Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Оогенез
Развитие женских половых клеток происходит в яичниках. Оогенез протекает в три периода: размножения, роста и созревания (рис. 6.2).
Период размножения наступает у оогоний еще у зародыша и прекращается к моменту рождения девочки. Период роста при оогенезе более протяженвлиный, т.к. кроме подготовки к мейозу осуществляется накопление запаса питательных веществ, которые необходимы будут в дальнейшем для первых дроблений зиготы. Оогоний, вступившие в период роста, превращаются в ооциты 1-го порядка. Ооциты окружают фолликулярные клетки яичника. Ооцит вместе с фолликулярными клетками называют фолликулом. Накопление питательных веществ протекает в две фазы: фазе малого роста и фазе большого роста. В фазе малого роста происходит образование большого количества разных типов РНК. Быстрое накопление РНК происходит за счет специального механизма — амплификации генов (множественное копирование отдельных участков ДНК, кодирующих рибосомную РНК). Быстрое увеличение мРНК идет за счет образования хромосом типа «ламповых щеток» (рис. 6.3). В результате образуется более тысячи дополнительных ядрышек, которые являются необходимой структурой для синтеза рРНК, из которой впоследствии формируются рибосомы, необходимые для синтеза белка. В период малого роста в ооците происходят мейотические преобразования хромосом, характерные для осуществления профазы 1-го деления. В результате образуется более тысячи дополнительных ядрышек, которые являются необходимой структурой для синтеза рРНК, из которой впоследствии формируются рибосомы, необходимые для синтеза белка. В период малого роста в ооците происходят мейотические преобразования хромосом, характерные для осуществления профазы 1 деления. В период большого роста в цитоплазме происходит накапливание питательных веществ. Фолликулярные клетки яичника образуют несколько слоев вокруг ооцита 1-го порядка, что способствует переносу питательных веществ, синтезированных в других местах, в цитоплазму ооцита. Завершив период роста, ооцит 1-го порядка вступает в период созревания (рис. 6.4).
Период созревания. В этот период осуществляется мейотическое деление клеток, так же как и в период созревания мужских половых клеток. При первом редукционном делении из ооцита 1-го по- рядка образуется один ооцит 2-го порядка (1п2С) и одно полярное тельце (1п2С). При втором экваци-онном делении из ооцита 2-го порядка образуются созревшая яйцеклетка (lnlC), сохранившая практически все накопленные вещества в цитоплазме, и второе полярное тельце маленьких размеров (lnlC). В это же время происходит деление первого полярного тельца, дающего начало двум вторым полярным тельцам (In 1С). В результате при оогенезе получается 4 клетки, из которых только одна станет в дальнейшем яйцеклеткой, остальные 3 (полярные тельца) редуцируются. Биологическая значимость этого этапа оогенеза — сохранить все накопленные вещества цитоплазмы около одного гаплоидного ядра для обеспечения нормального питания и развития оплодотворенной яйцеклетки. У женщин на стадии 2-й метафазы образуется блок, который снимается во время оплодотворения, и фаза созревания заканчивается только после проникновения сперматозоида в яйцеклетку. У женщин процесс оогенеза — это циклический процесс, повторяющийся примерно через каждые 28 дней (начиная с периода роста и заканчивая период только после оплодотворения). Этот цикл называется менструальным. В событиях, проходящих во время этого цикла, принимают участие яичники и матка, при этом цикл регулируется гормонами яичников (эстроген и прогестерон), секреция которых, в свою очередь, регулируется гипофизарыыми гормонами гонадотропина (рис. 6.5). Различают три гона-дотропных гормона, продуцируемых гипофизом: О фолликулостимулирующий (ФСГ) — вызывает рост овариальных фолликулов; О л'ютеинизирующий (ЛГ)' — сам по себе не влияет на увеличение яйцеклетки, но вместе с ФСГ вызывает образование фолликула, овуляцию и образование желтого тела; лютеотропный (ЛТГ) — ответствен за секрецию молока и поддержание желтого тела в функционирующем состоянии.
Связь между гормонами гипофиза и яичника показана на схеме (рис. 6.6). Гормон гипофиза ФСГ, действуя вместе с небольшими дозами ЛГ, вызывает рост фолликула и образование эстрогена в яичнике. Эстроген действует на гипофиз, стимулируя секрецию ЛГ и ЛТГ и понижая секрецию ФСГ. При этом происходят овуляция и образование желтых тел. Желтые тела продуцируют прогестерон при участии гипофизарного гормона ЛТГ. Когда желтые тела начинают дегенерировать, количество гормонов яичника уменьшается, в результате чего вновь усиливается действие ФСГ в гипофизе, и овариальный цикл повторяется. Во время беременности желтое тело сохраняется и продуцирует гормон прогестерон, который тормозит рост фолликулов и овуляцию, затем регуляторные функции переходят от гормонов яичника к плацентарным гормонам.
6.2. Оплодотворение Оплодотворение — совокупность процессов, приводящих к слиянию мужских и женских гамет (сингамия), объединению их ядер (кариогамия) и образованию зиготы, из которой в дальнейшем будет развиваться организм. Значение оплодотворения: восстановление диплоидной генетической структуры в результате объединения отцовских и материнских генов, которое приводит к различному сочетанию родительских задатков и разнообразию особей; активация яйцеклетки, так как развитие яйцеклетки у млекопитающих останавливается на стадии метафазы второго деления, продолжение развития яйцеклетки наблюдается только после оплодотворения. Оплодотворение состоит из 3-х последовательных этапов: первый этап характеризуется сближением сперматозоида и яйцеклетки до их контакта. Второй этап начинается с прикрепления сперматозоида к поверхности яйцеклетки и осуществления контактных взаимодействий между ними. Третий период начинается после проникновения сперматозоида в яйцеклетку и завершается объединением их ядер. Дистантное взаимодействие между спермием и яйцом — узнавание на расстоянии, разрыхление оболочки яйцеклетки при изменении рН среды в присутствии большого числа сперматозоидов. Эти процессы обеспечиваются рядом факторов, среди которых особое место принадлежит га-монам (вещества, выделяемые половыми клетками, способствуют встрече сперматозоида с яйцеклеткой и их соединению). При контакте сперматозоида с оболочкой яйца происходит акросом- ная реакция. Она сводится к очень быстрым (занимающим не более 10-20 с) изменениям в акро-сомном аппарате головки сперматозоида, приводящим к высвобождению специальных ферментов, в частности, гиалуронидазы, которая разрушает слой фолликулярных клеток и позволяет сперматозоиду достичь поверхности яйца. Слияние гамет и предотвращение полиспермии (цитогамия). Сперматозоид приближается к поверхности яйцеклетки и сливается с ее плазматической мембраной боковой поверхностью головки, образуя цитоплазматический мостик, по которому в цитоплазму переходят ядро и центриоль сперматозоида. Сперматозоид проникает в цитоплазму яйцеклетки, изменяется агрегатное состояние яйцеклетки, уплотняется оболочка, яйцеклетка становится непроницаемой для других сперматозоидов. У человека проникновение сперматозоида в яйцеклетку является сигналом для начала второго мейотического деления, которое приводит к образованию гаплоидного ядра яйцеклетки и трех полярных телец. Слияние генетического материала. Высококон-денсированное ядро сперматозоида начинает набухать, хроматин разрыхляется, и ядро превращается в структуру, названную мужским пронук-леусом. Такие же изменения происходят в женском ядре, которые приводят к образованию женского пронуклеуса. В процессе формирования про-нуклеуса происходит синтез ДНК. (1п2С), и про-нуклеусы перемещаются к центру яйцеклетки (рис. 6.7). Затем ядерные оболочки пронуклеусов разрушаются, и пронуклеусы сливаются (кариогамия). При объединении пронуклеусов образуется зигота с диплоидным числом хромосом (2п4С). В результате оплодотворения в зиготе получается набор парных хромосом: половина хромосом отцовского, половина — материнского происхождения. В зиготе заложены новые комбинации генов и признаков. Восстановление диплоидности набора — сигнал к запуску первого митоза.
6.3. Особенности раннего онтогенеза Зигота начинает делиться митотически. Далее проходят все этапы пренатального развития: дробление — серия митотических делений, в результате которых огромный объем цитоплазмы разделяется на различные клетки (бластомеры), у человека процесс заканчивается образованием бластоцисты; гаструляция — интегрированный процесс перераспределения клеток бластулы. Во время гаструлы клетки занимают новое положение и приобретают новых соседей. В этот период устанавливается план строения тела животного, состоящего из эктодермы (наружный слой) и энтодермы (внутренний слой), между экто- и энтодермой об- разуется третий слой — мезодерма — стадия трех зародышевых листков. Из каждого зародышевого листка формируются различные ткани и органы (табл. 6.1); О нейруляция — процесс формирования нервной трубки, которая затем даст начало головному и спинному мозгу. На 6-9-й день после оплодотворения развивающаяся зигота (бластоцист) погружается в стенку матки — имплантация (рис. 6.8). Наружные клетки бластоциста образуют трофобласт, а из внутренней массы будет развиваться сам зародыш. В трофобласте развиваются многочисленные выросты — ворсинки, в которые врастают клетки внезародышевой мезодермы, образуя там кровеносные сосуды. Трофобласт с ворсинками называют хорионом. Хорион играет важную роль в питании развивающегося зародыша и удалении конечных продуктов обмена. На ранних стадиях обмен веществами между зародышем и матерью проходит через ворсинки хориона, затем развивается особый орган — плацента, который более эффективно осуществляет обмен между зародышем и материнским организмом (рис. 6.9).
В конце 3-й недели у зародыша начинают закладываться органы: начинает формироваться нервная, пищеварительная, кровеносная и др. системы. На пятой неделе образуются зачатки рук и ног. Между 6-й и 8-й намечаются черты лица. К 8-й неделе заканчивается закладка органов. Зародыш имеет длину 4 см и весит 5 граммов. Таблица 6.1 Зародышевые листки и закладка органов
В конце 2-го месяца дифференцированы голова и туловище, на 3-м — конечности, на 5-м прослушивается сердцебиение, плод начинает двигаться, в конце 6-го созревают внутренние органы, на 8-м плод жизнеспособен, но еще нуждается в условиях внутриутробного развития (табл. 6.2). Таблица 6.2 Основные морфогенетические процессы развития человека
Перинатальный период начинается с 28 недели беременности, включая роды (натальный период), и заканчивается через 7 дней. После чего начинается постнатальный период, включающий в себя всю жизнь человека от рождения до-смер-ти послеродовой (новорожденный, первый месяц п осле рождения: грудной до 12 месяцев), ясельный (1—з года), дошкольный (3-7 лет), школьный (детский, подростковый и юношеский), молодость, зрелость, пожилой возраст, старость. 6.4. Дополнение. Тератология
Процесс индивидуального развития организма, начинающийся с момента оплодотворения, Имеет ряд критических периодов. Критическими периодами называют определенные этапы в онтогенезе, когда организм является наиболее уязвимым И различным факторам, воздействующим на организм. Группу факторов, которая приводит к развитию грубых аномалий, называют тератогенами, а науку, изучающую эти аномалии, тератологией; Тератогены, действующие в период эмбрионального, или зародышевого развития (с момента оплодотворения яйцеклетки до завершения основных процессов органогенеза, т.е. до конца второго — начала третьего месяца внутриутробной жизни), приводят к грубым аномалиям развития. Гибель зародышей в этот период развития достигает 70%, из каждых 10 зачатий 7 заканчиваются гибелью. Большинство зародышей гибнет в первые дни своего существования. В качестве основной причины выделяют патологии первых дроблений зиготы. Вторым периодом внутриутробного развития является плодный, или фетальный период (с конца второго — начала третьего месяца — вплоть до родов). Аномалии развития, возникающие в этот период, приводят к нарушению становления систем и органов. Плод, как правило, не погибает, но у него развиваются пороки развития, которые приводят к появлению уродств. Важное значение для здоровья ребенка имеет период беременности, охватывающий последние дни и часы пребывания в утробе матери. На ранних стадиях эмбриогенеза выделяют, так называемые, критические периоды, во время которых развивающийся орган особо чувствителен к различным экстремальным факторам (табл. 6.3). Если женщина заболеет краснухой между 3-9-й неделями беременности, то риск поражения плода такими заболеваниями, как порок сердца (6-7-я недели беременности), катаракта (3-5-я недели) и глухота (8-9-я недели) особенно высок. До и после этого срока краснуха не вызывает пороков развития плода. Сходное действие предполагается у вирусов гриппа, оспы, паратита. Тератогенным действием обладает ионизирующее облучение, между 2-й и 8-й неделями эмбриогенеза его влияние особенно сильно. Если в это время зародыш получил дозу больше 25 рад, рекомендуется прерывать беременность. Случайное возникновение пороков развития может быть вызвано воздействием химических, в том числе медикаментозных факторов на плод. В 1923 г. Стоккард (цит. по Балахонову А.В., 1990) выдвинул три основных положения тератологии: один и тот же тератоген при воздействии на разных стадиях развития может вызвать различные аномалии; одна и та же аномалия может быть следствием действия разных тератогенов; тип аномалии зависит от стадии развития. Тератогенными факторами, нарушающими пренатальное развитие, являются физические (радиация, рентген-лучи, гипо- и гипероксия, гипотермия и т.д.), химические (этиловый спирт, наркотики, некоторые пищевые консерванты, красители и добавки, моющие средства, ряд лекарственных препаратов: стрептомицин, тетрациклин, талидомид и др.) и биологические (инфекционные болезни: краснуха, корь, грипп, полиомиелит, сифилис, герпес и т.д.). В последние годы был обнаружен новый тератоген — 13- цис-ретиноевая кислота (аналог витамина А). Этот препарат широко использовался в медицинской практике для лечения угрей. Ранее было показано, что аналоги витамина А могут оказывать вредное действие на беременных самок различных животных, и поэтому этикетка на препарате предупреждала, что им не должны пользоваться беременные женщины. Однако некоторые женщины пользовались им во время беременности и сохранили беременность. У них из 59 плодов 26 родились без заметных дефектов, 12 были спонтанно абортированы и 21 родился с уродствами. Эти дети имели множественные пороки развития: -аномалии ЦНС, отсутствие или деформация ушей, расщепленное небо и др. (Lammer et al., 1985). Более детальный анализ позволил выявить критические дни для тератогенного эффекта ретиноевой кислоты, которые приурочены к 20-35 суткам после оплодотворения.
Таблица 6.3 Критические периоды эмбриогенеза человека, в неделях (Мур, 1973)
В 1961 г. два исследователя независимо друг от друга (McBride, 1961; Lenz, 1962) показали, что талидомид (транквилизатор, который широко рекламировали как успокоительное средство) индуцирует появление очень редко встречающегося уродства — фокомелии — отсутствие или. недоразвитие конечностей (рис. 6.10).
Новак (Nowack, 1965) обнаружил, что талидомид является тератогенным в период от 20 до 36 суток после оплодотворения. Специфичность действия талидомида показана на рис. 6.11. После трагедии с талидомидом, в результате которой родилось более 7000 уродливых детей, начали разрабатываться схемы проверки лекарственных препаратов на тератогенный эффект. На сегодняшний день нет единого мнения, как надо испытывать тератогенность веществ для зародышей человека (результаты проверки зависят от межвидовых различий в метаболизме животных). В интересах здоровья ребенка следует проявлять крайнюю осторожность и, по возможности, вообще воздерживаться от приема лекарственных препаратов, особенно в первом триместре беременности.
Пороки развития не наследуются. Риск повторного рождения больного ребенка с аналогичным пороком предельно мал.
6.5. Задание 1. Как много типов сперматозоидов с разными комбинациями хромосом получится, если у человека 46 хромосом? 2. Могут ли в яйцеклетке быть отцовскими 20 хромосом? 3 хромосомы? и ни одной? Почему? 3. Какая вероятность того, что ребенок унаследует 23 хромосомы дедушки от матери? 4. Как много типов сперматозоидов с разными комбинациями отцовских и материнских хромосом получится из одного созревающего спер-матогония? из одного оогония? 5. Каково будет число хромосом в сперматозоидах, если у человека будет наблюдаться нерасхождение одной из фигур в анафазе-1? и в анафазе-2? 6. Мужчина получил от своего отца три хромосомы и одну от матери неправильной формы. Остальные хромосомы в кариотипе были нормальные. Какова вероятность, что все хромосомы неправильной формы окажутся в одной гамете, если: а) все хромосомы неправильной формы негомологичны? б) материнская и одна отцовская хромосомы неправильной формы гомологичны? 7. При вскрытии трупа 25-летней женщины оказалось, что яичники имеют неодинаковые размеры. При исследовании яичников в них было обнаружено: левый яичник — 19000 фолликулов, 2 желтых тела, 13 рубцов от желтых тел; правый яичник — 21000 фолликулов, 4 желтых тела, 54 рубца от желтых тел. В каком возрасте у женщины начались овуляции? Примерно сколько лет у нее могли продолжаться овуляции? 8. Сколько аллелей одного гена может содержаться в зрелой половой клетке? 9. Какие гаметы могут образовываться -у человека, если патология нерасхождения по 21 хромосоме наблюдалась в анафазе-1 мейоза? в анафазе-2? 10. Какое число хромосом будет в гаметах человека, если нерасхождение по 2-м негомологичным хромосомам произошло в анафазе-1 мейоза? в анафазе-2 мейоза? 11. Сколько яйцеклеток могут дать 6000 ооцитов 1-го порядка в процессе оогенеза?
ГЛАВА 7 МЕНДЕЛ ЕВСКАЯ ГЕНЕТИКА
8 февраля 1865 г. на заседании Брюннского общества естествоиспытателей Г.Мендель доложил результаты семилетних экспериментов по изучению законов наследования отдельных признаков. К докладу Г.Менделя отнеслись недоверчиво и сочли его дилетантом. Однако в кратком виде, как это было принято в трудах общества, работа была напечатана в бюллетене Брюннского общества естествоиспытателей (ныне Брно, Чехия) в 1866 г. Результаты этой работы, которая называлась «Опыты над растительными гибридами», справедливы и по сей день. Современники Г.Менделя не смогли оценить важности сделанных им выводов, и закономерности наследования оставались незамеченными вплоть до 1990 г., когда они были подтверждены Гуго де Фризом, АДорренсом и Чермаком. Четко сформулированные законы и гибридологический метод, предложенный Г.Менделем, легли в основу классической генетики. Г.Мендель постулировал существование единиц наследственности, называя их задатками. Теперь мы знаем, что гены (задатки) — представляют собой определенные нуклеотидные последовательности ДНК, кодирующие аминокислотный состав белков, реализующих определенные признаки и свойства организма. 7.1. Гибридологический метод. Гибридологический метод — это анализ характера наследования признаков с помощью системы скрещиваний, суть которых состоит в получении гибридов и анализе их потомков в ряду поколений (анализ расщепления). Классическая схема гибридологического анализа включает в себя подбор материала для получения гибридов, скрещиваний между собой и анализа следующих поколений. Фактически, суть гибридологического метода можно выразить следующими основными постулатами: 1. Родительские особи должны отличаться одним или несколькими признаками и, кроме того, должны быть чистыми линиями по изучаемым признакам, т.е. быть гомозиготами. 2. Должен осуществляться анализ потомков от каждой родительской пары в каждом поколении. 3. Закономерности результатов скрещиваний должны анализироваться статистически. Кроме гибридологического метода Г.Мендель предложил систему записей скрещивания, которой пользуются и по сей день ученые всего мира. Система обозначений следующая: Р — обозначает родителей (от латинского слова Parenta — родители); F — с цифровым индексом обозначает последующие поколения (от лат. Filii — дети); «х» — скрещивание особей, женский организм (записывается первым) обозначается символом «зеркало Венеры» (9); мужской организм — символом «щит и копье Марса» (♂); задатки (гены) обозначаются буквами латинского алфавита: доминантные признаки — прописными, рецессивные — строчными. В настоящее время гибридологический анализ является частью генетического анализа, позволяющего определить характер наследования изучаемого признака, выяснить локализацию генов. 7.2. Моногибридное скрещивание Моногибридное скрещивание включает анализ наследования признаков, определяемых лишь одной парой аллельных генов. Оказалось, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся фенотипически одним признаком, например (АА х аа), все потомство будет единообразным по фено и генотипу (Аа). Полученные особи называют гибридами. Закон единообразия: при моногибридном скрещивании у гибридов первого поколения проявляются только доминантные признаки, если доминирование полное, или среднее выражение признаков (промежуточное), если доминирование неполное. При дальнейшем скрещивании полученных гибридов во втором поколении происходит расщепление признаков. Это происходит потому, что особи с генотипом Аа образуют 2 типа гамет: А, а. Число возможных перекомбинаций между 2 гетерозиготными особями равно 4, так как в процессе оплодотворения разные гаметы отцовского и материнского организмов имеют равновероятную возможность слиться друг с другом.
Поэтому возможно формирование генотипов второго поколения в следующей пропорции: 1/4 АА: 1/2 Аа: 1/4 аа, или 1:2:1, причем «АА» и «Аа» будут иметь доминантное фенотипичеекое проявление, а «аа» будет иметь рецессивное проявление. Правда, такое цифровое расщепление можно получить лишь при соблюдении двух условий: число потомков должно быть велико (т.к. это статистическая закономерность), и между парой аллелей должно быть полное доминирование. На основании этих исследований был сформулирован второй закон. Закон расщепления: при скрещивании гибридов первого поколения в потомстве происходит расщепление признаков: по фенотипу ЗА-: laa, a по генотипу 1АА: 2Аа: laa. Кроме этого, Г.Мендель обратил внимание на тот факт, что каждая гамета несет только по одному задатку. Мы знаем, что у гетерозиготы (пара гомологичных хромосом несет доминантный и рецессивный аллели Аа) всегда образуется 2 типа гамет: «А» и «а» в пропорции 1:1. Это биологическая закономерность, а не статистическая, так как в основе лежит поведение гомологичных хромосом в мейозе (расхождение их к полюсам деления в анафазе-1). Английский генетик Пеннет предложил пользоваться наглядным изображением скрещивания с помощью решеток, названных решетками Пеннета. Сначала записывают генотипы родителей и определяют, какие генетические комбинации присутствуют в их гаметах: При скрещивании особей с такими генотипами в следующем поколении получается расщепление, определяемое по решетке Пеннета, в которую заносят гаметы одного родителя F, по горизонтали верхнего ряда, а гаметы второго родителя F, вдоль левого ряда клеток, указывая вероятности их образования.
Определяются вероятности перекомбинаций разных гамет при оплодотворении, соответствующие возможным генотипам и частотам их образования. Эти комбинации дадут нам ожидаемые генотипы потомков, согласно которым можно определить их фенотипы (при условии, что нам известно, какие признаки доминантны, а какие — рецессивны). Анализируя результаты расщепления, мы видим, что при полном доминировании соотношение особей по генотипу: 1/4 АА: 1/2 Аа: 1/4 аа; а по фенотипу: 3/4 А-: 1/4 а а. Цитологическая основа моногибридного расщепления показана на рис. 7.1. Рис. 7.1. Цитологические основы моногибридного скрещивания. Встречаются признаки, которые в случае гетерозиготного сочетания аллелей будут приводить к промежуточному проявлению признаков по фенотипу. Такое наследование называется неполным доминированием. Разберем следующий пример. В брак вступают курчавая женщина (доминантный признак) и мужчина с прямыми волосами (рецессивный признак). У них родились дети с волнистыми волосами. Каков прогноз в отношении внуков, если дети вступят в брак с лицами, имеющими волнистые волосы? Составляем схему решения задачи: Таким образом, получились следующие вероятности возможных фенотипов по этому признаку у внуков: 1/4 АА — курчавые: 1/2 Аа — волнистые: 1/4 а а — прямые. При неполном доминировании расщепления по генотипу и фенотипу совпадают. Изучая моногибридное скрещивание, Мендель разработал разные типы скрещиваний: возвратное — скрещивание гибрида с родительской особью; прямое и обратное скрещивания, которые характеризуются взаимопротивоположным сочетанием анализируемого признака и пола. Например, если в одном скрещивании женская особь — доминантная гомозигота, а мужская — рецессивная гомозигота, то в обратном скрещивании материнский организм будет иметь рецессивный фенотип, а отцовский — доминантный; анализирующее — скрещивание гибрида с рецессивной гомозиготой Аахаа, при этом гомозиготную рецессивную особь называют анализатором, так как она не будет влиять на фенотипическое проявление задатков, получаемых от гибрида. Гаметы гомозиготного рецессивного организма выявляют структуру генотипа, который может быть представлен двумя вариантами - АА и Аа. При скрещивании с доминантной гомозиготной формой все потомство будет единообразно, а при скрещивании с гетерозиготой будет наблюдаться расщепление по генотипу 1:1.
На основании этих результатов Мендель пришел к выводу, что рецессивные задатки не исчезают в гетерозиготном организме, а остаются неизменными и проявляются при встрече с такими же рецессивными задатками. Позже У.Бэтсон, исходя из этого феномена, установленного Менделем, сформулировал правило чистоты гамет: находящиеся в каждом организме пары альтернативных признаков не смешиваются, каждая гамета несет только по одному задатку каждого признака и свободна от других задатков этого признака.
7.3. Ди- и полигибридные скрещивания Если родители отличаются двумя парами генов, то это дигибридное скрещивание. Мендель показал, что закон единообразия гибридов первого поколения справедлив для любого количества признаков, т.е. выполняется и для дигибридного скрещивания.
Закон расщепления в случае дигибридного скрещивания будет формулироваться иначе: при скрещивании дигетерозигот во втором поколении будет наблюдаться расщепление по фенотипу: 9 А-В-: 3 А-вв: 3 ааВ-: 1 аавв. Цитологическая основа дигибридного скрещивания приведена на рис. 7.2. Разберем задачу: у человека ген близорукости доминирует над нормальным зрением, а альбинизм рецессивен. В брак вступают дигетерозиготные родители. Определите фенотипы родителей, а также оцените, каков прогноз в отношении здоровья их детей.
Решение:
АаВв…….. х♂ АаВв Р:д близорукий, близорукий, с норм, пигмент. с норм, пигмент.
Г: АВ, Ав, аВ, ав; АВ, Ав, аЦ, ав_;
Следовательно, расщепление по фенотипу у детей следующее: 9/16 А-В-:3/16А-вв: 3/16 ааВ-. 1/16 аавв близорукий, близорукий, норм.зрение, норм.зрение, с норм. альбинос норм. альбинос пигмент. пигмент. Мы видим, что получилось 4 фенотипических класса, из которых 2 будут новыми по отношению к родительским формам. Так как каждая дигетерозигота образует 4 типа гамет, то число возможных перекомбинаций гамет при скрещивании дигетерозигот равно 16, при этом 9/16 Ц вероятность появления особей с двумя доминантными признаками в фенотипе, 3/16 — вероятность доминантности первого признака и рецессивности второго, 3/16 — вероятность рецессивности первого признака и доминантности второго и 1/16 — вероятность того, что оба признака имеют рецессивное проявление. Но если рассматривать все потомство, полученное от скрещивания гибридов, только по одной паре признаков, то окажется, что каждый признак расщепляется в соотношении 3:1, т.е. признаки ведут себя независимо. При изучении дигибридного и полигибридного скрещиваний Г.Мендель сформулировал закон независимого наследования признаков: при ди- и полигибридных скрещиваниях гибридов каждая пара признаков наследуется независимо от других, расщепляясь в соотношении 3:1, и может независимо комбинироваться с другими признаками. При анализирующем скрещивании расщепление по фенотипу и по генотипу совпадает и равно 1:1:1:1. В приведенной выше задаче мы может проследить по результатам расщепления гибридов независимость наследования признаков — близорукости и альбинизма. Так, при скрещивании дигетерозигот (родителей) каждый признак ведет себя независимо друг от друга. По близорукости: 9/16 А-В- + 3/16 А-вв = 12/16 — имеют близорукость; 3/16 аа В- + 1/16 аавв = 4/16 — нормальное зрение. Следовательно, расщепление по данному признаку 12/16:4/16 или 3:1, как при моногибридном скрещивании. По пигментации: 9/16 А-В- + 3/16 аа В- = 12/16 — пигментированы; 3/16 А-вв- + 1/16 аавв = 4/16 — альбиносы. Следовательно, расщепление по данной паре признаков 12/16: 4/16 или 3:1, как при моногибридном скрещивании. Основываясь на независимости наследования признаков, локализованных в разных парах гомологичных хромосом, Мендель вывел цифровые закономерности для любого полигибридного (более двух пар отличительных признаков у скрещиваемых особей) скрещивания, где каждый признак ведет себя как при моногибридном скрещивании: 2" — число сортов гамет, образуемых гибридом; 2" — число фенотипических классов, образуемых при скрещивании гибридов; Зп — число генотипических классов; 4п — число возможных перекомбинаций гамет; (3:1)" — формула расщеплений по фенотипу; (1:2:1)" — формула расщеплений по генотипу. Исходя из этого видим, что в каждой формуле в основании лежит цифра, указывающая величину для моногибридного скрещивания, а в показателе — число разбираемых признаков, но не превышающих гаплоидное число (п): Алгоритм для решения задач: 1. Читая условие задачи, необходимо сразу заготовить схему решения данной задачи, записав с помощью общепринятых символов исходные данные. 2. Если первое поколение единообразно, то фе-нотипический признак доминантен. 3. Если родительские особи гомозиготы, то первое поколение единообразно. 4. Чистые линии (гомозиготы) дают всегда один сорт гамет. 5. Если особь имеет рецессивный фенотип, то она гомозигота рецессивная (аа). 6. Гетерозиготы дают всегда четное число гамет, которое определяется степенью гетерозигот-ности данной особи (например, тригетерозигота будет образовывать восемь типов гамет: 2 необходимо возвести в третью степень). 7. При скрещивании гибридов всегда наблюдается расщепление по изучаемым признакам, и, наоборот, если в поколении есть расщепление, то родительская)кие) особи с доминантным фенотипом — гетерозиготы. 8. При анализирующих скрещиваниях число образованных в поколении фенотипических классов указывает на число сортов гамет, образуемых гибридом, причем все фенотипические классы будут представлены равными пропорциями (1:1, 1:1:1:1 и т.д.).
Нет стр 120-121 Date: 2015-09-02; view: 2448; Нарушение авторских прав |