Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать неотразимый комплимент Как противостоять манипуляциям мужчин? Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?

Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сотрудничество воспитателя с семьей





Семья для дошкольника — жизненно необходимая социальная сре­да, определяющая путь развития его личности. Любовь родителей обеспечива­ет ребенку эмоциональную защиту и психологический комфорт, дает ему жиз­ненную опору. Родительская любовь как ничто другое способствует возник­новению и укреплению чувства собственного достоинства и самоуважения > ребенка. Однако от родителей требуются значительные усилия, чтобы упро­чить собственную любовь к своему ребенку, научиться проявлять ее наиболее полезным для него образом, вызывая ответные чувства. Хорошо, если в ста­новлении родительства и осуществлении по мере взросления ребенка кор­рекции собственного отношения к нему матери и отцы могут обратиться к квалифицированной помощи воспитателя, психолога детского сада. Програм­ма «Истоки» ориентирует воспитателя на взаимодействие с семьями л: -школьников.

Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка, а > ребенка — уважительное отношение к своим близким.

Задачи сотрудничества:

— устанавливать партнерские отношения с семьей каждого воспитанника объединить усилия для развития и воспитания детей;

— создавать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдег-жки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

— повышать психолого-педагогическую компетентность родителей, поддер­живать уверенность в собственных педагогических возможностях.

В сотрудничестве с родителями воспитателю важно стремиться к позиш-:* поддержки, соучастия и сопереживания им в сложном процессе осознания м ~ теринских и отцовских функций. Родители хотят видеть в воспитателе отзывчивого,

 

 

знающего собеседника, умеющего выслушать, посмотреть на ситуацию их глазами. Стремление воспитателя к диалогу — важнейшее условие довери­тельных отношений с родителями. Диалог предполагает личностно окрашен­ные формы высказываний, выражение воспитателем собственного эмоциональ­ного состояния в общении («Я рада, что нам удалось достигнуть согласия...», «Не сомневаюсь, что у вас получится!», «А что если мы с вами поступим так...» и т.д.). Общение в форме диалога позволяет родителям почувствовать себя рав­ными партнерами с правом на собственную позицию и систему ценностей в воспитании.



В зависимости от состояния ребенка в момент его привыкания к новым условиям жизни в детском саду воспитателю важно учитывать эмоционально-личностные особенности как ребенка, так и его матери, ее реакцию на новую обстановку в жизни сына или дочери. Воспитатель советует тревожным мате­рям, как лучше расставаться с ребенком, быть спокойнее, подсказывает, как лучше утешить, ободрить, отвлечь ребенка. Договаривается с матерью об инди­видуальном режиме посещения детского сада: советует приводить ребенка на 2—3 ч с любимой игрушкой, забирать его домой после обеда, просит мать за­держаться в группе и побыть вместе с ребенком по возможности дольше, при­влекая ее к помощи по уходу за детьми, предлагает приблизить распорядок жизни в семье к режиму детского сада и т.д.

Ежедневно воспитатель доброжелательно встречает ребенка и его близких, показывает, что их ждут в детском саду, рады их приходу, интересуется, с каким настроением и самочувствием пришел ребенок в группу, при необходимости выясняет причины плохого самочувствия, совместно с матерью вырабатывает целесообразный подход к ребенку. Провожая воспитанника вечером домой, воспитатель рассказывает членам семьи о наиболее ярких впечатлениях дня, об успехах ребенка, проявлении его интересов и предпочтений в разных видах деятельности, навыках общения со сверстниками и т.д. Постоянный индивиду­альный контакт с семьей позволяет воспитателю пробудить чувство располо­жения и доверия родителей к детскому саду и укрепить потребность членов семьи в педагогическом общении.

Воспитателю важно устанавливать индивидуальные контакты с родителями ослабленных, часто болеющих, эмоционально неуравновешенных детей, а также с затруднениями и отклонениями в развитии. Он наблюдает таких детей в до­машней обстановке, подсказывает членам семей, как создать для них атмосфе­ру душевного комфорта и заботы, чтобы ребенок не сомневался: родители лю­бят его искренней любовью и принимают таким, какой он есть. Многочислен­ные вопросы, связанные с развитием конкретного ребенка, обсуждаются в индивидуальном общении с родителями, заранее намечаемом в плане работы воспитателя. Полезно поддерживать родителей и в стихийно возникающих бе­седах по их инициативе.

Воспитатель продумывает способы вовлечения родителей в педагогический процесс. Он предоставляет им право свободно по своему усмотрению знако­миться с жизнью ребенка в детском саду, его общением со сверстниками. Роди­телям важно видеть ребенка в разных видах деятельности: игре, труде, во время еды и на прогулке, в бассейне и спортивном зале. Такие наблюдения — источ­ник новых, подчас неожиданных знаний о сыне или дочери. Их количество в течение учебного года определяется просьбами родителей об интересующей



 

их информации о жизни детей в детском саду, дефицитом имеющихся у них сведений или пониманием значимости той или иной детской деятельности.

Приглашая родителей в детский сад, надо создавать ситуации для взаимо­действия детей и взрослых. Например, предложить родителям вместе с ребен­ком лепить, клеить, рисовать, играть, выполнять спортивные, танцевальные дви­жения, задавать друг другу вопросы, загадывать загадки. Взаимодействуя с ре­бенком, родители начинают лучше его понимать и чувствовать, замечают изменения в его развитии, радуются и сопереживают успехам и удачам сына или дочери.

Представления воспитателя о социальной ситуации развития ребенка в се­мье может дополнить знакомство с жизнью воспитанника дома. Воспитатель может приблизиться как бы «изнутри» к проблемам и потребностям семей, лучше понять особенности личности родителей, их взгляды на воспитание, а также лучше разобраться в особенностях личности ребенка. Выход из затруд­нительных семейных ситуаций следует искать вместе с семьей, не разглашая семейных тайн. Информацию о положительном семейном опыте, напротив, полезно сделать доступной для всех родителей, например, попросить членов семьи рассказать о своих воспитательных приемах на общей встрече родите­лей, показать семейные фотографии или видеофильм.

Воспитатель продумывает темы общения с родителями, принимая во вни­мание социальные факторы семейного воспитания: жилищные условия, воз­раст, образование, супружеский и родительский опыт; типы семей, указываю­щие на своеобразие социальной ситуации развития единственного ребенка I семье, имеющего старшего или младшего брата (сестру), проживающего с ба­бушкой, дедушкой, в неполной семье, условиях повторного брака родителя, с опекунами и т.д. Ежегодный анализ типологии семей воспитанников помогает воспитателю лучше ориентироваться в педагогических потребностях родите­лей и дифференцированно общаться с ними, объединяя их в подгруппы по сходным условиям и трудностям воспитания.

Содержанием общения с родителями детей 1—3 лет могут стать: организа­ция здорового образа жизни семьи, создание условий для безопасности жизм ребенка в доме, вопросы гигиены, значение эмоциональной связи матери в ребенка в его развитии, культуры эмоционального общения с ребенком и цен­ности игрового общения в семье, особенности социального развития и преодо­ление кризиса 3 лет. Важно обучить родителей обогащать сенсорный, речевое опыт ребенка в разных видах деятельности, обеспечивать двигательную актив­ность ребенка, орудийно-предметную деятельность, знакомить их с програм­мой развития и воспитания детей в детском саду.

Родителей детей 3—5 лет воспитатель продолжает знакомить со способа­ми общения с ребенком и адекватными методами педагогического воздей­ствия в семье, обучает способам развития речи и речевой коммуникация, показывает возможности семьи для развития у ребенка любознательности, воображения, креативности. Размышляет вместе с родителями о проявлени­ях индивидуальности ребенка, с учетом пола, особенностях его поведения, привычках и предпочтениях.

С родителями детей 5—7 лет воспитатель обсуждает вопросы психофизио­логической зрелости ребенка и готовности его к школе, обращает внимание на важность развития морально значимых мотивов и произвольных форм поведения

 

 

ребенка, формирования уважительного отношения к семье и обогащения его чувственного опыта.

Для активизации педагогических возможностей родителей воспитатель ис­пользует разнообразные активные формы общения. Это дискуссионные встречи, например, круглые столы, вечера вопросов и ответов, практикумы и тренинги, помогающие родителям корректировать собственные взгляды на воспитание и способы общения с ребенком. Успешному взаимодействию с родителями спо­собствуют также эмоционально насыщенные формы общения — совместный досуг взрослых и детей, фольклорные семейные вечера, познавательно-игровые викторины и т.д.

Во время дискуссий воспитателю лучше направлять диалог, а не лидировать з нем, предоставлять каждому участнику возможность свободно высказаться, выслушать других, сформировать свою точку зрения на обсуждаемую проблему. В беседах и дискуссиях воспитатель гибко использует разнообразные методы общения.

Дискуссионный вопрос или обсуждение нескольких точек зрения на про­блему настроит родителей на размышление («В чем, по вашему мнению, заклю­чается главный залог благополучия ребенка — в незаурядной силе воли, креп­ком здоровье или в ярких умственных способностях?»).

Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа роди­тельского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогичес­ких рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Например, родителям предлагается задача («Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так?» или «Ребенок, сидя за столом, разлил молоко. Как вы обычно относитесь к таким проявлениям?» «Как вам нравится такое обращение взрослого к ребенку: "Как! Ты разреша­ешь не руке, а стакану быть хозяином? Тебе надо поговорить со своей рукой. Давай возьмем губку и все вытрем"».

Тренинговые упражнения и ролевое проигрывание семейных ситуаций по­зволяет обогащать способы родительского поведения и взаимодействия с ре­бенком. Например, задание родителям на игровом тренинге («Проиграйте, по­жалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, обидев­шим сверстника?») Это могут быть также задания дать оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения с ним, увидеть между ними раз­ницу, выбрать более удачные формы, заменить нежелательные на более конст­руктивные («Я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя» вместо «По­чему ты опять не убрал свои игрушки?», «Как мне приятно видеть, что ты уже умеешь о себе заботиться. С грязными руками неприлично садиться за стол!» вместо «Что это за манера вечно садиться за стол с грязными руками?»).

Анализируя детское поведение, родители видят свой педагогический опыт со стороны, размышляют над поступками ребенка, учатся понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Предлагая родителям вы­сказать мнение по поводу действий ребенка в конкретной ситуации, воспита­тель спрашивает: «Как бы поступил ваш ребенок в подобной ситуации?»

Полезно обращаться к опыту родителей («Назовите меры воздействия, ко­торые более других помогают вам налаживать отношения с сыном или доче­рью?»).

 

 

Особой деликатности от воспитателя требуют вопросы, касающиеся пси­холого-педагогической помощи родителям в преодолении трудностей се­мейного воспитания, например, эмоционального неблагополучия ребенка в связи с разводом, семейным конфликтом, повторным браком родителя и т.д. В этих случаях воспитатель работает вместе с практическим психологом, социальным педагогом, другими специалистами дошкольного учреждения. Так, совместно с психологом или социальным педагогом целесообразно по­знакомить родителей с причинами возникновения форм аффективного по­ведения детей (тревожности, гиперактивности, неуверенности, агрессивнос­ти и др.). Рассказать о важности создания в семье условий для психологи­ческого комфорта, безопасного психического развития ребенка. Хорошо привить родителям, особенно матерям, навыки психологической защиты ре­бенка в связи с нарушениями семейных взаимоотношений, кризисными си­туациями, так как для дошкольника именно мать в условиях нестабильных семейных отношений является главной, а подчас и единственной эмоцио­нальной опорой.

Важно создать в помещениях дошкольного учреждения условия для ком­фортного конфиденциального общения родителей со специалистами (педаго­гами дополнительного образования, психологом, медицинскими работниками и др.). Если позволяют условия, можно оборудовать консультативную комнату для родителей, напоминающую домашний интерьер. Здесь же целесообразно иметь библиотеку для семейного чтения.

 








Date: 2015-09-02; view: 74; Нарушение авторских прав

mydocx.ru - 2015-2018 year. (0.01 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию