Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-личностное развитие. О развитии социальной компетентности ребенка, его умении понима-г других людей (близких взрослых, сверстников) и самого себя





 

О развитии социальной компетентности ребенка, его умении понима-г других людей (близких взрослых, сверстников) и самого себя, способности уста­навливать контакты, ориентироваться в мире человеческих отношений можно

 

судить по следующим показателям: ребенок не теряется в новой обстановке, способен выбрать адекватную альтернативу поведения, знает меру своих воз­можностей, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрос­лыми. Он умеет сдерживать себя и заявить о своих потребностях в приемлемой форме. Социально развитый ребенок старается избежать нежелательного обще-ния. Он чувствует свое место в обществе, понимая разный характер отношения к нему окружающих, может регулировать свое поведение и способы общения.

Показатели социального развития отнесены к разделам: общение со взрос­лыми, сверстниками, эмоционально-волевая регуляция поведения, представле­ние ребенка о себе и отношение к себе.

Способен вступить в общение со знакомыми взрослыми

Данный показатель развития можно проследить в различных ситуациях об­щения ребенка со взрослыми в повседневной жизни в детском саду: в ходе игр и других видов деятельности, экскурсий по детскому саду, посещения меди­цинского кабинета, во время праздников и т.д. Например, на прогулке ребенок предлагает взрослому посмотреть, как он катается на лыжах, велосипеде, обра­щается за поддержкой («А правда, я хорошо катаюсь?»), показывает, какую фи­гуру он слепил из снега, обращается за помощью в случае затруднения. Придя в группу с индивидуального музыкального занятия, передает воспитателю со­общение музыкального руководителя, во время праздника приглашает взрос­лого (маму, бабушку, воспитателя) на танец, игру.

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможностям, если ребенок вступает в общение со знакомыми взрослыми: педагогами, медсе­строй, другими работниками данного детского сада, гостями (например, учителя­ми соседней школы, которые часто приходят в сад), родителями сверстников своей группы по собственной инициативе и в ответ на их обращения, проявляет готовность и способность разговаривать доброжелательным тоном, слышать и слушать взрослого, поддерживать тему разговора, возникшего по его инициативе (например, о предстоящем поступлении в школу, недавней экскурсии, празднике и т.д.), ответить на вопрос, отозваться на просьбу, предложение взрослого (на­пример, по просьбе мамы позвать воспитателя, передать сообщение воспитателя логопеду, просьбу музыкального руководителя родителям и т.д.).



Уровень, «близкий к достаточному», — перечисленные выше показатели слабо выражены. Например, ребенок теряется, нервничает, когда к нему обращается взрослый, затрудняется ответить на его вопрос, выполнить просьбу.

«Недостаточный» уровень — отсутствует интерес к общению и совместной деятельности со взрослыми, несмотря на специально принятые меры (индиви­дуальная работа в группе, занятия с психологом и т.д.).

Избирательно и устойчиво взаимодействует со знакомыми детьми (входит в разнообразные объединения по интересам)

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможнос­тям, если ребенок большую часть времени, предоставленного в детском саду для самостоятельных игр и других видов деятельности, общается с детьми сво­ей группы: проявляет устойчивое стремление участвовать в каком-либо деле (игре, продуктивной деятельности) из интереса к самой деятельности и свер­стникам-партнерам, сочетает парную дружбу с широким товариществом. В круг его общения входят 6—10 детей группы. Владеет этически ценными способами

 

общения (обычно разговаривает в доброжелательной форме, может учитывать интересы и потребности других детей, считается с их мнением). Часто такой ребенок пользуется любовью и симпатией сверстников, они отдают ему пред­почтения в игре и других видах деятельности.

Уровень, «близкий к достаточному», — ребенок чаще наблюдает за играми детей со стороны, активно не проявляя потребности в общении с ними, вступа­ет в непродолжительный контакт со сверстниками по их инициативе. Это мо­жет быть связано с тем, что ребенок не умеет развить игру (игровые переиме­нования предметов, ролевое поведение и др.) и (или) умением строить взаи­моотношения со сверстниками на равноправной основе.

«Недостаточный» уровень — развитие ниже возрастных возможностей, ког­да ребенок уходит от общения со сверстниками, отгораживается от них, боль­шую часть времени проводит в одиночку, не входит ни в одно из устойчивых игровых объединений в группе.

Данные по этому показателю могут быть получены в ходе наблюдений за детьми во время самостоятельных игр в групповой комнате и на участке дет­ского сада.

Чувствует настроение близких взрослых и сверстников «Достаточный» уровень — ребенок может заметить эмоциональное состояние

близкого взрослого и сверстника (радость, восторг, грусть, печаль, спокойствие, страх, тревожность, гнев, злость), способен понять причину изменения настроения, уви­деть связь между поведением взрослых или детей и их эмоциональным состояни­ем (грустный, унылый — кто-то обидел, плохо чувствует себя, устал).



Уровень, «близкий к достаточному», — не проявляет устойчивого интереса к эмоциональному миру другого человека, редко замечает изменение настроения, ориентируется главным образом на содержание самой деятельности (игровой продуктивной и др.).

«Недостаточный» уровень — не проявляет интереса к эмоциональному со­стоянию другого человека (взрослого и сверстника), весь сосредоточен на себе, собственных переживаниях и своей деятельности, не понимает эмоционально­го контекста ситуации взаимодействия, не чувствует характера отношения к себе окружающих людей.

Может оказать эмоциональную поддержку и помощь в случаях затруднены.' Стремление ребенка получить помощь и оказать ее можно проследить в мно­гочисленных естественно возникающих в группе детского сада ситуациях. Напри­мер, при одевании на прогулку выясняется, что у мальчика куда-то задевалась варежка, шапка, ребенок плачет, просит о помощи. По реакции детей можно опре­делить их готовность и способность включиться в поиск, помочь, утешить. Готов­ность помочь проявляется также в ситуациях коллективного выполнения задания по изобразительной деятельности, конструированию. Например, при выполнение задания один из детей не знает, как сконструировать самолетик из бумаги, затруд­няет»: вырезать необходимую для общей работы деталь. По поведению друпи детей видно отношение каждого ребенка к трудностям сверстника, желание под­держать его или, наоборот, посмеяться, огорчить, усилить тревожность.

«Достаточный» уровень — ребенок проявляет готовность посочувствовать, по жалеть, утешить, в случае, если другой человек чем-то расстроен, огорчен, копи видит, что взрослому или сверстнику требуются поддержка, помощь. Например, две девочки бежали, нечаянно столкнулись и ударились лбами. Одна из них заплакал

 

 

лошла к окну — дети подошли, обняли ее, что-то шепчут на ухо, гладят по плечу. Когда ребенок старается помочь по собственной инициативе или в ответ на просьбу, способен даже привлечь внимание других детей к эмоциональному состоянию сверстника. Например, девочка обращается к двум другим детям («Что же вы тут сидите, играете, а Костя там один — грустно ему. Примите его, пожалуйста»).

Уровень, «близкий к достаточному», — не замечает трудностей, возникших перед другим человеком, по собственной инициативе не предлагает помощи, но иногда может оказать ее в ответ на просьбу другого. При этом не выражает явного желания помочь, а делает это скорее по необходимости или из-за бояз­ни получить отрицательную оценку взрослого (например, соглашается принять з игру сверстника, чтобы не получить неодобрения воспитателя).

«Недостаточный» уровень — развитие ниже возрастных возможностей от­мечается, если ребенок эмоционально глух к горестям и радостям другого че­ловека, не проявляет интереса к его переживаниям, не предлагает свою помощь, когда другому она действительно необходима (нести большой короб с игруш­ками, подержать дверь, помочь одеться малышам, поиграть с ними и т.д.).

Регулирует свое поведение на основе усвоенных норм и правил

В основе социального поведения лежат общечеловеческие и национальные нравственные ценности, нормы и правила. В группе детского сада существуют правила, установленные самими детьми. Это, к примеру, право первенства на пользование игрушкой («Я первый взял эту машину, а он отбирает»). Это также право на владение территорией, местом для игры, право на собственность («Моя кукла — я ее из дома принесла»), равенство всех членов группы при получении общих благ, право охраны ребенком своей деятельности и ее результатов, право на обособление в игре, необратимость закона дарения («Она сама мне подари­ла, а теперь хочет забрать») и др.

«Достаточный» уровень — ребенок строит свое поведение в соответствии с социально принятыми и одобряемыми в данной группе детского сада правилами, может разрешать возникающие конфликты путем переговоров, найти конструк­тивные выходы из затруднительных ситуаций, сдерживать свой гнев, злость, слезы в ситуациях, которые могут провоцировать на проявление физической и других видов агрессии* (например, ребенок строит из кубиков, а кто-то из детей без разрешения забирает у него нужные детали), страха, тревожности, деструктивного поведения, умеет погасить агрессию сверстников, успокоить их. Высказывая просьбы, поручения, предложения, называет другого человека по имени, смотрит в глаза, обращается в доброжелательной форме, тактично принимает отказ, несогласие, оставляя за партнером право выбора и самостоятельного принятия решения.

У этих детей может наблюдаться агрессивное поведение с целью защитить себя или товарища от другого человека, а также в случае нарушений сверстни­ком правил, установленных самими детьми в группе детского сада.

В совместной деятельности (игре, конструировании) способен согласовы­вать собственные замыслы с планами и замыслами сверстника, при этом ста­рается учесть его мнение, интересы («Ты согласен, если...», «Договорились?», «Давай так!», «Не будешь обижаться?», «Ты доволен?», «А если нам...»).

 

__________

* Физическая агрессия: бьет руками, ногами, предметом другого человека; толкает, царапает, кусает, таскает за волосы, за одежду, плюет, пачкает одежду сверстника; вер­бальная — обзывается, дразнит, злорадствует, насмехается, угрожает, использует повы­шенный тон речи, крик, угрожающую интонацию и т.д.; другие виды агрессии: строит рожи, показывает язык и т.д.

 

 

Уровень, «близкий к достаточному», — затрудняется в совместной деятель­ности согласовать свои действия с действиями другого, объединять усилия, до­говариваться. Социально одобряемые способы выражения эмоций неустойчи­вы, в конфликтных ситуациях часто проявляется агрессия, например, из-за стрем­ления к самоутверждению, соперничества и нежелания уступить первенство («Я обогнал его, а он стукнул»), из-за неуспеха в деятельности или ее прерыва­ния («Мы с Наташей хорошо играли, а Лена пришла, и нам все испортила»).

«Недостаточный» уровень — практически во всех конфликтных ситуациях общения с другими людьми или в ситуациях затруднений при выполнении заданий не может сдержать агрессивных проявлений, хочет выразить свое эмо­циональное неблагополучие, снять собственное психическое напряжение, до­саждая другим («Я нарочно ударил — хотел посмотреть, как она плачет», «Так просто стукнул — скучно»).

Данные о способах выражения гнева, страха и других эмоций, а также дан­ные о способах взаимодействия могут быть получены воспитателем в течение года в ходе наблюдений за детьми в различных видах деятельности.

Имеет представление о себе и своих возможностях

«Достаточный» уровень — развитие соответствует возрастным возможнос­тям, если ребенок умеет прислушиваться к своим переживаниям, понимать свое эмоциональное состояние («Я рад», «Я доволен», «Мне весело», «Я рассержен». «Я огорчен», «Мне грустно», «Мне страшно» и т.д.), в некоторых ситуациях общения проявляет чувство собственного достоинства, уважение к самому себе, стремление занять достойное место в системе отношений со взрослыми и свер­стниками. Может с помощью социально принятых способов общения защи­тить себя, проявить чувство собственного достоинства, уверенность в себе. Проявляет потребность в самоутверждении («Я могу!») и признании окружа­ющими людьми («Я хороший!»), потребность в самостоятельности («Я сам!»).

Ребенок способен осознать отношение к себе окружающих («Олег мен* любит: дает игрушки, угощает»). Может сказать, кто из детей группы захочет пригласить его вместе поиграть, порисовать и почему. Называет детей, которые не выразят желания играть с ним, вместе заниматься каким-либо интересным делом, рисовать.

Достаточно адекватно, точно оценивает свои возможности в различных ви­дах деятельности («Умею интересные игры придумывать», «Хорошо строю» «Плохо рисую»).

Уровень, «близкий к достаточному», — не всегда верно оценивает отноше­ние к нему других людей и дифференцирует эмоциональные состояния, имеет недостаточно четкие представления о своих возможностях.

«Недостаточный» уровень — не осознает разный характер отношения к нею других людей, имеет низкую самооценку личностных качеств и достижений • различных видах деятельности.

Чтобы получить данные по этому показателю, рекомендуется спросить ре­бенка об отношении к нему детей группы, обсудить вопросы: «Кто из дета-любит играть (рисовать) с тобой и почему? Как ты думаешь, кто из детей нашей группы хочет учиться с тобой в одном классе?» и т.д.).

Может самостоятельно реализовывать собственные замыслы в игре Показатели развития самодеятельной сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.

 

«Достаточный» уровень — ребенок проявляет инициативу в развертывании :«ы и сюжета игры, самостоятельной реализации своих замыслов, участвует в многостороннем игровом взаимодействии с тремя и более детьми, осуществля-п игровые замещения на уровне действий, предметов, событий с использова­нием модульной игровой среды. Игровая речь представляет собой диалогичес-с.ю ролевую «беседу».

Уровень, «близкий к достаточному», — предпочитает играть вдвоем, осуще-гтвляя парное игровое взаимодействие, иногда пассивно включается в круг летей, взаимодействующих в сюжетно-ролевой игре. Игровое замещение осу-_еетвляет только на уровне использования игрушек и предметов-заместите-:ей. модульную среду не использует, ролевые высказывания носят монологи­ческий характер, в игровые диалоги вступает редко.

«Недостаточный» уровень — в игре пассивен, безынициативен, игровые за­мещения на уровне игры с игрушками. Ролевые реплики монологического ха-ракгера. Не вступает в ролевой диалог с играющими.

 








Date: 2015-09-02; view: 78; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.015 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию