Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Советское языкознание 4 page
Важным для советского языкознания является изучение взглядов Ленина на язык, а также исследование влияния ленинского учения на формирование советского языкознания. Этому кругу вопросов посвящены материалы сборника «Ленинизм и теоретические проблемы языкознания» (1970). В книге с марксистско-ленинских позиций освещаются основные методологические проблемы современного языкознания: система и структура языка, его категории и функции, отношения между содержанием и формой. Только марксистско-ленинская теория познания позволяет правильно понять такие существенные стороны языка, как лингвистическая абстракция, языковой знак и др. За последнее время появились также капитальные труды советских языковедов по таким кардинальным вопросам, как изучение соотно- шения языка и мышления, общая теория грамматики. Так, в книге В. 3. Панфилова «Взаимоотношение языка и мышления» (1971) исследуется становление и развитие мышления и языка в связи с трудовой деятельностью. Автор детально анализирует ряд основных проблем грамматики и логики, в частности, соотношение логических форм мышления и грамматического строя, логико-грамматического и синтаксического членения предложения в языках разных типов. Об установлении основных единиц языка и мышления, выявлении их свойств, функций, структуры и разновидностей говорится в книге П. В. Чес-нокова «Основные единицы языка и мышления» (1966). Этому же кругу проблем посвящены монографии, выпускаемые Научным советом по теории советского языкознания: «Грамматика и логика» В. 3. Панфилова, «Содержание слова, значение и обозначение» (1965) С. Д. Кац-нельсона, «Структура предложения» (1963) И. И. Мещанинова. Крупным достижением советских языковедов явился выпуск капитального исследования «Языки народов СССР» (1966—1968), авторы которого поставили своей целью подвести основные итоги изучения многочисленных языков народов СССР (дано синхронное описание состояния 127 языков) и показать основные достижения в их развитии за годы Советской власти. Особенностью современного языкознания является изучение проблем языка в связи с другими науками. Одной из них является семиотика (от греч. ae\xelov — «знак», «признак») — наука о знаковых системах в природе и обществе. Проблема особенностей функционирования языка в различных социально-исторических условиях изучается в советском языкознании социолингвистикой [«социальная лингвистика в узком смысле рассматривает два взаимосвязанных круга проблем: 1) социальную дифференциацию языка классового общества на определенной ступени его исторического развития (у данного общественного коллектива в данную историческую эпоху); 2) процесс социального развития языка, его ис^торию'как явления социального (социально-дифференцированного)»1]. Советская социолингвистика всегда рассматривала вопросы языка на основе ленинских принципов языковой политики. Строительство социализма в нашей стране поставило перед языковедами первостепенную задачу создания и дальнейшего развития национальных литературных языков больших и малых народов нашей страны, изучения взаимодействия национальных языков с русским литературным языком. Этому вопросу посвящены книги «Закономерности развития и взаимодействия языков в советском обществе» (1966) Ю. Д. Дешериева, «Развитие языков социалистических наций СССР» (1969) и «Ленинская теория национально-языкового строительства в социалистическом обществе» (1972) И. К- Белодеда и др. Кроме того, перед социолингвистикой стоят задачи общетеоретического характера: «Разработка общетеоретических проблем социолингвистики — исследование природы
1 Л е н и н В. И. Поли. собр. соч. Изд. 5, т. 25, с. 71—72. 'Жирмунский В. М. Марксизм и социальная лингвистика.— В кн.: Вопросы социальной лингвистики. Л., 1969, с. 14.
языка как социального явления, его места и роли в общественном развитии; методология и методы социолингвистических исследований; выяснение роли разных социальных факторов в функционировании и развитии языка; социальная дифференциация языка; проблема развития общественных функций языка; изучение взаимоотношения между функциональным и внутриструктурным развитием языка; язык и наука; язык и культура и др.»1. Исследование смежных проблем языкознания и психологии привело к становлению психолингвистики — науки, предметом которой являются отношения между системой языка и языковой способностью. По мнению советского ученого А. А. Леонтьева, рассматривающего эти проблемы в своей книге «Психолингвистика» (1967), психология выступает в настоящее время как теория деятельности, а психолингвистика может рассматриваться как теория речевой деятельности, которая стремится дать полную модель речевого процесса. Проблемам психолингвистики посвящена книга «Теория речевой деятельности» (1968). Ее авторы рассматривают психолингвнстические особенности грамматического строя языков, а также некоторые психолингвистические вопросы семантики (преимущественно методы экспериментального изучения значения слов). Часть материалов книги посвящена проблемам и фактам нейролингвистики — науки, изучающей влияние патологических состояний мозга на речевые процессы. Исследование патологии речи имеет большое значение для понимания механизма языковых процессов, ибо, как говорил И. П. Павлов, патологическое часто открывает нам то, что заслонено в физиологической норме. Известный советский психолог А. Р. Лурия считает, что нейролингвистический анализ позволит дать новую классификацию логико-грамматических структур. Появление в советской лингвистике новых отраслей языкознания на стыке с другими науками свидетельствует о стремлении советских языковедов с позиций диалектического материализма подойти к всестороннему анализу такого сложного и многообразного явления, каким является язык. Теоретические и методологические основы советского языкознания сделали его особым направлением в мировой науке о языке и определили своеобразие его содержания. Поэтому всякое сопоставление советского языкознания с другими направлениями мировой лингвистической мысли не может производиться без учета различия и принципиальных и методологических основ лингвистического исследования, а также истории языкознания в СССР за последние 50 лет. В нашей стране развитие лингвистической мысли тесно связано с историей многонационального советского общества. 1 Дешериев Ю. Д. Проблемы функционального развития языков и задачи социолингвистики.— В кн.: Язык и общество. М., 1968, с. 81. Аарус Я. 17 Абаев В. И. 274, 290, 293 Аванесов Р. И. 283, 290 Августин 10, 13 Аделунг И. 19 Аделунг Ф. П. 31 Аксаков К. С. 293 Александров И. А. 150 Амара 7 Анастасиев А. Н. 150 Аппель К. Ю. 127, 128 Аристарх Самофракийский 11, 13 Аристотель 9, 10, 12, 13, 21 Аристофан Византийский 13 Арно А. 20 Асколи Г..110, 125 Ахвледиани Г. С. 283 Балли Ш. 179, 198, 233 Баранников А. П. 5, 6, 283 Беккср К. 62 Белинский В. Г. 64, 66, 72, 73 Белич А. И. 129 Белодед II. К. 297 Бенвенист Э. 195, 197, 209, 232 Бернекер Э. 129 Бернштейн С. И. 283 Бётлингк О. 5 Бехтель Ф. 109 .Бецценбергср к. 109,'113, 119, 143 'Блох Б. 253, 254, 265 Блумфилд Л. 248—254, 256, 258, 265 Боас Ф. 248—250 Богдан И. 129 Богородицкий В. А. 65, НО, 150, 169— 171, 174—176, 196, 231 Бодуэн де Куртенэ И. А. 34, 53, 61, 68, ПО, 125, 126, 128, 150-159, 161—169, 172, 173, 176—178, 181 — 183, 195—197, 200, 216—218, 226, 230, 231, 248, 254, 278, 281, 282, 293, 294 Бопп'ф. 15, 35, 36, 38, 41, 42, 64, 106, 109, 169, 181 Бреаль М. ПО, 129, 183 Бредсдорф Я. 38, 117 Брёндаль В. 233, 235, 246 Брок О. 129 Брос Ш. де 22 Бругман К. 109, ПО, 112, 114, 115, 118-120, 126, 142 Брюкнер А. 140, 142 Брюно Ф. 198, 211 Буайе П. 129 Бубрих Д. В. 278, 279 Будагов Р. А. 185 Будде Е. Ф. 129 Будилович А. С. 97 Булаховский Л. А. 98, 290 Булич С. К. 33 Буслаев Ф. И. 34, 64, 66—69, 73, 79, 129, 293 Бхартхари 6 Бэкон Ф. 24 Вандриес Ж. 198, 211 Вараручи Катьяяпа 6 Варрон Марк Теренций 11, 13, 14 Вахек Й. 215, 216, 220 Вейсгербер Л. 49 Всрнер К- ПО, 116, 117 Виноградов В. В. 95, 97, 139, 196, 284, 288—290 Востоков А. X. 35, 40, 73 Габеленц X. 195 Габелип К. де 21 Гавранек Б. 215, 218, 219 Гайм Р. 44 Гаррис Д. 21, 48 Гегель Г. 46, 47, 100—102 Гейне Г. 43 Герави аль 15 Гераклит Эфесский 10 Гербарт И. 121 Гердер И. 21, 23, 24, 47 Глисон Г. 258, 259 Годель Р. 179 Горалек К. 218 Готьо Р. 209 - Граммон М. 198, 211 Граур А. 293 Грек М. 17 Греч Н. И. 216 Гримм Я. 18, 36—40, 56, 66, 74, 109 116, 199 Гумбольдт А. 43 Гумбольдт В. 21, 24, 31, 32, 37 43-63 66,74,77—79,85, 90, ПО 154. 1Гч< 183, 195, 199, 230, 240 Гуссерль Э. 235 Даль В. И. 64, 69-71 Данте А. 16, 17 Дарвин Ч. 103, 104 Дегтерева Т. А. 203, 247, 281, 293 Декарт Р. 20, 25 Дельбрюк Б. 44, 109, ПО, 113, 115— 117, 119, 120 Демокрит 9, 10, 199 Десницкая А. В. 108, 285 Дешериев Ю. Д. 297, 298 Джаухари аль 15 Джонс У. 19 Дидро Д. 21-23 Диоген 8 Диодор Сицилийский 9, 199 Дионисий Фракийский 13, 14 Дискол Аполлоний 13 Добролюбов Н. А. 64, 73, 74 Доза А. 198, 211 Донат Элий 14, 16 Дурново Н. Н. 144 Дюркгейм Э. 179, 180, 206—208 Ельмслев Л. 34, 192, 198, 233, 234, 236—248, 264—266, 294 Есперсен О. 151 Жирмунский В. М. 280, 290, 297 Звегинцев В. А. 246 Зизаний Л. 18 Зиндер Л. Р. 283 Иванов А. М. 280 Истрин В. М. 129 Кант И. 43, 45, 46, 51, 61 Карнап Р. 233, 251 Карцевский С. О. 215 Кате Л. 18 Кацнельсон С. Д. 121, 124, 142, 295, 297 Кашгари М. аль 15 Керду 19 Коллиндер Б. 176 Коллитц Г. 109, 119 Колосов М. А. 34 Конт О. 179, 206, 208 Коржинек Й. 215, 217 Корш Ф. Е. 129 Коэн М. 209, 211, 293 Кратес Малосский 11 Крачковский И. Ю. 279 Крушевский Н. В. 150, 153, 155, 156, д 159—164, 169, 173, 174, 178, 181 — 183, 196, 293 Кузнецов П. С. 283, 290 Кукуранов Н. С. 150 Курилович Е. 197, 209, 285 Курциус Г. 110, 115, 119, 127, 129, 178 Лансло К. 20 Ларин Б. А. 280 Лафарг П. 200, 203—203 Лебедев Г. С. 31 Лейбниц Г. 23, 25, 26 Ленин В. И. 3, 4, 9, 10, 16, 45, 71, 74, 86, 132,203, 234, 267—270, 291, 294, 296 Леонтьев А. А. 298 Лескин А. 109, 115, 128, 129, 143, 178 Лиз Р. 255 Литтре Э. 206 Литуанус М. 18 Локк Д. 25, 26 Ломоносов М. В. 18, 26—31, 73 Лукреций 9 Лурия А. Р. 298 Ляпунов Б. М. 66, 76, 129, 130, 144, Макаев Э. А. 285 Максимов Ф. 18 Мальцев М. Д. 281 Маркс К. 16, 17, 24, 72, 202, 205, 206, 267, 270, 271, 290, 291 Марр Н. Я. 271—276, 284 Мартине А. 248, 263 Марузо Ж. 211 Матезиус В. 215, 216, 221, 227, 228, 231 Мачавариани М. В. 26 Мейе А. 151, 168, 197, 198, 208—213 Менаж 19 Мещанинов И. И. 274—276, 284, 294, 295, 297 Миккола И. 129 Мукаржовский Я. 215 Найда Ю. 254, 258 Неринг А. 247 Новак Л. 215 Обнорский С. П. 66 Овсянико-Куликовский Д. Н. 76, 94 Орнатовский И. 21, 32 Остхоф Г. 109, 110, 112, 114, 115, 118, 119 Павлов И. П. 214, 298 Пайк К. 254 Паллас П. С. 19 Панини 5—7 Панфилов В. 3. 297 Пауль Г. 109—118, 120—124, 127, 133, 151, 158, 165, 197, 200 Педерсен X. 129 Петерсон М. Н. 130, 144, 279 Пешковский А. М. 137, 294 Писарев Д. И. 64 Платон 10—12 Покровский М. М. 129, 130, 144, 147 — 149, 220 Поливанов Е. Д. 152, 196, 278, 283. 284 Поржезинский В. К. 129, 134, 135, 137, 139, 144, 220 Поспелов Н. С. 289 Потебня А. А. 34, 61—63, 68, 76— 98, 123, 146, 183, 216, 293, 294 Присциан 14, 16 Пушкин А. С. 30, 288 Радищев А. Н. 26—28 Раме (Рамус) П. 17 Рамишвили Г. В. 48, 63 Раек Р. 37—40, 116 Рассел Б. 233 Ревзин И. И. 292 Реформатский А. А. 16, 250, 283, 290 Рижский И. С. 21, 31, »"> Рикардо Д. 180 Руссо Ж.-Ж. 21, 22 Рухиг Ф. 18 Саганы 15 Сассетти 18 Сепир Э. 49, 248—250, 254 Серебренников Б. А. 285, 290, 296 Сеше А. 179, 198 Сибавейх 15 Скалигер Ж. 18 Скаличка В. 215, 217, 218, 228, 229, 231, 242 Спюсарева Н. А. 180, 181 Смирницкий А. И. 286—288 Смит А. 180 Смит Г. 254 Смотрицкий М. Г. 18 Соболевский А. И. 34. Солнцев В. М. 192 Сольмсен Ф. 129 Соммерфельт А. 177, 209 Соссюр Ф. де 34, 119, 120, 144, 151, 154, 162, 177-198,209,216,217, 233— 235, 241, 243, 244, 251, 264, 286, 291, 293, 294 Срезневский И. И. 34, 64, 65, 73, 151 Сюв П. 18 Тард Г. 179, 180, 206, 207 Тимковский И. Ф. 33 Томсен В. 8, 14, 38, 39, ПО Томсон А. И. 129 Торнбьёрссон Т. 129 Трейгер Дж. 253, 254, 265 Трнка Б. 215 Трост П. 218 Трубецкой Н. С. 198, 215, 217, 220— 226, 232, 233, 242 Уайтхед А. 233 Уитней У. ПО, 181, 183 Ульдалль X. 233, 235—237 Ульянов Г. К. 144 Уорф Б. 49, 250 Уотсон Дж. 252 Усов Н. 209 Ушаков Д. Н. 129, 294 Уэллз Р. 258 Фарахиди X. аль 15 Фасмер М. 129, 150 Фатер И. 19 Фейербах Л. 86, 108 Феррари 19 Фик А. 109, 119 Филин Ф. П. 66, 281, 285, 290, 295 Фирузабади аль 15 Фихте И. 45, 46, 61 Фортунатов Ф. Ф. ПО, 117, 128—145, 147, 149, 200, 216, 220, 252, 293,294 Фриз Ч. 254, 256 Ханссен Ф. 143 Харрис 3. 254, 255, 257, 258, 261, 265, 266 Хинтце Ф. 247 Хирт Г. 143 Хоккет Ч. 254, 260 Хомский Н. 255, 261, 265 Хрисипп 11 Чернышевский Н. Г. 45, 61, 62, 64, 65, 67, 74, 75 Чесноков П. В. 297 Шахматов А. А. 34, 66, 129, 144—147, 216, 285, 288, 289, 294 Шеллинг Ф. 43, 45, 46, 61 Шерер 128 Шиллер Ф. 43 Шлегель Ф. 31, 105 Шлейхер А. 7, 37, 99—110, 119, 126, 128, 142, 153, 158, 230 Шмидт И. 107—109, 119 Шор Р. О. 279, 280 Штейнталь Г. 24, 77, 79, 111, 123, 199 Штибер 3. 293 Штирнер М. 202-Шухардт Г. 125, 127, 151 Щепкин В. Н. 220 Щерба Л. В. НО, 126, 152, 181, 196, 208, 209, 211, 281—284, 289, 293 Энгельс Ф. 8, 16, 17, 24, 37, 72, 108, 200—203, 205, 267, 270, 280, 281, 291 Эрвас-и-Пандуро Л. 19 Эрну А. 209 Ягич И. В. 109, 151 Якоб Л. 34, 50 Якобсон Р. О. 215, 218, 229 Яковлев Н. Ф. 278, 279 Якубинский Л. П. 152, 280 Ярцева В. Н. 290 ОГЛАВЛЕНИЕ Введение....................................................................................................................... 3 Глава I. Зарождение науки о языке § 1. Языкознание в Древней Индии........................................................................... 5 § 2. Греко-римское языкознание................................................................................ 8 § 3. Арабское языкознание...................................................................................... 14 Глава 2. Языкознание XIV—XVIII веков § 1. Языкознание в эпоху Возрождения.................................................................... 16 § 2. Первые попыгки установления родства языков и их исторического изу § 3. Всеобщая грамматика Пор-Рояля............................................................................ 20 § 4. Теории происхождения языка-............................................................................ 21 § 5. Философия языка в работах Ф. Бэкона, Р. Декарта, Д. Локка, Г. Лейб § 6. Значение филологических трудов М. В. Ломоносова для развития рус Глава 3. Общее и сравнительно-историческое языкознание начала XIX века § 1. Общее и сравнительно-историческое языкознание в России................................. 31 § 2. Общее и сравнительно-историческое языкознание в Западной Европе.. 35 соответствия). Теория агглютинации Ф. Боппа................................................ 39 Глава 4. Лингвистическая концепция В. Гумбольдта § 1. Жизненный и творческий путь................................................................................... 43 § 2. Философские основы лингвистической концепции.................................................. 44 § 3. Определение сущности языка. Учение о внутренней форме языка.... 48 § 4. Проблема соотношения языка и мышления......................................................... 53 § 5. Учение о происхождении и развитии языка. Морфологическая классифи Ас §6- Антиномии языка................................................................................................. 58 § 7. Критика учения В.Гумбольдта Н. Г. Чернышевскими А. А. Потебней. 61 Г л«а в а 5. Языкознание в России в 30—60-е годы XIX века § 1. Сравнительно-историческая проблематика в трудах И. И. Срезневского. 64 § 2. Общие проблемы языкознания в работах Ф. И. Буслаева....................................... 66 § 3. Значение трудов Ф. И. Буслаева для развития сравнительно-исторического языкознания................................................................................................................ 68 § 4. Лексикографическая деятельность В. И. Даля........................................................ 69 § 5. Русские революционеры-демократы о проблемах языка.................................. 72 Глава 6. Лингвистические взгляды А. А. Потебни § 1. Жизненный и творческий путь............................................................................ 76 § 2. Философские основы лингвистической концепции........................................... 77 S 3. А. А. Потебня о связи языка и мышления................................................................ 79 5 4. Учение о слове.............................................................................................................. £4 ч, 3. Теория грамматической формы................................................................................. 88 § 6. Учение о предложении (теория стадиальности в развитии языка).... S3 § 7. Значение лингвистических работ А. А. Потебни............................................... 97 Глава 7. Лингвистические взгляды А. Шлейхера § 1. Философские основы лингвистической концепции................................................... 99 § 2. «Биологическая» концепция языка..................................................................... 102 § 3. Понятие праязыка и теория родословного дерева............................................. 105 Глава 8. Младограмматическая школа в языкознании § 1. Из истории младограмматической школы............................................................... 109 § 2. Индивидуальный психологизм как основа лингвистической концепции младограмматиков................................................................................................... 110 § 3. Учение о звуковых законах и аналогии как важнейших факторах развития языка.................................................................................................................... 114 § 4. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в трудах младо § 5. Проблемы синтаксиса в учении младограмматиков.......................................... 120 § 6. Проблема изменения значений слов в трактовке Г. Пауля............................... 122 § 7. Критика концепций младограмматиков в работах европейских и русских языковедов (о так называемом «русском младограмматизме»)..................... 125 Глава 9. Лингвистическая концепция Ф. Ф. Фортунатова § 1. Жизненный и творческий путь............................................................................ 129 § 2. Проблема языка и мышления.............................................................................. 130 § 3. Учение о словосочетании..................................................................................... 134 § 4.«Учение о форме слова......................................................................................... 135 § 5. Вопросы сравнительно-исторического языкознания в работах Ф. Ф. Фор § 6. Лингвистические взгляды А. А. Шахматова, Б. М. Ляпунова и М. М. По Глава 10. Казанская лингвистическая школа § 1. Жизненный и творческий путь И. А. Бодуэна де Куртенэ................................ 150 § 2. Философские взгляды И. А. Бодуэна де Куртенэ............................................ 152 § 3. Проблемы языка и речи, статики и динамики языка в работах И. А. Бо § 4. Учение о языке как системе в работах И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского............................................................................................................. 158 § 5. Знаковый характер языка в трактовке И. А. Бодуэна де Куртенэ и Н. В. Крушевского............................................................................................................. ]б2 § 6. Учение И. А. Бодуэна де Куртенэ о фонеме....................................................... 164 § 7. Вопросы морфологической структуры в трудах И. А. Бодуэна де Куртенэ, Н. В. Крушевского и В. А. Богородицкого...v................................................... 168 § 8. Вопросы сравнительно-исторического языкознания и типологии языков в трудах представителей Казанской лингвистической школы.............................. 172 § 9. Значение работ представителей Казанской лингвистической школы для развития языкознания.................................................................................... 176 Глава 11. Лингвистическая теория Ф. де Соссюра § 1. Жизненный и творческий путь..'■........................ >................................................ 178 § 2. Истоки лингвистической концепции................................................................... 179 § 3. Определение языка. Теория языка и речи.......................................................... 183 § 4. Язык как система.................................................................................................. 185 § 5. Учение о лингвистическом знаке............................................................................ 1Ьц §6. Учение о синхронии и диахронии............................................................................. 192 § 7. Внешняя и внутренняя лингвистики...................................................................... 194 § 8. Значение лингвистической концепции Ф. де Соссюра для развития языко Date: 2015-08-24; view: 376; Нарушение авторских прав |