Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 1





КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ

ПЕДАГОГИКИ В РОССИИ

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической де­ятельности. Этапы развития благотворительности в России. Введение профессии «социальный педагог» в России.

Милосердие и благотворительность как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности

Теория и практика социальной педагогики связаны с истори­ко-культурными, этнографическими традициями и особенно­стями народа, зависят от социально-экономического развития государства, опираются на религиозные и нравственно-этичес­кие представления о человеке и человеческих ценностях.

Если говорить о социальной педагогике как области практи­ческой деятельности, то необходимо четко разграничивать^со­циально-педагогическую деятельность как официально при­знанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и как конкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных граждан по оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.

Социально-педагогической деятельности как профессии, ко­торая предполагает специальную подготовку людей, способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социаль­ной, педагогической и морально-психологической поддержке детям, до недавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельности общества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в России глубокие историчес­кие корни.


Надо сказать, что на протяжении всего развития человечес­кой цивилизации любое общество так или иначе сталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут са­мостоятельно обеспечить свое полноценное существование: де­тям, старикам, больным, имеющим отклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к таким лю­дям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития было различным — от физического уничтожения сла­бых и неполноценных людей до полной интеграции их в обще­ство, что определялось характерной для данного общества ак­сиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчи­вых предпочитаемых, значимых, имеющих ценность для чле­нов общества представлений. Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловлена идеологическими, социаль­но-экономическими, нравственными воззрениями общества.

История русского народа показывает, что в его культуре еще в период родоплеменных отношений стали закладываться тра­диции гуманного, сострадательного отношения к немощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее без­защитным и уязвимым среди них. С принятием на Руси хрис­тианства эти традиции получили свое закрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которые существо­вали на всех этапах развития российского общества и государ­ства.

Несмотря на то, что слова «благотворительность» и «милосер­дие», на первый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами. Милосердие — это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определе­нию В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добро всяко­му»1. Русская православная церковь с самого своего основания провозгласила милосердие как один из важнейших путей ис­полнения основной христианской заповеди «возлюби ближне­го как себя самого». Причем милосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовь к Богу, дол­жно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии к страждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обще­стве практическое исполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подавать милостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявления милосердия, наиболее значимая из которых — благотворитель­ность.

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. — М., 1956. Т. 2. - С. 327.



Благотворительность подразумевает оказание частными ли­цами или организациями безвозмездной и, как правило, регу­лярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как прояв­ление милосердного отношения к ближнему, благотворитель­ность стала сегодня одной из важнейших составляющих обще­ственной жизни практически каждого современного государ­ства, имеющей свою юридическую базу и различные организа­ционные формы. Однако в каждой стране развитие благотвори­тельности имеет свои исторические особенности.

Этапы развития благотворительности в России

Многие исследователи выделяют несколько этапов развития благотворительности в России.

/ этап1Х-ХУ1 вв. В этот период благотворительность на­чиналась с деятельности отдельных лиц и церкви и не включа­лась в обязанности государства.

Добрыми делами, милосердным отношением к нуждающим­ся прославился великий князь Владимир, которого в народе называли «Красное солнышко». Будучи от природы человеком широкой души, он призывал и других заботиться о ближнем, быть милосердным и терпеливым, совершать добрые дела. Вла­димир положил начало и осуществил ряд мероприятий по при­общению россиян к просвещению и культуре. Он учредил учи­лища для обучения детей знатных, среднего состояния и убо­гих, видя в образовании детей одно из главных условий разви­тия государства и духовного становления общества.

Князь Ярослав Владимирович, принявший престол в 1016г., учредил сиротское училище, в котором обучал на своем ижди­вении 300 юношей.

В тяжелый период междоусобиц и войн, когда появилось ог­ромное количество людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, именно церковь взяла на себя эту благород­ную миссию. Она вдохновляла русский народ на борьбу за на­циональное возрождение и имела исключительно важное зна­чение для сохранения в народе присущей ему духовности, веры в добро, не давала ему озлобиться и утратить нравственные ори­ентиры и ценности. Церковь создала систему монастырей, где находили приют нищие и страждущие, обездоленные, сломлен­ные физически и морально. В отличие от западной церкви, ко­торая видела свою основную благотворительную задачу в том, чтобы призреть нищих и немощных, т. е. дать им приют и про-


 

питание, русская церковь взяла на себя выполнение трех важ­нейших функций: обучения, лечения, призрения.

В России среди монастырей и крупных храмов не было таких, которые не содержали бы больницы, богадельни или приюты. Среди священников мы находим немало ярких примеров, ког­да их жизнь и деяния посвящались помощи людям. Так, вызы­вают глубокое уважение и восхищение Преподобный Серафим Саровский, Старец Амвросий, что служил людям верой и прав­дою в Оптиной пустыни, Сергий Радонежский и многие другие. Они учили словом и делом соблюдать нравственные заповеди, вырабатывать достойные образцы поведения, относиться ува­жительно к людям, заботиться о детях, совершать акты мило­сердия и любви к ближнему.

Но традиции благотворительности в русском народе не огра­ничивались деятельностью церкви и отдельных князей. Про­стые люди часто оказывали поддержку друг другу, и в первую очередь — детям. Дело в том, что в этот период дети не осозна­вались государством и церковью как ценность для общества. Епископы домонгольского периода, по свидетельствам истори­ков, не ознаменовали себя ничем в деле оказания помощи де­тям, особенно брошенным матерями, тогда как народ не оста­вался безучастным к судьбам сирот.

Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться о ребенке всей родовой общиной преобразовалась в заботу о брошенных детях при скудельницах. Скудельница — это общая могила, в которой хоронили людей, умерших во вре­мя эпидемий, замерзших зимой и т. п. При скудельницах соору­жались сторожки, куда привозились брошенные дети. Занима­лись их призрением и воспитанием скудельники — старцы и старухи, которые специально подбирались и выполняли роль сторожа и воспитателя.

Содержались сироты в скудельницах за счет подаяний насе­ления окрестных сел и деревень. Люди приносили одежду, обувь, продукты питания, игрушки. Именно тогда сложились такие пословицы, как «С миру — по нитке, а бедному сироте — сорочка», «Живой — не без места, а мертвый — не без могилы». В скудельницах покрывались народным милосердием и несча­стная смерть, и несчастное рождение.

При всей своей примитивности дома для убогих детей яв­лялись выражением народной заботы о сиротах, проявлени­ем человеческого долга перед детьми. Скудельники следили за их физическим развитием, с помощью сказок передавали им нравственные правила человеческого общежития, а кол-


лективные отношения сглаживали остроту детских пережи­ваний.

К началу XVI в., наряду с личным участием любого человека в благотворительной деятельности, в деле оказания помощи нуждающимся наметилась новая тенденция, связанная с бла­готворительной деятельностью государства. В частности, на Стоглавом Соборе в 1551 г. Иван Васильевич Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи — убогих и нищих, строить специаль­ные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

// этапс начала XVII в. до реформы 1861 г. В этот пери­од происходит зарождение государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю при­зрения детства на Руси связывают с именем царя Федора Алек­сеевича, а точнее — с его указом (1682 г.), в котором говорилось о необходимости обучения детей грамоте и ремеслам.

Но более всего истории известно имя великого реформатора — Петра I, который в свое правление создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нужда­ющихся, ввел превентивные меры борьбы с социальными поро­ками, урегулировал частную благотворительность, закрепил законодательно свои нововведения.

Впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для «за­зорных младенцев», куда было приказано брать незаконнорож­денных с соблюдением анонимности происхождения, а за «по-губление зазорных младенцев» неминуема была смертная казнь. Младенцы обеспечивались государством, и в казне были предусмотрены средства на содержание детей и обслуживаю­щих их людей. Когда дети подрастали, их отдавали в богадель­ни на пропитание или приемным родителям, детей старше 10 лет — в матросы, подкидышей или незаконнорожденных — в художественные училища.

Екатерина Великая реализовала замысел Петра I строитель­ством вначале в Москве (1763 г.), а потом в Петербурге (1772г.) императорских воспитательных домов для «зазорных младен­цев».

Благотворительная деятельность Российского императорско­го двора, прежде всего его женской половины, приобретает в этот период форму устойчивой традиции. Так, Мария Федоров­на, жена Павла I и первый министр благотворительности, про­являла большую заботу о сиротах. В 1797 г. она пишет импера-


тору доклад о работе воспитательных домов и приютов, в кото­ром, в частности, предлагается «...отдавать младенцев (сирот) на воспитание в государевы деревни к крестьянам «доброго поведения». Но только когда малыши в воспитательных домах окрепнут, а главное — после оспопривития. Мальчики могут жить в приемных семьях до 18 лет, девочки — до 15». Как пра­вило, эти дети вступали в брак в деревне, а их будущее управ­лялось органами общественного призрения. Так было положе­но начало системе воспитания сирот в семьях, а чтобы воспита­тели были «искусны и умелы», Мария Федоровна на собствен­ные средства открывала педагогические классы при воспита­тельных домах и пепиньерские (пепиньерка — девушка, окон­чившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) классы — в женских гимна­зиях и институтах, которые готовили учительниц и гувернан­ток. Ею же в 1798 г. было основано Попечительство о глухоне­мых детях.

В этот же период начинают создаваться общественные орга­низации, самостоятельно выбирающие объект помощи и рабо­тающие в той социальной нише, которую государство не охва­тывало своим вниманием. Так, при Екатерине II (середина XVIII в.) в Москве открывается государственно-филантропи­ческое «Воспитательное общество». В 1842 г., также в Моск­ве, создается опекунский совет детских приютов, который воз­главляет княгиня Н. С. Трубецкая. Первоначально деятель­ность совета была сосредоточена на организации свободного времени бедных детей, остающихся в дневное время без при­смотра родителей. Позднее при совете стали открываться от­деления для сирот, а в 1895 г. — больница для детей московс­ких бедняков.

Александр I обращает свое внимание на детей с нарушением зрения. По его приказу в Петербург был приглашен знаменитый французский учитель Валентин Гаюи, который разработал ори­гинальную методику обучения слепых детей. С этого времени начинают строиться учреждения для этой категории детей, а в 1807 г. открывается первый институт слепых, где обучалось лишь 15 слепых детей (рассчитывали принять 25), так как уже в то время был живуч тезис «в России слепых нет».

В этот период в России начинает развиваться определенная социальная политика и законодательство, складывается систе­ма призрения людей, и в частности — детей, нуждающихся в помощи. Церковь постепенно отходит от дел призрения, выпол­няя другие функции, а государство создает специальные инсти-


туты, которые начинают осуществлять государственную поли­тику в деле оказания социальной поддержки и защиты.

III этапс 60-х гг. XIX в. до начала XX в, В этот период времени наблюдается переход от государственной благотвори­тельной деятельности к частной благотворительности. Зарож­даются общественные филантропические организации. Одна из них — «Императорское человеколюбивое общество», в котором были сосредоточены денежные благотворительные пожертвова­ния частных лиц, включая и особ императорской фамилии.

Как и в Западной Европе, в России постепенно формирова­лась сеть благотворительных учреждений и заведений, налажи­вались и совершенствовались механизмы благотворительной помощи, которой охватывался все более широкий круг детей с разными социальными проблемами: болезнь или дефект разви­тия, сиротство, бродяжничество, беспризорность, проституция, алкоголизм и т. д.

Общественные филантропические деяния распространились и на детей с физическими недостатками. Были организованы приюты для глухонемых, слепых детей, детей-инвалидов, где их образовывали и обучали различным ремеслам в соответствии с их недугом.

Попечительство о глухонемых детях, основанное еще импе­ратрицей Марией Федоровной, содержало за счет своих средств школы, учебные мастерские, приюты и убежища для детей, выдавало пособия семьям, имеющим глухонемых иждивенцев. Бедным воспитанникам выдавалось казенное обеспечение.

Не менее значительным было Попечительство Марии Алек­сандровны о слепых детях. Основным источником дохода По­печительства был кружечный сбор — материальное пожертво­вание всех церквей и монастырей, которое собиралось на пятой неделе после Пасхи. В училища принимались дети от 7 до 11 лет на полное казенное содержание в случае крайней нужды.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Уже в 1893 г. в рамках этого общества появилось отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими.

В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для калек и парализо­ванных детей. В конце XIX в. становится необходимым откры­тие приютов для детей-идиотов и эпилептиков, которые также требуют специального ухода и заботы. Такую благородную мис­сию взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолет- 14


него возраста и идиотов, которое открыло приют для детей-иди­отов в Петербурге. Там же врач-психотерапевт И. В. Маляревс-кий открывает врачебно-воспитательное заведение для умствен­но отсталых детей, преследуя цель содействовать детям с пробле­мами психического здоровья в обучении их честной трудовой жизни.

Таким образом, система общественно-государственного при­зрения детей в России в конце XIX века представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений, деятельность которых значительно опередила становление про­фессиональной социальной работы и социальной педагогики в Европе.

В этот период благотворительность принимает светский ха­рактер. Личное участие в ней воспринимается обществом как морально-нравственный поступок. Благотворительность связы­вается с благородством души и считается неотъемлемым делом каждого.

Примечательной чертой этого периода является зарождение профессиональной помощи и появление профессиональных спе­циалистов. Начинают организовываться различные курсы, став­шие началом профессионального обучения кадров для соци­альных служб. «Социальная школ а» была образована на юриди­ческом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения» (октябрь 1911 г.). В этом же году был сделан первый набор студентов по специальности «общественноепризрение». В1910и1914гг. со­стоялись первый и второй съезды деятелей социальной сферы.

Одним из важнейших направлений деятельности ученых и практиков в этот период было оказание помощи и построение системы воспитательно-исправительных учреждений, куда попадали нищие и беспризорные дети.

В Москве при Городской думе действовал Благотворительный совет и образованная им специальная Детская комиссия, кото­рая осуществляла статистический сбор данных о детях, исклю­ченных из школы или выгнанных из приютов за дурное пове­дение; контролировала условия содержания малолетних пре­ступников; содействовала в открытии детских приютов.

Вопросам исправления малолетних преступников путем пси­хического воздействия на почве любви к ближнему были посвя­щены съезды представителей русских исправительных заведе­ний для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов).

В России широкие масштабы принимала просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам. Чи-


 

тались лекции, проводились беседы по вопросам деятельного участия каждого гражданина в судьбе ребенка, совершившего правонарушение. Открывались благотворительные общества, которые на собственные деньги создавали учреждения для ока­зания помощи детям, вставшим на путь преступления.

В начале XX в. в России успешно развивалась система раз­личных социальных служб. В 1902 г. действовало 11400 благо­творительных учреждений, 19108 попечительских советов. Только в Петербурге их приход составил 7200 рублей, по тем временам сумма огромная. Деньги шли на создание учебно-вос­питательных учреждений, содержание домов для бедных детей, ночных приютов для бродяжек, народных столовых, амбулато­рий и больниц. В обществе сохранялось и укреплялось устойчи­вое положительное отношение к благотворительности.

IV этап — с 1917 г. до середины 80-х гг. XX в. Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала Ок­тябрьская революция 1917г. Большевики осудили благотвори­тельность как буржуазный пережиток, а поэтому любая благо­творительная деятельность была запрещена. Ликвидация ча­стной собственности закрыла возможные источники частной благотворительности. Отделение церкви от государства и фак­тически ее репрессирование закрыло путь церковной благотво­рительности.

Уничтожив благотворительность, которая являлась реальной формой помощи нуждающимся детям, государство взяло на себя заботу о социально обездоленных, число которых в резуль­тате острейших социальных катаклизмов (первой мировой вой­ны, нескольких революций, гражданской войны) резко возрос­ло. Сиротство, беспризорность, правонарушения среди подро­стков, проституция несовершеннолетних — острейшие соци­альные и педагогические проблемы того периода, которые тре­бовали своего решения.

Советская Россия поставила задачу борьбы с детской беспри­зорностью и ее причинами. Этими вопросами занимались так называемые соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по со­циально-правовой охране несовершеннолетних, в вузах Моск­вы и Ленинграда была начата подготовка специалистов для системы социального воспитания.

В этот период активно начала развиваться педология, кото­рая ставила перед собой задачу на основе синтезированных зна­ний о ребенке и среде обеспечить наиболее успешное его воспи­тание: помочь детям учиться, предохраняя детскую психику от


перегрузок, безболезненно овладевать социальными и профес­сиональными ролями и т. д.

На 20-е гг. пришлось появление целой плеяды талантливых педагогов и психологов — как ученых, так и практиков, в чис­ле которых А. С. Макаренко, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский и многие другие. Их научные труды, впечат­ляющие достижения в практической работе по социальной ре­абилитации «трудных» детей и подростков (Первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.) получили заслуженное международное признание.

Однако система социального воспитания и педология раз­вивались недолго, фактически они прекратили свое суще­ствование после печально известного постановления 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». Педологии была инкриминирована роль «антиленинской те­ории отмирания школы», будто бы растворяющей последнюю в среде. Многие представители этой теории были репрессиро­ваны, а социальное воспитание и понятие среды дискредити­рованы и изъяты из профессионального сознания педагогов на долгие годы.

С 30-х годов, названных в нашей истории «великим перело­мом», опустился «железный занавес», надолго отделивший советских ученых и практиков от зарубежных коллег. В сло­жившемся тоталитарном государстве произошла подмена обще­человеческих ценностей на классовые. Провозглашение утопи­ческой идеи построения самого совершенного и справедливого общества, ликвидации всех пережитков прошлого, в том числе и социальных бед, сделало закрытой тему социальных проблем и систему социальной помощи нуждающимся детям.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отече­ственной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей. «Теперь, когда тысячи советских детей лишились род­ных и остались без крова, — писала газета «Правда», — их нуж­ды должны быть приравнены к нуждам фронта». Изменяется отношение общественности к социально обездоленным детям — к ним стали относиться как к жертвам войны. Государство пы­тается решить их проблемы путем создания школ-интернатов для эвакуированных детей, расширения сети детских домов для детей воинов и партизан. Но наряду с этим фактически возрож­дается благотворительность (хотя это слово и не употребляется), которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, в перечислении солдатами и офицерами денег для детей, в пере­даче личных сбережений населения на их нужды.

 

 

 

 


В 60-70 гг. в педагогической науке и практике наметился яв­ный поворот в сторону социальной педагогики, создания и раз­вития ее организационных форм и институтов, возобновления теоретических исследований в области педагогики среды, свя­занных с разработкой системного подхода в обучении и воспи­тании.

Введение профессии «социальный педагог» в России

Глубокие социальные потрясения, происходящие в нашем обществе в последние годы, кризисное состояние экономики, культуры, образования катастрофически ухудшают условия жизни и воспитания детей. Как результат этого растет преступ­ность среди подростков и молодежи, увеличивается количество беспризорных и безнадзорных детей, становятся социальной проблемой детский алкоголизм, детская проституция, детская наркомания, возрастает число детей, имеющих отклонения в физическом и психическом развитии, и т. д.

В условиях реформирования общества изменяется и соци­альная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как право­преемника СССР с 15 сентября 1990 г. В статье 7 новой Консти­туции России записано, что в Российской Федерации «обеспе­чивается государственная поддержка семьи, материнства, от­цовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии со­циальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.

В начале 90-х годов были приняты и начали реализовывать­ся три большие социальные программы: «Социально-психоло­гическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалия­ми развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи»; тогда же были разработа­ны и по настоящее время действуют такие государственные со­циальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.

Вопросами социальной защиты и поддержки детства в насто­ящее время занимаются различные министерства и ведомства:


Министерство общего и профессионального образования; Мини­стерство труда и социального развития; Министерство здраво­охранения; Министерство юстиции.

Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реаби­литации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефо­ны доверия и многие другие службы, оказывающие соци­альную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.

Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных органи­зациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд «Белый журавлик» и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь де­тям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют про­фессиональные ассоциации социальных педагогов и соци­альных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.

В 1991 г. в России был официально введен институт социаль­ной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагоги­ка», разработана квалификационная характеристика социаль­ного педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практи­чески были заложены основы новой профессии.

Понятие «социальный педагог» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику.

Официальное открытие нового социального института дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований как в сфере деятельности новых кадров, так и в их подготовке. Последние годы характе­ризуются тем, что после 70-летнего перерыва Россия возвраща­ется в мировое образовательное пространство. Изучается зару­бежный опыт, издается переводная литература, происходит активный обмен специалистами.

Мы с Вами стоим у истоков нового периода — периода профес­сиональной социально-педагогической деятельности. Он толь- 19


 


ко начинается, но начинается не с нуля. Человечество накопи­ло огромный опыт работы с детьми, требующими особой защи­ты и заботы, оно владеет методами и методиками разрешения возникающих у них проблем, создает новые технологии. Да и развитие самой российской культуры давно подготовило почву для этой профессии в различных сферах социальной деятельно­сти.

Социальная педагогика в современных условиях политичес­ких, социальных, экономических преобразований страны, вхождения России в мировое сообщество, принятия Россией Конвенции о правах ребенка становится символом изменений, нацеленных на создание эффективной системы помощи, защи­ты и поддержки детства.

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы культурно-исторические традиции благотворительности и
милосердия в России?

2. Какие основные направления и формы социальной помощи детству
существовали в Древнерусском государстве в IX — XVI вв.?

3. Как формировалась система государственного призрения детства в
России в период с XVII в. до первой половины XIX в.?

4. Расскажите о становлении системы общественного призрения дет­
ства в России: ее достоинства и недостатки.

5. Раскройте содержание работы с детьми в социальной сфере в сове­
тский период.

6. Какова сущность современных подходов к развитию государствен­
ных и негосударственных структур социальной помощи детству в России?

Литература

1. Александровский Ю.А. Познай и преодолей себя: Наедине со всеми.
-М., 1992.

2. Антология педагогической мысли Древней Руси и русского государ­
ства XIV-XVII вв. — М., 1985.

3. Антология социальной работы. Т. 1. История социальной помощи в России / Сост. М.В.Фирсов. — М., 1994.

4. Бадя Л. В. Благотворительность и меценатство в России: Крат, истор.
очерк. — М., 1993.

5. Благотворительные организации социальной направленности. -
М., 1998.

6. Егошина В. Н., Ефимова Н. В. Из истории призрения и социального
обеспечения детей в России. — М., 1993.

7. Ключевский В. О. Собр. соч.: В 9 т. Т. 1. Курс русской истории. 4.1.
— М., 1987.


 

8. Нещеретный П. И. Исторические корни и традиции развития бла­
готворительности в России. — М., 1993.

9. Российская энциклопедия социальной работы: В 2 т. / Под ред. А. М.
Панова, Е. И. Холостовой. — М., 1997.

Date: 2015-09-02; view: 320; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию