Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эмпирическое познание





1. Научное исследование проводится специально подготовленными к этому учеными.
2. Научная деятельность носит система­тический и целенаправленный характер.
3. Специальные методы познания: абстрагирование, идеализация, форма­ лизация, моделирование и др. 4. Полученные знания отражаются в виде научных концепций, законов и законо­ мерностей, изобретений и открытий и др.

 

1.Эмпирическое исследование осуще­
ствляется практическими работниками,
занятыми профессиональной деятельно­
стью.

2. Познавательная деятельность не носит
систематического и целенаправленного
характера.

3. Методы познания — наблюдение,
описание, эксперимент и др.

4. Полученные знания фиксируются в виде утверждений, правил, рекоменда­ций и пр.

Несмотря на отличие эмпирического и теоретического зна­ния, они тесно между собой взаимосвязаны: теоретическое ис­следование строится на основе знаний, фактов, выявленных в процессе изучения реальной действительности. Эмпирический уровень позволяет изучать реальную действительность, выяв­лять новые факты и явления, и на основе их строить обобщения, делать выводы, давать практические рекомендации. На теоре­тическом уровне выдвигаются общие закономерности, позволя­ющие объяснить взаимосвязь ранее открытых фактов и явле­ний, формулировать законы, на основе которых возможно пред­сказать развитие будущих событий. Это лишь общая схема на­учных исследований, открытие новых научных законов. Пере­ход от эмпирического уровня к теоретическому означает каче­ственный скачок в знании.

Задачи научного исследования в социальной педагогике

Возрождение социальной педагогики как области научного знания и практической деятельности в России, как было сказа­но выше, началось в 90-х годах. Проблемами социальной педа­гогики стали заниматься видные ученые страны: В. Г. Бочаро­ва, В. И. Загвязинский, А. В. Мудрик, Л. Я. Олиференко, Г. Н. Филонов и многие другие в Российской академии образо-


 




вания — ведущем научно-педагогическом учреждении страны, высших учебных заведениях Москвы, Санкт-Петербурга, Омс­ка, Екатеринбурга и др., а также в других научных сообществах (Академии социального образования, Академии социальных наук и др.).

Научное исследование в области социальной педагогики при­нято называть социально-педагогическим; оно представляет собой специально организованный процесс познания, в котором происходит выработка теоретических систематизированных знаний о сущности социальной педагогики, ее содержании, методах и формах деятельности социального педагога. Специ­фика социально-педагогического исследования, его сложность определяется тем, что предметом исследования становится вся система взаимоотношений развивающегося человека с окружа­ющей его средой, все многообразие социальных связей. Этот процесс динамичный, развивающийся: растет и изменяется с каждым днем ребенок, изменяется среда, которая его окружа­ет, возникают, закрепляются или наоборот разрываются соци­альные связи со средой и многие другие процессы, которые вли­яют на становление личности ребенка.

Становление и развитие социальной педагогики в России выдвигает перед учеными целый комплекс задач, которые ус­ловно можно разделить на три большие группы.

Первая группа связана с теоретическими проблемами соци­альной педагогики. К ним относятся уточнение объекта и пред­мета исследования науки, разработка ее понятийно-категори­альной системы на основе изучения становления социальной педагогики за рубежом и в истории отечественной культуры, а также конкретных современных условий развития нашего об­щества; выявление принципов этих областей научной деятель­ности и критериев оценки социально-педагогических исследо­ваний, специфики методов исследования науки.

Теоретические проблемы связаны с построением современ­ных социально-педагогических, социально-психологических, философско-социальных, историко-социальных и других кон­цепций социальной педагогики, диагностированием и прогно­зированием социально-педагогических явлений. Например, разработка системы социально-правовой защиты детства в Рос­сии; развитие детских домов в том или ином регионе страны; федеральная, региональные и муниципальные системы управ­ления социальными службами для детей и др. Нельзя сказать, что такие системы не существуют, совсем наоборот, в практике происходит их интенсивное развитие. Однако их прогнозирова-


ние и развитие ведется, как правило, на стихийно-эмпиричес­ком уровне.


Вторая большая область научных исследований связана с разработкой теорий, обслуживающих непосредственно соци­ально-педагогическую деятельность: исследование содержа­ния, методов и средств, используемых в деятельности социаль­ного педагога, взаимосвязь социальной педагогики с социаль­ной работой, специальной и коррекционной педагогикой, исто­рией социальной педагогики; разработка технологий деятель­ности социального педагога с различными группами детей и в различных социально-педагогических учреждениях и др. На­пример, разработка содержания и методов работы с детьми в различных социумах; работа социального педагога с семьей, в которой есть ребенок-инвалид; работа социального педагога с детьми отклоняющегося поведения; работа социального педа­гога в воспитательных колониях и др.

Наконец, третья большая группа проблем связана с професси­ональной подготовкой социального педагога: разработка концеп­ций такой подготовки, уточнение стандартов профессиональной подготовки социального педагога, разработка комплекса учеб­ных пособий: по социальной педагогике, истории социальной педагогики, социально-педагогическим технологиям и др.; раз­работка содержания, форм и методов семинарских, лаборатор­ных занятий, практикумов, форм и методов проведения практи­ки, аттестации выпускников учебных заведений и др.

Эффективность научных исследований в социальной педаго­гике во многом зависит от того, какие источники она использует в своей творческой деятельности: подходы, образцы, идеи, тех­нологии и др. В. И. Загвязинский выделяет пять таких источ­ников: 1) общечеловеческие гуманистические идеалы, отражен­ные в так называемом социальном заказе общества; 2) достиже­ния всего комплекса наук о человеке: психологии, педагогики, валеологии (науки о здоровом образе жизни), к этому также можно добавить философию, социологию, социальную работу; 3) теоретические концепции и отечественный и зарубежный опыт; 4) педагогический потенциал окружающей ребенка соци­альной среды (семьи, школы, учреждений культуры и др.); 5) творческий потенциал работников социальной сферы (соци­альных педагогов, социальных работников, социальных психо­логов и др.)1.

'Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогическо­го исследования. — М, 1995. — С. 11.


 


Этапы и методы социально-педагогического исследования

Для научного исследования важно определение цели или це­лей исследования, ограничение области исследования (в про­странстве и во времени), ибо объять необъятное невозможно, поэтому правильно определить логику исследования, наметить план исследования — важный момент в работе ученого.



План — простейшее средство для достижения максимальных результатов при минимальных затратах сил. Длительность пе­риода планирования имеет большое значение как для качества выполненной работы, так и для сокращения общего времени исполнения. Японцы придумали такую простую схему:

где заштрихованная часть — это условное изображение време­ни, затраченного на планирование, а чистое пространство — это время, запланированное на достижение запланированного ре­зультата и исправление ошибок в ходе работы.

План — это рабочий инструмент, которым пользуется иссле­дователь. Он, естественно, может изменяться, уточняться, ис­правляться. Лучший план — это план изменения планов. Раз­работка плана фактически содействует разработке логики ис­следования, в котором последовательность шагов исследования во многом предопределяется полученными уже в ходе работы результатами и новыми возникшими трудностями.


Различают три этапа конструирования логики исследования: постановочный, собственно исследовательский и оформитель-ско-внедренческий.

Первый этап исследования — выбор области исследования, определение проблемы, уточнение темы исследования, предва­рительная формулировка гипотезы и задач исследования. Лю­бое научное исследование начинается с определения проблемы: теоретического или практического вопроса, ответ на который вам неизвестен и на который нужно ответить. Проблема — это нечто неизвестное в науке, это мост от неизвестного к известно­му. Часто употребляют выражение «проблема — это знание о незнании».


Реальная социально-педагогическая действительность об­ширна и многогранна, поэтому прежде всего необходимо выде­лить объективную сферу, на которую направлено внимание исследователя. Образно говоря, существует «поле исследова­ния» — объект, в котором должен разобраться ученый. Выбор объекта исследования зависит от многих факторов, следует учитывать, насколько актуальна для исследования эта область, что может нового сказать ученый в результате исследовательс­кой работы, каковы перспективы развития этой области знания для социальной педагогики, насколько интересна эта тема для самого исследователя, какой опыт работы он имеет в этой обла­сти. Переходя от практики и опыта практической деятельности, необходимо детально разобраться в «поле исследования» (объекте) и найти неисследованный участок — «белое пятно», которое и будет предметом исследования. Этот поиск доволь­но длительный.

С одной стороны, реальная действительность, которую знает исследователь, с другой — его сомнения, насколько актуально это для науки, а может эта проблема уже исследована другими учеными, но он этого не знает. Сомнения, неуверенность, пред­положения и т. п. всегда сопровождают научный поиск учено­го. Например, вы хотите заниматься проблемами социально-педагогической реабилитацией детей. Актуальность этой темы обусловлена социальными потребностями общества в реабили­тации дезадаптированных детей, педагогической неразработан­ностью такой системы реабилитации в социально-педагогичес­ких учреждениях. Но это «поле исследования» чрезвычайно обширно и многогранно, поэтому необходимо, как было сказа­но выше, выделить свой «участок» — предмет исследования. Для этого нужно ввести ограничения в исследовании. В назван­ной области могут быть такие ограничения: границы изучаемо­го в жизни подростков периода определяются от 13-14 до 17 лет, так как этот возраст наиболее значимый с точки зрения формирования интересов, потребностей детей и проявления отклонений в их поведении; второе ограничение может быть связано с определением социума, в котором происходит реаби­литация подростков, например, это может быть крупный про­мышленный город, оказывающий позитивное и негативное влияние на социализацию подростка. Определение объекта и предмета исследования довольно сложная задача даже для опытного исследователя, поэтому начинающий ученый должен помнить, что объект и предмет исследования — это не рядопо-ложенные понятия, объект и предмет соотносятся как общее и



 


частное или как родовое и видовое понятие, объект и предмет соподчинены друг другу.

Следующий важный этап в исследовании — это формулиров­ка темы, тоже непростая задача для начинающего исследовате­ля. Ученого опять мучает сомнение — правильно ли он опреде­лил название темы исследования, которая в процессе работы может уточняться, корректироваться, но она всегда должна находиться в рамках предмета исследования. Существуют оп­ределенные требования к формулировке темы: в названии темы желательно отразить проблему, область исследования и ограни­чения; в теме должно быть отражено движение от достигнуто­го и известного к неизвестному, в названии лучше не употреб­лять слова «проблема» (она не ставится, а решается), «роль» (это актуальность, которая раскрывается в работе), «посред­ством» (это скорее методы, которые также отражаются в рабо­те); в названии желательно избегать союза «и» или запятых, иначе вам придется рассматривать не одну, а две проблемы. Для примера, приведенного выше, тема может звучать следующим образом: «Социально-педагогическая реабилитация подростков в условиях крупного промышленного города».

Следующая важная процедура — определение гипотезы иссле­дования. Гипотеза — это гипотетическое предположение, кото­рое необходимо доказать. Чтобы понять суть гипотезы, отвлечем­ся от наших исследований и представим, что ученый захотел вывести новый сорт гладиолусов. Занимаясь этой работой, он, конечно, знает, что это за цветы, как они растут, как можно вы­водить новые сорта, и предполагает, какой сорт хочет вывести он сам, его цвет, форму, высоту и другие характеристики. Ученый описывает предполагаемый сорт, а дальше намечает то, что не­обходимо для этого сделать. После того, как он все предположил и составил план действий, он начинает действовать — выводить этот сорт, экспериментировать и убеждаться в том, насколько верны были его предположения. Гипотеза в результате научно­го исследования может оправдаться, может частично оправдать­ся, а может совсем не оправдаться. Отрицательный результат в науке — это тоже научный результат.

Приведенный выше пример показывает, что гипотеза прони­зывает все исследование фактически от начала до конца. Гипо­теза фактически должна предвосхитить результат работы, оп­ределить в основных чертах ее итог, и все последующие этапы работы будут ступеньками к достижению результата.

Формулировка гипотезы — тоже непростая работа для иссле­дователя. Для этого исследователь должен обладать определен-


ными знаниями логики, сущности научного исследования, эм­пирическим опытом в рамках исследуемой проблемы, обладать способностями к конструированию и переконструированию знаний, мысленному моделированию, прогнозированию. Мож­но выделить ряд требований к формулировке гипотезы. Для этого исследователь мысленно отвечает на следующие вопросы: что является самым существенным в предмете исследования, каков главный инструмент (метод) исследования, каков состав (из каких элементов) и структура (взаимосвязь и взаимообус­ловленность элементов) изучаемого предмета исследования, как развивается предмет исследования (продолжительность протекания явлений, изменение элементов, связь с внешним миром, прогноз и др.), каковы условия успешности решения полагаемых задач. Например, в приведенном выше примере: «Социально-педагогическая реабилитация подростков в усло­виях крупного промышленного города будет проходить успеш­но, если функционирует система социальных служб, в основе которой лежит модульная структурно-функциональная мо­дель, включающая три компонента, функциональный компо­нент, который имеет три составляющие: диагностическую (со-циальное развитие детей и их потребности), деятельностную (системообразующие виды деятельности) и прогностическую (задачи социальных служб); структурный компонент, включа­ющий учреждения социализации в микросоциуме, профильные службы реабилитации и координационный научно-методичес­кий центр; модульный компонент, который позволяет созда­вать варианты социальных служб в зависимости от потребно­стей ребенка и социума».

Завершается первый — постановочный — этап исследования постановкой задач. Задачи исследования должны соответство­вать проблеме, предмету и гипотезе исследования, их обычно исследователь выдвигает три—четыре. Чаще всего первая свя­зана с изучением истории и современного состояния проблемы, вторая — с раскрытием структуры, функций, сущности изуча­емого, третья — с разработкой условий реализации изучаемых явлений в практике, четвертая — с проведением эксперимента по проверке выдвигаемых гипотез. Конечно, задач может быть и больше и меньше, все зависит от того, какую научную пробле­му решает ученый. Фактически задачи — это уточнение плана

исследования.

Дальше ученый будет одну за другой решать эти задачи. Так, в приведенном выше примере, исследователь может поставить следующие задачи: выявить степень разработанности проблемы


в теории и практике; разработать модель городской социальной службы реабилитации подростков; определить социально-педа­гогические условия реабилитации подростков; эксперимен­тально проверить выдвигаемые положения.

Второй этап научной работы — собственно исследовательс­кий. Этот этап у каждого исследователя протекает по-своему. Однако есть много общего для всех исследований. Прежде все­го он связан с выбором методов исследования.

Метод (греч. те1пос1о8 — буквально «путь к чему-либо») в самом общем значении — способ достижения цели, он является условием и средством получения новых знаний. Метод — это инструмент для решения главной задачи науки — открытия объективных законов действительности. В процессе развития познания объективного мира человечеством выработаны общие принципы научного мышления, получившие название общена­учных методов. Как было показано выше, это эмпирические (на­блюдение, описание, диагностика, эксперимент и др.), теорети­ческие (абстрагирование, моделирование и др.), а также методы, применяемые на теоретическом и эмпирическом уровнях: ана­лиз, синтез, индукция, дедукция, сравнение, обобщение и др.

Наряду с общенаучными существуют специальные методы конкретных наук, отражающие специфику предмета каждой науки. В каждом специальном методе проявляются в той или иной мере принципы и методы научного мышления. Посколь­ку социальная педагогика — это сравнительно молодая отрасль педагогической науки, ей еще предстоит выработать свои спе­цифичные методы исследования. На данном этапе развития этой науки она использует как общенаучные методы исследо­вания, так и методы наук, очень близких ей по предмету иссле­дования, прежде всего педагогические, психологические и со­циологические.

Собственно исследование начинается с изучения литератур­ных источников и обобщения опыта практической деятельно­сти. Анализ литературных источников начинается, как прави­ло, с уточнения основных, ключевых понятий исследования, которые отражены в его теме.

Естественно, что каждый исследователь заинтересован как можно быстрее получить точные данные об изученности темы. Но чем полнее освещены вопросы изучаемой темы в литерату­ре, тем больше вероятность для исследователя не упустить что-то очень важное в работе.

Поэтому одним из путей оперативного анализа состояния исследуемой проблемы является изучение базовых, основных 140


понятий, которые отражены в теме, проблеме, задачах исследо­вания. Анализ ключевых понятий исследования лучше начи­нать со словарно-энциклопедической литературы, ибо в ней концентрированно и полно отражена сущность того или иного понятия на данном этапе развития науки.

Во всех отраслях науки, в том числе в педагогике и социаль­ной педагогике, происходит упорядочение, своеобразная инвен­таризация основных понятий, составляются каталоги понятий. Результатом развития научных языков выступают тезаурусы, которые дают описание системы знаний о той или иной действи­тельности. Они представляют собой словарь дескрипторов. Под дескриптором обычно понимают лексическую единицу, т. е. слово или словосочетание, которому придается однозначный смысл. Такими дескрипторными словами, например, могут выступать социальная педагогика, социально-педагогическое исследование, социальное воспитание и др. Необходимость со­здания таких словарей возникла в связи с созданием информа­ционно-поисковых языков (ИПЯ), которые составляют элемент информационно-поисковой системы (ИПС). Такой поиск мож­но осуществить по электронному каталогу в библиотеках или же воспользоваться услугами Интернета.

Дальше можно переходить к научным работам по теме иссле­дования. Начинающий ученый, анализируя такие источники, очень быстро приходит к выводу, что одно и то же понятие по-разному может толковаться различными авторами. Поэтому перед исследователем стоит задача — либо самому дать опреде­ление этого понятия (и это будет определенный вклад его в на­уку), либо принять точку зрения какого-либо автора и ей сле­довать на протяжении всего исследования. Однозначность тол­кования принятых в исследовании ключевых понятий является одним из залогов успешности исследования. Анализ источни­ков необходим для изучения различных теорий, подходов в оте­чественной и зарубежной теории и практике.

Однако для построения теории ученые используют такие из­вестные в педагогике и социологии методы, как наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, изучение творческих работ детей, изучение их личных дел и др.

Дадим краткую характеристику некоторым из них. Наблю­дение в социально-педагогическом исследовании — метод по­знания социально-педагогических явлений на основе восприя­тия органами чувств с одновременной первичной обработкой и анализом получаемой информации. Научное наблюдение отли­чается от обыденного рядом признаков: целенаправленностью,


аналитическим характером, комплексностью, систематично­стью. Наблюдение может быть непрерывное и дискретное; ши­рокое (например, наблюдение за группой детей-бродяг) или уз­коспециальное (использование детей в качестве попрошаек); исследователь может быть включен в сам исследуемый процесс или же быть сторонним наблюдателем. Использование различ­ных технических средств (фотографии, видеозапись и др.) зна­чительно облегчает исследователю его задачи. Каждый вид ис­следования имеет свои преимущества и недостатки. Достоин­ством наблюдения является возможность изучать предмет в естественных условиях, учитывать его многогранные связи и проявления, изменять конкретную ситуацию или намеренно создавать новую. К недостаткам этого метода следует отнести его трудоемкость и продолжительность, а также влияние субъективных факторов, т. е. самого исследователя, на процесс наблюдения.

Опросные методы. К ним традиционно относятся устный (бе­седа и интервью) и письменный (анкетирование) опрос. Целью опросных методов является выявление опыта, оценки, точки зрения ребенка или группы детей. В беседе также возможен обмен мнениями, споры, дискуссии. При использовании этих методов исследования важна ясная, четко поставленная цель; заранее продуманный план беседы, определение вопросов, ко­торые будут заданы испытуемым. Различают вопросы закрыто­го типа, когда опрашиваемому необходимо выбрать один из предлагаемых ответов; полузакрытого типа, когда опрашивае­мый помимо выбранного из предложенных ответов может выс­казать свое собственное мнение; и открытого типа, в этом слу­чае испытуемый на все вопросы дает свой ответ.

Эти методы также имеют свои слабые и сильные стороны. К сильным сторонам следует отнести возможность живого кон­такта исследователя с испытуемым, возможность индивидуали­зации ответов, их корректировки во время опроса, оперативной диагностики достоверности и полноты ответов. Однако методы опроса трудоемки, требуют длительного времени в эксперимен­те, не дают возможность охватить большое количество испыту­емых.

Эти недостатки частично устраняются при использовании письменных вопросов и анкетировании. При этом более тща­тельная подготовка ведется перед проведением опроса. Анкеты могут быть открытые, когда испытуемый указывает свои вы­ходные данные (фамилия, имя, возраст и др.), а также закры­тые, в которых неизвестно конкретное опрашиваемое лицо.


Метод анкетирования заимствован из социологии, поэтому к нему предъявляются такие же требования, что и в социологи­ческих исследованиях.

В социальной педагогике широко используются методы ис­следования, применяемые в психологии при изучении лично­сти ребенка, его характера, темперамента, социальной группы, социума, окружающего ребенка, и др. При этом следует по­мнить, что ученый в своих исследованиях может воспользовать­ся услугами тех или иных специалистов. В этом случае можно привести такую аналогию: когда вы приходите к терапевту, то прежде, чем поставить вам диагноз, врач отправляет вас на об­следование, и ему в этом помогают многие специалисты, одни проводят анализ крови, другие мочи, третьи снимают кардиог­рамму и пр. Поэтому для того, чтобы изучить ребенка в каком-то социуме, можно воспользоваться услугами психолога, меди­ка, педагога и других специалистов. Важно, чтобы ученый пред­ставлял точно, какие конкретные задачи ему необходимо ре­шить и кто ему может помочь в этом.

Эмпирические знания, добытые таким путем, позволяют уче­ному выстроить свое теоретическое видение проблемы, в этом случае он пользуется теоретическими методами. Построение теории и переход от нее к реальной действительности связаны с формированием идеализированных объектов, моделей, не имеющих непосредственных аналогов в эмпирическом знании. Назначение таких идеальных объектов служит средством вы­явления и исследования закономерных связей, присущих той или иной реальной социально-педагогической действительно­сти. Говоря об идеальной модели, следует помнить, что она не существует в реальности так же, как в природе нет идеального газа, между тем многие физические законы открыты благода­ря тому, что было введено это понятие.

Для построения идеальной картины изучаемого объекта при­меняются системный подход и метод моделирования.

Слово «система» происходит от греч. вубйета «целое». Под системой понимают совокупность конечного числа элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с дру­гом, которые образуют определенную целостность и единство. Системные объекты, относящиеся к педагогике и социальной педагогике, крайне сложны. Объект их исследования — ребе­нок и социум — это материальные, развивающиеся и динамич­ные системы. Поэтому при исследовании таких систем на по­мощь исследователям приходит системный анализ или систем­ный подход. При использовании этого метода сложный систем -


ный объект не исчерпывается особенностями его составляющих элементов, а связан прежде всего с взаимодействием этих эле­ментов. При этом вскрываются как причины явлений, так и влияние результатов на причины, его породившие.

У исследователя складывается представление об изучаемом объекте как системе, в которой акцентируется внимание на ве­дущих (системообразующих) факторах, взаимосвязях и взаимо­зависимости элементов системы. Отсюда идет выстраивание структуры системы; выявление отдельных функциональных особенностей элементов ее, определение исходных, основных и производных факторов, взаимовлияния целого и его элементов, динамики развития системы.

Само по себе построение идеальной модели ученым недоста­точно, она нужна постольку, поскольку является основой для практической деятельности, дает возможность использовать ее на практике, преобразовывать и совершенствовать. Поэтому следующий этап исследования — определение условий, при которых эта система может работать. Эти знания отражают со­циально-педагогическую действительность, какой она должна быть, по мнению исследователя.

Построенное таким образом научное знание исследователя требует проверки — эксперимента. Как правило, различают два вида эксперимента: констатирующий и формирующий. Конста­тирующий эксперимент применяется в начале исследования для выяснения состояния объекта исследования. После разра­ботки научных положений проводится формирующий экспери­мент по апробации научных предположений, проверке их эф­фективности. Наряду с основным — формирующим — экспери­ментом проводится дублирующий, в котором идеи и гипотезы проверяются на ином материале, в несколько иных условиях. Затем проводится анализ этих экспериментов. И в заключении приводятся выводы: насколько подтвердилась выдвинутая ис­следователем гипотеза, как были решены задачи исследования, каковы перспективы дальнейшей работы в этом направлении.'

Важным завершающим этапом исследовательской работы ученого должно быть оформление результатов научного иссле­дования. Для студента, осваивающего азы исследовательской деятельности, это — курсовые и дипломные работы. Для начи­нающего ученого — защита диссертации: магистерской — для обучающихся в магистратуре, кандидатской — для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. Результатом исследования может также стать патент на научное изобретение или открытие. В большинстве же случаев научные работы офор-

144
мляются как различные научные издания: монографии, учеб­ные пособия, методические рекомендации.

Вопросы для самоконтроля

1.Раскройте сущность научного исследования.

2. Раскройте роль эмпирического и теоретического познания в социаль­
ной педагогике.

3. Каковы задачи социально-педагогического исследования?

4. Каковы основные этапы организации социально-педагогического
исследования?

5. Назовите и раскройте методы, применяемые в социально-педагоги­
ческом исследовании.

6. В каком виде представляются итоги научной работы?

Литература

1. Загвязинский В. И. Методология и методика социально-педагогичес­
кого исследования. — М., 1995.

2. Как провести социологическое исследование. — М., 1990.

3. Краевский В. В, Моделирование в педагогическом исследовании //
Введение в научное исследование по педагогике. — М., 1988.

4. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П.И.Пидкасистого. — М.,
1995.

5. Полонский В.М. Научно-педагогическая информация: Словарь-
справочник. — М., 1995.

6. Скаткин М. Н. Методология и методика педагогических исследова­
ний.—М., 1986.


 








Date: 2015-09-02; view: 449; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.026 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию