Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы влияния посредством инициации активности объекта. Как





мы уже говорили, активность субъекта обычно определяется как ди­намическое условие становления деятельности, ее реализации и изме­нения. Активность личности, как известно, детерминируется образом «Я» как причины вероятных или ожидаемых событий. К источникам активности относят те побуждения, что находятся в основе мотива­ции как деятельности, так и поведения, то есть:

1) потребности как основной источник активности;

2) склонности как форма проявления потребности;

3) интересы как форма проявления познавательной потребности;

4) идеалы как основа системы регуляторов потребностей в общем
контексте;

5) убеждения как осознанная потребность, побуждающая к дей­
ствию;

6) чувства как фактор мотивации действий и поступков.


Все обозначенные источники обладают следующими особенно­стями:

* имеют тенденцию к саморазвитию;

* имеют внутренние взаимосвязи;

* выстраиваются в иерархическую систему.

Основными целями психологического влияния посредством воздей­ствия на источники активности могут быть:

1) инициации новых источников активности;

2) модификация процессов смыслообразования;

3) модификации побудительной мотивации;

4) регуляции степени опосредованное-то процесса.

В соответствии с целями здесь могут быть выделены следующие четыре метода.

Метод инициации новых источников активности, включающий приемы:

1) привлечения к деятельности путем внешнего побуждения и опо­
ры на имеющиеся мотивы;

2) формирования ценностных ориентации путем:
» убеждения;

«подражания;

* привлечения к деятельности;

3) модификации способов удовлетворения потребностей.

Метод воздействия на смыслообразование путем активизации или разрушения, включающий приемы:

1) побуждение через внушение и провоцирование внутреннего ди­
алога;

2) использование ритуалов и природных факторов;

3) фиксация внимания на отсутствии временной перспективы;

4) привлечение в организованную деятельность информирования;

5) организация жизнедеятельности на фоне фрустрации и неопре­
деленности.

Метод модификации побудительной мотивации включает следу­ющие приемы:

1) изменение значимости мотивов;

2) оптимизация условий осуществления деятельности;

3) создание:


 

* блокады для реализации принятого;
ф предпосылок для катарсиса;

* отдаленной перспективы;

 

4) использование мотивов-доноров и феноменов сублимации и рег­
рессии;

5) фиксация внимания на гарантированное™ достижения в рамках
данной деятельности.

Метод регуляции степени опосредованности реализации потребно­стей, включающий приемы:

1) на основе владения ресурсами для удовлетворения потребностей;

2) на основе привлечения к организованной деятельности.

Методы влияния посредством регуляции активности объекта. Та­кого рода цели ставятся тогда, когда нужно сконструировать систему предпосылок для возникновения у объекта некой реакции, скорее аф­фективной, нежели когнитивной. Цель достигается с помощью соеди­нения двух эмоционально оппозиционных стимулов — экспрессив­ного и нейтрального. Задача решается путем создания маркерного признака ситуации, то есть ее обозначения, маркировки. Отнесенность маркера к конкретной ситуации закрепляется в сознании объекта пу­тем ассоциирования между неким аффективно окрашенным и нейт­ральным стимулом. Механизмами этого процесса становятся сле­дующие:

1) внимание — непроизвольное и произвольное;

2) запоминание — непроизвольное и произвольное;

3) генерализация аффективных реакций.

При постановке целей оказания психологического влияния созда­ются специальные условия для подобного рода ассоциирования за счет объединения нужных стимулов с факторами, изначально присутству­ющими в определенной установке. К контексту, условиям, способ­ствующим формированию установок и стереотипов оценок, можно отнести следующие:

» обеспечивающие концентрацию внимания объекта на установ­лении нужной связи;

» гарантирующие воспроизводимость, повторяемость такой связи.

Одним из приемов является разрушение стереотипных установок и оценок, который может применяться как в отношении субъекта, так и в отношении объекта, причем возможны следующие сочетания:


-» наличие у субъекта и объекта подобных систем установок;

» наличие у субъекта и объекта подобных тенденций к действию на основе изменения систем установок;

» наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опо­ре на имеющиеся системы установок, где субъект готов к изме­нениям;

4 наличие у субъекта и объекта противоположных тенденций в опо­ре на имеющиеся системы установок, где субъект не готов к из­менениям.


Создание оптимальных обстоятельств для изменения установок или стереотипа оценок может быть представлено в форме:

» рассредоточения внимания и его отвлечения от того, что не соот­ветствует имеющимся установкам;

» отвлечения внимания объекта от самого факта влияния. Создание благоприятных условий может состоять и в обеспечении:» референтное™ группы; * эффективности деятельности;» фиксации внимания на отличии новой деятельности от старой.

Итак, рассмотрим здесь методы психологического влияния на этой основе.

Метод формирования и модификации операциональных установок и стереотипов, включающий приемы:

1) маркирование новых элементов — при включении в контекст
ситуации, при номинации;

2) включение объекта — в повторяющуюся деятельность и рефе­
рентную группу;

3) разрушение стереотипов оценок в ситуации противостояния
и на фоне зашумления;

4) изменение референтной группы и основы стереотипа;

5) привлечение в иначе организованную деятельность.

Метод модификации опосредующей роли и содержания групповых норм, включающий приемы:

1) создание образа удовлетворения потребностей за счет членства
в группе;

2) регуляция членства в группе;

3) изменение деятельности группы за счет включения ее в более
широкую общность;


4) вербальное воздействие с целью изменения групповых норм

и изменения позиции лидера.

Метод изменения способности лидера воздействовать на групповую норму, включающий приемы:

1) кооптация лидера в новую референтную группу для изменения
диспозиции;

2) ликвидация лидера административным путем;

3) дискредитация лидера;

4) модификация деятельности группы с целью смены лидера;

5) упрочение авторитета лидера за счет формирования лучшего
имиджа и обеспечения лучшего функционирования группы.

Метод изменения групповой сплоченности, включающий приемы:

1) воздействие на процесс групповой самоидентификации за счет:
» атрибутизации;

» ритуализации;

* мифологизации;

» создания представлений об избранности;

2) обеспечение:

«предпосылок для взаимодействия группы;» условий для формирования эмоциональной основы сплочен­ности;

* организационных предпосылок для ценностно-ориентацион-
ного единства группы;

3) использование фактора внешней угрозы.

Метод формирования образа «Я», модифицирующего активность объекта, включающий приемы:

1) привлечение к деятельности с фиксацией внимания на ее значи­
мости для объекта;

2) изменение значимости деятельности в целях позитивизации об­
раза «Я»;

3) расширение спектра деятельностей для когнитивного усложне­
ния образа «Я»;

4) привлечение к непосильной деятельности с фиксацией на ее зна­
чимости для объекта;

5) изменение значимости деятельности в целях негативизации об­
раза «Я».








Date: 2015-09-02; view: 410; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию