Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеракция и регулятивная функция общения. Так же, как существует терминологическая неясность в определении коммуникации и общения, есть она и в понимании общения и взаимодействия
Так же, как существует терминологическая неясность в определении коммуникации и общения, есть она и в понимании общения и взаимодействия, между которыми некоторые исследователи ставят между ними знак равенства. Здесь следует остановиться несколько подробнее на терминах. Мы вслед за отечественными авторами будем понимать под общением всю совокупность межличностных и общественных отношений. Понятие же взаимодействия в дальнейшем мы будем употреблять как обозначающее иной, в сравнении с коммуникацией, аспект процесса общения. Структура межличностных, или интериндивидных, отношений так же, как и структура личности, включает в себя три компонента: » когнитивный; * аффективный; » поведенческий. Система факторов, влияющих на формирование межличностных отношений, включает в себя следующие характеристики, или особенности личности: 1) тендерные — полоролевые; 2) возрастные; 3) национальные; 4) религиозные; 5) профессиональные — в результате совместной трудовой деятель 6) социальные — статус; 7) соматические: » состояние здоровья;» внешний облик; 8) психические: » темперамент; » самооценка и т. д. Коммуникативный процесс, возникающий в рамках межличностных отношений на почве совместной деятельности, сопровождается, как мы отметили, обменом информацией. Такой обмен происходит, в том числе и по ходу, и по поводу самой деятельности, что приводит к реализации новых попыток ее развития и организации. Причем для участников деятельности обмен информацией сочетается с обменом действиями, естественно, требующим планирования и организации. Именно планирование, когда планы одного из участников взаимодействия регулируют действия другого, и придает их деятельности характер совместной. Отсюда становится понятным невозможность, с одной стороны, отождествления коммуникации с взаимодействием, с другой — их разрыва. Какова же, исходя из вышеизложенного, структура взаимодействия как одного из аспектов общения? На этот счет существует несколько подходов. 1. Подход в рамках теории социального действия М. Вебера, Т. Пар- » деятель;» другой; * нормы; » ценности;» ситуация. 2. Подход, описывающий структуру взаимодействия через ступе «пространственный контакт; * психический контакт; » социальное отношение. 3. Подход, представленный транзактным анализом, предлагающим регулирование действий через позиции с учетом характера ситуаций и взаимодействия [8], где каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций с характерной для нее стратегией взаимодействия:» родитель;» взрослый; «ребенок (дитя). Таким образом, о продуктивности взаимодействия мы можем говорить тогда, когда транзакции носят комплементарный, взаимодополняющий характер; участники общения адекватно понимают ситуацию; адекватно действуют в рамках ситуации. Известные классификации стилей взаимодействия включают: официальные события, случайные встречи, формальные контакты [100]; или ритуалы, полуритуалы и игры [8]. Наиболее интересной представляется отечественная классификация в соответствии с направленностью: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентирован-ные [44, 45]. Стили действий специфичны в зависимости от ситуации и разделяются на следующие три основных: » ритуальный, задающийся культурой; » манипулятивный, предполагающий психологическое воздействие; » гуманистический, имеющий развивающий характер. Виды взаимодействий в соответствии с разными подходами подразделяются чаще всего по знаку на положительные и отрицательные. То есть, в сущности, на способствующие или препятствующие совместной деятельности, используемые при этом определения подчеркивают оппозицию: согласие-конфликт, ассоциация-диссоциация и, наконец, кооперация-конкуренция. Последнюю пару, представляющуюся нам наиболее интересной, мы и рассмотрим подробнее. 1. Кооперация — как координация, упорядочивание и кумуляция 2. Конкуренция — в наиболее яркой ее форме рассматриваемая как » структуру — ситуацию, позиции, объект, инцидент, развитие, разрешение;
* типологию — конструктивный и деструктивный; * динамику; * функцию. Надо сказать, что при анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, вне общего контекста которой ни один из видов взаимодействия не может быть рассмотрен. Представляющаяся наиболее интересной в контексте делового общения типология взаимодействий была предложена Р. Бейл-сом, который свел все образцы взаимодействий в категории и выделил четыре области, в которых фиксировались проявления групповой деятельности: 1) позитивных эмоций: » снятие напряжения;» согласие; 2) решения проблем: * предложение; * ориентация других; 3) постановки проблем: » просьба об информации;» просьба высказать мнение;» просьба об указании; 4) негативных эмоций: » создание напряженности; «демонстрация антагонизма. Основная претензия, предъявляемая к этой схеме, гласит, что в ней не учитывается содержание общей групповой деятельности, т. е. она достаточно формальна. Однако существует еще одно важное направление в социальной психологии — интеракциопизм, полагающее взаимодействие отправной точкой любого социально-психологического анализа. Его основоположник, Г. Мид связывал становление самосознания и системы «Я» с взаимодействием, в процессе которого, согласно его взглядам, только и формируется личность человека. Опираясь на представления В. Джемса о двух началах «Я» и используя идею Ч. Кули о зеркальном «Я», Г. Мид пришел к выводу о формировании личности в процессе деятельности и ее осознания. Главной идеей его концепции стала идея о том, что личность человека формируется во взаимодействии с другими личностями, причем основным механизмом этого процесса выступает контролирование действий личности представлениями о ней, имеющимися у окружающих. Эта позиция подтверждается, в частности, и нашими последними исследованиями детерминант становления личности ребенка, когда прослеживается прямая связь между уровнем развития его самосознания, формирования «Я-концепции» и стилем родительско-детских отношений в его семье. Тем не менее концепция Г. Мида имеет явный дефект: приравнивая коммуникацию к интеракции, он не дифференцировал в общении таких его аспектов, как обмен информацией и организация совместной деятельности. И тут на помощь приходит характерный для отечественной психологии деятелыюстный подход, который и в социальной психологии раскрывает смысл взаимодействия через включенность его в общую деятельность. Так, в качестве конкретного содержания различных форм деятельности выступает соотношение вкладов в нее участников. В одной из схем [84] выделяются при этом следующие возможные формы или модели: » совместно-индивидуальная деятельность — исполнение участниками своей работы независимо от других; » совместно-последовательная деятельность — выполнение общей задачи участниками последовательно; # совместно-взаимодействующая деятельность — одновременное взаимодействие участника со всеми. Еще одним существенным вопросом является взаимосвязь между системами взаимодействия и отношений. Межличностные отношения определяют как тип взаимодействия, так и его выраженность, при этом эмоциональная основа отношений порождает оценки, ориентации и установки участников, окрашивая отношения и делая их экспрессивными. Надо заметить, что если стратегия взаимодействия зависит от характера и особенностей общественных отношений, то его тактика предопределена представлениями участников друг о друге. Поэтому для выявления механизма взаимодействия следует определить, каким образом намерения, мотивы и установки участников сочетаются между собой и как они проявляются при принятии ими решений, что в конечном итоге сводится к вопросу о принципах формирования образа партнера по общению и взаимодействию, а значит, к рассмотрению такого аспекта общения, как перцепция. Date: 2015-09-02; view: 353; Нарушение авторских прав |