Главная Случайная страница



Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника







Строительный курс





Практическое участие в строительстве (на реальной строительной площадке) и свободное творческое участие в строительном процессе (на экспериментальной площадке Баухауза) для особо проявивших себя учащихся Баухауза»'00.

Одновременно с определением содержания образования складывалась и структура учебного процесса. Она окончательно определяется к 1923году и наглядно продемонстрирована на диаграмме, которая в историю художественной педагогики вошла под названием «КругБаухауза». Он впервые был опубликован в каталоге Баухауза (Staatliches Bauhaus Weimar 1919-1923. Miinchen-Weimar. 1923):

Внешний ее круг представляет собой вводный курс (1/2 года), первичное изучение форм, знакомство с материалами в мастерских вводного курса.

Второй круг (второй и третий круг - 3 года): натурные штудии, материаловедение, курс пространство-цвет-композиция, конструирование и изображение, материалы и способы их обработки.

Третий круг: классы дерева, металла, текстиля, живописи, стекла, керамики, камня.

Центр круга: инженерно-строительный курс, проектная мастерская, опытно-экспериментальная мастерская, стройплощадка, строительство.


«Круг Баухауза». 1923

Так, к 1923 году основные цели и задачи были сформулированы, структура учебного процесса обозначена, содержание и этапы обучения определены. Настоящие документы свидетельствуют о начале нового периода в истории Баухауза - периода консолидации или, по нашему определению, периода стабильности и расцвета, который продолжался до 1928 года.

Интересно в этой связи проследить смену в формулировках целей обучения:

Программа 1919:

«Баухауз хочет воспитывать из архитекторов, живописцев и скульпторов всех степеней - в зависимости от их способностей прилежных ремесленников или самостоятельно работающих художников и основать трудовое сообщество ведущих мастеров и подмастерьев»;


Die Satzungen des Staatlichen Bauhauses zu Weimar. 1921, in: Wingler. S. 55.


64Устав 1921года:

«Баухауз стремится дать образование художественно одаренным людям и воспитать из них творчески и образно мыслящих ремесленников, скульпторов, художников, архитекторов»; Объявление 1925года:



«Цель: дать образование художественно одаренным людям в области творческого формообразования для профессиональной сферы ремесла, промышленности и строительной специальности»;

Учебный план 1925 года:

«Цель Баухауза - духовное, ремесленное и техническое образование творчески одаренных людей, во-первых, чтобы они могли заниматься, прежде всего, строительным проектированием, во-вторых - практической экспериментальной работой в области строительства, а также созданием образцов для промышленного и кустарного производства»101.

В отличие от пафоса программы основания последующие заявления становятся более реалистичными и соотнесенными с конкретным моментом в развитии института. На первый план выходит идея создания конкретных проектов и предметов, необходимых для жизни. На смену экспрессионистическим тенденциям раннего Баухауза приходят конструктивно-технические требования промышленного производства.

По сравнению с Веймаром структура Баухауза в Дессау практически не изменилась. Появилась лишь определенная тенденция к разделению обучения. Об этом говорит тот факт, что к зимнему семестру 1924/1925 года пропедевтический курс продлевается с одного семестра до двух, и с этого момента получает название «Основного курса по формообразованию».

Уже в учебном плане 1925-1926года обучение разделяется на две равные части: основной курс практического обучения и основной курс формообразования.


65 «1. Основной практический курс:

Работа с различными материалами и инструментами.

Изобретение и конструирование предметов потребления в специальных мастерских основного отделения.

Подготовка собственного проекта и его расчет с точки зрения материала, экономии и техники.

Общее обсуждение планов. Самостоятельное руководство проектами.

Общая оценка готовой работы относительно выразительности, функциональности, повышения свойств, улучшения возможностей применения в зависимости от формы (размер, материя, цвет), материала (масса, ценность), экономии (затраты, действия), техники (конструкция, изготовление).

Сбор и систематизация результатов исследований работы с различными материалами.

Руководсгво мастерскими и предприятиями. Проектирование и техническое рисование в качестве введения в специальное рисование основного курса. II. Основной курс формообразования:

Теоретические и практические упражнения:

анализ элементов формы (ориентация, обозначение, терминология);

органические и целенаправленные взаимосвязи (закон, конструкция, построение);

руководство по абстрагированию (явление, характер, схема). Использование первичных и вторичных, элементарных и смешанных средств формообразования;

упражнения по формообразованию: рисунок, живопись, строительство.

Научные дисциплины:

Основы математики, физика, механика, химия и их практическое использование в логическом понимании значения числа и массы, материала и формы, силы и движения, пропорций и ритма в процессе формообразования»102.




 


Цит. no: Wingler. S. 68.


102 Das Bauhaus in Dessau Lehrplan (1925), in: Wingler. S. 119.


66

 

 

 

 

mhltriilw • Ьам   3 t 3S!f3 ' ** 1 I ■•'In I и ; I J:l 1 г !l 1 * |I| 11 i| • 1 ill I lllf ! ! SiJ I Mil   if ft 1 ill! У ? 51es 3 S 3 Я » * : 5 о II ? If] s i 11] ifi : ;*! i|11 Ml tiff*
 
зоп»п«г fO» fr*le pf««tlschc ge»t»mmr        

Мы сознательно приводим подробно содержание документов, поскольку они в большинстве своем не переведены на русский язык и не опубликованы. Хота очевидно, что прежде чем интерпретировать, необходимо иметь точные тексты их переводов.

 

 

  *. *«most«r б. »пчсМог u.filg.
4 HWl * "     "i
If (ЯМИЩИ llM in f, .me; «ИМ». «»'i 1 ' Ж «И. S «uMOKAf-cn 1 » .. -1" рмМк1н mM t (flvttl. • Зб",|с.
ein'jhr.iftg In dus   sMIHUniiil» mit»r.
•*»rh»tatt»»Rfci( tii»i>rl>i:li«. «.. •акавмК aprachuchc uconffn W«rt(«tZtttfhAit ЕЯмпиР' irtuli fulvrurijiw»
     

Учебный план занятий по семестрам в брошюре «Баухауз-Дессау». 1926

В 1926 году была издана брошюра «Баухауз - Дессау. Устав и организация учебного процесса». Она во многом повторяет положения учебного плана 1925/1926, но имеет приложение в виде расписания занятий по семестрам, в котором очевидна та же тенденция к разделению обучения.

При Майере это разделение еще более усиливается. Пропедевтический курс становится исключительно курсом по формообразованию. Он продлевается еще на три семестра, включая занятия Альберса, Кандинского, Клее и Шлеммера. Объединенного обучения одновременно искусству и ремеслу не получается.

В то же самое время обучение архитектуре становится более дифференцированным. Большое место отводится преподаванию точных наук.


Наряду с преподаванием философии, социологии и психологии вводятся такие новые предметы как, например, психотехника. В одном из писем Гропиусу Майер писал, что, прежде всего, его как педагога заботит научно-техническая сторона обучения. Свою линию развития он назвал «функционально-коллективно-конструктивистской103». Тем самым в Баухаузе Майер делал попытку развить принципы политехнического образования.

Последующие преобразования структуры и основных задач Баухауза связаны с именем Мис ван дер Роэ. Они отражены в уставе Баухауза 1930 года и в учебном плане 1932 года. Главную задачу Баухауза ван дер Роэ формулировал следующим образом: «Задачей Баухауза является законченное ремесленное, техническое и художественное образование студентов» .

Трем главным курсам, составляющим основу педагогики Баухауза -Основной курс (Grundlehre), практический курс (Hauptlehre), строительный курс (Baulehre) он дает более нейтральные обозначения «Первая ступень - вторая ступень - третья ступень обучения».

Первая ступень, соответствовавшая пропедевтическому курсу, «должна была с помощью предварительного обучения выявить индивидуальные наклонности и способности каждого студента и соответственно явиться руководством к последующей деятельности»105. Из этого можно заключить, что тот смысл, который придавали этому курсу Гропиус и Иттен, в значительной мере теряется. Его содержание во многом упрощается. Он начинает играть роль небольшого обязательного введения в изучение художественных и практических дисциплин.

Вторая ступень соответствовала прежнему практическому курсу, но сфера применения знаний, полученных учащимися в результате предварительного обучения, становиться крайне ограниченной:

103 Н. Meyer. Bauhaus Dessau. Erfahrungen einer polytechnischcn Erziehung, in: H. Meyer. Bauen
und Gesellschaft - Schriften, Briefe, Projekte. Dresden 1980, S. 79.

104 Bauhaus Berlin. Faltblatt 1932 (Bauhaus-Archiv Berlin).

105 Bauhaus Berlin. Faltblatt 1932 (Bauhaus-Archiv Berlin).


68

1. Строительство и отделка;

2. Реклама;

3. Фотография;

4. Текстиль;

5. Изобразительное искусство106.

Третья ступень, включавшая технические дисциплины, давала возможность использовать свои теоретические знания и практические умения в свободном проектировании и строительстве.

Необходимо обратить внимание на два момента. Во-первых: окончательно утрачивается ремесленный характер практического обучения и, во-вторых, идея Гропиуса о синтезе всех искусств под эгидой архитектуры, которая соответствовала реформам художественного образования, окончательно отходит на второй план. Обучение ведется автономно по нескольким художественным специальностям, что напоминает систему обучения в Академиях художеств. Поэтому поздний Баухауз скорее можно назвать Высшей школой архитектуры и дизайна, чем как при Гропиусе - Высшей школой формообразования.









Date: 2015-09-02; view: 888; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2021 year. (0.009 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию