Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конструирование
Одним из видов работ на занятиях по конструированию в дошкольной группе являются работы с бумагой. Дети должны научиться сгибать бумагу, складывать из нее несложные предметы, склеивать, плести коврики. Наиболее простой вид работ из бумаги, не требующий никаких инструментов, – складывание. Оно ценно тем, что способствует развитию пространственных представлений у слепых детей. Путем складывания можно изготовлять различные поделки: коробочки, лодочки, корзиночки, галчонка, шапку и т. д. Они складываются из квадратного листа бумаги. Прежде чем приступить к выполнению поделок из бумаги, необходимо проверить, знают ли дети направления “вверх”, “вниз”, “вправо”, “влево” и т. д. Для этого детям даются задания: согнуть квадрат пополам, взяв за нижние уголки и подводя их к верхним так, чтобы получились прямоугольники, наложить правый нижний угол на левый верхний так, чтобы при сгибе квадрата у детей получались треугольники, и т. д. Для работы сначала берут небольшие листы обыкновенной писчей бумаги, т. к. она легче сгибается. Первой объемной формой, которую дети могут сложить из квадратного листа бумаги, является коробка. Показывая, как складывать коробку, воспитатель кладет перед детьми квадратный лист бумаги и просит их взять правой рукой за правый нижний угол, а левой – за нижний левый, подтянуть нижние углы к верхним и согнуть лист бумаги пополам. Полученный прямоугольник дети складывают снова и развертывают лист бумаги. Развернутый квадрат нужно еще раз сложить таким образом, чтобы сгибы образовали 16 маленьких квадратиков. После этого сверху и снизу листа бумаги нужно надрезать два крайних квадратика до первой, поперечной линии сгиба. На первых занятиях по конструированию воспитатель многие действия выполняет руками ребенка, проговаривая то, что они делают. Таким образом, дети приготовили выкройку для коробки. При этом способе объяснения поделки слепые дети могут легко с ней справиться, так как линии сгиба хорошо прощупываются и являются хорошими ориентирами. Теперь детям нужно показать и рассказать, как сложить коробку из полученной выкройки. Для этого нужно взять разрезанные части листа и наложить их на оставшийся в середине маленький прямоугольник, помазать его клеем и приклеить к надрезанным квадратикам. Надрезанные квадраты с другой стороны листа таким же образом склеиваются. Воспитатель сначала помогает детям проверять правильность работы, в дальнейшем они должны сами справляться с заданием. Первые самостоятельные поделки доставляют детям много радости. Из такой же выкройки дети могут сделать стол, стулья. Для того, чтобы склеить стол, сначала склеивают коробочку, перевертывают ее вверх дном и вырезают с четырех сторон небольшие прямоугольники, оставляя четыре ножки стола. При конструировании стула следует в приготовленной выкройке отрезать семь маленьких квадратиков (4 снизу и 3 сбоку). На оставшейся части выкройки, разделенной на 9 квадратов, нужно сделать надрезы снизу и сверху до первого сгиба. Стул складывается следующим образом: выкройку надо положить так, чтобы надрезы смотрели вверх и вниз. Средний нижний квадратик нужно отогнуть вверх, а левый и правый наложить и наклеить друг на друга. Так мы получим спинку стула. Левый верхний квадратик наложим на правый, а к нему приклеим средний – получится сиденье стула. Теперь остается вырезать ножки стула. Для изготовления домика квадратный лист бумаги делится сгибами на шестнадцать частей, четыре противоположных крайних квадратика с верхней и нижней стороны надрезаются до первого сгиба. Два средних квадратика нижней стороны накладываются друг на друга и склеиваются, образуя крышу дома. Левый и правый приклеиваются к выступающей части крыши, образуя стены. Таким же образом складываются разрезанные части с другой стороны. Сконструированный дом приклеивается на картонную подставку, а на стенах рисуются или наклеиваются окна, на крышу приклеивается труба. Слепые дети очень любят работу с бумагой и картоном, если они получают посильные задания. Дети долго играют своими поделками, бережно относятся к ним. Приведем пример занятия по складыванию шапки-треуголки. Тема занятия. Складывание шапки-треуголки. Цель занятия. Овладение последовательностью складывания шапки-треуголки.
Ход занятия Воспитатель. Дети, на улице стало жарко, светит солнце. На прогулку можно выходить только в легких шапочках. Вот мы и займемся с вами изготовлением из бумаги шапочек для прогулок. Перед вами лежат большие листы бумаги – сложите их так, чтобы получились прямоугольники. (Дети складывают бумагу.) Положите перед собой лист сгибом вверх. Найдите середину сгиба. Отметьте его небольшим продольным сгибом. Теперь возьмитесь за верхний правый и верхний левый уголок. Загибайте их к середине так, чтобы уголки встретились на середине. Зажмите их левой рукой. Правой пригладьте линию сгиба, проверьте, чтобы нижний край был ровный. (Воспитатель проверяет работу детей.) Дети, посмотрите, у вас внизу на каждом листе осталась широкая полоска. Отделите один лист и отогните его наверх. Второй лист отогните в обратную сторону, внутрь. Получилась шапочка. Осталось только заделать уголки. Обследуйте, дети, что у вас получилось. Нужно, чтобы шапочка была треугольная, а у вас справа и слева по два лишних уголка. Загните верхние уголки по форме шапочки назад. У каждого получилась треугольная шапочка. Вы можете надеть ее. Первые объяснения при каждом виде ручного труда должны быть более подробными, детальными, а дальнейшие более краткими, но очень четкими, рассчитанными на самостоятельность и смекалку детей, на выработку привычки догадываться самому, активно додумывать то, что умышленно упущено воспитателем. Очень хороши в этом отношении работы по готовому образцу, когда воспитатель не показывает детям путь создания вещи. Ребенок должен сам догадаться, как ее сделать, зная основные приемы складывания. Для слепых детей такая работа сложна, однако ее значение для формирования самостоятельности и активности очень велико. Воспитатель должен уберечь ребенка от появления у него неверия в свои силы и давать задания, с которыми ребенок мог бы справиться. Так, при плетении ковриков из готовой основы и нарезанных полосок бумаги детям дают готовый коврик, в котором основа и переплетения сделаны из бумаги разной фактуры. Если основа гладкая, то полоски для переплетения готовят из велюровой бумаги, чтобы дети легко могли различить основу и вплетенные полоски. В игре “Учись плести” есть два вида основ: с крупными, одинаковыми по ширине полосками и с мелкими, различными по ширине. Начинать работать следует с крупными основами, так как они более просты и на них слепым детям легче понять принцип переплетения. Некоторым детям приходится показывать плетение на их собственных руках, на пальцах, а уже потом их руками переплести одну-две полоски. Более сложной работой, следующей за плетением ковриков, направленной на развитие и закрепление навыков плетения, является плетение корзиночек (игра “Плетение корзиночек”). Большое место в жизни слепых детей занимают игры с конструкторами и строительными материалами. Организацию конструктивной деятельности слепых детей из строительных наборов необходимо тщательно подготовить. Нужно познакомить детей со строительным материалом, показав различные его детали: кубики, кирпичики, бруски, шары и т. д., дать их пощупать, научить их различать, показать, что можно из них построить. Например, из куба и трехгранной призмы можно построить домик. Руками детей строится целая улица таких простых домиков, забор, железнодорожные линии, мосты через реки. При конструировании предметов более сложных форм используется образец, изготовленный воспитателем. Однако обыкновенный строительный материал для этого непригоден, так как дети не умеют аккуратно обследовать постройки и они разрушаются. Для образца лучше применять пластмассовый строительный материал с шипами, закрепляющими каждый элемент. Он более удобен для обследования. Перед занятиями по конструированию дома проводятся экскурсии к строящемуся дому, читаются художественные произведения, посвященные этой теме. Экскурсии и чтение художественной литературы позволяют воспитателю не только обучить детей конструированию, но и познакомить их с трудом взрослых. Дети получают представления о строительных профессиях, о роли техники в строительстве. Приведем пример организации занятия по конструированию в игровой форме, проведенного в Уфимском детском доме для слепых дошкольников. Тема занятия. Строительство двухэтажного дома. Цель занятия. Научить детей ровно укладывать кирпичики, проверять точность кладки. Применить знания о современном строительстве домов (участие рабочих разных профессий, машин), полученные во время экскурсии к строящемуся дому. Ход занятия Воспитатель. Дети, мы вчера были с вами на экскурсии, наблюдали строительство дома. Сегодня мы поиграем со строительным материалом, построим дом для наших кукол. Кукол у нас много, в маленьком доме они не поместятся, поэтому дом нужно построить большой, двухэтажный. Я построила из маленьких кирпичиков маленький двухэтажный дом. Посмотрите его и обследуйте. Сначала положила один ряд (потрогайте нижние кирпичики). Потом на него аккуратно положила второй ряд, на него третий и вставила окна, потом еще ряд и опять окошки. Далее еще один ряд кирпичей и крыша. (Дети обследуют дом по мере объяснения воспитателя). Мы тоже будем строить дом. Воспитатель дает детям крупный строительный конструктор. Дети рассматривают и ощупывают его, называя все детали этого конструктора. Затем воспитатель предлагает им распределить роли. Вспомните, дети, на стройке работали инженеры, каменщики, подсобные рабочие, шоферы и т. д. Роли распределили следующим образом: Галя – инженер, Вова и Виталик – каменщики, Сережа, Зиннат и Коля – шоферы, Петя работал на подъемном кране, а остальные дети были рабочими: кто подавал кирпичи, кто доски, кто помогал натягивать веревку для каменщиков, чтобы стена у них получилась ровная и прямая. Галя следила за ходом строительства, Виталик и Вова начали кладку стен. Отставая в кладке стен, Виталик просил Валю (которая подавала ему кирпичи) поспешить и поторопить шоферов с подвозкой кирпичей. Вова решил ему помочь. Работая на подъемном кране, Петя следил и за разгрузкой кирпичей: “Не бросайте кирпичи! – говорил он. – Они могут сломаться, а из сломанных кирпичей нельзя строить дом”. Сережа, Коля и Зиннат бережно брали кирпичи и складывали их около подъемного крана. Дети выстроили двухэтажный дом. Вова заметил, что все вместе они очень быстро построили дом, а одному пришлось бы строить очень долго. Все с ним согласились. Детям очень понравилась эта игра, они просили провести ее еще раз. Занятие по конструированию, проведенное в форме сюжетно-ролевой игры, позволило воспитателю обратить внимание детей на взаимодействия людей в труде. В заключение воспитатель похвалил детей не только за то, что они хорошо выполнили свою работу, но и за то, что были внимательны к товарищам, помогали друг другу, бережно относились к строительному материалу и технике. Конструирование в дошкольной группе очень трудоемкая работа, но овладение этим видом деятельности является ступенькой к большой работе, предстоящей детям в школе, – моделированию. Date: 2015-09-02; view: 1283; Нарушение авторских прав |