Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подключение к совместной деятельности как средство влияния. Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом
Именно деятельность, в том числе деятельность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удовлетворять собственные потребности. Как известно, принятый в отечественной психологической науке деятельностный подход делает акцент на роли деятельности в развитии высших психических функций человека. Мы подробно останавливались на общении как деятельности в предшествующей главе и потому лишь вкратце перечислим основные ее элементы — мотивы, ею реализуемые; цели, которые определяют действия; и средства, способствующие получению результатов. Основными механизмами ее являются интериоризация и сдвиг мотива на цель, ключевым моментом — опосредование деятельностью развития сознания и личности человека. Сопутствующими ей эффектами выступают совершенствование психических процессов, обогащение чувственного опыта, соединение в единое целое чувственных образов, системы значений и личностных смыслов. Выбирая между такими показателями эффективности деятельности, как качество и количество ее продукта, субъект деятельности обречен на определение собственной позиции, что заставляет его рефлексировать свои мотивы, цели, ценности и т. д. Именно необходимость рефлексии и выступает как один из факторов, стимулирующих развитие личности, возникновение психических новообразований. Понимание влияния характеристик деятельности на психические новообразования вовлеченных в нее субъектов существовало уже на практическом уровне. Существенным моментом является и то, что деятельность, как правило, реализуется в социуме, члены которого могут участвовать в ней, что позволяет говорить уже о совместной деятельности. При этом совместность деятельности оказывает влияние на: * характер распоряжения ресурсами; * осознание степени достижения цели; «• понимание соотношения реальных и планируемых результатов. Продукты же совместной деятельности становятся основой ее совершенствования. В ситуации деятельности общения, взаимодействия, психологического воздействия их субъектом используются следующие возможности: * управления интериоризацией; * сдвига мотива на цель; 4 влияния на формирование новообразований психики; 4 инициации рефлексии мотивов, целей и ценностей как формирующего личность фактора; 4 инициации совместной деятельности как условия реализации деятельности вообще; 4 оптимизации психического состояния человека. Осуществляется это влияние путем управления средствами и условиями, в которых и осуществляется деятельность. Теория и практика становления мотивационно-гютребностной сферы личности демонст- рируют специфику требований к деятельности, выступающей как воздействие. Так, формирование социальных навыков, установок и стереотипов предполагает необходимость воспроизведения, повторения подобных ситуаций. При этом важным фактором становятся социальные ориентиры, через которые определяется приемлемость того или иного поведенческого сценария, действий, поступков. Итак, цели привлечения к организованной деятельности, используемой для оказания психологического влияния на индивидуума, предъявляют определенные требования к условиям ее осуществления: 4 фиксирование или отвлечение внимания объекта; * длительность процесса деятельности; Последняя позиция требует уточнения, которое касается весьма существенного аспекта деятельности, если рассматривать ее в контексте психологии влияния, и состоит в следующем. Известный психологический механизм перевода действий из внутреннего, идеального плана во внешний, реальный базируется на единстве сенсомоторных и эмоциональных компонентов. Он и создает основу для использования виртуальных, воображаемых действий в качестве составляющей при: 4 подготовке к деятельности в трудных ситуациях; 4 формировании сенсомоторных навыков; 4 оптимизации психоэмоционального состояния. Такого рода возможности используются в рамках осуществления психологического влияния в поведенческой психотерапии и при проведении социально-психологических тренингов. Итак, факторы, способствующие привлечению к совместной деятельности, в целях оказания на индивидуума психологического влияния могут иметь отношение к следующим ее характеристикам: 4 содержанию деятельности; 4 форме ее реализации; * условиям ее осуществления; 4 социальной ситуации деятельности; * порядку отдельных действий; 4 локализации проявлений активности в ее структуре; 4 интериоризации и сдвигу мотива на цель. Date: 2015-09-02; view: 314; Нарушение авторских прав |