Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 6





ПОНЯТИЕ НОРМЫ И ОТКЛОНЕНИЯ ОТ НОРМЫ

В СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Норма и отклонение: понятия и характеристики. Типы, отклонений. Теории отклонений.

Норма и отклонение: понятия и характеристики

В любом обществе независимо от того, на какой стадии раз­вития оно находится — будь то процветающая, экономически развитая страна или развивающееся общество, есть люди, ко­торые требуют особого внимания к себе. Это — люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или соци­альном развитии. Такие люди всегда выделялись в особую груп­пу, в обществе и государстве складывалось особое отношение к ним. Однако в разные времена в зависимости от конкретных культурно-исторических условий отношение к этой категории людей было самым различным: в одних обществах, как, напри­мер, в Древней Спарте, оно отличалось крайней жестокостью вплоть до их физического уничтожения, в других было мило­сердно-сострадательным.

В современных США и западноевропейских государствах практически реализуется концепция интеграции людей, име­ющих те или иные отклонения, в общество, согласно которой эти люди рассматриваются как обычные, равноправные его члены, только имеющие определенные проблемы или ограни­ченные возможности. Понятие «человек с проблемами» ши­роко используется в США, а понятие «люди с ограниченны­ми возможностями» больше характерно для европейских

стран.

Сегодня проблема отношения к людям с ограниченными воз­можностями, прежде всего здоровья, становится все более ак­туальной вследствие того, что их число, как во всем мире, так и в России, имеет устойчивую тенденцию к увеличению, изме­нить которую, по прогнозам ЮНЕСКО, мировое сообщество в ближайшее время не сможет. Поэтому рост числа лиц с огра­ниченными возможностями, и прежде всего детей, следует рассматривать как постоянно действующий фактор, требую­щий не отдельных, частных, а планомерных социальных ре­шений.


Но даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в кото­рых они находятся, или состояние их здоровья не соответству­ют определенным, принятым в данном обществе нормам. Сфе­ра нормального всегда имеет в сознании людей свои границы, а все то, что находится за их пределами, определяется как «не­нормальное», «патологическое». На практике — осознанно или неосознанно — происходит оценивание индивидов по призна­ку соответствия или несоответствия норме, которая и определя­ет эти границы.

Понятие нормы широко используется в медицине, психоло­гии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, ско­рее всего, обречена на неудачу. Так, например, только в меди­цине ученые насчитывают до 200 его определений.

Сложность в определении понятия «норма» не только терми­нологическая, но и содержательная. Например, нравственные нормы не могут быть раз и навсегда зафиксированы во всех без исключения сообществах, потому что они, во-первых, имеют национальную специфику, а кроме того со временем преобразу­ются, изменяются. Так, в США после второй мировой войны в течение двух-трех десятилетий курение было обычным, «нор­мальным» явлением, к которому общество относилось вполне лояльно. В настоящее же время, когда общество включилось в борьбу против этой вредной для здоровья человека привычки, курение считается признаком дурного тона.

Причем, чем демократичнее общество, тем терпимее оно от­носится к нестандартным формам проявления личности, в то время как тоталитарные режимы склонны строго регламенти­ровать поведение человека, жестоко наказывать, если допуска­ется отклонение от предписанных норм.

При этом важно помнить, что норма — это некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней. Ис­пользование понятия нормы в общественных науках можно сравнить с использованием понятия «идеальный газ» в физике. В природе такого газа нет, однако благодаря этому понятию физикам удалось сделать много открытий. Законы выявляются для идеального газа, но в каждом конкретном, реальном случае делается определенная поправка, вводится определенный коэф­фициент для того или иного реального газа.


В медицине, психологии, социологии имеются свои показа­тели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответ­ствует норме, обозначается другим словом — «отклонение».


Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» — очень важные. Они используются для характери­стики процесса развития и социального поведения ребенка.

Отклонения могут носить как негативный, так и позитивный характер. Например, отклонениями от нормы в развитии ребен­ка являются и умственная отсталость и талантливость. Такие негативные отклонения в поведении, как преступность, алко­голизм, наркомания и др., оказывают отрицательное влияние и на процесс социального становления человека, и на развитие общества в целом. Позитивные же отклонения в поведении, к которым можно отнести все формы социального творчества: экономическую предприимчивость, научное и художественное творчество и др., напротив, служат развитию социальной си­стемы, замене старых норм новыми.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относитель­но которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Типы отклонений

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и соци­альные. Рассмотрим их подробнее.

Физические отклонения от нормы прежде всего связаны со здоровьем человека и определяются медицинскими показателя­ми. В медицине для каждой возрастной и половой группы де­тей определяются свои показатели (вес, рост, объем груди и пр.), которые характеризуют здоровье ребенка. Фактически это - идеальные показатели, и вряд ли можно найти такого ребен­ка, который точно соответствовал бы им.

На начало 90-х годов в России, по статистическим данным, каждый пятый ребенок рождается нездоровым, в том числе 5-8% — с наследственной патологией и 1-2% — с врожденными аномалиями в развитии. В настоящее время лица с ограничен­ными возможностями в здоровье составляют свыше 10% от об­щего числа обучающихся в образовательных учреждениях си­стемы образования. В специальных средствах образования нуж- 87


дается до 8% населения, а фактически получает возможность их использовать только четвертая часть нуждающихся детей. Это означает, что процесс социализации таких детей проходит с особыми сложностями и требует специальной работы.

Отклонения в здоровье могут быть вызваны или наследствен­ными факторами, или какими-либо внешними обстоятельства­ми: тяжелой экологической обстановкой, неудовлетворитель­ным качеством питьевой воды, снижением общего уровня жиз­ни семьи и др.

Существует довольно много классификаций людей, имею­щих отклонения в здоровье и развитии. Так, Всемирная орга­низация здравоохранения в 1980 году приняла британский ва­риант трехзвенной шкалы ограниченных возможностей:

недуг — любая утрата или аномалия психических либо фи­
зиологических функций, элементов анатомической структуры,
затрудняющая какую-либо деятельность;

ограниченная возможность — любые ограничения или по­
теря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять ка­
кую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой
для человека;

недееспособность (инвалидность) — любое следствие де­
фекта или ограниченная возможность конкретного человека,
препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-
либо нормативной роли, исходя из возрастных, половых или
социальных факторов.


В проекте закона РФ о специальном образовании физические отклонения определяются исходя из возможностей обучения ребенка. В законе введено понятие, принятое в западных стра­нах, «лица с ограниченными возможностями здоровья». К ним относят детей, имеющих физический и (или) психический не­достатки, которые препятствуют освоению образовательных стандартов без создания специальных условий для получения образования. Также введено понятие «недостаток», выделены виды недостатков — физические, психические, сложные и тя­желые.

К физическим недостаткам относят подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) челове­ка, либо хроническое соматическое или инфекционное заболе­вание.

Психический недостаток — это утвержденный в установ­ленном порядке временный или постоянный недостаток в пси­хическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоци-


онально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а так­же нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выражен­ный в такой степени, что образование в соответствии с государ­ственными образовательными стандартами является недоступ­ным.

К отклонениям в физическом развитии ребенка могут быть отнесены: болезнь, нарушения зрения, слуха, опорно-двига­тельного аппарата.

Психические отклонения от нормы прежде всего связаны с умственным развитием ребенка, его психическими недостатка­ми.

К этой группе отклонений прежде всего относятся задержка психического развития (ЗПР) ребенка и умственная отста­лость детей, или олигофрения (от греч. оИ^оз — малый и рпгеп

- ум). Умственная отсталость может быть обусловлена врож­
денными дефектами нервной системы или являться результа­
том болезни, травмы или другой причины. У детей может про­
являться различная степень выраженности умственной отста­
лости: от легкой — дебильности до глубокой — идиотии.

К психическим отклонениям относятся также нарушения речи разной степени сложности: от нарушения произношения и заи­кания до сложных дефектов с нарушениями чтения и письма.

Еще одной разновидностью психических отклонений явля­ются нарушения эмоционально-волевой сферы ребенка. Как крайние формы этого вида отклонений выступают аутизм (греч. ауЪоз — сам) — состояние психики, характеризующееся замк­нутостью, отсутствием потребности в общении, и суицид — по­пытки к самоубийству.


Особую группу отклонений представляет одаренность детей. Это своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее ус­пешность выполнения какой-либо деятельности. Способности

- характеристика личности, выражающая меру освоения не­
которой совокупности деятельности. Мера одаренности и талан­
та устанавливается не по характеристикам самих способностей,
а по характеру продуктов деятельности, отличающихся новиз­
ной, нестандартностью, оригинальностью и другими показате-

лями.


Хорошо известно, что у ребенка проявляются разные способ­ности: одни проявляют способности к музыке, другие — к ма­тематике, третьи — к изучению иностранных языков и т. д. Только при благоприятных внешних условиях они приобрета­ют форму одаренности. Большой знаток психологии ребенка писатель Корней Чуковский в своей знаменитой книге «От двух до пяти» писал: «...Начиная с двух лет всякий ребенок стано­вится на короткое время гениальным лингвистом. Поистине ребенок есть величайший умственный труженик, который, к счастью, даже не подозревает об этом». Психолог Н. Лейтес, изучавший способности и одаренность в детские годы, приводит в своих работах многочисленные примеры проявления одарен­ности великих людей в ранние годы. Например, основатель кибернетики Н. Винер в 12 лет поступил в университет, а в 14 имел свою первую ученую степень; А. С. Грибоедов в 11 лет по­ступил в Московский университет, а в 15 лет окончил два отде­ления (словесное и юридическое) философского факультета. И таких примеров много.

В настоящее время разработаны уникальные методики, по­зволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интел­лектуальные способности детей, а также методики их формиро­вания. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализа­ции этих способностей, какие существуют пути и средства раз­вития одаренности детей?

Причины физических и психических отклонений у детей весьма основательно проработаны в науке. При этом следует заметить, что ограничения на уровне биологической организа­ции человека встречаются не так часто — лишь у 8-10 % детей; количество же детей, пострадавших от неблагоприятных усло­вий развития, колеблется от 20 до 50%:.

Для диагностики физических и психических недостатков со­здается постоянная межведомственная психолого-медико-педа гогическая комиссия (из расчета одна комиссия на 10 тысяч де­тей, но не менее чем одна на территории каждого субъекта РФ).

Задачи комиссии весьма обширны. Это и проведение возмож­но более раннего психолого-медико-педагогического обследова­ния детей, и выявление особенностей их развития в целях

1 О положении детей в Российской Федерации: Государственный доклад. — М., 1995.


установления диагноза и удовлетворения прав ребенка на полу­чение образования. В задачу комиссии также входит консуль­тирование родителей (или законных их представителей), педа­гогических, медицинских работников, социальных педагогов и других специалистов по вопросам, связанным со специальны­ми условиями для получения детьми образования. Сведения, которые получает комиссия, заносятся в банк данных о детях с ограниченными возможностями.

В состав психолого-медико-педагогической комиссии входят специалисты разного профиля: психолог, врач-психиатр, не­вропатолог, ортопед, окулист, терапевт (педиатр), физиотера­певт. Кроме того, в состав комиссии обязательно входят пред­ставители специального образования — логопед, олигофрено-педагог (специалист, занимающийся детьми с отклонениями в умственном развитии), сурдопедагог (специалист, работающий с глухими детьми), тифлопедагог (специалист по работе со сле­пыми детьми); а также социальный педагог и юрист.

Установление физического или психического отклонения у ребенка влечет за собой создание определенных условий, в том числе специальных образовательных учреждений: для детей с нарушениями речи, слуха, зрения, психики, опорно-двигатель­ного аппарата, со сложными нарушениями, в том числе со сле-поглухотой, для детей, подверженных хроническим соматичес­ким или инфекционным заболеваниям. Такие специализиро­ванные учреждения позволяют комплексно проводить работу как по оздоровлению детей, так и по их воспитанию и обучению. Однако изоляция ребенка в специальном образовательном учреждении, отделение от других, непохожих на него детей создает определенные трудности в его социализации, интегра­ции в общество. Поэтому такие дети, как правило, нуждаются в социально-педагогической помощи. Вместе с тем функции социального педагога в работе с этими категориями детей на сегодняшний день пока еще не определены. Но безусловно, со­циально-педагогическая деятельность по социализации детей, имеющих отклонения в физическом или психическом разви­тии, в дальнейшем получит официальный статус и будет иметь большое значение.

Педагогические отклонения — такое понятие пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем в педагогической деятельности для реализации педагоги­ческих целей, стимулирования развития личности использую­тся различные нормы, с помощью которых регулируется дея­тельность обучаемых путем сопоставления норм с показателя-


ми, характеризующими процессы и результаты этой деятельно­сти, формируются оценки ее успешности. Прежде всего это ка­сается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обес­печивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонени­ем) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили обра­зование. Такие отклонения от нормы могут быть названы педа­гогическими. Педагогической нормой, или нормой образова­ния, являются стандарты общего образования, которые приня­ты в стране. В соответствии с этими стандартами ребенок в оп­ределенном возрасте должен получить соответствующий уро­вень образования, закончить начальную, неполную среднюю (9 классов) или полную среднюю (11 классов) школу. Согласно Закону об образовании РФ обязательным является общее сред­нее образование.

Однако есть дети, не получившие общего образования. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего сред­него образования. Причин такого положения детей у нас в стра­не довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толка­ет ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные ка­таклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искале­ченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяж­ничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе.

Следует отметить и большие трудности в получении образо­вания детей, имеющих отклонения в психическом или физичес­ком развитии. Для таких детей, как было показано выше, су­ществуют школы, где они обучаются под руководством профес­сионально подготовленных специалистов. Но многое зависит от того, где живет ребенок: в городе или сельской местности, из какой он семьи — или это семья, заинтересованная в получении образования своего ребенка, или же семья, например, алкого­ликов, бомжей, где образование ребенка занимает далеко не первое место в жизни. Если добавить сюда семьи переселенцев


и беженцев, которые имеют таких детей, в этом случае пробле­ма получения образования детей еще более усугубляется.

Для некоторых детей, имеющих проблемы в здоровье, обуче­ние проводится на дому индивидуально. Однако при этом, как правило, преподаются только основные дисциплины, а такие, как музыка и изобразительное искусство, входящие в стандарт общего образования, обычно дома детьми не изучаются. Вместе с тем они имеют большое значение для развития способностей детей. Отделение ребенка от школьного коллектива также не­гативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.

Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем про­фессиональном самоопределении и получении профессиональ­ного образования. Профессиональное самоопределение высту­пает ведущим видом деятельности для подростка, закончивше­го 9 классов, и учащихся старших классов. Однако получение желаемого образования, отвечающего интересам и способно­стям детей, осложняется различными обстоятельствами объек­тивного и субъективного характера: уменьшается количество учебных заведений начального профессионального образова­ния, среднее и высшее профессиональное образование можно получить на конкурсной основе, увеличивается платное обуче­ние, для подростков зачастую характерна неадекватная оцен­ка своих возможностей и др.

Особое значение в этом плане имеет профессиональное обра­зование детей-инвалидов и детей, находящихся в местах лише­ния свободы. Не следует сбрасывать со счетов и неадекватную установку у некоторых детей на снижение престижности обра­зования («деньги можно заработать и другим путем»).

Следует также иметь в виду довольно большую категорию детей, которые самостоятельно не способны выбрать вид про­фессиональной деятельности в силу нарушения социального развития на предшествующих этапах. Таких детей объединяет нежелание или неумение реализовать себя в социально значи­мой профессиональной области деятельности. В таком случае появляются дети, не получившие профессионального образова­ния, которые для преодоления этого отклонения нуждаются в социально-педагогической помощи специалиста.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма». Социальная норма — это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) пове­дения или деятельности людей или социальных групп, которое


I


 




официально установлено или сложилось на том или ином эта­пе развития общества. Фактически социальные нормы высту­пают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на ос­нове познания социальной реальности.

Тенденция к отклонению от общепринятых правил поведе­ния имеет свой исторический путь развития. Она была извест­на еще в глубокой древности. Но общество, побуждаемое стрем­лением к самосохранению, пыталось регулировать взаимоотно­шения между людьми и вводило различные социальные огра­ничения: мифы, табу (запрет), традиции, религиозные догма­ты. По мере усложнения человеческого общества и совершен­ствования общественных отношений стали формироваться бо­лее устойчивые правовые, нравственные позиции людей по от­ношению к поведению, отклоняющемуся от норм морали и пра­ва, принятых в том или ином обществе. Социальные отклоне­ния могут быть вызваны социальным статусом человека, его ролью как субъекта деятельности, характером выполняемой деятельности, ценностными критериями и другими факторами.

Социальные нормы делятся на две большие группы: универ­сальные, т. е. распространяющиеся на каждого человека в об­ществе, и частные, относящиеся и регулирующие определен­ную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятель­ности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.). Социальные нормы являются элементами системы нор­мативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция). Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделять­ся на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превраще­ния внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоня­ется от принятых социальных норм.

Социальные нормы и отклонения от них в поведении челове­ка представляют собой неотъемлемые факторы функциониро­вания любого общества.

Особенностью социальных норм для детей является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про­исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает ее управляющая функция, задачей которой является


управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект.

В социологической, психологической и педагогической лите­ратуре достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого яв­ляются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, про­ституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок с деви-антным, асоциальным поведением» и др. Несмотря на некото­рые тонкости в определении этих понятий, многие исследова­тели сходятся в одном — что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обще­стве.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточ­но хорошо изучены. Они связаны с трудностями подростково­го переходного возраста, неопределенностью социального поло­жения в обществе, нестабильностью развития страны, возник­новением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не мо­жет самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализиро­ванные социальные службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по ре­шению суда с учетом заключения психолого-медико-педагоги­ческой комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения.

Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставши­еся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» — дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные уч­реждения. К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, шко­лы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Обобщая характеристику различных типов отклонений от нормы, представим их в сводной таблице на стр. 96.

Следует отметить, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные


Типы отклонений от нормы

 

Физические Психические Педагогические Социальные
• болезнь; • задержка • отклонения в • сиротство;
• нарушения психического получении • отклоняющееся
зрения; развития; общего образо- поведение:
• нарушения слуха; • умственная вания; алкоголизм,
• нарушения отсталость; • отклонения в токсикомания,
опорно-двига- • нарушения речи; получении наркомания,
тельного • нарушения профессиональ- проституция,
аппарата эмоционально- ного образова- беспризорность,
  волевой сферы; ния безнадзорность,
  • одаренность   бродяжничество,
      правонарушения,
      преступность

отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и пред­посылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения. Например, детей с проблемами в физическом и психическом развитии объединяет то, что в первые годы жиз­ни отклонения в здоровье отрицательно сказываются на форми­ровании их биологических потребностей: физических, физио­логических, вследствие чего они поздно осваивают предметно-манипулятивную деятельность. Такое запаздывание в физичес­ком развитии ребенка, безусловно, оказывает влияние и на его социальное развитие. Чтобы это отставание не приобрело хро­нические формы устойчивой дезадаптации ребенка, необходи­мо развивать у него компенсаторные механизмы, определенные социально-психологические установки, позволяющие ему адаптироваться и интегрироваться в общество.

Таким образом, любое отклонение нельзя рассматривать «в чистом виде», оно, как правило, интегрирует другие виды от­клонений. Поэтому в федеральном законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» введено по­нятие «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации». В эту категорию входят фактически все дети, о которых шла речь выше: дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвали­ды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физичес­ком развитии; дети — жертвы вооруженных и межнациональ­ных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, сти­хийных бедствий; дети, оказавшиеся в экстремальных ситуаци-


ях; дети — жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, нахо­дящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонени­ями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объектив­но нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятель­но или с помощью семьи.

Для работы социального педагога очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных1 отклонениях, то между нормаль­ным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмери­мое количество переходных ступеней от нормы к отклонению. Вследствие этого нет возможности провести четкую грань меж­ду естественным проявлением характера ребенка и отклонени­ями в нем.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога на­правлена на профилактику отклонений, предупреждение на­рушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой — на реабилитацию детей, в развитии которых уста­новлены те или иные отклонения. Это очень важная и большая работа: как помочь детям, «выпавшим из социальной колеи», вернуться в общество.

Теории отклонений

Уровень достигнутого сегодня знания позволяет выделить сре­ди многочисленных факторов, являющихся источником откло­нения в развитии ребенка и его социализации, три основные группы: биогенные, социогенные и психогенные. При этом мож­но сделать вывод о том, что любая «поломка», любое ограниче­ние потенциальных возможностей человека неизбежно затраги­вает всю организацию в целом и ведет к нарушениям взаимодей­ствия человека со средой, к «социальному выпадению».

 

Связанные с этим процессы и явления изучаются учеными разных областей знания — социологии, психологии, социаль­ной педагогики, медицины и др. Каждая из этих наук предла­гает свои теории «выпадений», которые со временем развива­ются, обогащаются новым содержанием и новыми технологи­ями. Кроме того, они тесно взаимодействуют между собой, вза-имодополняя друг друга.

4 М. А. Галагузова


Так, отклонения в поведении детей, имеющих ограниченные возможности, рассматривались вначале в русле медицинской модели, которая определяла подходы к их воспитанию и обуче­нию. Согласно этой теории, отклонения в социальной жизнеде­ятельности таких детей, подобно отклонениям в телесных про­цессах, являются отражением и проявлением внутренних бо­лезненных процессов. Иными словами, несоответствие социаль­ной норме в поведении ребенка рассматривается как патология здоровья.

В качестве причин, вызывающих отклоняющееся поведение, в рамках медицинской модели социального выпадения выдви­гались эндокринные нарушения, нарушение созревания (аксе­лерация и недоразвитие), органические мозговые нарушения, генетические отклонения и др. Тот факт, что социальное про­странство, в котором находится ребенок, тоже оказывает на него свое воздействие, в рамках этой модели во внимание не прини­мается. Отсюда в научных работах и методиках, касающихся проблем воспитания таких детей, гораздо шире используется медицинская терминология, чем социальная и педагогическая.

На рубеже Х1Х-ХХ вв. в рамках медицинской модели сфор­мировалась теория социальной полезности людей с ограничен­ными возможностями, которая получила широкое распростра­нение во многих развитых странах. Суть ее заключается в сле­дующем. В обществе имеются люди, физические и психические возможности которых ограниченны, но это не мешает им осу­ществлять хотя бы элементарную социально полезную деятель­ность, например, обслуживать себя или выполнять какую-либо простую работу. Это значит, что при необходимом профессио­нальном обучении такие люди могут материально сами себя обеспечивать, а не становиться обузой и бременем для государ­ства, которое их должно содержать. Кроме того, они могут быть источником дешевой рабочей силы, что также выгодно государ­ству. Таким образом, в этой теории очевиден приоритет государ­ства над личностью. Следует отметить, что в нашей стране эта теория определяла позицию государства в отношении людей, в том числе и детей, имеющих ограниченные возможности, на протяжении многих десятилетий и, к сожалению, практичес­ки не утратила своего значения до сегодняшнего дня.

В течение долгого времени для обозначения людей с ограни­ченными возможностями повсеместно использовалось слово «инвалид» (от лат. туаИйив — бессильный, слабый), которое противопоставляло эту категорию граждан здоровым, сильным людям, подчеркивая, что инвалиды — более слабые, а потому


менее способные. По сути дела это слово выражало отношение общества к данной категории людей, которое проявлялось в реальной жизни в том, что они не могли решать самостоятель­но свои проблемы, участвовать в политической и экономичес­кой жизни общества, быть избранными в органы власти наря­ду со здоровыми и многое другое. Жизнь таких людей полно­стью контролировалась здоровыми людьми, находилась под их абсолютным патронатом: что здоровые люди решат или захотят сделать для инвалидов, то они и должны принимать. Этим ме­дицинская модель оказывала определенное влияние на законо­дательство, на социальную политику государства, организацию помощи людям с ограниченными возможностями.

В 60-х годах XX века на смену медицинской модели пришла социальная модель, развитию которой послужила теория пси­хоанализа. Этот новый подход к проблемам людей с ограничен­ными возможностями был инициирован ими самими, когда они стали объединяться в ассоциации и различные движения, что­бы отстаивать свои права. В фокусе этой модели находятся не внутренние причины, обусловливающие ограниченные возмож­ности человека (болезнь, нарушения в развитии и т. д.), а взаи­мосвязь между отдельным человеком и социумом. С этой точ­ки зрения ограничение возможностей человека вызвано во мно­гом отношением к нему окружающих людей, выделяющим его из общества, а также барьерами, которые существуют в окру­жающей его среде (архитектурной, социальной, психологичес­кой, педагогической и др.), рассчитанной прежде всего на здо­ровых людей. Другими словами, ограниченные возможности как проблема являются результатом социальной, экономичес­кой и политической дискриминации таких людей в обществе. Чтобы преодолеть ее, необходима интеграция людей с ограни­ченными возможностями в общество на их собственных усло­виях, а не путем их приспособления к нормам и правилам жиз­ни здоровых людей. В связи с этим новым подходом в современ­ной зарубежной литературе слово «инвалид» как выражающее социальное притеснение и неравноправие определенной катего­рии граждан теперь не употребляется.

В рамках социальной модели отклоняющееся поведение де­тей стало рассматриваться во взаимосвязи с процессами семей­ного воспитания и межличностного взаимодействия. С разра­боткой новой теории изменились приоритеты в объяснении со­циальных выпадений. Неадекватное, не соответствующее соци­альным ожиданиям поведение детей и подростков стало рас­сматриваться как деформированный процесс накопления соци-

4* 99


ального опыта, как результат субъективных нарушений, свя­занных с семейным неблагополучием, недостаточной педагоги­ческой культурой родителей, негативным балансом поощрений и наказаний, отсутствием любви к ребенку и другими фактора­ми. Постепенно накапливающиеся неразрешенные конфликты и приводят к отклоняющемуся поведению. А поскольку оно обусловлено не только болезненными процессами, на которые практически невозможно влиять, становится возможной его коррекция. Таким образом, социальная модель позволила рас­сматривать поведение ребенка не только как отклоняющееся, но и корректирующееся.

Теории социальных отклонений, не связанных с физически­ми и психическими нарушениями, будут рассмотрены ниже, при характеристике девиаций.

Вопросы для самоконтроля

1.Почему в социальной педагогике рассматриваются понятия «норма»
и «отклонение от нормы»?

2. В чем сущность и причины физических отклонений от нормы у де­
тей?

3. Какие существуют психические отклонения от нормы у детей?

4. Что понимается под педагогическими отклонениями от нормы?

5. Какова сущность понятия «социальные отклонения»?

6. Какие теории отклонений от нормы вы знаете?

Литература

1.Дети с отклонениями в развитии: Метод, пособие для педагогов,
воспитателей массовых и спец. учреждений и родителей. — М., 1997.

2. ДоровскойА. И. Дидактические основы развития одаренности уча­
щихся. — М., 1998.

3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. —
М., 1986.

4. Клейберг Ю.А. Социальные нормы и отклонения. — М., 1997.

5. Коррекционная педагогика: Учеб. пособие. — М., 1998.
б.ЛейтесН. С. Способности и одаренность в детские годы. — М., 1979.

7. Социальная дезадаптация: нарушение поведения у детей и подрост­
ков. — М., 1996.

8. Ярская-Смирнова Е. Р. Социокультурный анализ нетипичности. —
Саратов, 1997.








Date: 2015-09-02; view: 369; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.033 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию