Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Подключение к совместной деятельности как средство влияния. Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом





Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удов­летворять собственные потребности. Как известно, принятый в отече­ственной психологической науке деятельностный подход делает ак­цент на роли деятельности в развитии высших психических функций человека. Мы подробно останавливались на общении как деятельно­сти в предшествующей главе и потому лишь вкратце перечислим


основные ее элементы — мотивы, ею реализуемые; цели, которые оп­ределяют действия; и средства, способствующие получению результа­тов. Основными механизмами ее являются интериоризация и сдвиг мотива на цель, ключевым моментом — опосредование деятельностью развития сознания и личности человека. Сопутствующими ей эффек­тами выступают совершенствование психических процессов, обогаще­ние чувственного опыта, соединение в единое целое чувственных об­разов, системы значений и личностных смыслов.

Выбирая между такими показателями эффективности деятель­ности, как качество и количество ее продукта, субъект деятельности обречен на определение собственной позиции, что заставляет его реф­лексировать свои мотивы, цели, ценности и т. д. Именно необходи­мость рефлексии и выступает как один из факторов, стимулирующих развитие личности, возникновение психических новообразований. Понимание влияния характеристик деятельности на психические но­вообразования вовлеченных в нее субъектов существовало уже на практическом уровне. Существенным моментом является и то, что де­ятельность, как правило, реализуется в социуме, члены которого мо­гут участвовать в ней, что позволяет говорить уже о совместной дея­тельности. При этом совместность деятельности оказывает влияние на:

* характер распоряжения ресурсами;

* осознание степени достижения цели;

«• понимание соотношения реальных и планируемых результатов.

Продукты же совместной деятельности становятся основой ее со­вершенствования.

В ситуации деятельности общения, взаимодействия, психологическо­го воздействия их субъектом используются следующие возможности:

* управления интериоризацией;

* сдвига мотива на цель;

4 влияния на формирование новообразований психики; 4 инициации рефлексии мотивов, целей и ценностей как форми­рующего личность фактора;

4 инициации совместной деятельности как условия реализации деятельности вообще;

4 оптимизации психического состояния человека.

Осуществляется это влияние путем управления средствами и усло­виями, в которых и осуществляется деятельность. Теория и практика становления мотивационно-гютребностной сферы личности демонст-


рируют специфику требований к деятельности, выступающей как воз­действие. Так, формирование социальных навыков, установок и сте­реотипов предполагает необходимость воспроизведения, повторения подобных ситуаций. При этом важным фактором становятся соци­альные ориентиры, через которые определяется приемлемость того или иного поведенческого сценария, действий, поступков.

Итак, цели привлечения к организованной деятельности, исполь­зуемой для оказания психологического влияния на индивидуума, предъявляют определенные требования к условиям ее осуществления:

4 фиксирование или отвлечение внимания объекта;

* длительность процесса деятельности;
4 количество повторяющихся процедур;
4 ритуализацию процесса деятельности;
4 виртуализацию процесса деятельности.

Последняя позиция требует уточнения, которое касается весьма су­щественного аспекта деятельности, если рассматривать ее в контексте психологии влияния, и состоит в следующем. Известный психологи­ческий механизм перевода действий из внутреннего, идеального пла­на во внешний, реальный базируется на единстве сенсомоторных и эмоциональных компонентов. Он и создает основу для использования виртуальных, воображаемых действий в качестве составляющей при:

4 подготовке к деятельности в трудных ситуациях;

4 формировании сенсомоторных навыков;

4 оптимизации психоэмоционального состояния.

Такого рода возможности используются в рамках осуществления психологического влияния в поведенческой психотерапии и при про­ведении социально-психологических тренингов.

Итак, факторы, способствующие привлечению к совместной дея­тельности, в целях оказания на индивидуума психологического влия­ния могут иметь отношение к следующим ее характеристикам:

4 содержанию деятельности;

4 форме ее реализации;

* условиям ее осуществления;

4 социальной ситуации деятельности;

* порядку отдельных действий;

4 локализации проявлений активности в ее структуре; 4 интериоризации и сдвигу мотива на цель.








Date: 2015-09-02; view: 314; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию