Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дьяковская культура
Культура раннего железного века. Название дано по городищу у с. Дьяково, расположенного вблизи Коломенского (См. Коломенское), которое было исследовано в 1864 Д. Я. Самоквасовым и в 1889—90 В. И. Сизовым. Датировка: В последнее время Дьяковская культура датируется VI-IV/V вв. н.э. Наиболее активная жизнь на поселениях дьяковской кульутры относится к V в до н.э. – IV в. н.э. География: Волго-Окское междуречье и Верхнее Поволжье. (Обитали в пределах верхнего течения Волги, Оки и в пределах Валдайской возвышенности) на территории Московской, Тверской[1], Вологодской[2], Владимирской, Ярославской и Смоленской[3] областей. Этническое происхождение: население было изначально финно-угорским, затем наслаивается балтский эдемент в результате продвижения балтских племен с запада на восток. Поэтому культура делится на восточный регион, где преобладает финно-угорское население, и западное, где бл значителен балтский компонент. Создатели дьяковской культуры были предками мери и веси – финно-угорских народов раннего Средневековья. На финальной стадии своего существования дьяковцы вступили в контакт со славянами, пришедшими на Волго-Окское междуречье. Дьяковская культура (как и городецкая) была потомком культуры текстильной (иначе сетчатой) керамики района Волго-Окского междуречья и Верхней Волги, существовавшей в эпоху поздней бронзы; оттуда дьяковцы (а ранее их предки — носители текстильной керамики) двинулись по берегам рек на запад[6][7][8] Хотя вполне обоснованной выглядит версия о славянском происхождении, как минимум, части дьяковских памятников — главным образом, на Верхней Волге[9]. Двигаясь на запад, дьяковцы сменили абашевскую[10] и остатки фатьяновской[11]) культуры, причём археологические источники свидетельствуют об ожесточенной борьбе между дьяковцами и последними фатьяновцами[12]. Вытеснение финскими пришельцами раннескотоводческих (очевидно индоевропейских по языку) племен объясняется, возможно, тем, что у пришельцев были более гибкие формы хозяйства с использованием земледелия, тогда как раннескотоводческие племена переживали кризис из-за неблагоприятных для скотоводства климатических изменений[7]. Дьяковская культура известна почти исключительно по поселениям. Известно около пятисот селищ и городищ, погребальные же памятники исследованы недостаточно. Основная информация получена от городищ (известно около двухсот), которые чаще всего находятся на естественно укрепленных местах – мысах у слияния рек и между оврагами. Площадь невелика, но густо заселены. Начало жизни на городищах не позднее VI в. до н.э., запустение в V-VI вв. н.э. Самые известные: Дьяково у сел Дьякво и Коломенское (ныне в черте Москвы), Троицкое под Можайском, Щербинское под Подольском, Настасьино под Коломной и т.д. Их оборонительная система постоянно совершенствовалась. Вначале вал с частоколом и ров. Местами использовалась система жилых стен – многокамерные жилища, размещенные по периметру поселения и служащие дополнительными укреплениями. Жилища преимущественно прямоугольные, наземные, срубные, в основном многокомнатные («длинные дома»), со временем сменившиеся однокомнатными. Погребения известны только со средним и поздними этапами сущ. Дьяковской культуры. – «домики мертвых» - срубы, содержащие сосуды с остатками кремации, произведенной в стороне. Хозяйство: земледельческо-скотоводческий уклад при существенной роли охоты и рыболовства. Доказательствами наличия земледелия являются серпы, мотыги и (ближе к концу существования) зерна (просо, ячмень, пшеница и др.) Скотоводство – кости свиней, коров, лошадей (в позднее время исп. Для верховой езды), об охоте – кости пушных зверей(использовались стрелы с тупым наконечником, чтобы не портить шкурку бобра, куницы, лисы и др., о металлургии (черной и цветной) – тигли, льячки, крицы. В совершенстве была развита костяная индустрия (производились орудия труда, рукояти ножей, гарпуны, зооморфные изображения, наконечники стрел и др.) На рубеже эр меньше костяной индустрии больше металла, в основном железа. Особенно много серпов и ножей. Применяется и бронза. Характерная черта дьяковской культуры на ранних стадиях господство сетчатой («текстильной») керамики. Во II в. до н.э. доля сетчатой керамики сокращается, на первый план выходит гладкая грубая посуда с массой примесей в тесте, с богато орнаментированным венчиком (гребенчатый штамп, прочерчивание). Приземистые горшки вытянутой баночной формы и миниатюрные сосудики. С рубежа эр появляются грузики «дьякова типа» из глины и кости в форме гриба, усеченного конуса, биконуса или башни из усеченных конусов. У них всегда вертикальный канал и насечка по краю основания. Предположения о назначении разнообразны: рыболовные грузила, ткацкие грузики, мер веса, пуговицы, крышки и др. Возможные древние этнонимы создателей дьяковской (по другим версиям, ананьинской и городецкой культур) – иирки и фиссагеты, интересное описание которых как лесных охотников встречается впервые в V в. до н.э. у Геродота. Дьяковцы жили родовым строем. Каждый род, состоявший из нескольких больших семей и насчитывавший в среднем около сотни человек, жил в особом городище; стада скота, содержавшиеся в общем загоне, составляли родовую собственность и главное родовое богатство. Имущественной дифференциации не наблюдается. По всей видимости, группа из нескольких родовых общин составляла племя. С середины I тыс. н. э. дьяковская культура приходит в упадок, и археологические свидетельства её исчезают в VIII в. При этом никаких признаков внешней катастрофы (вражеское нашествие и т. п.) не наблюдается. Согласно традиционному взгляду, в IX-Х в. земли дьяковцев заселяют славянские племена кривичей и вятичей. При этом загадкой остается тот факт, что, хотя археологически между исчезновением дьяковцев и появлением славян наблюдается перерыв в 200—300 лет, лингвистические данные (финская гидронимика и топонимика, например, название Яуза, Яхрома,Талдом, возможно и Москва) свидетельствуют о славяно-финских контактах в этом регионе. Это заставляло гипотетически продлевать существование культуры до Х века, предполагая, что славяне застали какое-то остаточное финское население и, видимо, ассимилировали его. Однако, в последнее время устанавливается взгляд на более раннее проникновение славян в поволжский регион (с конца IV—V в., предположительно под влиянием гуннского нашествия)[18]. Академик В. В. Седов называет это «первой волной славянского переселения»; её свидетельствами являются височные кольца, близкие позднейшим кольцам кривичей[16][21], находимые в частности в позднедьяковских слоях. Это обстоятельство проливает новый свет на проблему. Современные авторы уже выделяют в Волго-Клязьменском междуречье мерянскую культуру VI—IX вв. как метисную финско-славянскую[22]. Впоследствии «Повесть временных лет», описывая ситуацию в конце I тысячелетия, отмечает мерю — в районе Ростова, весь — на Белоозере, мурому — в Муроме[23]. Date: 2015-08-24; view: 751; Нарушение авторских прав |