Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






В. Кандинский






Василий Кандинский. 1925

В декабре 1921 года Василий Кандинский (1866-1944) получает задание, будучи сотрудником Российской академии художественных наук, наладить культурные отношения с Германией. В начале 1922 года он принимает участие в подготовке большой выставки русского искусства в Германии, одной из первых советских художественных выставок за рубежом. Его встреча с Гропиусом состоялась в марте 1922 года в Берлине, где, видимо, он и получает от него официальное предложение работать в Баухаузе. В архиве Баухауза сохранилось трудовое соглашение,


144

свидетельствующее о том, что с 1 января 1922 по 30 июня 1925 годы Кандинский приглашен в качестве преподавателя (als lehrender Meister) в Веймарский Баухауз и протокол от 26 июня 1922 года с обсуждением его кандидатуры на должность «Formmeister».

В. Кандинский родился в Москве в 1866 году. В детстве он говорил и читал не только по-русски, но и по-немецки - его бабушка по материнской линии была немкой. Первые книги, которые он прочитал самостоятельно, были немецкими. Окончив юридический факультет Московского университета, Кандинский отказывается от научной карьеры и в 1896 году уезжает в Германию, в Мюнхен, где профессионально начинает заниматься живописью, решив целиком посвятить себя искусству.

«Немецкие Афины», как тогда называли Мюнхен, привлекал к себе многих художников. Сюда стремились, чтобы познакомиться с достижениями европейской культуры, посетить знаменитые музеи и выставочные залы, получить профессиональное образование. Мюнхенский период (1896-1914) по своей напряженности и результативности был одним из важнейших в творческой биографии художника. Начав с учебы в частной художественной школе А. Ашбе и Мюнхенской академии художеств, Кандинский постепенно, преодолевая различные влияния и осваивая разнообразные изобразительные системы, находит свой путь в искусстве: открывает новый художественный метод- метод абстрактной живописи.

Здесь, в Германии, к Кандинскому приходят известность и международное признание. В 1912 году он издает знаменитую книгу «О духовном в искусстве»11, которая стала творческим манифестом художника. В ней он сформулировал главные принципы абстрактного искусства: изложил свои взгляды на взаимоотношения искусства и природы, духовного и материального, внешнего и внутреннего, на соотношение формы и содержания. В том же году Кандинский вместе с Ф. Марком организует международный альманах «Синий всадник», который задумывался ими как

51 W. Kandinsky. Ober das Geistige in der Kunst. Miinchen: R.Piper, 1912.


периодическое издание по теории современного искусства. Редколлегия альманаха становится ядром творческой организации, куда входят художники, скульпторы, музыканты, теоретики искусства из разных стран, их объединяет поиск новых путей в искусстве. С некоторыми будущими коллегами по Баухаузу Кандинский впервые знакомится как раз в связи со своей деятельностью в «Синем всаднике». Начало Первой мировой войны вынуждает художника вернуться на родину.

В. Кандинский. Лирическое. Холст, масло. 94x130. 1911

С 1918 года Кандинский включается в общественную, научную, организационную и педагогическую работу. Международный авторитет, теоретический и организационный опыт выдвигают его в лидеры новой художественной культуры России. Он входит в Коллегию и Международное бюро московского отдела ИЗО Наркомпросса, руководит институтом художественной культуры, участвует в создании музея живописной культуры. По его инициативе создается физико-психологическое отделение Российской академии художественных наук, вице-президентом которой он избирается. И хотя научно-художественная деятельность художника в


России окяхэздтоь непродолжительной - В \92Л ТОДу ОН BYlOTVb уСЗЖаСТ В

Германию, Кандинский внес неоценимый вклад в создание отечественной науки об искусстве.

В. Кандинский - член коллегии Отдела ИЗО Наркомпросса. Москва. 1918

В приглашении Гропиусом Кандинского весной 1922 года определяющую роль сыграло то, что он знал его как автора книги «О духовном искусстве», ему импонировали авторитет и популярность Кандинского в среде авангардно настроенных художников, а также его приверженность науке и теории. «Репутация Кандинского как пионера абстрактного искусства и автора теоретических публикаций должны были придать блеск юному институту»12.

Можно утверждать, что Кандинский изначально был предрасположен к педагогической работе. Свои первые уроки живописи он дает в школе, организованной им в Мюнхене при выставочном объединении «Фаланга» (1901-1903), едва перестав быть студентом Мюнхенской академии


художеств, т. е. почти буквально, уча, учится сам (clocendo discimus}. После возвращения в Россию Кандинский вначале некоторое время преподавал в Государственных художественных свободных мастерских, а затем на живописном факультете ВХУТЕМАСа. Реконструировать содержание его работы не представляется возможным, так как сохранилась лишь незначительная часть материалов. Но, тем не менее, важным оказывается то, что Кандинского не просто интересовали проблемы художественного образования, но для него важно было самому участвовать в педагогическом процессе.

Исходя из некоторых фактов биографии художника, можно предположить, что для него могло означать понятие «учитель». В университетское время в Москве его учителем и научным руководителем был известный ученый, профессор Московского университета А.И. Чупров, под сильным влияние личности которого он находился. Видимо, Чупров научил Кандинского напряженной, систематической научно-исследовательской работе, что было необходимо молодому ученому. К тому же между ними сложились теплые, доверительные отношения - Чупров всегда охотно принимал участие в судьбе Кандинского, стараясь понять и помочь в трудную минуту. Образ Чупрова художник сохранил в своей памяти на долгие годы - он стал для него идеалом человека, ученого и педагога. И поэтому сам, оказавшись в роли педагога, он непроизвольно ведет себя как университетский профессор, чем, безусловно, выделяется из эпатирующей среды авангардно настроенных педагогов и студентов Баухауза.

Увлечение Кандинского теософией также могло повлиять на его представления об учителе. Так, в теософии слову «Учитель» придается особый смысл, прежде всего, это - «духовный учитель», «духовный провидец», что для Кандинского, обладающего, как он считал, пророческим даром, было немаловажным. К тому же, если вспомнить об его взглядах на духовное обновление искусства и на роль, значение и место художника в


и С. Poling. Kandinsky-Unterricht am Bauhaus. Weingarten. 1982. S. 17.


148

этом процессе, то становится понятной естественная для него потребность «учить» самому. А для этого, по меньшей мере, были необходимы кафедра и круг единомышленников, что он и надеялся приобрести в стенах Баухауза.

Находясь в России, Кандинский не переставал следить за тем, что происходит в художественной жизни Германии и, в частности, в области художественного образования. Это ясно из его уже упоминавшейся статьи «К реформе художественной школы», опубликованной в журнале «Искусство» в 1923 году.


ausweis

bauhaus dessau

я-..«к*е

des bauhausee in dossfcu

Свидетельство В. Кандинского о том, что он является профессором Баухауза в Дессау

Важно и то, что Кандинский оказывается в Баухаузе в период своей человеческой и творческой зрелости. Он был одним из самых старших по возрасту преподавателей Баухауза - в 1926 году здесь пышно отмечалось его 60-летие. Вместе с тем, и это более существенно, за его плечами был долгий путь мучительных поисков и открытий, а годы, проведенные в России, помогли ему окончательно осознать себя не только как художника, но и как ученого-теоретика. В этом смысле Кандинскому было что сказать и чему научить студентов Баухауза.


Все это, в конечном счете, послужило тому, что Кандинский почти сразу органично включается в работу. Он был тем преподавателем Баухауза, который проработал здесь почти с самого начала его деятельности и до закрытия в 1933 году. Являясь уже сложившимся мастером с определившимися взглядами на искусство, на задачи и цели художественного образования, Кандинский не мог не оказать влияния на ход развития основных идей института. Это коснулось, в первую очередь, основного курса по формообразованию и цветоведению.

В.Кандинский. Композиция VI N. Холст, масло. 140x201. 1923

С самого начала своей деятельности в Баухаузе Кандинский пытается приспособить свою науку об искусстве и теорию живописи к конкретному педагогическому процессу. В 1923 году в первом большом издании, посвященном Баухаузу, которое Гропиус подготовил в соавторстве с Кандинским, помещены статьи Кандинского «Основные элементы формы», «Курс и семинар по цветоведению», «Об абстрактном синтетическом


синтезе». Здесь он предлагает целую научно-исследовательскую программу, основанную, с одной стороны, на синтезе искусств, науки и техники, а с другой - на мучении ш'.шншых элементов формы с позиции их анализа и последующего синтеза, тем самым, определяя как сущность научной и теоретической концепции Баухауза, так и свое место и

направление работы в нем.

Во время своего пребывания в Баухаузе Кандинский вел следующие курсы и семинары: курс и семинар по цветоведению, курс «Основные элементы формы» (позже «Абстрактные элементы формы»), курс аналитического рисунка). Он руководил мастерской монументальной живописи, с 1927 года возглавлял вместе с П. Клее «Свободные живописные

классы».

«Свободные живописные классы» были открыты в Баухаузе благодаря их инициативе. Это было определенной уступкой со стороны Гропиуса, который не мог не считаться с признанием авторитета и популярностью Кандинского и Клее. К тому же они сумели отстоять свое мнение и доказать правомерность существования живописных классов в институте с художественно-промышленной направленностью.

Если в целом говорить о Кандинском как о педагоге, то надо отметить, что в Баухаузе он ведет себя как приверженец «grand'art», что в определенной степени послужило причиной его разногласий с Гропиусом. С момента своего появления в Баухаузе, несмотря на близкое понимание современных задач и методов обучения, Кандинский находился в некоторой оппозиции к основной линии деятельности Гропиуса, направленной на создание промышленной продукции. Особенно это становится очевидным после 1923 года, когда Гропиус декларировал очередной девиз Баухауза -"Искусство и техника - новое единство". Шлеммер однажды назвал Кандинского «коридорным мастером» (Korridormeister), поскольку он крайне редко встречал его в мастерских Баухауза, а гораздо чаще в аудиториях и коридорах в окружении студентов. Сам Кандинский в письма к В. Громанну


от 23 ноября 1924 года признается, что ему хотелось бы преподавать «свободное искусство» в Дрезденской академии художеств. Но, тем не менее, он все же остается в Баухаузе, а открытие свободных живописных классов расценивает как истинную победу в своей затянувшейся дискуссии с Гропиусом.

В статье «Значение теоретического обучения в живописи» Кандинский, определяя средства и цели обучения в Баухаузе, писал:

«Ясно, что подобные педагогические принципы могут служить не только живописи, но и другим искусствам. Также ясно, что в Баухаузе именно живопись является подходящим средством воспитания:



В. Кандинский. Малые миры. III. Цветная гравюра. 27,8x23. 1922

В. Кандинский. В черном квадрате. Холст, масло. 97,5x98. 1923

33 W. Kandinsky. Der Wert des theoretischen Untcrricht in dcr Malerei // Bauhaus (Dessau) 1926. № IS. 4.

1) цвет и его использование найдет место во всех мастерских, где
описанный метод служит чисто практическим целям;

2) живопись - это искусство, которое уже несколько десятилетии
идет впереди во всех художественных движениях и оплодотворяет другие
искусства, в особенности архитектуру»32.


152

Курс свободных живописных классов Кандинского включал ряд его упражнений пропедевтического курса, а также значительную теоретическую часть, представляющую собой своеобразную историю и теорию современного искусства. Практические занятия чередовались с теоретическими, которым были посвящены несколько главных тем.

• отношение между природой и искусством;

• материальное и духовное;

• необходимость в искусстве;

• форма и содержание;

• отношение между искусством и техникой.

Их дополнял коллективный анализ учебных работ, а также работ современных художников и старых мастеров. Таким образом, для своей теоретической части Кандинский выбирал проблемы, которые занимали его самого, и которые он разрабатывал в процессе формирования собственной теории искусства.

Практическая часть занятий была направлена на проработку первоэлементов живописи, взаимодействия формы и цвета, уяснения конструктивных и композиционных закономерностей построения. На тгих занятиях Кандинский использовал материал книги «Точка и линия на плоскости», вышедшей в серии «Книги Баухауза».

BAUHAUSBUCMER KANDINSKY

 

Date: 2015-09-02; view: 1235; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию