Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Влияние посредством стимулирования сенсорной системы объекта
Одними из познавательных психических процессов, имеющих непосредственное отношение к предмету нашего разговора — психологическому влиянию, наряду с восприятием, памятью, воображением и мышлением, являются ощущения. Причем именно ощущения, равно как и восприятия, находятся на переднем крае осуществляющегося воздействия. Строго говоря, сенсорика как понятие, обобщающее ощущения и восприятия, могло бы точнее всего обозначить контекст рассматриваемого нами далее воздействия. Однако в отличие от ощущения в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Поскольку образ восприятия несводим к простой сумме ощущений, мы подойдем к рассмотрению вопроса о воздействии путем сенсорного стимулирования дифференцированно. Итак, изначально ощущения возникают вследствие действия стимулов-раздражителей химической или физической природы, вызывающих нервные процессы возбуждения, на рецепторы соответствующих анализаторов. Далее, передаваясь в корковую часть анализатора, физиологический процесс превращается в психический — ощущение, которое может иметь разные модальности или быть интермодальным. Вообще, одной из важнейших особенностей невербального влияния является его полисенсорная природа, когда воздействие осуществляется через разные сенсорные системы — слух, зрение, хемо- и терморецепцию, а также кожно-тактильное чувство. Мы далее подробно рассмотрим действие стимулов, вызывающих лишь дистантные экстерорецептивные ощущения, к которым относятся слуховые, зрительные и обонятельные, памятуя, однако, о том, что контактные, тактильные ощущения также играют существенную роль в процессе воздействия. При этом мы полагаем возможным отнесение их к факторам психологического воздействия постольку, поскольку при минимальных физическо-механических характеристиках (продолжительности, интенсивности) воздействия их на соответствующие рецепторы психологический эффект может быть несоизмерим с силой раздражителя из-за наличия определенного гештальта у объекта. То есть прикосновения, воздействуя на тактильные анализаторы в силу своей физической природы, могут иметь в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в конкретный социо- или этнокультурный контекст. Таким образом, основой психологического влияния, оказываемого посредством таке-сического компонента общения как взаимодействия и интеракции, часто является именно гештальт. Выделим также еще две группы воздействующих стимулов и, соответственно, ощущений: производные от первых трех — темпоритмальные и комплексные — интер- или полимодальные. Последние две категории обозначены нами в соответствии с природой стимула-раздражителя, инициирующего физический — физиологический — психический процесс. На самом деле, вероятно, следовало бы описать здесь и воздействие контактных стимулов через интеро- и проприорецепторы, но в силу ограниченности экспериментальных данных соответствующего формата и объема нашей работы мы лишь упомянем об их присутствии. Итак, ограничимся рассмотрением пяти упомянутых стимулов. Средства психологического влияния, ориентированные на стимулирование различных анализаторов — зрительного, слухового, обонятельного, а также комплексно воздействующие на несколько анализаторов, делятся на несколько групп: » визуальные стимуляторы; » аудиальные стимуляторы; » ольфакторные стимуляторы; » темпоритмальные стимуляторы; » тактильные стимуляторы; » полимодальные, объединяющие все предыдущие стимуляторы. Визуальные стимулы. Итак, начнем с визуальных стимуляторов, действующих на зрительный анализатор. Представлены визуалисти-ческими и оптико-кинестетическими средствами общения. Рассмотрим основные группы эффектов, возникающих при этом. Все они являются следствием действия следующих ориентировочных реакций, вызванных или вызывающих: 1) неравномерность визуального фона вследствие: * появления или исчезновения визуальных стимулов; 2) несоответствие видимого фрагмента изображения зрительному «ракурса рассмотрения; » отсутствия привычных фрагментов изображения; » изменения темпа движения; » появления объекта в непривычном контексте; 3) облегчение концентрации внимания вследствие: » светящихся точках и т. д.; 4) эмоциональную реакцию за счет физических характеристик сти * цвета; » яркости; 5) ассоциации и эмоциональные реакции, обусловленные специ » близости; » продолжения; » сходства; » общей судьбы; 6) отнесение в рамках культуры стимула к конкретному смыслово » с возникновением эффектов комического;» связывания старого и нового контекста; 7) реакции, обусловленные символическим значением стимулов » с чувственным опытом; » с символическим значением сторон тела; » с фантастическими допущениями; 8) наличие сложных композиций ситуации, несущей смысловую » эмоциональную нагрузку;» смысловую нагрузку; 9) включенность символов в определенный культурный контекст » конкретного коллективного опыта;» особой личностно значимой ситуации; 10) способность вызвать переживания, побуждающие активность. Аудиальные стимулы. Следующий вид стимулирования анализаторов — использование аудиальных средств, ориентированных на слуховой анализатор. Представлены аудиально-акустическими и акустическими средствами общения. Виды психологического влияния посредством оказания звукового воздействия могут быть следующими: 1) гетерогенность, или изменение аудиополя; 2) нарушение аудиоконтекста, добавление эмоционального компо 3) концентрация внимания, обусловленная спецификой аудиосиг 4) аудиогештальты, порождающие ассоциации и эмоциональные 5) помещение аудиостимула в конкретный контекст в рамках куль 6) сопоставление аудиостимула с конкретной ситуацией, наделен 7) эстетические переживания, порождаемые комплексным аудио- 8) локальные переживания под влиянием аудиосигналов и их ос 9) символические значения аудиостимулов, порождаемые: * культурой социума; 10) физические свойства аудиостимулов:» высота звука; * тембр звука; Таким образом, психологическое влияние на человека посредством аудиостимулов, воздействующих на слуховой анализатор, может быть сведено к перечисленным выше формам. Темпоритмальные стимулы. Представлены аудиально-акустическими и визуально-кинетическими средствами общения. Первые две группы стимулов могут влиять на объект непосредственно и за счет специфического характера их предъявления, а именно темпа и ритма предъявления видео- и аудиостимулов, способствующих: 1) концентрации внимания в следующих ситуациях: » в процессе овладения двигательными навыками;» для согласования совместной деятельности; 2) изменению актуального состояния сознания; 3) усилению эмоционального заражения. Тактильные стимулы. Отдельная группа стимулов, достаточно распространенных и имеющих определенное значение как средство воздействия. Существенно отличается от всех остальных рассматриваемых здесь групп стимулов тем, что, относясь к категории контактных, а не дистантных, иногда может оказывать преимущественно психологическое воздействие. Поэтому может быть, по нашим представлениям, условно отнесена к средствам психологического влияния, поскольку характер и эффективность воздействия с ее помощью определяется, прежде всего, не физическими, а психологическими ее характеристиками. Прикосновения воздействуют на тактильные анализаторы в силу своей физической природы и часто имеют в основном символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в некий социокультурный или этнокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого прикосновениями, часто также является именно гештальт. Представлены тактильно-кинестетическими средствами общения: «прикосновение; * пожатие; » поглаживание; » похлопывание; » ведение; «объятие; » рукопожатие. Прикосновение может быть средством психологического влияния в силу следующих причин: 1) характера сложившегося у объекта гештальта; 2) отнесения объектом стимула к определенной ситуации или смыс # сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной смыслом для индивида; * помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры; » чувственным опытом индивидуума; * культурой социума. Ольфакторные стимулы. Отдельная группа стимулов, широко распространенных и имеющих важное значение как средство воздействия. Запахи воздействуют на обонятельные анализаторы в силу своей химической природы и часто имеют символическое значение, возникающее путем обобщения чувственного опыта, помещенного в социокультурный контекст. Основой психологического влияния, оказываемого запахами, также является прежде всего гештальт. Представлено ольфакторными средствами общения. Совокупность запахов, их композиция может быть средством психологического влияния в силу следующих причин: 1) состава летучего химического вещества, способного вызвать со 2) внезапных изменений композиции веществ; 3) характера гештальта, сложившегося на основе композиции; 4) отнесения стимула к конкретному смысловому контексту или * сопоставления стимула с конкретной ситуацией, наделенной «помещения стимула в конкретный контекст в рамках культуры; 5) символического значения стимулов, порождаемого: » культурой социума. Полимодальные стимулы. В отдельную обширную группу выделим стимулы, имеющие поливалентную природу, способные воздействовать на рецепторы нескольких анализаторов сразу. Итак, стимулы, относящиеся к разным сенсорным модальностям, или интермодальные стимулы, образуют полимодальные гештальты. Именно комплексные образы этих гештальтов, генез символического значения которых тесно связан с архетипами коллективного бессознательного, и предрасполагают индивидуума к тому, чтобы испытывать некие чувства по поводу ситуации или предмета либо осмысливать неким образом явление. Психическое отражение глобальных явлений природы и конструирование картин мира происходит с помощью создания масштабных символических образований. Как нам представляется, и организую- щих связь впечатлений и переживаний с глубинной сущностью человека. Это интересная область, соприкасающаяся с разработками разных отраслей психологического знания от глубинной, пренатальной и трансперсональной психологии до психолингвистики, важными для понимания их роли в контексте проблематики психологического влияния. Однако, поскольку их анализ не входит в число задач данной работы, заметим только, что диагностично само по себе существование в языковой культуре целого класса метафор, а в культуре в целом — полимодальных гештальтов, воплощающих элементы чувственного опыта в контексте общей картины мира. Что касается темы психологического влияния, можно говорить о том, что полимодальные гештальты воздействуют на индивидуума в силу следующих причин: » многомерности и разноплановости чувственного опыта, рождающегося в контакте с масштабными явлениями природы; * переживания и осмысления связей человека с миром и приро Date: 2015-09-02; view: 877; Нарушение авторских прав |