Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перцепция и аффективно-когнитивная функция общения. Как мы убедились, в процессе общения непременным его условием выступает взаимопонимание между партнерами





Как мы убедились, в процессе общения непременным его условием выступает взаимопонимание между партнерами, которое может быть рассмотрено и как собственно понимание, и как принятие следующих характеристик:

• целей участников;

«мотивов участников;

• установок участников.

При этом принципиально важным становится то, как каждый из участников взаимодействия, или коммуникации, воспринимает свое­го партнера по общению. Таким образом, именно процесс восприятия, социальной перцепции может быть назван обязательной составной частью всякого межличностного общения. Здесь надо заметить, что первоначальное понимание социальной перцепции как социальной детерминации [16] позднее было откорректировано в сторону пони­мания под ней восприятия лишь социальных объектов — от людей до социальных групп. В современном представлении [2] понятие соци­альной перцепции является более ограниченным, узким, нежели вос­приятия человека человеком вообще. Поэтому далее мы будем гово­рить о межличностной перцепции или восприятии, непосредственно включенных в межличностное общение.

Следует уточнить, что в силу специфики восприятия социальных объектов и наличия целого ряда феноменов, возникающих при этом, сам термин восприятие представляется некорректным и заменяется некоторыми исследователями понятием познание [11, 12]. В таком случае это понятие наделяется дополнительными чертами, в частно­сти, в него включается формирование представления о субъект-объек­тных отношениях, связывающих участников этого процесса. В рамках другого подхода, связанного с транзактным анализом, активное уча­стие субъекта в транзакции предполагает учет им роли следующих де­терминант ситуации восприятия:

» ожиданий;

» намерений;

» прошлого опыта.

Таким образом, важным становится то, что познание другого челове­ка в перцептивной ситуации рассматривается в качестве основания и для понимания партнера, и для проведения с ним согласованных дей-


ствий, и для установления отношений. Поэтому можно утверждать, что процесс восприятия человеком человека предполагает следующее:

«восприятие внешних признаков партнера;

* соотнесение их с личностными характеристиками воспринимае­мого;

» интерпретация на этом основании его поступков.

Каковы же механизмы взаимовосприятия и взаимопонимания че­ловека человеком в процессе межличностного общения? Прежде все­го, впечатления, возникающие при межличностном общении, имеют важное значение, играя регулятивную роль в его процессе, предопре­деляя успех совместной деятельности. Кроме того, процесс познания партнера по общению оказывает влияние и на формирование познаю­щего.

Уровень самосознания субъекта познания самым непосредствен­ным образом влияет на его представления об объекте познания -партнере по общению. Обретение самоидентичности возможно лишь путем идентификации, сопоставления с другим человеком. Осознание себя через другого путем сравнения себя с ним, обогащение представле­ний о себе посредством расширения сферы знаний о партнере являет­ся сутью процесса познания человека. В свое время эту позицию обо­значил на философском уровне еще Л. Фейербах, сказав: «Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты». В психологии эту позицию занимали многие исследователи, в частности Л. С. Выготский, Г. Мид, Ч. Кули и др. Корни этого про­цесса уходят в детство, сензитивный период становления «Я-концеп-ции» человека, когда ребенок, соотнося себя со значимыми другими, формирует первые представления о себе. Процесс достижения иден-тичностей разного рода — от тендерной до социальной, возрастной, но­минативной и ценностной, путем сопоставления себя с родителями в детстве, может выступать как прообраз осознания себя через партнера по общению во взрослости. Надо заметить, что соотнесение себя с дру­гим, сравнение характеристик возможно лишь в ходе совместной деятельности, в частности деятельности общения. Заметим здесь, что именно на способности и стремлении к идентификации, отождествле­нии себя с другим, основан такой метод психологического воздействия в процессе общения, как побуждение к подражанию, или уподобле­ние, о котором мы будем подробно говорить дальше. В ситуации об­щения, взаимодействия прием уподобления себя партнеру приме­няется в целях улучшения понимания его потребностей, мотивов,


установок и, в свою очередь, получения представления о том, как парт­нер понимает аналогичные характеристики. Таким образом, мы видим, что именно идентификация выступает в качестве важнейшего из ме­ханизмов понимания и познания как себя через другого, так и другого через себя.


Следующим принципиально важным механизмом познания и по­нимания является эмпатия, схожая по своему алгоритму с идентифи­кацией, суть которой состоит также в умении, способности сопоста­вить себя с другим, поставить на его место, то есть учесть его позицию, точку зрения, подход. Способность к эмпатии как аффективной — в форме вчувствования, так и когнитивной — в форме вдумывания оп­ределяет адекватность понимания партнера по общению. Мы полага­ем, что именно когнитивная эмпатийность и становится той важней­шей характеристикой личности, которая обеспечивает успещность познания одним человеком другого. Собственно, как раз этот вид эм­патии и может быть признан основополагающим условием для запус­ка механизма процесса перцепции.

Далее вступает в действие явление рефлексии как осознания одним из партнеров по общению того, как он воспринимается другим, оказы­вающее выраженное влияние на процесс взаимодействия. Это слож­ное явление, которое можно представить в качестве производной от функции идентификации и эмпатии, когда каждый из участников, от­ражая другого, воспроизводит его представления о себе. Причем чис­ленность отражаемых образов практически не ограничена и, варьируя от шести у Дж. Холмса до восьми у Т. Ныокома, Ч. Кули, может быть расширена и далее в зависимости от количества членов социальной группы.

Создание моделей образования рефлексивной структуры в ситуа­ции взаимодействия, как диадического у Г. Гибша, М. Форверга, так и группового, является весьма важным для понимания механизма реф­лексии как межличностного познания. Теперь, рассмотрев основные механизмы, попробуем обратиться к следующим явлениям, описыва­емым и как механизмы перцепции, и как сопровождающие ее эффекты. Это, прежде всего, интерпретация как оценивание друг друга парт­нерами по общению и каузальная атрибуция как приписывание друг Другу причин поведения в условиях недостаточности достоверной информации. Причем интерпретация может иметь когнитивный ха­рактер, быть рациональной, в случае если знание причин поведения партнера по общению позволяет выстроить систему его логического объяснения.


Итак, атрибуция представляет из себя систему способов приписы­вания партнеру по общению причин или образцов поведения, неких личностных характеристик, осуществляемых вынужденно, в силу не­хватки сведений. Являясь понятием более широким, нежели интер­претация, каузальная атрибуция включает и интерпретацию поведе­ния и поступков, намерений, чувств, качеств личности как своих так и партнера по общению. Изучение феномена каузальной атрибуции как приписывания в условиях дефицита информации стало предметом изучения отдельной отрасли социальной психологии в трудах Г. Кел-ли, Э. Джонса, К. Дэвиа, Д. Кенноуза и др. На основании разнообраз­ных исследований процессов атрибуции были сделаны выводы о том, что именно они составляют основное содержание и сущность перцеп­ции, межличностного восприятия. Согласно имеющимся представ­лениям, характер и степень атрибуции, приписывания зависят от сле­дующих особенностей оцениваемого поведения.


1. Меры оригинальности, уникальности предпринятых действий
и совершенных поступков, когда:

» нетипичное поведение предполагает возможность различных интерпретаций и увеличивает диапазон приписывания;

» типичное, стереотипное поведение не представляет такой воз­можности.

2. Уровня социальной приемлемости или неприемлемости пред­
принятых действий и совершенных поступков, когда:

» социально неприемлемое поведение предполагает возмож­ность разной трактовки его причин и расширяет зону объяс­нений;

» социально приемлемое, ожидаемое поведение исключает та­кую возможность.

Так, С. Л. Рубинштейн подчеркивал расширение диапазона воз­можностей процесса познания человека человеком в зависимости от привычности условий и обычности образцов. Весьма существен­ным условием характера атрибутивного процесса является следующее. 1. Позиция субъекта восприятия, нахождение его внутри ситуа­ции или вовне, то есть выступает ли он в качестве участника или как наблюдатель событий [2,34]. При этом отдельно обсуждает­ся вопрос о приписывании ответственности за события как ча­сти процесса познания другого.

В частности, Г. Келли описывал несколько следующих типов атрибуции:


 

• личностную атрибуцию — причина поступка или действия
приписывается тому, кто его совершил, субъекту, в основном
свойственна наблюдателю;

• объектную атрибуцию — причина поступка или действия при­
писывается тому, на кого направлено действие, объекту;

» обстоятельственную атрибуцию — причина поступка или дей­ствия приписывается обстоятельствам, контексту ситуации, в основном свойственна участнику.

2. Особенности субъекта восприятия:

» преимущественная направленность субъекта восприятия на фиксацию физических черт, что сужает область приписы­вания;

» преимущественная направленность субъекта восприятия на фиксацию психологических черт, что расширяет область при­писывания.

3. Предшествующая оценка субъектом объектов восприятия по
Ф. Хайдеру:

» склонность завышать оценку ранее хорошо себя зарекомендо­вавшим;

• склонность занижать оценку ранее плохо себя зарекомендо­
вавшим.

Здесь следует заметить, что существует идея так называемых контрастных представлений, согласно которой субъекту вос­приятия, выступающему в роли наблюдателя, свойственно, при­писывая объекту негативные черты, оценивать себя на его фоне позитивно.

4. Установка субъекта восприятия, существовавшая до формиро­
вания первого впечатления [11, 12]:

» негативная установка, заставляющая наделять объект отрица­тельными характеристиками;

» позитивная установка, позволяющая приписывать объекту позитивные характеристики.

5. Социальные стереотипы в общении, возникающие при познании
людьми друг друга и свойственные субъекту восприятия, как
некие устойчивые образы человека или явления, следствиями
которых являются:


» упрощение процесса познания, сокращающее затрачиваемое время, когда образ другого заменяется штампом;


* предубеждение, когда суждение строится на основании ог­
раниченного прошлого опыта и имеющегося негативного об­
раза.

6. Возраст субъекта восприятия, оказывающий влияние на точ­ность восприятия и понимания [11, 12]:

» улучшение дифференцировки эмоциональных состояний с воз­растом;» более точное определение возраста сверстников.

1. Пол субъекта восприятия:

* женщины точнее идентифицируют эмоциональные состояния
и межличностные отношения;

* мужчины точнее идентифицируют уровень интеллекта объек­
та восприятия.

8. Темперамент субъекта восприятия [11, 12]:

* интроверты точнее оценивают отрицательные эмоциональ­
ные состояния и хуже экспрессивные признаки;

* экстраверты точнее опознают экспрессивные и внешние ха­
рактеристики и хуже ситуативные признаки.

9. Социальный интеллект субъекта восприятия, как способность
личности, основанную на специфике познавательных процессов,
эмоциональном и социальном опыте познавать себя и других,
и прогнозировать поведение [84,29] у Э. Торндайка. Базируется
на следующих свойствах:

» социально-психологической наблюдательности;» наглядно-образной памяти;

* рефлексивном осмысливании действительности и поведения;

* информации;

Ф развитом воображении;

* способности к анализу и синтезу психологической инфор­
мации.

10. Объем общения, или количество контактов — чем больше контак­ты субъекта с представителями разных социальных групп, тем точнее его восприятие:

* опыт межличностного общения;

* профессиональная деятельность субъекта восприятия, от ко­
торых зависят разные объемы общения с людьми.

Все вышеперечисленные исследования касались, главным образом, особенностей субъекта восприятия, однако понятно, что существен-


ным фактором, влияющим на адекватность перцепции, является и спе­цифика объекта восприятия, в частности таких его характеристик, как его открытость или закрытость.

Еще одна область исследований процесса перцепции касается вы­деления разнообразных эффектов, возникающих при восприятии, в том числе и при восприятии человека человеком. Как правило, вы­деляют следующие эффекты, большинство из которых можно рассмат­ривать как проявления процесса стереотипизации: края, недавности, ореола, первичности, новизны, ожесточения, снисходительности, бу­меранга. О некоторых из них мы подробнее будем говорить далее, в раз­деле, посвященном видам психологического влияния.

Итак, можно утверждать, что процесс межличностного познания и восприятия имеет сложную природу, а характер его протекания и ре­зультат зависят от адекватности восприятия субъектом объекта. Надо сказать, что само понятие адекватности или точности восприятия яв­ляется достаточно условным, поскольку когда речь идет не о физичес­ких объектах, характеристики которых поддаются точной фиксации, абсолютно объективную картину получить нельзя. Таким образом, впечатление субъекта восприятия об объекте невозможно проверить объективно, подтвердив или опровергнув и оценив степень его точ­ности.

Понятно, что ни одна диагностическая методика не является совер­шенным инструментом измерения и оценки характеристик и качеств личности помимо всего прочего и постольку, поскольку и при состав­лении его, и при интерпретации имеют место все те же явления и эф­фекты восприятия. Факт наличия искажений поступающей инфор­мации, возникающих вследствие развертывания рассмотренных нами механизмов перцепции, может быть установлен, но не может быть уст­ранен. Также невозможна оценка степени искажений и коррекция впе­чатления, что заставляет прибегнуть к более тщательному изучению перцептивных способностей субъекта восприятия, позволяющему установить, каково же на самом деле соотношение характеристик субъекта и объекта. При экспериментальных исследованиях этого со­отношения выявляются следующие основные группы факторов:

* переменные, посредством которых субъект описывает себя;

» переменные, посредством которых субъект описывает ранее зна­комых;

» переменные, посредством которых субъект описывает отноше­ния между собой и объектом;

» контекст ситуации, в которой осуществляется процесс перцепции.


Весьма интересны в связи с этим так называемые иллюзорные кор­реляции, своеобразные стереотипы, основанные даже не столько на эм­пирическом опыте субъекта, сколько на компиляции разнородных фрагментов знаний и представлений, полученных из разных источни­ков [11, 12]. Эксперименты, направленные на установление природы имеющихся стереотипов, подтвердили это, в то же время другие ис­следования показали, что по мере существования достаточно продол­жительного контакта возникающая в его процессе пристрастность субъекта к объекту приводит к дополнительным искажениям.

И, наконец, последнее явление, которое должно быть упомянуто при рассмотрении проблематики восприятия, это аттракция — про­дукт и сам процесс формирования привлекательности объекта воспри­ятия для его субъекта. Возникновение его связано с подключением к процессам перцепции эмоциональной сферы личности субъекта вос­приятия и появлением специфического эмоционального отношения субъекта к объекту. Такого рода привязанность, провоцирующая про­явление целой гаммы разнообразных чувств, порождается его оцен­кой и выражается в виде социальной установки. Как уже упоминалось выше, одной из важнейших характеристик межличностного общения является реализация определенных общественных и межличностных отношений, с которыми и связано явление аттракции. Логика изуче­ния межличностного восприятия привела к тому, что научному ана­лизу подвергается процесс, в рамках которого существует объект восприятия, оцениваемый субъектом в категориях, свойственных аф­фективной сфере. В контексте групповой деятельности возникает но­вая интерпретация функций аттракции, в частности такой, как функ­ция эмоциональной регуляции внутригрупповых отношений. Таким образом, можно говорить о том, что одни исследователи связывают аттракцию с перцептивной стороной общения, выделяя в ней уровни и рассматривая ее как процесс и результат привлекательности одного человека для другого ([2]. Другие считают аттракцию своеобразной социальной установкой, в которой преобладает позитивный эмоцио­нальный компонент [23]. Третьи говорят об одно- двунаправленном притяжении, означающем потребность одного человека быть вместе с другим [54]. Существует и противоположное аттракции понятие нега-ции, связанное с наличием у партнера по общению качеств, восприни­маемых как негативные и вызывающих в связи с этим отрицательные эмоции.

Таким образом, завершая данный раздел, можно перечислить сле­дующие механизмы взаимопонимания и межличностного познания,


влияющие на адекватность формирования образа воспринимаемого объекта:

* проекция — перенос на объект психических особенностей субъ­
екта;

* стереотипизация — отнесение объекта к одному из известных
субъекту типов, в результате стремления или необходимости
строить выводы на базе ограниченной информации;

» примитивизация — сглаживание субъектом реально существую­щих противоречивых психологических характеристик объекта;

» идеализация — наделение объекта исключительно положитель­ными качествами, вне зависимости от реального поведения;

» этноцентрация — пропускание информации об объекте через фильтр, связанный с этническим образом жизни;

4 приписывания — приписывание объекту мотивов в условиях не­достаточной информированности субъекта;

» интерпретации — соотнесение субъектом личностного опыта по­знания с объектом;

«идентификации — отождествление субъектом себя с объектом;

* рефлексия — осознание субъектом того, как он воспринимается
объектом.

Формирование межличностных отношений в процессе общения включает динамику, механизм регулирования и условия развития межличностных отношений. Динамика их развития предполагает про­хождение ими нескольких этапов [54]:

» знакомство;

* приятельские отношения;

* товарищеские отношения;

* дружеские отношения.

В качестве механизма развития межличностных отношений высту­пает, по мнению Н. Н. Обозова, эмпатия как. отклик личности на пе­реживание другой личности. Рассматриваемая как процесс, включаю­щий эмоциональные, рациональные и действенные компоненты, она подразделяется им на следующие уровни (в нашей модификации):

1) рациональная эмпатия, проявляющаяся как понимание психи­
ческого состояния другого без изменения своего состояния;

2) эмоциональная эмпатия, выражающаяся не только в понимании,
но и в сопереживании — эмоциональном отреагировании;

3) синтетическая эмпатия, включающая все три компонента:


» рациональный;» эмоциональный;» поведенческий.

Все виды эмпатии имеют сложные структурные связи. Весьма близ­ким к понятию эмпатии является синтонностъ, или способность при­общаться к эмоциональной сфере другой личности, обусловленной потребностью в эмоциональном контакте. В качестве механизма раз­вития межличностных отношений эмпатия способствует их становлению и стабилизации. Именно на основе эмпатии развивается эмоциональ­ное и деловое импонирование. Условия развития межличностных от­ношений в процессе общения влияют на их особенности и динамику. Прежде всего, это:

» виды совместной деятельности — работа, отдых, учеба;

» ситуация — обычная, экстремальная;

* этническая среда — моно-, полиэтническая;

«материальные ресурсы;

» социокультурная среда;

» временные характеристики.

Итак, межличностные отношения представляют из себя систему диспозиций — установок, ценностей, ожиданий, стереотипов, через которые собственно люди и воспринимают и оценивают друг друга. Межличностные отношения переживаются субъективно и отражают­ся объективно в характере и способах взаимных влияний между людь­ми в процессе совместной деятельности и общения.

Таким образом, рассмотренные в единстве три аспекта общения и три его функции создают условия оптимизации совместной деятель­ности людей и их отношений. В связи с этим одной из основных задач социальной психологии является разработка средств, способствую­щих коррекции процесса общения, совершенствования его навыков, улучшения коммуникативной компетентности. Прежде всего это ка­сается тех отраслей деятельности, которые профессионально связаны с общением.








Date: 2015-09-02; view: 374; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.023 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию