Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 8





ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Понятия «принцип» и «правило». Принцип природосо-образности. Принцип культуросообразности. Прин­цип гуманизма.

Понятия «принцип» и «правило»

Слово «принцип» происходит от латинского слова ргтс!р1-ит, которое означает «основа», «начало». Каждая наука и со­ответствующая ей область практической деятельности в своем развитии руководствуются определенными принципами — ос­новными, исходными положениями, которые вытекают из установленных наукой закономерностей. Так, строители хоро­шо знают, что возводить любое здание необходимо с закладки его фундамента. Не случайно есть выражение «построить дом на песке». Здание, построенное таким способом, рано или по­здно разрушится.

Для любой науки существуют свои принципы, реализация которых происходит через определенные правила. Принципы и правила существуют объективно, независимо от нас, и отсту­пать от них нельзя, ибо в противном случае такая деятельность может быть не только бесполезна, но и вредна.

Социальная педагогика, как было сказано выше, отпочкова­лась от педагогики и, естественно, в основе своей опирается на принципы этой науки. Принципы педагогики, отражая уровень развития общества и его потребности с определенной мерой опережения практики воспитания, в общем виде выражают выработанные в обществе требования к воспроизводству опре­деленного типа личности: определяют стратегию, цели, содер­жание и методы воспитания, стиль взаимодействия его субъек­тов. Принципы в педагогике дают общее направление воспита­ния и образования личности и служат основанием для решения конкретных педагогических задач.

Однако вопрос о принципах педагогики для каждого перио­да развития этой науки является дискуссионным. Не является исключением и современный период. Разные ученые выдвига­ют те или иные принципы или по-новому толкуют уже извест­ные.

Еще большие сложности возникают в этом плане у социаль­ной педагогики, ибо несмотря на ее зрелый мировой возраст


(более ста лет), в России эта наука делает свои первые шаги. Понимание социального воспитания как составной части раз­вития и социализации ребенка, подход к нему как субъектно-субъектному взаимодействию, определение социального воспи­тания как создания условий для целенаправленного системати­ческого развития личности позволяет выделить ряд общечело­веческих принципов, которые проверены многовековой прак­тикой отечественной и зарубежной педагогической мысли и которые могут рассматриваться как основание для формирова­ния социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

Мы рассмотрим три принципа — природосообразности,.куль-туросообразности и гуманизма. Каждый из этих принципов имеет свое преломление в социальной педагогике, свою специ­фику и по-особому отражается в социально-педагогической де­ятельности.

Принцип природосообразности

Природосообразностъ — принцип социальной педагогики, согласно которому социальный педагог в своей практической деятельности руководствуется факторами естественного, при­родного развития ребенка. Характеристики принципа природо­сообразности можно встретить в трудах педагогов, психологов, философов, которые отражали те или иные его аспекты. При­ведем примеры.

Принцип природосообразности был сформулирован впервые Я. А. Коменским в его главном сочинении «Великая дидакти­ка». Он считал, что человек как часть природы подчиняется ее главнейшим, всеобщим законам, действующим как в мире ра­стений и животных, так и в человеческом обществе. Он писал о том, что там, где рождаются люди, требуется воспитание, что­бы дары природы из возможных стали действительными. Я. А. Коменский опирался не только на общие законы приро­ды, но и на психологию личности ребенка. Он выдвигает, обо­сновывает и строит свою систему воспитания и обучения детей, опираясь на возрастные характеристики детей, подростков и юношей.

Впоследствии принцип природосообразности был взят в осно­ву построения различных педагогических и социально-педаго­гических теорий. Так, французский философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) считал, что воспитание ребенка должно происхо­дить сообразно природе. Он писал, что «природа желает, чтобы


дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми». Он при­давал большое значение воспитанию самой природой, по его мнению, оно должно осуществляться путем внутреннего разви­тия человеческих способностей, развития органов чувств. По­этому у Ж.-Ж. Руссо на первом плане была природа ребенка, которой и следовало подражать, осуществляя подготовку чело­века к будущей жизни. Своеобразие теории заключалось не столько в содержании, сколько в организации воспитания ре­бенка от его рождения до совершеннолетия в естественных, природных условиях. Для своей теории свободного воспитания он установил собственную возрастную периодизацию детей.


Швейцарский педагог Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827), создавший учреждения и приют для сирот и беспризор­ных детей, считал, что цель воспитания — развить природные силы и способности человека, причем это развитие должно быть разносторонним и гармоничным. Основной принцип воспита­ния, по И. Г. Песталоцци, это согласие с природой. Причем в отличие от Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци не идеализировал природу ребенка. Он считал, что для развития природных спо­собностей ребенку необходима помощь. По его образному выра­жению, воспитание строит свое здание поверх большой прочно стоящей скалы — природы. Он утверждал, что любое воспита­ние, которое не было построено на принципах природосообраз-ности, проходит по ложному пути.

Немецкий ученый-педагог Адольф Дистервег (1790-1866), вслед за И. Г. Песталоцци, также считал этот принцип важней­шим принципом воспитания. В своих трудах он писал о том, что нужно следовать за процессом естественного развития челове­ка, учитывать в процессе обучения и воспитания возрастные и индивидуальные особенности школьника. А. Дистервег утвер­ждал, что «принцип природосообразности вечен и неизменен, как неизменны назначение и природа человечества».

Идея природосообразности нашла отражение и в трудах оте­чественных классиков педагогики. К. Д. Ушинский (1824-1871) в своем главном психолого-педагогическом сочинении «Человек как предмет воспитания» писал, что для воспитания и обучения ребенка учителю необходимо не только знать прин­ципы и правила воспитания, но и вооружиться также основны­ми законами человеческой природы, уметь их применять в каж­дом конкретном случае для каждого конкретного ребенка. Раз­рабатывая программу по педагогике, К. Д. Ушинский обосно­вал необходимость предварительного изучения основ физиоло­гии, гигиены и психологии (внимание, память, воображение,


«рассудочный процесс», чувства, волю), на основе которого можно переходить к изучению дара слова, нравственных, эсте­тических и религиозных чувств, дидактики.

Последователем идеи свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо в России был писатель Л. Н. Толстой (1828-1910). Он верил в природное совершенство личности ребенка, который от рожде­ния уже является прообразом гармонии правды, красоты и доб­ра. Если у Ж.-Ж. Руссо воспитание означало соответствие есте­ственному развитию ребенка, его природе, то у Л. Н. Толстого воспитание — это создание условий, способствующих развитию личности ребенка.

Развитие принципа природосообразности можно проследить и в трудах советских педагогов П. П. Блонского, С. Т. Шацко­го, Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Ю. К. Бабанского, Г. И. Щукиной, Т. И. Ильиной и др. Основ­ное внимание при воспитании и обучении детей советские уче­ные уделяли учету возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

Особо следует выделить в России деятельность В. П. Кащен­ко (1870-1943), создавшего в 1908 г. санаторий-школу для де­фективных детей, который сочетал в себе педагогические, ле­чебные и исследовательские цели. На основе этого учреждения в 1918 г. организуется дом изучения ребенка. Развивая прин­цип природосообразности, В. П. Кащенко подробно исследовал физические и психические отклонения детей, которые необхо­димо учитывать при воспитании и образовании «исключитель­ных» (с отклонениями в развитии) детей.


Говоря о принципе природосообразности применительно к социальной педагогике, прежде всего следует помнить, о какой категории детей идет речь: обычный, нормальный ребенок или ребенок, имеющий отклонения в психическом, физическом или социальном развитии. Поэтому социальный педагог, следуя принципу природосообразности, в своей деятельности должен придерживаться следующих правил:

• учет возрастных особенностей детей;

• учет половых особенностей детей:

• учет индивидуальных особенностей детей, связанных с их
отклонением от нормы;

• опора на положительное в ребенке, на сильные стороны его
личности;

• развитие инициативы и самостоятельности ребенка.


 




Принцип культуросообразности

Этот принцип является продолжением принципа природосо-образности. Необходимость его обусловлена самой природой человека. Человек рождается как биологическое существо, ста­новится же он личностью, усваивая социальный опыт поведе­ния, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.

Еще в античном обществе философами и педагогами были вскрыты глубокие связи между формированием личности и культурой. При этом обозначились два важных тезиса: лич­ность формируется через приобщение к культуре, а главное богатство любой культуры — это человек. Педагоги прошлого в своих произведениях, обращаясь к проблеме приобщения молодежи к культуре, считали последнюю необходимым и очень важным фактором формирования высоконравственного человека.

Принцип культуросообразности был выдвинут в педагогике А. Дистервегом, который считал, что при воспитании необхо­димо принимать во внимание условия места и времени, в кото­рых человек родился и в которых ему предстоит жить, одним словом всю современную культуру в широком и всеобъемлю­щем смысле слова. Все человечество, каждый народ и каждое поколение всегда находятся на определенной ступени развития культуры — это наследие, оставленное предками как результат их истории. Состояние культуры, утверждал немецкий ученый, должно рассматриваться как естественное явление, так же не­обходимое, как тот или иной характер флоры и фауны. Человек — продукт своего времени, хотя его развитие и зависит от при­родных задатков.

В отечественной педагогике идея культуросообразности была развита в трудах К. Д. Ушинского. Он писал о том, что, если мы хотим воспитать образованного человека и гражданина, начи­нать нужно с умения писать, читать, считать, со знания своей религии, своей родины, ее природы, географии, истории, куль­туры. В произведениях К. Д. Ушинского, а также других на­ших соотечественников (М. В. Ломоносова, В. Г. Белинского) эта идея отражается как идея народности. Под народностью К. Д. Ушинский понимал своеобразие каждого народа, обуслов­ленное его историческим развитием, географическими и при­родными условиями.


К. Д. Ушинский, изучая системы воспитания передовых стран того времени, пришел к выводу, что система воспитания


каждой страны (в большей или меньшей степени) есть выраже­ние характера самого народа. Отсюда он делает вывод: воспи­тание, созданное самим народом и основанное на народных на­чалах, всегда лучше других систем. По утверждению К. Д. Ушинского, народ и его культура создали идеал человека, ко­торому нужно следовать в воспитании. Поэтому он выдвигал требование «воспитывать молодое поколение в соответствии с идеалом человека, который народ создал в процессе своего исторического развития и который исторически изменяется».

Принцип культуросообразности полагает престиж общечело­веческих ценностей культуры, учет в воспитании ценностей и норм общечеловеческих и национальных культур. Общечелове­ческие ценности полагают признание человека как самоценно­сти, семьи как естественной среды существования, труда как основы жизнедеятельности, мира на земле как условия суще­ствования, знания как основы деятельности, культуры как исторически сложившегося социального опыта.

Приобщение ребенка к различным культурам общества: бы­товой, физической, сексуальной, интеллектуальной, полити­ческой, духовной — весьма сложная задача, решение которой обеспечивается совместными усилиями семьи и общества, раз­личных учреждений и объединений (школа, детские сады, вне­школьные учреждения, молодежные организации и др.), в ко­торых находится ребенок в разные периоды своей жизни. Если ребенок развивается нормально, то он усваивает культуру обще­ства и естественным путем интегрируется в общество.

Если же ребенок имеет отклонения в физическом, психичес­ком или социальном развитии, то проблема приобщения его к культурным ценностям народа значительно осложняется. На­пример, если ребенок лишен зрения, слуха или слепоглухоне­мой, тогда возникают очень большие сложности в приобщении детей к культуре, формировании у них культурного опыта. Поэтому для этих детей разработана своя методика и техноло­гия приобщения детей к ценностям культуры.

Однако восприятия культуры ребенком не происходит пас­сивно, он сам становится творцом этой культуры. Детские ан­самбли, художественные студии, кружки и секции позволяют детям приобщаться к культуре. Развитие творческих способно­стей детей, имеющих недостатки в развитии или воспитании, - особая задача. Известно, что глухие дети поют и танцуют, играют на музыкальных инструментах, общаются с компьюте­ром. Но пока это явление — не норма, а скорее исключение. И развитие таких детей — заслуга энтузиастов-педагогов.


Реализация принципа культуросообразности требует выпол­нения ряда правил:

• учет отклонений ребенка от нормы при формировании у
них различных видов культур;

• развитие творчества детей с отклонениями в развитии.

Принцип гуманизма

Слова «гуманизм» и «гуманность» имеют одно и то же проис­хождение, от лат. питание «человечный». Гуманизм — это система взглядов, признающая ценность человека как лично­сти, его право на свободу, счастье, развитие и проявление его способностей. Это система, считающая благо человека критери­ем оценки социальных явлений, а равенство, справедливость, человечность — желаемой нормой отношений в обществе. Гу­манность, человечность — идеал различных направлений гума­низма, его целью является развитие ценностных способностей, чувств и разума человека, высшее развитие человеческой куль­туры и нравственности и соответствующего поведения личности и ее отношения к миру.

Понятие «гуманизация», широко используемое в наше вре­мя, подразумевает деятельность отдельных людей и человечес­ких сообществ по реализации гуманизма как системы мировоз­зрения, признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утвер­ждение блага человека как критерия оценки общественных отношений.

Понятие гуманизма развивается во взаимосвязи с понятием «человек». В современном определении гуманизма мы возвра­щаемся к философским, психологическим, педагогическим гуманистическим традициям (Н. Бердяев, В. Соловьев, В. Вер­надский, Ж. Пиаже, К. Роджерс, К. Ушинский, В. Сухомлин-ский и др.), согласно которым сущность человека никогда не сводилась только к биологическим или социальным сторонам, она всегда наполнена духовными отношениями.

Наибольшего расцвета идеи гуманизма в педагогике и соци­альной педагогике получили свое развитие в период Возрожде­ния, хотя идеи гуманистического воспитания прослеживаются в высказываниях еще античных философов (Сократа, Платона, Аристотеля и др.).

Идеалом гуманистического воспитания была свободная все­сторонне развитая личность. В сочинениях Томаса Мора (1478-1535), Франсуа Рабле (1483-1536), Мишеля Монтеня (1533-


1592) и др. раскрывалось содержание воспитания и были пред­приняты попытки разобраться в сущности и средствах гумани­стического воспитания: от наставления и примера до самоана­лиза и самовоспитания. Общим для педагогов-гуманистов был взгляд на человека, его природу и воспитание. По мнению М. Монтеня, в ребенке прежде всего нужно воспитывать просве­щенного человека; поскольку наихудшие пороки зарождаются в самом нежном возрасте, нужно избегать ошибок семейного воспитания; недостаточно только того, чтобы воспитание не портило детей, нужно, чтобы оно изменяло ребенка к лучшему, чтобы воспитанники стремились к самопознанию и самосовер­шенствованию, чтобы они умели делать все без исключения, но любили делать только хорошее.

С позиций современного гуманизма, благо человека — это критерий оценки всех социальных явлений действительности. Гуманизм отражает социальную действительность с точки зре­ния не сущего, а должного, предъявляет обществу и отдельным его представителям высокие требования достойного, уважи­тельного отношения к человеку, признание его самой высокой ценностью на земле.

Современное понятие гуманизма в педагогике и социальной педагогике отражает процесс обновления воспитания на осно­ве ценностей общечеловеческой и национальной культуры, установки на воспитание личности с высокими интеллектуаль­ными, моральными и физическими ценностями.

Ведущим проявлением гуманизма является любовь к детям и воспитание любви в детях. Все произведения выдающихся классиков педагогики и социальной педагогики проникнуты любовью к детям. Приведем лишь несколько примеров. Уже упоминавшийся И. Г. Песталоцци, создавший приют для бес­призорных и стремившийся сделать его большой семьей, в пись­ме одному из своих друзей писал: «Моя рука лежала в их руке, мои глаза смотрели в их глаза. Мои слезы текли с их слезами, и моя улыбка сопровождала их улыбку. У меня ничего не было: ни дома, ни друзей, ни прислуги, были только они».

Януш Корчак, воспитатель сиротского дома в варшавском гетто во время второй мировой войны, совершил героический подвиг. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в пе­чах Тремблинки. Когда Я. Корчаку предложили выбрать: жизнь без детей или смерть вместе с ними, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Когда ему гестаповец сказал, что они знают его как хорошего врача и ему не обязательно идти в Трем-блинку, Я. Корчак ответил: «Я не торгую совестью». Он пошел


 




 


на смерть вместе с детьми, успокаивал их, заботясь о том, что­бы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. Смерть во имя любви к детям — изумительной нравственной силы под­виг, совершенный Я. Корчаком.

Любовь к детям — основной смысл жизни такого выдающе­гося педагога, как В. А. Сухомлинский, не случайно его слав­ный труд жизни называется «Сердце отдаю детям»; внимани­ем, заботой, любовью проникнуты произведения Ш. А. Амо-нашвили «Гуманная педагогика», «Педагогическая симфо­ния». Можно продолжить этот список людей, бескорыстно пре­данных и любящих детей.

Задача социального педагога вместе с другими специалиста­ми (учителями, воспитателями, психологами и др.) не только любить детей, но и научить их любить людей: своих мать и отца, братьев и сестер, друзей и всех тех, кто живет с ними. Любить, чтобы понимать и быть понятыми, любить, чтобы сотрудни­чать, любить, чтобы творить добро.

Гуманистические идеи в социальной педагогике требуют осо­бого внимания, если в поле зрения находятся дети, имеющие отклонения в развитии. Это особенно ярко отразил в своих про­изведениях А. В. Суворов. Рассматривая понятие гуманизма, он сравнивает его с понятиями милосердия и благотворитель­ности. Милосердие, как уже отмечалось ранее, это готовность помочь кому-либо или простить кого-либо из сострадания, че­ловеколюбия; благотворительность — деятельность, направ­ленная на оказание безвозмездной помощи человеку, нуждаю­щемуся в ней.

Казалось бы, в отношении людей, которые имеют отклонения в развитии, гуманное общество должно проявлять заботу в виде благотворительности и милосердия. Однако в своих работах А. В. Суворов иначе оценивает эти проявления общества. Ми­лосердие по отношению к инвалиду он понимает как жалость. Гуманизм же — это сочувствие ему как человеку, попавшему в несколько более сложное положение, чем другие люди.

«Милосердие — это односторонняя опека инвалида, превра­щающая его в объект обслуживания. Тем самым инвалид лиша­ется всех прав, кроме одного — «права» на благодарность за благодеяние, за то, что вообще из «милосердия» ему позволено физически существовать. Гуманизм — это совместное (помога­ющих и нуждающихся в помощи) осмысление и решение всех возникающих проблем»1. Милосердие, по его мнению, факти-

1 Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995. — С. 41. 128


чески разделяет людей инвалидов и неинвалидов: «они» — большой мир нормальных людей и «мы» — убогий инвалидный мирок, общечеловеческая культура и инвалидная субкультура.

Гуманизм — наоборот — это интеграция, объединение. Сли­яние всех людей в одном общечеловеческом коллективе, где у каждого временно или постоянно могут быть какие-либо труд­ности, проблемы, независимо от того, какой это человек. Толь­ко решение этих проблем может происходить по-разному с уче­том особенностей того или иного человека. Гуманизм — это принципиальное признание равенства всех и личностной пол­ноценности, осуществляемое вопреки, но с учетом тех или иных отклонений.

Таким образом, по мнению А. В. Суворова, инвалид воспри­нимается милосердием как пассивный объект обслуживания, в случае же гуманизма — как активный и даже главный реша­тель собственных проблем при помощи и взаимопомощи окру­жающих.

К сожалению, в нашем обществе распространено отношение к инвалиду именно как к человеку, который нуждается в мило­сердии. Такое отношение общества к людям с проблемами, дей­ствительно, выделяет их в особую группу, в то же время это формирует определенную, иждивенческую психологию у самих этих людей, ориентированную на получение от общества и кон­кретных людей каких-либо привилегий, льгот, благотворитель­ности.

Гуманное отношение к этой категории людей требует преж­де всего достойного, равноправного отношения к ним, в котором милосердие может и должно выступать как помощь в преодо­лении трудностей, возникающих у инвалида.

 

То же самое можно отнести к детям, имеющим отклоняюще­еся поведение. Такие дети у большинства населения вызывают чувства жалости и сострадания и поэтому первое желание -проявить благотворительность. Не случайно дети, попадающие в приемники-распределители (центры временной изоляции де­тей) от каждого посещения взрослых ожидают, какие подарки им принесут. И на это направлена деятельность общества. Пред­ставители различных конфессий, представители властных структур, просто граждане, желающие помочь таким детям, прежде всего оказывают им материальную помощь, тогда как гуманное отношение к этим детям требует уважения к ним, при­знания их человеческого достоинства, поиска путей, помогаю­щих им преодолеть свои проблемы. Гуманное отношение к де­тям включает любовь к ним, заинтересованность в их судьбе,

5 М. А. Галагузова


 


 

5*

оптимистическую веру в способности ребенка, общение с деть­ми, основанное на доверии, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к де­тским недостаткам. Гуманное отношение предполагает уваже­ние права ребенка на свободный выбор, ошибку, собственную точку зрения.

Итак, принцип гуманизма в социальной педагогике полага­ет признание ценности ребенка как личности, его прав на сво­боду, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание ус­ловий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной са­мореализации в этом обществе. Принцип гуманизма требует соблюдения следующих правил:

• достойного отношения общества ко всем детям, независи­
мо от того, в каком физическом, материальном, социальном по­
ложении они находятся;

• признания права каждого ребенка быть самим собой, ува­
жительного к ним отношения: уважать — значит признавать
право другого быть не таким, как я, быть самим собой, а не моей
копией;

• помощи ребенку с проблемами в формировании уважения
к себе и окружающим людям, формировании позиции «Я сам»,
желания самому решать свои проблемы;

• понимания милосердия как первой ступеньки гуманизма,
которое должно опираться не на жалость и сочувствие, а на
желание помочь детям в интеграции их в общество, основывать­
ся на позиции: общество открыто для детей и дети открыты для
общества;

• стремления не выделять детей с проблемами в особые груп­
пы и не отторгать их от нормальных детей; если мы хотим под­
готовить детей-инвалидов к жизни среди здоровых людей, дол­
жна быть продумана система общения таких детей со взрослы­
ми и детьми.

Вопросы для самоконтроля

1.Чем отличается принцип от приема?

2. В чем историческая обусловленность развития принципов социаль­
ной педагогики?

3. Какова взаимосвязь педагогических принципов и принципов соци­
альной педагогики?

4. Раскройте принцип природосообразности для социальной педагоги­
ки.


 

5. В чем особенности принципа культуросообразности и его значение
для социальной педагогики?

6. Какова сущность принципа гуманизма?

Литература

1. Гаврилова К. В. Воспитание человечности: Кн. для учителя. —
Минск, 1985.

2. Калмыкова 3. И. Педагогика гуманизма. — М., 1990.

3. Караковский В. А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности —
основа целостного учебно-воспитательного процесса. — М., 1993.

4. Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. — М., 1992.

5. Лихачев Б. Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценно­
стей. — Самара, 1997.

6. Мид М. Культура и мир детства. — М., 1988.

7. Становление гуманистического мировоззрения личности: Пособие
для студентов педвузов. — М., 1994.

8. Суворов А. В. Школа взаимной человечности. — М., 1995.







Date: 2015-09-02; view: 331; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.029 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию