Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Совещание в деловом общении⇐ ПредыдущаяСтр 49 из 49 Деловое совещание является общепринятой формой делового общения в организации для обсуждения вопросов и проблем, требующих совместного осмысления и решения всеми участниками совместной деятельности и партнерами по общению. В зависимости от управленческих функций и целей выделяют следующие виды совещаний: по планированию, мотивации труда, внутрифирменной организации, контролю за деятельностью сотрудников. Все обозначенные нами выше требования к разным формам делового общения сохраняют свою правомерность и при осуществлении более формализованных контактов руководителя с подчиненными — в ходе деловых совещаний. Однако эта форма делового общения предъявляет к коммуникации ряд дополнительных требований. В процессе деловых совещаний обычно выделяют те же основные этапы, что и в беседе и переговорах, — начало совещания, передача основной информации, аргументация, нейтрализация встречных замечаний и аргументов, принятие решения. Практические рекомендации. Соответственно, существует пять основных принципов проведения деловых совещаний — для каждого этапа [51]: 1) привлечение внимания участников совещания к проблеме и мотивирование необходимости их участия в обсуждении; 2) пробуждение личного интереса участников совещания к возможно более эффективному решению обсуждаемой проблемы; 3) обоснование и аргументирование всех высказываний, формулируемых в ходе совещания его участниками; 4) раскрытие действительных позиций, интересов, сомнений всех участников совещания перед контраргументированием и опровержением их доводов; 5) соблюдение на практике принципа максимально возможного учета интересов участников совещания при выработке окончательного решения. Существует и ряд общих правил вербального, речевого общения во время совещаний, состоящих в следующем [33]: 1) профессиональность — ставить во главу угла не форму высказываний, а их содержание, то есть конкретность, глубину, обоснованность и т. д.; 2) ясность — исходить не из того, что ясно и понятно самому инициатору сообщения, а из того, что доступно пониманию его адресатов, участников совещания; 3) направленность — не забывать о конечных целях совещания и не позволять ему уйти в сторону от основной проблемы; 4) наглядность — привлекать понятные, доступные и эмоционально окрашенные примеры и иллюстрации; 5) ритм — обеспечивать высокую интенсивность коммуникаций в ходе совещаний, возрастающую к окончанию; 6) повторение — формулировать ключевые положения сообщения неоднократно и в различном виде; 7) внезапность — подготовить заранее неожиданные аргументы, повышающие эффективность убеждения; 8) рамки передачи — подчинять аргументацию требованию необходимости, а также достаточности для сохранения мотивационного заряда; 9) эффектная концовка — высказать веский аргумент по существу проблемы, но неожиданный для адресата, под конец совещания; 10) допустимая открытость — сообщать только необходимый объем информации, умалчивая часть ее и избегая говорить всю правду. Приведем здесь одну из известных практических типологий участников совещания [48], номинации в которой столь образны, что не нуждаются в уточнении, — говорящие начистоту, мученики, каменные лица, заводилы болельщиков, ораторы, адвокаты дьявола, разрушители, любители расслабиться, государственные мужи. В заключение следует отметить, что вербальная коммуникация, речевое поведение, наряду с формой письменного распорядительства, в деловом общении является, безусловно, одной из основных форм организации совместной деятельности, то есть формой непосредственного психологического влияния на сотрудников и партнеров. Конкретные разновидности весьма разнообразны и, как правило, упорядочиваются по так называемой шкале «директивности-демократичности» [33]. Приэтом в порядке возрастания степени директивности эти разновидности или формы властного воздействия в управленческой деятельности образуют следующую последовательность: 1) пожелание — вид влияния прошение; 2) наставление — вид влияния внушение; 3) косвенное одобрение — вид влияния внушение, заражение; 4) намек — вид влияния внушение, манипулирование; 5) совет — вид влияния убеждение, внушение; 6) порицание — вид влияния обесценивание; 7) распоряжение — вид влияния принуждение; 8) приказ — вид влияния принуждение; 9) запрет — вид влияния принуждение; 10) категорическое требование — вид влияния принуждение. Как видим, большинство разновидностей управленческого воздействия в рамках организации исполнительских действий подчиненных соответствуют императивной стратегии и видам психологического влияния, что, впрочем, вполне оправдано спецификой управленческой деятельности. Барьеры общения, создаваемые путем высказывания определенных суждений, могут помешать эффективной коммуникации в рамках делового общения. Представим их далее [6 ]- 1) приказ, указание, команда — «Не говорите со мной подобным образом»; 2) предупреждение, угроза, обещание — «Вы об этом пожалеете»; 3) поучение, указание — «Вам не следует так поступать»; 4) совет, рекомендация, решение — «Попробуйте поступить так»; 5) нравоучение, аргументация — «Посмотрите на это иначе»; 6) осуждение, критика, обвинение — «Я предупреждал, что это случится»; 7) похвала, согласие — «Я считаю, что вы правы»; 8) обобщение, унижение, брань — «Все женщины одинаковы»; 9) интерпретация, анализ, диагностика — «Теперь мне ясно, почему вы это сделали»; 10) успокаивание, сочувствие, поддержка — «Все делают ошибки»; 11) выяснение, допрос — «Кто вас надоумил?»; 12) увод от проблемы, отвлечение внимания — «Давайте поговорим о чем-нибудь другом». Заканчивая обсуждение проблемы влияния в деловом общении, коротко остановимся на правилах завершения беседы, переговоров, совещания. Этап принятия решений и завершения делового общения предполагает решение следующих задач: ♦ достижение основной или альтернативной цели; ♦ обеспечение благоприятной атмосферы; ♦ стимулирование собеседника к выполнению намеченных действий; ♦ поддержание при необходимости контактов; ♦ составление всеобъемлющего резюме с четким выводом. Решение этих задач требует определенной логики и формы завершения делового общения. Влияние в деловой коммуникации преследовало вполне конкретные цели, главной из которых было убеждение партнера принять определенные предложения, на это должен работать и финал общения. В конце общения должна преобладать единственная мысль, выделенная и изложенная максимально ярко и убедительно. Приступать к последнему этапу следует в момент, когда предпринятое воздействие на собеседника было особенно эффективным, результат налицо и он готов к принятию предложения. Если при этом время не терпит, применяются следующие методы ускорения принятия решений и завершения делового общения: ♦ прямое; ♦ косвенное; ♦ гипотетический подход; ♦ поэтапные решения; ♦ альтернативные решения; ♦ ключевой вопрос. Соответственно, основные правила завершения делового общения в формате беседы, совещания, переговоров таковы: ♦ проявление инициативы; ♦ отслеживание реакций собеседника; ♦ начинание всех действий с резюмирования; ♦ ориентация на принятие решения; ♦ соблюдение тактических тонкостей; ♦ планирование альтернатив; ♦ соблюдение общих правил. Заключение Завершая книгу, посвященную психологическому влиянию в деловом общении, следует сказать, что проблема влияния, безусловно, имеет междисциплинарный характер, вследствие чего не только психология, но и социология, менеджмент, лингвистика, педагогика и сопутствующие им области научного знания давно уже обладают колоссальным материалом, имеющим отношение к теме. Однако в число наших задач не входило создание подобия хрестоматии, словаря или справочника по вопросам использования средств психологического воздействия в управлении или деловом общении. Мы лишь выделили те основные, на наш взгляд, моменты, которые существенны для анализа причин и механизмов тех явлений, феноменов и эффектов, что возникают при применении средств, методов и приемов психологического влияния, и представили некоторые наиболее употребляемые его техники и технологии. Подводя итоги работы, надо заметить, что и в деловом общении, и в процессе управленческого воздействия средства и методы влияния в основном применяются комплексно, в различных сочетаниях, вступая во взаимодействие и между собой. При этом должно быть понятно, что результативность процесса психологического влияния, его конечный продукт предопределен как адекватностью их применения с учетом специфики ситуации и личностей партнеров, так и сочетаемостью, комплементарностью используемых средств и приемов воздействия. Уменьшение необходимого и ожидаемого эффекта возможно вследствие разных причин, к числу которых относятся и разного рода диссонансы, возникающие при использовании эклектичных, внутренне противоречивых средств воздействия. Продуктивность и глубина влияния с помощью различных групп средств, методов и технологий зависит от характера психологических факторов и механизмов, находящихся в основе производимых эффектов. Вопрос конструирования и использования различных средств и методов для достижения конкретных целей деятельности, в частности делового общения, решается каждым из профессионалов в соответствии с актуальными целями и задачами. Однако следует понимать, что без знания психологических закономерностей, феноменов и эффектов влияния, пренебрегая психологическими законами, невозможно добиться как желаемых результатов воздействия в процессе делового общения, так и создания оптимальных условий для развития личности, ее самоактуализации в целом. Поэтому столь важны как понимание необходимости использования конструктивных видов психологического влияния в рамках гуманистической, развивающей стратегии воздействия в диалогическом общении, так и владение эффективными психотехнологиями, наряду с умением их адекватно применять. Литература 1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.,,'. 1993. 2. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 1998. 3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. — М., 1980. 4. Аронсон Э. Общественное животное. — М., 1998. 5. Асмолов А. Г. Основные принципы психологической теории деятельности/А. Н. Леонтьев и современная психология. — М., 1983. 6. Атватер И. Я вас слушаю. Советы руководителю, как правильно слушать собеседника. — М., 1988. 7. Баранов А. Н., Паршин П. Б. Языковые механизмы вариативной интерпретации действительности / Роль языка в средствах массовой коммуникации. Сб. статей. — М., 1986. 8. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. - М., 1988. 9. Бехтерев В. М. Избранные произведения. — Л., 1954. 10. Блейк Р., МоутонД. Научные методы управления. - Краснодар, 1990. 11. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. — М., 1982. 12. Бодалев А. А. Личность и общение. — М., 1995. 13. Бодалев А. А., Шерковин Ю. А. Некоторые проблемы идеологической работы и задачи психологии / Психологический журнал, 1977. - № 3. 14. Бройниг Г. Руководство по ведению переговоров. — М., 1996. 15. Брудный А. А. К теории коммуникативного воздействия / Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. — М., 1977. 16. БрунерДж. Психология познания. — М., 1977. 17. БрушлинскийА. В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. — М., 1990. 18. Бэндлер Р., ГриндерД. Семинар по НЛП. Передовые психотехнологии в психотерапии и бизнесе. — М., 1997. 19. Введенский Н. В., Лабунская В. А. Семиотический подход к анализу изображений человека / Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Вып. 2. — Краснодар, 1978. 20. Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1977. 21. Гальперин П. Я. Введение в психологию. — М., 1976. 22. Гальперин Я. Г., Жданов О. И. Технология психологической самозащиты. Стресс-дистресс — проблема XX века. — М., 1997. 23. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. — М., 1987. 24. Голъдварг И. А. Функциональная музыка. — Пермь, 1968. 25. Горанчук В. В. Психология делового общения и управленческих воздействий. — СПб., 2003. 26. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. — М., 2003. 27. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984. 28. Доценко Е. Л. Психология манипуляции. — М., 1996. 29. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. 30. Ермолаева Е. А. Психосемантический анализ жестикуляций как знакового средства общения в соотношении с языком / Психосемиотика познавательной деятельности и общения. — М., 1983. 31. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М., 1994. 32. Кабачеико Т. С. Методы психологического воздействия. — М., 2000. 33. Карпов А. В. Психология менеджмента. — М., 1999. 34. Келли Г. Процесс каузальной атрибуции / Современная зарубежная социальная психология. — М., 1984. 35. Климов Е. А. Введение в психологию труда. — М., 1998. 36. Ковалев Г. А. Психология личности. — М., 1977. 37. Ковалев Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия / Вопросы психологии, 1987. — № 3. 38. Красовский Ю. Д. Управление поведением в фирме. — М., 1997. 39. Кричевский Р. Л. Если вы — руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М., 1993. 40. Кунц Г., О'Доннел. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. — М., 1981. 41. Лабунская В. А. Невербальное поведение. — Ростов-н.-Д., 1986. 42. Лебедев В. И. Психология и управление. — М., 1990. 43. Левин Ю. И. О семиотике искажения истины / Информационные вопросы семиотики, лингвистики и автоматического перевода. Вып. 4. - М., 1974. 44. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения. — М., 1983. 45. Леонтьев А. А. Психология общения. — Тарту, 1974. 46. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. — М., 1984. 47. МайерсД. Социальная психология. — СПб., 2000. 48. Маккормак М. Секреты бизнеса для всех. Чему до сих пор не учат в бизнес-школе. — М., 1998. 49. Макшанов С. И., Хрящева Н. Ю. Психогимнастика в тренинге. — СПб., 2001. 50. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М., 1992. 51. Мицич П. Как проводить деловые беседы. — М., 1983. 52. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. — СПб., 1996. 53. Надирашвили Ш. А. Социальная психология личности. — Тбилиси, 1975. 54. Обозов Н. Н. Межличностные отношения. — Л., 1979. 55. Общение и деятельность. — Пермь, 1981. 56. Общение и оптимизация совместной деятельности. — М., 1987. 57. Петровская Л. А. Компетентность в общении. — М., 1989. 58. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978 59. Петровский В. А. Активность / Психология. — М., 2000. 60. Пиз А. Язык жестов. — Воронеж, 1992. 61. Питере Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. — М., 1988. 62. Познание и общение / Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. — М., 1988. 63. Проблемы общения в психологии / Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М., 1981. 64. Проблемы психологического воздействия: Межвузовский сборник научных трудов. — Иваново, 1979. 65. Пронина Е. Е. Психологическая экспертиза рекламы. — М., 2002. 66. Психология влияния. Хрестоматия / Сост. А. В. Морозов. — СПб., 2001. 67. Панкратов В. Н. Манипуляции в общении. М., 2001. 68. Перспективы социальной психологии / Под ред. М.Хьюстон и др. М., 2001. 69. Психологические исследования общения / Отв. ред. Б.Ф. Ломов и др. -М., 1985. 70. Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966. 71. Психологический словарь. — М., 1990. 72. Пугачев В. С. Руководство персоналом организации. — М., 1998. 73. Пузырей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. — М., 1986. 74. Решетина С. Ю., Смолян Г. Л. Информационно-психологическая безопасность личности (Контуры проблемы) / Проблемы информационно-психологической безопасности. — М., 1996. 75. Роджерс К. Взгляд на психотерапию: становление человека. — М., 1994. 76. Рощин С. К. Западная психология как инструмент идеологии и политики. — М., 1980. 77. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии и педагогики. — М., 1972. 78. Совместная деятельность / Под ред. Б. Ф. Ломова. — М., 1988. 79. Социальная психология личности. — М., 1979. 80. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию. В кн. Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. — СПб., 1997. 81. Смит Дж. Тренинг уверенности в себе. — СПб., 1995. 82. Современная психология / Под ред. В. Н. Дружинина. — М., 1999. 83. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. Избранное. — М., 1995. 84. У майский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. - М., 1980. 85. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без поражения. - М., 1992. 86. Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. 87. Фромм Э. Человек для себя. — М., 1992. 88. Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. — М., 1986. 89. Хрящева Н. Ю. Деловое общение руководителя. — Л., 1990. 90. Цзен Н. В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М., 1985. 91. Чалдини Р. Психология влияния. — СПб., 2002. 92. Шепелъ В. М. Управленческая психология. — М., 1984. 93. Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. — М., 1975. 94. Шибутани Т. Социальная психология. — М., 1961. 95. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. — М., 1980. 96. Щепаньский Я. Элементарные навыки понятия социологии. — М., 1969. 97. Энциклопедия афоризмов / Под ред. Э. Борохова. — М., 2000. 98. Юнг К. Г. Архетип и символ. — М., 1991. 99. Язык и моделирование социального взаимодействия. — М., 1987. -100. Argyle M., Furnham, GrahanJ. A. Social situations. — L., N. Y., 1981. 101. Bales R.F. Personality interpersonal behavior. — N. Y., 1979. 102. Hall E.T. Hidden dimension. - N. Y., 1966. 103. Kendon A. Studies in the behavior of social interaction. — Blooming-ton, 1977. 104. Parsons Т., Shils E. Towards a General Theory of Action. — Cambridge, 1962.
|