Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика методов обучения





2.1. Методы обучения по источнику получения знаний.

а) Словесные методы:

рассказ - логическое эмоциональное изложение нового фактического материала, относящегося к изучаемой теме и активизирующей деятельность учащегося;

требования – эмоциональная подача материала, образность, логичность, художественность изложения;

объяснения - изложение материала, целью которого является раскрытие новых понятий, законов, выведение формул, разъяснение характера предстоящего действия;

Работа с учебником и книгой

Приемы самостоятельной работы с учебником:

- конспектирование;

- составление плана текста;

- тезирование;

- цитирование;

- аннотирование;

- рецензирование;

- составление справки;

- доставление матрицы идей.

Учебная дискуссия

Учащиеся приобретают новые знания, укрепляются в собственном мнении, учатся его отстаивать Главная функция дискуссии-стимулирование познавательного интереса, вспомогательными функциями являются обучающая, развивающая, воспитывающая и контрольно-коррекционная

Условия учебной дискуссии - предварительная и основательная подготовка к ней учащихся, как в содержательном, так и в формальном отношении.

Беседа - диалог между преподавателем и учащимся по изучению нового учебного материала.

Цель беседы - с помощью целенаправленных и умело поставленных вопросов побудить учащихся к актуализации (припоминаю) уже известных им знаний и достичь усвоения новых знаний путем самостоятельных размышлений, выводов и обобщений.

Беседаэффективна для:

- подготовки учащихся к работе на уроке;

- ознакомления их с новым материалом;

- систематизации и закрепления знаний;

- текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

 

Классификация бесед

По назначению:

Вводная беседа.

Проводится перед началом учебной работы.

Цель - выяснить, правильно ли учащиеся поняли значение предстоящей работы, хорошо ли они представляют себе, что и как нужно делать.

Беседа - сообщение новых знаний бывает (вопросно-ответной, не допускающей возражений, с запоминанием ответов), сократической (мягкой, почтительной со стороны ученика, но допускающей сомнения и возражения), эвристической (ставящей ученика перед проблемами и требующей собственных ответов, на поставленные учителем вопросы).

Синтезирующие или закрепляющие беседы

Служат для обобщения и систематизации уже имеющихся знаний, а контрольно-коррекционная беседа применяется в диагностических целях, а также тогда, когда нужно развить, уточнить, дополнить новыми фактами или положениями имеющиеся у учащихся знания.

Требования к подготовке беседы:

- педагог обязан четко определить тему беседы;

- ее цель;

- составить план конспект;

- подготовить наглядные пособия;

- сформулировать основные и вспомогательные вопросы;

- продумать методику ее организации и проведения;

Лекция - последовательное изложение преподавателем содержания какого либо вопроса программы, с включением фактического материала, выводов, обобщений к нему.

Предметом лекции является преимушество описание сложных систем, явлений, объектов, процессов, имеющихся между ними связей и зависимостей главным образом причинно-следственного характера.

Условия эффективности лекции:

- составление учителем детального плана лекции; ознакомление с ним учащимся;

- логическое стройное и последовательное изложение всех пунктов плана;

- логические связи при переходе от одной части лекции к другой;

- проблемность и эмоциональность изложения;

- контакт с аудиторией;

- оптимальный темп изложения;

- выделение (задиктовка) того, что следует записать;

- использование наглядности.

 

Наглядные методы обучения

 

Демонстрация. Это наглядно-чувственное ознакомление учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде. При демонстрации плюральных объектов начинают с внешнего вида (величина, форма, цвет, части и их взаимоотношения), а за тем переходят к внутреннему устройству или сдельным свойствам, которые специально выделяются и подчеркиваются.

Требования к демонстрации:

- учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект;

- учащиеся могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств;

- чтобы важнейшие существенные стороны объекта производили на учащихся наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания;

- чтобы обеспечивалась возможность самостоятельного измерения изучаемых качеств объекта.

Иллюстрация - предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений вих символическом изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий и рисунков, схем репродукций, плоских моделей и т. п. Методы демонстрации, иллюстрации используются в тесной связи взаимно дополняя и усиливая совместное действие.


Видеометод - служит для преподнесения знаний, их контроля, закрепления повторения обобщения, систематизации, успешно выполняет все дидактические функции. Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

а) дать учащимся более полную, достоверную информацию об обучаемых явлениях и процессах;

б) повысить роль наглядности в учебном процессе;

в) удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

г) освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний, умений;

д) наладить эффективную связь;

е) организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

 

 

Практические методы обучения

Упражнение - многократное повторение одних и тех же действий, в результате которых образуются навыки и умения.

Виды упражнений:

Устные упражнения - широко используются в процессе обучения Они связаны с развитием культуры речи и логического мышления, познавательных возможностей учащихся.

Письменные упражнения - их главное назначение - формирование, развитие и упрочнение необходимых умений и навыков.

Лабораторно-практические упражнения способствуют овладению навыками обращения с лабораторным оборудованием (приборами, измерительной аппаратурой) развивают конструкторско-технические умения.

Репродуктивные упражнения – задачи на выделение, понимание и выражение содержания понятного в заданном объекте.

Диагностические упражнения – развитие «диагностических компонентов» технического мышления учащихся.

Творческие упражнения – цель – научить самостоятельно находить оригинальные решения поставленных задач.

Требования к упражнениям:

- сознательная направленность учащегося на повышение качества деятельности;

- знание правил выполнения действий;

- сознательный учет и контролирование условий, в которых оно должно выполняться;

- учет достигнутых результатов;

- распределение повторении во времени.

Лабораторный метод - основан на самостоятельном проведении экспериментов, исследовании учащимися. Дает возможность приобретать умения и навыки обращения с оборудованием, обеспечивает условия для формирования практических умений: измерять и вычислять, обрабатывать результаты и сравнивать их с уже имеющимися, проверять известные и выбирать новые пути самостоятельных исследований

Практический метод – в деятельности учащихся преобладает применение полученных знаний в решении практических задач На первый план выдвигается умение использовать теорию на практике. Выполняет функцию углубления знании, умений и способствует решению задач контроля и коррекции, стимулированию познавательной деятельности.

Этапы познавательной деятельности учащихся на практических занятиях:

1 Объяснение педагога, этап теоретического осмысления работы.

2 Показ. Этап инструктажа.

3 Проба.

4 Выполнение работы.

5 Контроль.

 

Методы обучения по типу (характеру)

познавательной деятельности

Содержание деятельности педагога и учащихся при использовании методов обучения по характеру познавательной деятельности.


 

Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
1. Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецептивный). Назначение: организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения их учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, пособии, кино, диафильмы и т.д. 1. Заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации.
2. Репродуктивный метод. Назначение: формирование навыков и умений использования и применение полученных знаний. 2. Разработка и применение упражнений и задач, использование инструкций (алгоритмов) и программированного обучения. 2. Заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений и решений различных видов задач, овладение алгоритмом практических действий.
3. Проблемный метод (проблемные изложения). Назначение: раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения. 3. Выявление и классификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта наблюдений, логического умозаключения 3. Заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
4. Частично-поисковый или эвристический метод. Назначение: постепенная подготовка обучаемых и самостоятельной постановке в решении проблем. 4. Подготовление обучаемых к постановке проблемы, показ им как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов и т.д. 4. Заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей его решения и т.д.
5. Исследовательский метод. Содержание: обеспечить овладение обучаемыми методами его познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных оперативно и гибко используемых знаний. 5. Представление обучаемым новых для них проблем, разработка и постановка исследовательских заданий и т.д. 5. Заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождения способов их решения и т.д.

 







Date: 2015-09-02; view: 636; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию