункциональности культуры. Далее представлен наиболее распространенный перечень функций культуры. Образовательно-воспитательная функция культуры заключается в то, что именно культура делает человекаличностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т. е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью — приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т. д. С образовательной и воспитательной функциями очень тесным образом связаны и функции социализации и инкультурации, поскольку посредством этой функции культура делает их человека социально существо, способное жить в обществе и быть ему и себе полезным. Социализация – это усвоение человеком по мере взросления норм, знания и ценностей, необходимых ему для жизни в качестве полноправного члена общества. Инкультурация – более специализированный процесс, предполагающий усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для жизни в той или иной культуре. Например, когда европеец, приехав на Восток, желает быстрее сойтись с окружающими людьми, кроме языка, он должен усвоить и необходимый минимум правил и норм поведения в данном конкретном обществе. Адаптивная функция заключатся в том, что культура позволяет человеку адаптироваться к неблагоприятным условиям окружающего мира. В отличие от животных, человек давно утратил способность к естественной адаптации, осуществляемой на основе инстинктов, изменчивости и естественного отбора, поэтому вынужден прибегать к искусственной адаптации, прибегая к помощи культура. Например, жилище из тростника, одежда из шкур животных, примитивные орудия труда, лук и боевой топор, примитивная система жестов и звуков, необходимых для общения, помогли нашим древним предкам выжить в очень неблагоприятных условиях. Все эти предметы выступили в качестве второй искусственной природы, которую человек пометил между собой и естественной природой. Знаковая функция культуры – функция наименования и означения. Посредством культурных знаков и символов мы словно схватываем мир в более-менее адекватную сетку координат, называем вещи своими или чужими именами. В этом смысле, названная вещь или ситуация – понятная вещь, ее легче воспринимать и действовать в отношении нее. Так, что бы снять тревогу, которая кипит в глубинах нашей цивилизации, нужно найти нечто, способное хотя бы отчасти сделать эту тревогу видимой и понятной. Таковыми, например, выступают мифы о птичьем, свином или других формах гриппа. Или, например, если люди желают избиваться от состояния фрустрации, [5] вызванное неудачами в личной жизни или в экономике и политике, то сразу вспоминают, что во всем виноваты евреи, немцы, китайцы, американцы, кавказцы, правительство и т.п. Эти процессы есть означивание, наименование того, что пока пугающе неизвестно, но с получением имени становится более понятным и страх уменьшается или совсем уходит. Познавательная (гносеологическая) функция культуры. В лоне культуры конденсируются опыт и знания человечества, передающиеся посредством языка, культурных знаков и символов из поколения в поколения. Но культура, в лице, прежде всего, науки не только скапливает и транслирует знания и информацию, но и создает, систематизирует и развивает их. Коммуникативная функция культуры, заключается в том, что, как уже отмечалось, культура включает в себя выработанные в течении долгого времени знаки и символы посредством которых происходит обмен информацией между людьми и сообществами. Ключевая основа развитой культуры – это язык, вербальное средство общения. Каждое слово – это закодированная культурная информация, передача слов посредством различных способов и каналов позволяет транслировать культуру, ее смыслы и значения. Интегративная функция культуры реализуется в том, что она объединяет людей в общности, социальный группы и государства. Это единство обеспечивается посредством языка и культурных ценностей, общности взглядов на мир и на человека. С коммуникативной и интегративной функциями очень тесно связаны нормативная и аксиологическая (оценочная) функции культуры. Нормативная функция заключается в том, культура содержит в себе нормы, моральные и нравственные требования, посредством которых регулируется жизнь и устойчивость общества. Норма – это ориентир, это способ оценки, это критерий, позволяющий отличать доброе от злого, плохое от хорошего, полезное от вредного. Единая нормативная система, поддерживаемая культурой, обеспечивает жизнеспособность человека и общества, организует и координирует действия отдельных людей и целых сообществ. Аксиологическая (оценочная) функция связана с динамикой ценностных ориентаций. Ценности – это не просто нормы или требования, это устойчивые идеалы, определяющие глубинные значения важнейших сторон существования человека, основы его бытия. Если нормы и требования – это средства ориентации в материально-социальном мире, то ценности доминируют при регуляции духовных основ бытия человека. Так, например, человеку может очень нравиться его работа, поскольку она приносит ему заработок и дает возможность общаться с коллегами. По нормативной шкале такой работе дается оценка «хорошая» или «отличная». Но акценты изменяются, если работа не просто нравится человеку, но от любит ее, поскольку она позволяет ему творчески реализоваться, является для него уже не работой, но трудом в высшем смысле этого слова. В этом случае, на первом месте стоит уже не заработок (хотя это тоже очень важно), а саморазвитие и самоактуализация, а также польза для других людей, работа становится уже не просто «хорошей работой», а трудом, высочайшей ценностью. Рекреативная функция культуры (рекреация от лат. recreatio — восстановление) сводится к восстановлению и воспроизводству физических, моральных и духовных сил человека, затрачиваемых в результате его жизнедеятельности. Культура предоставляет специализированные способы восстановления, например: фитнес, физкультура и спорт, посещение театров, музеев, чтение, праздники, карнавалы, кино, танцы, различного рода ритуалы, игры, встречи с друзьями знакомыми, выезды на природы, любительские рыбалка и охота, и проч. Далее рассмотрим проблему динамики культуры. Термин «динамика культуры» в научный оборот ввел П.А. Сорокин в работе «Социальная и культурная динамика». Этот термин обозначает любые изменения культуры и составляющих ее компонентов, а также периодичность, стадиальность, направленность культуры. В науке существует множество моделей динамики культуры. Так, например, развитие культуры и изменения в ней можно рассматривать сквозь призму эволюционной модели. Тогда окажется, что изменения в культура имеют необратимый характер, она развивается от простого к сложному. Практически все эволюционные или линеарные модели культуры полагают, что развитию всякой культуры свойственен прогресс – движение от дикости и варварства к цивилизации, культура – это единая мировая история, включающая в свою орбиту практически все страны и народы. Есть и другой подход – теория циклов. В данной теории культура представляется как повторяемость определенных фаз, циклов или состояний, сменяющих друг друга в определенный отрезок времени. Вариантом циклической модели являются концепции локальных цивилизаций Н.Я. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. С точки зрения этих подходов, есть только одна динамика культуры – самостоятельное, уникальное развитие отдельных народов и культур – культурно-исторических типов, единой и всеобщей истории культуры не существует, каждая цивилизация проходит примерно 4 стадии: возникновение, развитие, расцвет и упадок. Существует так называемая волновая модель динамики культуры. Она предполагает сочетание циклической и линеарной моделей, т.е. культура развивается циклически, но с каждым новым циклом она переходит на более высокой этап развития, словно впитывая в себя достижения предыдущего цикла. В настоящее время культурологи выделяют несколько типов культурной динамики: · изменения, ведущие к обогащению и дифференциации культуры, к появлению в ней новых элементов, направлений, сфер. Собственно говоря, этот тип культурной динамики соответствует понятию прогресса; · культурный застой, понимаемый как состояние отсутствия длительных изменений в культуре, длительная повторяемость и воспроизводство культурных форм, элементов, направлений, однообразие, консервация, изоляция, состояния равновесия; · упадок и деградация (от лат. degradatio, буквально — снижение), связанные с упрощением культуры, исчезновением ряда ее составляющих элементов, процессов, сфер, снижением качества духовной и материальной жизни, с вырождением культуры, с возникновением злокачественных и человеконенавистнических форм культуры (тоталитаризм, нацизм, фашизм и т.п.); · кризис культуры. В отличие от упадка и деградации, он рассматривается как конфликт между зарождающимися, новыми веяниями в культуре и старыми структурами и институтами. От того, сможет культура воспринять новое или нет, зависит, окажется ли она в стадии упадка, или пойдет по пути прогресса; · трансформация или преобразование культуры – практически бесконфликтный синтез старого и нового посредством исторической преемственности.
Но следует задать вопрос, что лежит в основе перечисленных выше процессов? Другими словами, что обеспечивает динамику культуры, что является условием ее изменений? Конечно же, существует множество факторов, которые детерминируют культурные изменения, но ученые выделяют несколько самых важных и самых активных. Перечислим их. Один из ключевых факторов культурной динамики – это природный фактор, включающий климат, ландшафт, наличие и объем природных ресурсов. Другим фактором является фактор взаимодействия и взаимовлияния контактирующих культур или аккультурация, когда изменения в культуре могут происходить под влияние другой культуры или культур. Пример, взаимодействие Руси и Степи, с одной стороны и культуры народов Западных стран – с другой. Следующий фактор – фактор пространственного размещения центров культуры или фактор отношения «центр-периферия». Примером может служить отношения между городской культурой и сельской культурами, столичного города и городов, расположенных на окраинах страны. При этом, чем интенсивнее и продуктивнее культурный обмен между центром и культурной периферией, тем интенсивнее изменяется и развивается культура данного общества. Другой фактор, обеспечивающий культурные изменения – фактор социальных институтов и социальной активности, включает всю совокупность социальных движений в обществе, творческой активности его отдельных членов и целых социальных групп. Еще один фактор культурной динамики – это фактор рациональных изменений и управленческой активности. Он включает в себя всю совокупность усилий государства и специализированных органов, учреждений и институтов, направленных на управление культурными процессами. И еще один ключевой фактор – фактор индивидуальной активности. Речь идет о творческой культуросозидающей активности отдельных представителей общества, готовых вносит позитивные изменения в культуру страны в разных сферах общества: в экономике, политике, науке, религии и проч. В этом смысле, чем активнее будет реализовать свой творческий потенциал каждый человек, тем богаче и уникальнее будет культура страны. К перечисленным факторам, несомненно, играющих ключевую роль в динамике культуры следует добавить еще два, которые, на наш взгляд, являются самыми важными, и по отношению к которым все остальные факторы выступают в качестве подчиненных. Первый фактор – это специфика природы человека как живого существа (антропологический фактор) и второй – активность бессознательной сферы (психодинамический фактор). Культура возникает и развивается только потому, что человек имеет радикальные отличия от всех других живых систем, населяющих Землю. Если бы это было не так, если бы человек имел предусмотренные природой способы адаптации к окружающему миру, т.е. был таким как все другие живые существа, был «от мира сего», то не было бы культуры. К тому же, человек не только наделен сознанием и самосознанием, каждый из нас несет в себе и то, что принято называть бессознательным, более того, необозримая часть этой бессознательной сферы не является достоянием индивидуума, а имеет коллективную, т.е. разделяемую всеми людьми природу. Именно содержание бессознательного, выражая себя посредством активности человека и целых сообществ, обуславливают движение и изменения культуры. В последующих двух темах рассмотрим эти два фактора более подробно.
Вопросы для самопроверки: 1. Какова роль культуры в жизни человека и общества? 2. Что означает выражение: «культура – это текст»? 3. В чем заключается символическая функция культуры? 4. Какие типы культурной динамики выделяются в современной науке о культуре? 5. Какие динамические факторы лежат в основе культурных процессов? Перечислите их и раскройте их содержание? Литература по теме:
Основная литература: 1. Астафьева О.Н. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Культурология. Теория культуры. Учебное пособие. М.. 2012. 2. Доброхотов А.Л., Калинкин А.Т. Культурология в вопросах и ответах М., 2011. Дополнительная литература: 1. Аванесова Г.А. Динамика культуры. М., 1997. 2. Динамика культурных и социальных связей. М., 1992. 3. Гуревич П.С. Социальная мифология. М., 1983. 4. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 1995. 5. Ерасов Б.С. Цивилизация. Универсалии и самобытность. М., 2002. 6. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 2004. 7. Кармин А.С. Культурология. СПб., 2003. 8. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992. 9. Культура и культурология. Словарь. М., 2003. 10. Культура: теории и проблемы / Т.Ф. Кузнецова и др. М., 1995. 11. Культурология XX век: Энциклопедия. В 2 т. СПб., 1998. 12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1995. 13. Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973. 14. Оганов А.А. Хангельдиева И.Г. Теории культуры. М., 2001 15. Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение. М., 2000. 16. Сорокин. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 17. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2002. 18. Элиаде М. Космос и история. М., 1987. 19. Яковец Ю.В. История цивилизация. М., 1997. Практические задания:
Прочтите два отрывка из работы К. Ясперса «Смысл и постижение истории» (М., Республика 1994). 1. «…произошел – и происходит по сей день – полный отрыв человека от почвы, традиций. Дух сводиться к способности обучаться и совершать полезные функции….По этому человек живет либо в состоянии глубокой неудовлетворенности собой, либо отказывается от самого себя, чтобы превратится в функционирующую деталь машины, не размышляя предаться своему витальному существованию, теряя свою индивидуальность, перспективу прошлого и будущего, и ограничиться узкой полоской настоящего, чтобы, изменяя самому себе стать легко заменяемым и пригодным для любой поставленной перед ним цели, пребывать в плену раз и навсегда данных, непроверенных, неподвижных, недиалектичных, легко сменяющих друг друга иллюзорных достоверностей». (К. Ясперс. Стр.115).
2. «С помощью современной техники связь человека с природой проявляется по-новому. Вместе с необычайно усилившимся господством человека над природой, возникает угроза, того, что природа, в свою очередь, в неведомой ранее степени подчинит себе человека. Под воздействием действующего в современных условиях человека природа становиться подлинным его тираном. Возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создает, тогда как по отношению к покоренной природе, постоянно трудясь в поте лица, чтобы сохранить свое существование, человек представляется нам сравнительно свободным» (Там же.).
Проинтерпретируйте данные высказывания. Как вы их понимаете? Что хотел донести читателю К. Ясперс? Date: 2015-09-03; view: 521; Нарушение авторских прав |