Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







LSt«l I«KUf « ИОИСНСИ





Обложка книги В. Кандинского «Точка и линия на плоскости». 1926


Известно, что материалом для книги «О духовном в искусстве» послужили мысли, «являющиеся результатом наблюдений и душевных переживаний, постепенно накапливающихся» в течение почти десяти лет. Кандинский предполагал писать продолжение книги, самостоятельной частью которой должно было стать «Учение о гармонии в живописи». Но события развивались таким образом, что в действительности продолжением стали статья «К вопросу о форме» в альманахе «Синий всадник», автобиографические записки «Riickblicke», программы ИНХУКа и ГАХН, а затем книга «Точка и линия на плоскости».

С одной стороны, с этим, безусловно, были связаны чисто внешние причины: вызванный началом войны спешный отъезд из Германии, который нарушил естественный ход вещей и вырвал художника из привычной среды и атмосферы, активная научно-организационная деятельность в области художественной культуры в послереволюционной России. Но, с другой стороны,его теория искусства и раньше тяготела к широким научно-философским обобщениям. И в этом смысле книга «Точка и линия на плоскости» оказалась не просто очередным среди многих других декларативным трактом по искусству, но и строгим по стилю изложения научно-экспериментальным исследованием выразительных средств и возможностей графики, живописи и других искусств, с привлечениемобширного и с этой точки зрения малоизученного материала природы и техники.

Путь «скрупулезного анализа и последующею синтеза», который Кандинский считал необходимым пройти, был намечен им еще в мюнхенский период, но возможность реализовать свои планы он получил позднее. Так, в Москве, в ИНХУКе и ГАХН «предпринималась попытка» чисто научной проверки художественных средств выражения разных видов искусства, проводились исследования по интегрирующим областям. Примеры подобного рода исследований Кандинский приводил в книге


154

«Точка и линия на плоскости»: разработку проблемы времени в музыке, живописи, танце, а также эксперименты А.А. Шеншина по переводу музыкальных произведений в графические изображения.



Его собственные исследования в ИНХУКе и ГАХН касались вопросов интеграции искусств, изучения основных элементов живописи, параллельного действия цвета и звука, психологии восприятия и физики щата Он работал над созданием словаря терминов изобразительного искусства, предполагая, что, прежде чем создать науку об искусстве, необходимо проанализировать его основы и разобраться в терминологии (работу в ГАХН над словарем терминов он также упоминает в книге).


::: ■■■•■.V?

Мечта о создании новой науки об искусстве не оставляет Кандинского и в Баухаузе, но если раньше в его распоряжении был вначале институт, а затем секция ГАХН, то теперь он продолжает свою работу самостоятельно пишет опросные листы, строит занятия со студентами, стремясь научить их элементарной логике анализа. И естественно, что возможность издать учебник расценивается им как возможность выразить свои научные теоретические и педагогические интенции.


К работе над книгой Кандинский приступал дважды и закончил ее в 1923 году, находясь в Баухаузе, что отчасти определило ее построение. По своей форме она напоминает учебник или справочник по теории .-живописи -каждый, даже самый небольшой раздел, озаглавлен, и это заглавие вынесено на поля, что облегчает пользование и как бы структурирует мысль, позволяя проследить логику ее развития. Текст сопровождался значительным зрительным рядом; рисунки, схемы, таблицы, фотографии, многие из которых он показывал на лекциях и семинарах. Кроме того, книга снабжена «регистром», включающим перечень основных понятий, причем не только понятий, которыми он оперирует в книге, но и главными понятиями его теории искусства: «абстрактная форма», «анализ», «элементы», «фактура», «цвет», «основная плоскость», «построение» (конструкция), «контрасты», • графическое выражение», «звук», «композиция», «линия», «метод», «• точка», «напряжение», «природа», «синтез», «техника», «время», «верх», «низ», «справа», «слева», «числовое выражение», «повторение», «тяжесть», «холод», «тепло», «драматическое», «лирическое» и г. д. Можно предположить, что из этих понятий и должен был складываться словарь терминов изобразительного искусства, как он его понимал.

Анализ первоэлементов Кандинский начинает с точки, ей он посвящает первую главу книги. За основу характеристики точки он берет геометрическое понятие, которое объясняет: «существует геометрическое обозначение точки= «origo», что значит «начало» или происхождение. В данном случае геометрическое и живописное понятия совпадают»34.

Анализ точки как первоэлемента живописи Кандинский строит по следующей схеме:

1. Внешний вид точки, ее величина или размер, ее границы с учетом

характера края (ровный, зазубренный и т. д.) и внешней формы

(геометрическая, свободная).


 


О. Шлеммер. Точка, линия, плоскость. Тушь, перо, фотомонтаж. 1928




4 W. Kandinsky. Punkt und Liniezu FlSche. Beitrag zur Analyse maierischen Hlcmcntc. MOnchen:Verlag A.Langen, 1926. S. 26; Далее: PL.




 


 
 


2. Соотношение величины точки с величиной и формой основной
плоскости и других элементов на этой плоскости, расположение их
границ по отношению друг к другу.

3. Количество точек на плоскости, их ритмическое чередование.

4. Положение точки или точек на плоскости (индивидуальное место
каждой в зависимости от центра - центральное, ацентральное,
свободное).

5. Расстояние в пространстве (удалена или приближена).

6. Соотношение цвета точки с цветом основной плоскости и других
элементов на этой плоскости.

Схемы по формообразованию

из книги В. Кандинского «Точка и линия на плоскости» 1926


Взаимодействие точки и линии


Черные и белые точки и линии в качестве элементарно-цветовой ценности


 


 








Date: 2015-09-02; view: 649; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию