Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ананьинская культурно-историческая общность
Неравномерность распространения железа позволила отставшим в развитии культурам догнать и даже перегнать развитые культуры. Именно такой оказалась Ананьинская культурно-историческая общность, названная в честь могильника под Елабугой села (деревни?) Ананьино, изученного Петром Алабиным в 1858 г. Причина: большое количество бронзы и железа, передовой железообрабатывающий район. Датировка: VII (VIII) – III вв. до н.э. География: к востоку от Дьяковской культуры, в бассейне Камы до ее впадения в Волгу (Волго-Камье) и в Северо-Восточной Европе Этническая принадлежность: финно-угорская. В е составе ананьинская, акозианская и постмаклашевская культуры, принадлежащие далеким предкам современных пермских и некоторых волжских народов финно-угорской ветви уральской языковой семьи – коми-пермяки и удмурты. Происхождение племен, обитающих в это время, большинство исследователей связывает с местным населением эпохи бронзы. Однако до настоящего времени этот вопрос остается предметом дискуссии и требует дальнейшего изучения. Хозяйство: основа хозяйства – животноводство (Состав: свиньи, крупный рогатый скот, низкорослые лошади и овцы). Земледелие – подсобная роль (Мотыги костяные, бронзовые серпы, зернотерки). Широко распространена охота, в том числе на пушных зверей, а также рыболовство. Материальная культура: особое мастерство в цветной и черной металлургии. (многочисленные бронзовые кельты и наконечники копий с рифлением по перу и отверстием в нижней части пера, мечи и кинжалы) в VIII-VII вв. до н.э. орудия бронзовые и биметаллические предскифского (киммерийского) типа, в VI-V вв. до н.э. железные акинаки местного производства. Боевые ножи с широким клинком и прямым лезвием, наконечники стрел костяные, черешковые и втульчатые (как у дьяковских), и бронзовые и железные скифо-сарматского типа. Боевые чеканы (клевцы) с трубчатой втулкой – как цельнобронзовые, так и биметаллические (бронза – втулка, железо – боевая часть) Появляются новые формы сосудов со своеобразной сложно-шнуровой орнаментацией, новые формы кельтов. Оружие и некоторые другие изделия украшены в местном зверином стиле Керамика лепная, кругло- и плоскодонные сосуды с утолщенной шейкой, декорированные различными вдавлениями крученого шнура и гребенчатого штампа. Особенность западного региона ананьинской культуры(зона контактов с дьяковской культурой) - текстильная керамика = присутствие выходцев из Волго-Окского региона.
Основные памятники: могильники и поселения Большинство поселений находятся в естественно укрепленных местах (мысах), городища, селища, временные стоянки.Оборонительная система из рва и вала, на которых могли стоять бревенчатые стены. Иногда вал обкладывался известняковыми плитами. Жилища – наземные дома срубной или каркасно-столбовой конструкции. Известны и длинные дома, разделенные на жилые отсеки с очагами в каждом. Могильники бескурганные, размещаются по берегам рек. Крупнейшие – Ананьинский ( правый берег Камы у с. Ананьино и в пяти верстах от Елабуги. Открыт случайно вследствие весенних разливов. Оригинальны две могилы VI-V вв. до н.э. под "курганами". В насыпи под самым богатым мужским погребением (так наз. "могила вождя") находилась выложенная плитами яма, имевшая вид лодки (около 5,2x2,7x0,9 м). "Ладья" состояла из двойного, а на дне - из тройного ряда плит, нижний из к-рых прилегал к сгнившим доскам. Над одним из "курганов" в древности была установлена каменная плита прямоугольной формы с круглым верхом (1,53x0,3 м). На плите был выгравирован воин в скифском костюме - остроконечном головном уборе, узком кафтане с поясом, штанах и мягких сапогах. ), Старший Ахмыловский и др. Практиковалось трупоположение в ямах (чаще на спине в вытянутом состоянии), значительно реже трупосожжение на стороне (с последующим перемещением праха в ямы-могилы или в «домики мертвых», аналогичные дьяковским). Известны кенотафы. Изредка обкладывали стены могильной ямы использовали каменные плиты или сооружали каменные ящики. Над могилами могли насыпаться земляные холмики, устанавливаться столбы или срубы-жилища, служившие домом для покойного (либо в большинстве случаев закрытого в яме, либо оставленного непосредственно в доме).Иногда в межмогильном пространстве устанавливались каменные стелы – псевдоантропоморфные столбы с изображением орудия (топора и кинжала) и геометрических знаков, позднее – изваяния человеческих фигур с оружием. Могилы размещались рядами, в них присутствует напутственная пища, оружие, украшения, керамические сосуды. Известны жертвенные места, как самостоятельные, так и в пределах могильниов и поселений. Участки с массой прожженных костей животных и предметов обихода. Иногда золой жертвенного костра посыпали дно могилы и самого погребенного. Имеются некоторые данные о древних верованиях местных племен. Есть основания предполагать, что на территории РТ в раннем железном веке сосуществовали две основные культовые традиции, имеющие разные истоки. Одна из них тесно связана с южным (иранским и кавказским) миром, о чем свидетельствуют находки предметов, характерных для этих областей. Другая линия восходит к системе ранних шаманских культов, характерных для обитателей лесотаежной зоны. Загадочной, в некоторой степени, оказались судьба местных племен. Уже в VII в. до н. э., судя по археологическим материалам, наблюдается отток населения. К V в. до н. э. районы Приказанского Поволжья и приустьевой части р. Кама оказываются запустевшими полностью, а к IV в. до н. э. население покидает и восточные районы региона. Скорее всего это следует связывать со все более учащающимися набегами южных соседей: скифов и савроматов с целью захвата добычи. Большинством исследователей принято считать, что население ананьинского времени сыграло основную роль в генезисе современных финно-язычных народов Поволжья и Прикамья. В IV-III вв. до н.э. ананьинская культура эволюционировала в пьяноборскую культурно-историческую область, сущ. В III в. до н.э. – II в. н. э. Развиваются ананьинские традиции фортификации, домостроительства. Ритуалов. Возникают новые укрепленные поселения, старые продолжают жизнь. Могильник Пьяноборский бескурганный, как и ананьинские. Захоронения нового типа – в деревянных гробовищах. Обнаружено множество украшений (стеклянные бусы, подвески в форме вопросительного знака). Типичны массовые жертвоприношения. Самое известное костище – Гладеновское близ Перми, содержало ок. 19 тысяч украшений, монет, статуэток, в том числе вантичного и среднеазиатского производства. Наибольшие изменения произошли в черной металлургии. Сыродутные горны представляют собой спаренные ямы. Железо вытесняло бронзу из сферы производства оружия. Появилось комбинированное литье в цветной металлургии. Набор оружия соответствует не скифской, а сарматской традиции: стрелы с железными трехлопастными наконечниками и костяными втульчатыми наконечниками.
Пометка из википедии по истории культур РТ
Date: 2015-08-24; view: 764; Нарушение авторских прав |