Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Межличностное общение — деятельность и активность





Обычно, начиная разговор о психологическом воздействии или влиянии, предполагают наличие неких особых едва ли не эзотериче­ских способов, методов и приемов, используемых в целях его дости­жения. Между тем каждый индивидуум постоянно в процессе обще­ния оказывает определенное влияние на своего партнера, воздействуя на его поведение, состояние, поступки, мысли, чувства, представления, отношения. Безусловно, как формы, так и степень, виды, эффектив­ность такого рода воздействия сильно варьируют в зависимости от многих ситуативных факторов и характеристик субъекта — инициа­тора и объекта — адресата общения и воздействия. Тем не менее имен­но общение является наиболее традиционным контекстом и способом как установления межличностных отношений, так и оказания воз­действия [2]. Будучи явлением сложным и многомерным, оно вклю­чает в себя как индивидуальное и общественное, так и объективное и субъективное общение. Выделяют также прямое и опосредованное, межперсональное и ролевое, межличностное и массовое, доверитель­ное и конфликтное, законченное и незаконченное, кратковременное и длительное и, наконец, личное и деловое общение. При этом деловым общением называют процесс взаимодействия людей, выполняющих совместные обязанности или включенных в одну и ту же деятельность. Основными его составляющими, компонентами, сторонами, или ас­пектами, обеспечивающими продуктивность, являются взаимные — информирование, восприятие и взаимодействие, определяемые психи­ческими особенностями партнеров. Итак, очевидно, для того чтобы перейти к освещению проблемы психологического воздействия, или влияния, следует сначала подробно рассмотреть сущность и структу­ру межличностного общения.

Чтобы рассматривать общение, в традициях отечественной психо­логической науки как один из видов деятельности, взаимодействия,


следует для начала обратиться к понятию деятельности, в том числе совместной деятельности. Именно деятельность, в том числе деятель­ность общения, выступая в качестве активной формы взаимодействия индивидуума с социумом, помогает ему самостоятельно достигать цели, решать задачи и удовлетворять собственные потребности. Как известно, принятый в отечественной психологии деятельностный под­ход делает акцент на роли деятельности в развитии высших психиче­ских функций человека — труды А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, Б. Г. Ананьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, А. А. Смирнова, М. И. Лисиной и др. Совместная деятельность рас­сматривается в психологии, прежде всего, как организованная систе­ма активности взаимодействующих индивидов, направленная на про­изводство объектов культуры — и материальной, и нематериальной. Совместная деятельность, в том числе делового общения, объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межси­стемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого ин­дивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетель­ствует о взаимопроникновении и взаимообогащении.

Итак, проблема и категория общения, безусловно, является одной из главных в психологической науке. В последние годы именно изуче­ние проблемы общения стало одним из ведущих направлений, напри­мер в социальной психологии. Универсальный характер этой проблемы становится понятен сразу, при попытке дать определение общению, скажем, как процессу взаимодействия двух и более субъектов, направ­ленному на такие области, как:

» взаимное познание;

» установление и развитие взаимоотношений;

» оказание взаимовлияния на состояние, взгляды, поведение;

» взаимная регуляция совместной деятельности.

В общении как процессе последовательных, взаимозависимых пове­денческих актов происходят такие действия, как:

1) получение и прием информации;

2) интерпретация информации;

3) взаимное восприятие;

4) взаимное понимание;

5) взаимная оценка;

6) сопереживание друг другу;


7) формирование симпатий и антипатий;

8) разрешение возникающих противоречий;

9) осуществление совместной деятельности;

10) регулирование характера:
t взаимоотношений;

» убеждений; * взглядов;

11) психологическое воздействие.

Как видно, принятый в отечественной психологии деятелъностный подход оказывает влияние и на анализ процессов общения, заставляя рассматривать его как частный случай деятельности вообще. На са­мом деле общение, прежде всего, представляется видом активности субъекта, которую, впрочем, можно понимать и как деятельность. Внутренними образующими активности являются еемотивационная, целевая, инструментальная основы, имеющие многообразные связи. При этом мотивационные основы активности обращены как к ин­терпретациям субъектности человека как деятеля, представленного «индивидуальным Я», «Я другого во мне», «всеобщим Я» и «не Я», так и к потребностям. Целевые основы активности ориентированы вовне, предвосхищая результат деятельности и, в отличие от мотивов, всегда осознаваемы. Инструментальные основы активности субъекта рассматриваются как его представления, внутренние образующие дей­ствий, совершаемых во внешнем плане [59]. В соответствии с внешни­ми проявлениями активности и ответными воздействиями среды они образуют систему, деятельность же представляет собой единство внут­ренних и внешних проявлений активности. Принципиальным поэтому становится вопрос о связи общения с деятельностью. Одним из мето­дологических принципов раскрытия их взаимосвязи является концепция единства общения и деятельности [2]. Другим становится рассмотре­ние общения как субъект-субъектного взаимодействия [46J или свя­зей между субъект-объектными и субъект-субъектными взаимодей­ствиями [17].


Итак, в современном понимании общение выступает как особая са­мостоятельная форма активности субъекта, где продуктом, результа­том процесса общения становится не столько предмет, или объект, сколько межличностные отношения. При этом в процессе общения осуществляется не один лишь обмен деятельностями, но также и иде­ями, чувствами, переживаниями, представлениями. Понятно, что по­путно возникает и развивается целая система субъект-субъектных


взаимоотношений, а сам процесс общения детерминируется его пред­метом, например предметом обсуждения, спора, разногласий, разгово­ра, дискуссии. Обмен же деятельностями, или совместная деятель­ность, понимается как ситуация, в которой межличностное общение подчинено единой цели, состоящей в решении конкретной задачи [31]. При изучении его выделяются обычно три уровня:

1) макроуровень — общение как значимая сторона образа жизни
индивида;

2) мезауровень — общение как изменяющаяся система целенаправ­
ленных контактов или ситуаций взаимодействия;

3) микроуровень — общение как совокупность элементарных его
единиц, сопряженных актов или транзакций.

При этом под функциями общения понимаются разнообразные за­дачи, которые оно решает в процессе социального бытия человека.

Одной из общепринятых классификаций общения является осно­ванная на выделении в общении трех взаимосвязанных сторон и функ­ций [2, 46]:

1) Информационной стороны — с информационно-коммуникатив­
ной функцией, заключающейся в обмене информацией между
коммуникаторами посредством вербальной и невербальной зна­
ковых систем;

2) Интерактивной стороны — с регуляционно-коммуникативной
функцией, заключающейся в регуляции поведения и организа­
ции совместной деятельности субъектов;

3) Перцептивной стороны — с аффективно-коммуникативной функ­
цией, связанной с регуляцией эмоциональной сферы личности.

Существуют и другие классификационные схемы общения, где до­полнительно выделяются следующие функции общения [31]:

» организация совместной деятельности;

* познание людьми друг друга;


» формирование и развитие межличностных отношений.

Здесь следует заметить, что, на наш взгляд, в этих и других извест­ных классификациях имеется ряд неточностей, которые не позволяют считать их оптимальными и представлять здесь как образец. В частно­сти, в них упущены из виду две из разновидностей невербальных зна­ковых подсистем, а именно экстралингвистическая и такесическая. Это те подсистемы, которые, будучи, безусловно, не слишком обшир­ными, тем не менее иногда могут играть важную роль и заслуживают


поэтому выделения в отдельные группы. Также нам представляется совершенно необходимым отнесение к самостоятельным разновидно­стям когнитивного и аффективного аспектов, или составляющих об­щения. Соображения, которыми мы руководствовались, выделяя их, были следующими. Процесс межличностного восприятия неразрывно связан с процессом межличностного познания, но не тождественен ему, задействуя другие механизмы и будучи, как всякий познаватель­ный процесс отражения, менее универсальным, чем познавательные психические процессы в целом. Соответственно, выделяются и само­стоятельные когнитивно-коммуникативная и аффективно-коммуни­кативная функции общения. Когнитивный и аффективный аспекты тесно связаны со всеми остальными, а когнитивно-коммуникативная функция, тесно соприкасаясь с информативной и перцептивной, тем не менее представляет собой отдельную функцию, связанную с меж­личностным познанием в процессе общения и направленную на ког­нитивную сферу личности. Таким образом, мы предлагаем выделять следующие пять составляющих процесса общения: информативную, когнитивную, перцептивную, аффективную и интерактивную.

Соответственно, мы представляем здесь свою систему классифи­кации видов общения, созданную на основе существующих, уточняю­щую и развивающую вышеупомянутые.

1. Информативная составляющая, или аспект общения — ориен­тированный на когнитивную сферу личности, выполняющий информативно-коммуникативную функцию, связанную со вза­имным информированием субъектов посредством следующих знаковых систем.

Вербальная система— словесная, речевая, языковая. Невербальная система, подразделяющаяся на подсистемы: «кинесика — кинетическая подсистема — экспрессивные дви­жения (мимика, жестикуляция, поза, походка, телодвижения);» проксемика — визуально-кинетическая подсистема — про­странственная близость к партнеру (взаиморасположение, динамика расположения, дистанция);

» такесика — тактильно-кинетическая подсистема — динамиче­ские прикосновения к партнеру (прикосновения, сжатие, объя­тия, похлопывание, поглаживание, пощипывание, поцелуи);» паралингвистика — аудиально-акустическая подсистема -звуковые характеристики речи, не связанные со смыслом слов (интонация, ритм, пауза, динамика, тембр, темп);


• экстралингвистика — акустическая подсистема — акустиче­
ские характеристики, не имеющие отношение к речи (вздохи,
всхлипы, покашливания, усмешка, вскрикивания, покряхты­
вание, смех, плач);


» визуалистика — оптическая подсистема — визуальный кон­такт (продолжительность, направление движения, длина пау­зы, частота взглядов);

* ольфакторика — обонятельная подсистема — запахи и арома­
ты (естественные и искусственные).

2. Когнитивная составляющая, или аспект общения — ориентиро­
ванный на когнитивную сферу личности, выполняющий когни­
тивно-коммуникативную функцию, связанную с процессами
межличностного познания на основе межличностного восприя­
тия субъектов.

3. Перцептивная составляющая, или аспект общения — ориенти­
рованный на когнитивную и аффективную сферу личности, вы­
полняющий перцептивно-коммуникативную функцию, связан­
ную с процессами межличностного восприятия субъектов.

4. Аффективная составляющая, или аспект общения — ориенти­
рованный на аффективную сферу личности, выполняющий аф­
фективно-коммуникативную функцию, связанную с регуляцией
психоэмоциональных состояний и эмоционально-волевыми про­
цессами субъектов.

5. Интерактивная составляющая, или аспект общения — ориенти­
рованный на оценочно-волевую или поведенческую сферу лич­
ности, выполняющий регулятивно-коммуникативную функцию,
связанную с регуляцией поведения и организацией совместной
деятельности субъектов.

Теперь становится понятно, что каждая из вышеназванных сторон об­щения обращена к одной из сфер личности каждого из субъектов обще­ния, будь это коммуникация, социальная перцепция или интеракция: эмоциональной — аффективной, рациональной — когнитивной и оце­ночно-волевой или поведенческой — конативной. При этом общение помогает личности, в особенности самоактуализирующейся личности, развивая ее самосознание, формируя «Я-концепцию» и обогащая ее представления о себе и отношение к себе, осваивать одно из следующих пространств: номинативное, временное, социальное, тендерное, ценност-но-ориентационное. Таким образом, мы вправе объединить функции познания, формирования межличностных отношений и аффективно-


коммуникативную функцию. И включить их все в более глобальную и многомерную перцептивную функцию общения, рассматриваемого как активность, в том числе надситуативную, самоактуализирующей­ся личности и как взаимодействие таких личностей между собой.

Следует заметить, что в западной психологии существовали иные подходы к изучению проблемы общения.

1. Информационный (30-40-е гг.) — ориентированный на передачу
и прием информации, где объектом выступает обмен сообщений
между участниками, включающий два направления:

» теория и практика изменения сообщений в различные коды

с последующей декодировкой;

* анализ социально организованных условий для обмена инфор­мацией в межличностных взаимодействиях. Надо заметить, что в контексте изучения делового общения нам представляется самой интересной модель коммуникационного обмена, состоящая из четырех коммуникационных элементов: условий, поведения, ограничений, критериев-интерпретаций.

2. Интеракционалъный (60-70-е гг.) — ориентированный на взаи­
модействие
и объясняющий способы управления ситуациями
социального присутствия при помощи средств поведения, вклю­
чающих следующие модели:

» лингвистическая;

» социального навыка;

» равновесная;

» социального взаимодействия;

» системная А. Кендона.

Наиболее адекватной рассмотрению делового общения нам ка­жется системная модель, рассматривающая взаимодействие как конфигурацию систем поведения, управляющих отдельными ас­пектами межличностных транзакций, в частности обменом рече­вых высказываний, использованием пространства и территории взаимодействия [103].

3. Реляционный Р. Бедвистелла, Г. Бэйтсона (50-70-е гг.) — ориен­
тированный на взаимосвязь общения и взаимоотношений, глав­
ная позиция которого состоит в представлении о существовании
природы взаимоотношений в процессе общения в реальном вре­
мени и пространстве, на основе его возникли три элемента реля­
ционной теории коммуникаций:


• кибернетика и теория общих систем;

» теория логических типов, идентифицирующая разрывы не­прерывности между такими уровнями абстракции, как «инди­вид-общение», или «индивид-взаимоотношения»;

» биологические исследования экосистем.

Реляционная теория находится на начальном этапе развития, но сила ее заключается в замене привычной аристотелевской картины мира наиболее прогрессивным — системным, междисциплинарным подходом.

Подчеркивая многоплановый характер и воздействующую состав­ляющую общения, А. В. Петровский говорил о наличии, наряду с общением первого рода как коммуникации, общения второго рода как трансляции своей индивидуальности, заставляющем обратить внима­ние на влияние, оказываемое одним человеком на другого. Итак, не­оспорим факт разносторонности общения, представляющего собой, с одной стороны, обмен информацией, становление коммуникации для достижения цели деятельности, с другой стороны — общения как продолжения и отражения себя в других людях и, наконец, общения как взаимодействия. Эта многомерность, разноплановость общения и привлекает внимание к взаимному влиянию, воздействию, которое не­пременно присутствует в процессе общения вне зависимости от того, осознается оно участниками или нет. Проблема социального и психо­логического влияния, таким образом, приобретает особо важное зна­чение и при рассмотрении психологических аспектов делового общения в профессиональной и трудовой деятельности, когда взаимодействие осуществляется и на уровне значений и смыслов. К ее рассмотрению мы и перейдем в следующей части нашей работы.








Date: 2015-09-02; view: 375; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.019 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию