Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие ремесла в Древнерусском городе⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 23
Первые города возникают в кон9-нач10вв. Тогда же происходит становление административной системы, формирование гос-ва. От земледелия отделяется ремесленное производство. Необходимость сбыта ремесленных изделий, реализация избытков с/х изделий вела к укреплению тов-ден отношениям и появлению рынка. Этому способствовало и возрастающее участие в международном товарообмене. 50. Памятники раннебулгарского периода Только из погребений, в большинстве случаев из закрытых датированных комплексов, происходят разнообразыне орудия труда и оружие, предметы конского снаряжения, украшения, культовые изделия. Среди них свыше 600 глиняных сосудов, 56 топоров, около 400 наконечников стрел, 19 сабель. Особенно многочисленны и разнообразны украшения и предметы одежды, в частности, бусы (14325 экз.) и детали поясного набора. Из Танкеевского могильника происходят 120 пряжек (24 типа), 59 наконечников ремней (9 типов), 763 накладки (125 типов). После обобщения и систематизации этого богатого и разнообразного материала, разработки его хронологии и периодизации, появилась возможность выделения хронологических этапов развития культуры ранней Волжской Булгарии. Анализ материала позволил выделить три этапа развития культуры ранних булгар. На первом этапе (вторая половина VIII- первая половина IX в.) выделяется булгаро-салтовская группа памятников. В значительной части погребений раннебулгарских могильников выделяются южноуральские (турбаслинские) черты: наличие глубоких (до 140-160 см) могильных ям, а также жертвенных комплексов (черепа и кости ног коня в погребениях и на площадках могильников). В вещевом материале этих комплексов примечательна круглодонная посуда с резной орнаментацией. Участие поломско-ломоватовского населения в формировании культуры ранней Волжской Булгарии на втором этапе убедительно документируется вещевым материалом. Так, из 610 глиняных сосудов из Танкеевки 43% во второй половине IX в., носители данных культур появились в Западном Закамье - будущей центральной части Волжской Булгарии, где в X в. возникнут и столичные центры (Болгар, Сувар, Биляр). Слияние булгарских и урало-прикамских элементов отражается и в остальном вещевом материале. В одних захоронениях встречаются салтовские кувшины, серьги с напускными бусами и лепные круглодонные чаши, прикамские шумящие подвески и погребальные маски. Выработались и собственно волжско-булгарские оригинальные группы изделий. Так, круговая керамика, хотя и сохраняла в форме преемственность с салтовской, однако, представляла уже новообразованную посуду с более вытянутыми пропорциями, иной фактурой и орнаментацией. На рубеже IX—X вв. сформировалась яркая и своеобразная языческая культура волжских булгар. Ее становление шло параллельно с социально-экономическими процессами, происходившими в самом булгарском обществе. В материалах Танкеевского могильника фиксируются богатые погребения войнов-всадников, по-видимому, занимавших почетное место в обществе. Составляют они 7,5% всех могил. Эти погребения и сопровождались большим количеством вооружения, серебряными масками и лепными кувшинами. Видимо, эта социально выделяющаяся прослойка общества являлась опорой формирующейся государственной власти. 3 этап. На поздней части Танкеевского и Тетюшского могильников фиксируются мусульманские захоронения. В некоторых из них пережиточно сохранились вещи, которые позволяют датировать погребения второй-третьей четвертью X в. Таким образом, на переходном этапе наряду с дальнейшей нивелировкой языческих элементов все большее место занимают проявления мусульманства. Таким образом, в основе формирования культуры ранней Волжской Булгарии является переселение булгаро-салтовских и урало-прикамских групп в Среднее Поволжье и их взаимодействие между собой. В широком плане само возникновение Волжской Булгарии явилось результатом миграции булгар-тюрок и угров в Урало- Поволжье.
В горно-лесных и таежных районах Западной Сибири находилась зона культур, связанных с протоуграми и протосамодийцами. В лесостепной и лесной полосе Западной Сибири вплоть до V-IV вв. д.н.э. сохранялась преимущественная ориентация на цветную металлообработку, и соответственно эпоха железа здесь началась на два-три века позднее по сравнению с Восточной Европой. Распространению в этом регионе железа способствовало усиление контактов аборигенного населения с ираноязычными кочевниками евразийских степей, в первую очередь с создателями «савроматской» археологической культуры, а также с населением ананьинской культуры. В некоторых районах таежной зоны Западной Сибири формирование культур с элементами черной металлургии относится уже к середине – последней трети I тыс. д.н.э. Часть культур Западной Сибири переходного времени от бронзы к железу возникла вследствие миграция таежных групп населения. Для них характерно сочетание скотоводства с охотой и рыболовством. Наиболее яркой общностью в Западной Сибири эпохи железа является Саргатская культ.-ист. общность.
Date: 2015-08-24; view: 449; Нарушение авторских прав |