Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конфликт в деловом общении
Совместная трудовая деятельность, в том числе деятельность делового общения, далеко не всегда протекает ровно; несовпадающие интересы, точки зрения приводят к возникновению сложных ситуаций, сопровождающихся специфическими способами взаимодействия, определяемых как конфликтные. Конфликты оказывают выраженное влияние на эффективность функционирования организации, социальное и личностное благополучие ее сотрудников. Будучи сложным многоуровневым явлением, любой конфликт тем не менее имеет в своей основе трудноразрешимое и влекущее за собой возникновение эмоциональных переживаний противоречие. К числу объективных причин конфликта относят организационные, экономические или технологические факторы, проявляющиеся в следующем: ♦ недостаток времени; ♦ недостаток ресурсов; ♦ недостаток информации; ♦ нарушение функционирования производства; ♦ нарушение ролевой структуры; ♦ нарушение разделения обязанностей; ♦ отсутствие критериев оценки; ♦ отсутствие дисциплины; ♦ неопределенность технологии производства; ♦ неопределенность технологических связей; ♦ неопределенность иерархии подчинения. К числу конфликтов, имеющих в своей основе субъективные причины, могут быть отнесены следующие: ♦ мотивационные — нарушение удовлетворения потребностей, структуры ценностей и норм; ♦ коммуникационные — искажение информканалов и отсутствие обратной связи; ♦ властные — помехи для реализации личных целей в структуре организации. К числу конфликтов, обусловленных поведением руководителя, могут быть отнесены: ♦ нарушение служебной этики; ♦ несправедливость в стимулировании. В качестве основных способов разрешения конфликтов могут быть названы: ♦ изменение обстоятельств для изменения целей; ♦ изменение характеристик объекта конфликта; ♦ переориентация одной из сторон; ♦ подчинение одной из сторон. Таким образом, конфликт — столкновение разнонаправленных целей, интересов и позиций субъектов взаимодействия, а также противостояние мнений, взглядов партнеров по общению, фиксируемых ими в жесткой форме. Определяющая возможность возникновения и развития конфликта — конфликтная ситуация включает: ♦ противоположные позиции; ♦ противоречивые цели; ♦ разные средства их достижения; ф несовпадение интересов; ♦ разницу влечений и желаний. Конфликт для своего развития и превращения из потенциального в актуальный должен получить толчок в виде инцидента, при котором одна из сторон инициирует действия, направленные против другой стороны. В зависимости от ситуации выделяются конфликты: ♦ межгрупповые; ♦ межорганизационные; ♦ классовые; ♦ межгосударственные; ♦ межнациональные. В зависимости от субъекта выделяются конфликты: ♦ внутриличностные; ♦ межличностные. Конструктивный конфликт позитивно влияет на результативность социально-психологических процессов и служит самосовершенствованию личности. Способен выполнять функции:. ♦ интеграции; ♦ сплочения членов группы; ♦ стимулирования нахождения выхода из проблемной ситуации. Различные стратегии поведения в конструктивном конфликте с основными характеристиками корпоративности и напористости [10]: ♦ соперничество — сопровождающееся открытой борьбой исключительно за свои интересы; ♦ сотрудничество — направленное на поиск взаимовыгодного решения проблемы; ♦ компромисс-урегулирование — осуществляемые путем взаимных уступок; ♦ избегание — заключающееся в стремлении ухода из ситуации любой ценой; ♦ приспособление — сглаживание противоречий при готовности поступиться своими интересами. Основные этапы конфликтов: 1) усиление участников за счет введения новых сил и обретения - опыта противостояния; 2) увеличение количества конфликтных ситуаций и усугубление первичной проблемы; 3) повышение активности участников, вовлечение новых членов, обострение ситуации; 4) эскалация напряженности, усиление эмоциональной нестабильности участников; 5) изменение отношения участников к конфликтной ситуации и проблеме в целом. Представим здесь структурную схему урегулирования и завершения конфликта, отражающую виды и последовательность действий, ведущих к этому: Заметим, однако, что лучшим способом разрешения конфликта является его профилактика, умение избегать или ослаблять действие факторов, способствующих возникновению и эскалации конфликта — конфликтогенов. Для того чтобы овладеть этими навыками, ознакомимся сначала с особенностями конфликтогенного поведения. Об одной из причин и особенностей конфликтного поведения упомянул Ф. Ларошфуко, сказав: «Люди упрямо не соглашаются с самыми здравыми суждениями не по недостатку проницательности, а из-за избытка гордости: они видят, что первые ряды в правом деле разобраны, а последние им не хочется занимать». Основными его характеристиками являются следующие: ♦ выражение открытого недоверия партнеру с помощью вербальных и невербальных средств; ♦ перебивание партнера, непредоставление ему возможности высказаться; принижение значимости партнера; демонстрация и подчеркивание различий между партнерами; нежелание признавать свои ошибки и упущения; занижение оценки вклада партнера в общее дело; навязывание своей точки зрения без должной аргументации; неискренность в высказываниях или противоречие между вербальными и невербальными сообщениями; ♦ изменение темпа общения в сторону его резкого ускорения или свертывания и т. д. Подобного рода действия крайне негативно воспринимаются партнером и ведут к ответным мерам, провоцируя развитие конфликта. Попробуем далее выделить две основные категории конфликтогенных факторов, относящихся к коммуникативной и интерактивной составляющим делового общения. Итак, первая группа это — высказывания-конфликтогены, вторая группа — это действия-конфликтогены. Существуют конкретные высказывания-конфликтогены, перечень которых мы и приведем далее: высказывание недоверия — «Вы меня обманываете»; высказывание оскорбления — «Бестолочь, лентяй, ничтожество»; высказывание угрозы — «Я вам это припомню»; высказывание насмешки — «Мямля, очкарик, коротышка»; высказывание сравнения — «Как попугай, как черепаха»; высказывание неприязни — «Не хочу с вами разговаривать, вы мне противны»; высказывание долженствования — «Вы обязаны, вы должны»;. высказывание обвинения — «Вы все испортили, вы сами виноваты». Партнер по общению, воспринимая высказывания-конфликтогены, мобилизует защитные механизмы и начинает использовать весь имеющийся у него арсенал средств обороны, оправдания и нападения — конфликт развивается. Это касается форм, что же становится причиной конфликта, помимо реального столкновения интересов партнеров? Причиной конфликтогенного поведения могут быть, например, такие личностные особенности партнеров по деловому общению, как агрессивность, принимающая иногда формы целенаправленного деструктивного поведения — агрессии. Агрессия противоречит нормам и правилам сосуществования, вызывает отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности, объединяя разные формы поведения — от злых шуток, сплетен и враждебных фантазий до откровенно деструктивных действий. Она выступает в конфликте как: ♦ способ психологической разрядки, замещения удовлетворения блокированной потребности и переключения деятельности; ♦ форма самореализации и самоутверждения. Агрессия в конфликте может проявляться в разных формах; ♦ физической, выражаемой в использовании физической силы (крайняя степень проявления); ♦ вербальной, выражаемой в форме (ссора, крик, визг) и содержании (угроза, проклятия, ругань); ♦ прямой, непосредственно направленной против объект а (открытый конфликт); ♦ косвенной, направленной окольным путем (сплетни, шутки, издевки, слухи, обвинения, оскорбительные замечания, критические отзывы); ♦ враждебной, выражаемой в действиях, направленных на причинение вреда объекту (физического или морального); ♦ инструментальной, являющейся средством достижения какой-либо цели (карьерной или финансовой) или связанной с самоутверждением. Существуют конкретные действия-конфликтогены, перечень которых мы и приведем далее 1 Стремление к превосходству — «Что вы в этом понимаете, кто вы такой, не вам об этом судить»: ♦ демонстрация высокомерия — «Я наиболее компетентен из всех присутствующих»; ♦ проявление самоуверенности — «Мне с моим опытом это ничего не стоит»; ♦ навязывание советов — «Я уверен, что поступить следует так и только так»; ♦ перебивание партнера — «Я уже все понял, теперь послушайте меня»; ♦ нарушение этики — «Я здесь руководитель, поэтому помолчите»; ♦ напоминание о поражении — «Вспомните, как вы тогда оплошали»; ♦ снисхождение до партнера — «Вы же взрослый человек, а ведете себя так несолидно»; ♦ унижение партнера — «Немолодой уже человек, а ошиблись, как мальчишка». 2. Проявление эгоизма — «Мне не до ваших проблем, меня это не волнует, это ваши сложности». 3. Проявление агрессивности — «Я вам покажу, я вам устрою, вы у меня попляшете». Чтобы охарактеризовать одну из причин, способствующих эскалации конфликта, представим здесь одну из известных типологий характера Э. Фромма, точно описывающую три типа отношения к жизни, обществу и нравственным ценностям, которые могут быть легко сопоставлены со склонностью к конфликтам и манерой поведения в них: ♦ «мазохист-садист» — склонный к агрессии, направленной на объект, который считает причиной своих неудач, стремящийся поставить других в зависимость от себя; ♦ «разрушитель» — склонный к выраженной агрессивности и стремлению к устрашению, иногда к повышенной тревожности; ♦ «конформный автомат» — склонный уступать требованиям, подчиняться обстоятельствам, усваивать способ поведения большинства. Еще одной, весьма существенной причиной противоречия, лежащего в основе конфликта, может стать фактор, представленный Ф. Ницше: «Мы часто противоречим какому-либо мнению, хотя нам, собственно, лишь несимпатичен тон, каким оно излагается». Каковы же приемы снятия сопровождающей конфликт психической напряженности для выработки рациональных способов разрешения конфликтной ситуации? Практические рекомендации. Психическая напряженность, возникающая при фрустрации потребностей, снимается через использование следующих групп приемов: ♦ переосмысление ситуации путем анализа и рационального изменения отношения к ней — «Все, что ни делается, к лучшему, сделай из доставшегося лимона лимонад, в каждом свинстве есть немного ветчины»; ♦ переживание психоэмоционального или психосоматического шока — «Бей манекен начальника, дай себе физическую нагрузку»; ♦ отреагирование путем внешнего выражения переживаний: вербальное, символическое, образное — «Выговорись, выкричись, сожги чучело, нарисуй свой гнев, опиши свое возмущение»; ♦ отреагирование путем изменения социального контекста — «Используй инвективы, смени маску, выйди из роли»; ♦ упрочение социального контекста путем сопереживания — «Одомашнивай несогласие, покайся, вызови сочувствие»; ♦ оптимизация путем релаксации, визуализации, фиксации на дыхании, идентификации с символическим объектом — «Представь себя лежащим на пляже летом, вообрази, что ты чайка, парящая над морем»; ♦ оптимизация путем включения в деятельность, ранее приносившую удовлетворение с использованием ассоциативной связи между действием и состоянием — «Поиграй в теннис, поговори - с другом, погуляй с собакой». Все вышеперечисленные варианты конструктивного влияния требуют от партнеров по общению разного уровня активности и мобилизации психических ресурсов. В целом же, подводя итоги проблематики конфликта, следует сказать о том, что существует их классификация, основанная на дифференциации психологических причин конфликтов, согласно которой все они делятся на три основные группы, и решения разнятся в зависимости от их принадлежности к той или иной. Итак, выделяют три группы: ♦ споры, с лежащими в их основе разными интересами, — разрешаются с использованием власти на основе юридических и социальных норм; ♦ конфликты, с лежащими в их основе столкновениями базовых социальных потребностей, — разрешаются с использованием проблемно-ориентированных методов; ♦ проблемы управления, с лежащими в их основе различными представлениями о средствах достижения целей, — разрешаются с использованием средств и методов вербального психологического воздействия: проведения дискуссии, доказательств, аргументации, улучшения коммуникации. Итак, основной формой разрешения конфликтов на всех уровнях является процесс ведения целенаправленных бесед или переговоров непосредственно между субъектами конфликта, либо с участием посредников. Приведем в заключение основные из них: 1. М. Фоллет: ♦ доминирование одной стороны над другой; ♦ компромисс с уступками обеих сторон; ♦ интеграция с удовлетворением желаний обоих. 2. Р. Блейк, Д. Моутон: ♦ уклонение; ♦ сглаживание; ♦ принуждение; ♦ компромисс; ♦ решение проблем. При этом оптимальным, по мнению М. Дойча, для разрешения конфликта является демонстрация твердости и дружелюбия, неоптимальной — агрессивность и чрезмерная уступчивость. Итак, проиллюстрируем теперь основные стратегии поведения в конфликте: соперничества-конкуренции и сотрудничества-кооперации. В рамках соперничества используются следующие виды влияния — внушение, манипулирование, принуждение, понуждение, прошение, расположение, обесценивание, уподобление. Все они по сути своей принадлежат к манипулятивным, или императивным. В рамках сотрудничества, или кооперации, используются следующие виды влияния — убеждение, расположение, увещевание, прошение, которые в этом контексте могут быть отнесены к развивающей стратегии влияния. Соперничество, где популярными манипулятивными техниками разрешения конфликтов являются следующие. 1. Техника использования позитивного взаимодействия с оппонентом с целью усиления собственной позиции, а не поиска общих решений: ♦ приобщение оппонента к собственной системе ценностей в целях смягчения напряженности на фоне совместной деятельности — стратегия «общности крови»; ♦ использование сложностей оппонента и вовлечение его во взаимоотношения для снижения вероятности выступления на стороне противника — стратегия «стервятника». 2. Техника использования отвлекающих действий для ослабления позиции оппонента: ♦ имитация активности или утечка информации об имеющих место недостатках противника и опровержение этой информации, когда оппонент подключится к ее распространению — стратегия «неразборчивость в средствах»; ♦ распространение ложной информации, дискредитирующей оппонента, диффамации — стратегия «нет дыма без огня»; ♦ выжидание момента наиболее неблагоприятного для оппонента развития событий для вступления в конфронтацию — стратегия «ожидание ошибки». 3. Техника использования жертвы для усиления собственных позиций: ♦ жертвование интересами наименее ценными — стратегия «малое ради большого»; ♦ смена партнеров, терпящих поражение, — стратегия «крыса с тонущего корабля»; ♦ жертвование для побуждения к более значимым ответным жертвам — стратегия «услуга за услугу». 4. Техника использования промахов оппонента для усиления своих позиций: ♦ привлечение внимания к промахам оппонента в сфере, не имеющей отношения к теме, — стратегия «досье»; ♦ преувеличение значения малозначительных промахов оппонента — стратегия «слон из мухи»; 5. Техника использования канализации настроения на фоне надвигающейся расплаты: ♦ переключение внимания на субъекта, косвенно связанного с неудачей — стратегия «ложный след»; ♦ представление его единственным виновником — стратегия «смещение фокуса»; ♦ формирование его отрицательного образа — стратегия «демонизация»; ♦ провоцирование публичных действий — стратегия «разжигание розни». Как мы убедились, стратегия принуждения при решении задач противодействия в конфликте сочетается с манипулятивными технологиями влияния. Последствиями этого становится следующее: ♦ увеличение числа вовлеченных в конфликт; ♦ расширение зоны конфликта; ♦ актуализация скрытых противоречий. Все это, естественно, затрудняет переход к рациональным способам разрешения конфликта и делает невозможным использование стратегии сотрудничества, которую мы рассмотрим далее. Итак, обратимся к анализу стратегии сотрудничества, возможного, при соблюдении следующих условий: ♦ взаимного стремления найти решение; ♦ проведения переговоров. Наиболее продуктивными способами взаимодействия в конфликте считаются следующие: 1) объективизация — включающая пошаговый совместный анализ, осуществляемый оппонентами; 2) медиация — включающая осознание оппонентами своей субъективной позиции и аффекта, связанного с наличием труднопреодолимого противоречия; 3) партиципация — включающая привлечение оппонента к совместному принятию решений. Таким образом, управление конфликтом требует выбора правильной стратегии и в ее рамках адекватных методов психологического воздействия с целью его оптимального разрешения в кратчайшие сроки. Практические рекомендации. Итак, на основании вышесказанного представим далее наши конкретные рекомендации примерной последовательности действий по предотвращению и разрешению конфликтов в деловом общении. 1. Предотвращение конфликта: ♦ внимательное выслушивание партнера — «Я весь внимание, готов выслушать вашу информацию»; ♦ обратная связь с партнером — «Хотелось бы знать, каково ваше мнение, что вы думаете по этому поводу»; ♦ обсуждение межличностных отношений с партнером — «Давайте обсудим наши отношения и их перспективы»; ♦ демонстрация уважения к партнеру — «Я признаю ваши заслуги и достижения, они несомненны»; ♦ проявление терпимости к партнеру — «Я понимаю ваши чувства, они естественны и объяснимы»; ♦ демонстрация самообладания партнеру — «Меня сложно вывести из себя, я уверен в своей правоте»; ♦ отвлечение внимания при повышенной эмоциональности партнера — «Думаю, нам стоит обсудить другой аспект»; ♦ уменьшение социальной дистанции с партнером — «Мы делаем общее дело, это нас объединяет»; ♦ информирование о своих чувствах партнера — «Мне неприятно это слышать, я раздосадован, я огорчен»; ♦ проверка реальности фактов партнера — «Давайте обратимся к документам, пригласим экспертов»; ♦ обращение за советом к партнеру — «Не могли бы вы предложить свой вариант, как вы видите пути решения»; ♦ обещание помощи партнеру — «Можете рассчитывать на мое содействие в этом вопросе, я готов вам помочь». 2. Урегулирование конфликта: ♦ четкая формулировка требований и их разъяснение; ♦ конкретизация прав и обязанностей оппонентов; ♦ уточнение правил выполнения работы; ♦ использование координирующих механизмов; ♦ соблюдение принципа единоначалия; ♦ обращение к третейскому судье; ♦ установление общих целей, формирование общих ценностей; ♦ информирование всех о политике, стратегии и перспективах совместной деятельности; ♦ осведомление о состоянии дел у партнера; ♦ формулирование целей совместной деятельности на уровне целей общества; ♦ разработка системы поощрений; ♦ установление критериев оценки, исключающих столкновение интересов партнеров. Конкретные шаги, направленные на разрешение конфликта, предлагаемые нами на основании известных технологий [39, 72]: 1) определение основной проблемы; 2) определение вторичных причин конфликта; 3) поиск возможных путей разрешения конфликта; 4) совместное решение о выходе из конфликта; 5) выбор при необходимости посредника для урегулирования; 6) реализация намеченного совместно способа разрешения конфликта; 7) оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта. При этом условиями, необходимыми для успешного выполнения посреднических функций при разрешении конфликта, являются следующие: 1) рассматривание конфликтующими сторонами посредника как ' гаранта справедливости решения; 2) нейтральная позиция посредника как не вовлеченного в конфликт; 3) согласие конфликтующих сторон с присутствием посредника; 4) использование рекомендаций посредника при выработке окончательного решения; 5) изложение взглядов каждой из сторон посреднику в отдельности; 6) определение задачи посредника как сбора информации и уяснения проблемы, а не принятия решения; 7) наличие гарантий дальнейшей безопасности, в случае если посредник находится в подчинении у одной из сторон; 8) стремление посредника к поддержке каждой из сторон в выражении ею соответствующих взглядов и чувств; 9) способствование посредником интеграции высказываемых сторонами точек зрения по обсуждаемой проблеме; 10) оказание посредником конфликтующим сторонам помощи в решении о возможных уступках. Итак, конструктивное разрешение конфликта зависит от действия следующих факторов: ♦ адекватности восприятия конфликта сторонами с учетом известных эффектов и возможных ошибок восприятия; ♦ открытости и эффективности общения сторон, с использованием известных техник слушания, аргументации, нейтрализации замечаний и т. д.; ♦ создания атмосферы взаимного доверия и сотрудничества с использованием известных техник снятия психоэмоционального напряжения; ♦ правильного определения сторонами существа конфликта с учетом вышеизложенного; ♦ корректного использования сторонами известных техник психологического влияния и приемов противостояния. Для того чтобы противоречия, неизбежные в ходе всякого общения и обусловленные объективным несходством позиций, интересов, установок, мотивов, потребностей, представлений, а также личностных характеристик партнеров, не привели к возникновению и эскалации конфликта, следует правильно строить деловое общение в различных форматах. Date: 2015-09-02; view: 460; Нарушение авторских прав |