Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. История педагогической мысли и образования в России и за рубежом
История педагогической мысли и образования в России и за рубежом
Содержание 1.Сравнительная педагогика 1. Предмет, задания сравнительной педагогики 2. Основные задачи и функции сравнительной педагогики: 3. Сравнение как метод Интерес к тому, как обучается подрастающее поколение в чужеземных странах обнаружился еще в глубокой древности. Греческий историк Геродот рассказывал о воспитании в Вавилоне и Египте, римский историк Тацит отмечал особенности воспитания у древних германцев. Уже тогда нередко ставилась утилитарная цель – воспользоваться опытом соседей для улучшения дела воспитания молодежи в своих странах. Например, Платон показывал, как некоторые методы спартанского воспитания могли бы быть заимствованы в его родных Афинах; Ксенофонт, описывая характер воспитания молодых персидских аристократов, рекомендовал извлечь из этого уроки для формирования характера греческой молодежи. В эпоху создания крупной машинной индустрии расширяется охват детей школьным образованием, делаются первые шаги по организации профессионального обучения, в ряде стран закладываются основы государственных систем просвещения. В конце 18 начале 19 веков расцвет европейской педагогической мысли. Белл-Ланкастерская система, педагогика Песталоцци, «свободное воспитание Руссо, постулаты Канта о нравственном воспитании выходили за рамки отдельных стран и получали общеевропейский резонанс. Все это закономерно усиливало интерес к зарубежному педагогическому опыту и его сопоставлению с отечественными проблемами образования. Так создавались объективные предпосылки для возникновения новой научной дисциплины –сравнительной (компаративной) педагогики. Из истории этой науки следует, что основателем ее Марк - Антуан Жюльен Парижский (1775-1848), который впервые поставил вопрос об изучении международного опыта развития образования как особом направлении научных исследований. Жульен активный участник Великой французской революции, сторонник Робеспьера, видный публицист. По его мнению задачами сравнительной педагогики должна состоять в сопоставительном изучении педагогического опыта в разных странах с целью создания наиболее рациональной системы образования в мировом масштабе. Для того, чтобы педагогика была позитивной наукой, писал он, она должна основываться на анализе фактического материала разных стран; наобходимо упорядочить сбор разнообразных фактов и определить способы их систематизации, т.к. без этого педагогическая деятельность и ее результаты остаются зависимыми от субъективных и ограниченных взглядов,от капризов и своеволия тех, кто занимается обучением. В России начало систематическому изучению зарубежных систем положил К.Д. Ушинский. Отметим, что характеристики, данные им более ста лет назад французской и английским системам не потеряли актуальность и сейчас. Например, рассматривая французскую систему образования он отмечал, что для нее характерны строжайшая централизация и административное единообразие. «Централизация учебной части во Франции доведена до крайности и не только одно училище служит вернейшим повторением другого, но все они действуют разом, по команде как хорошо дисциплинированная рота. Каждый чиновник министерства, взглянувши на часы, может с уверенностью сказать, что в этот час во всех гимназиях Франции переводится или разбирается с одними и теми же комментариями (которые также ежегодно определяются министерством) одна и та же страница Цицерона или пишется сочинение на одну и ту же тему». Сравнительная педагогика - это область педагогической науки, изучающая преимущественно в сопоставительном плане состояние, закономерности и тенденции развития педагогической теории и практики в различных странах и регионах мира, а также соотношение их всеобщих тенденций, национальной и региональной специфики; выявляет формы и способы взаимообогащения национальных образовательных систем путём использования ими зарубежного опыта. Для этого направления методологически важны объективность, комплексность, конкретно-исторический, культурологический, этнопсихологический подходы. Предмет, задания сравнительной педагогики Сравнительная педагогика - это наука о сопоставлении особенностей общих и отдельных тенденций, законов и закономерностей развития образования в мировом, региональном, национальном и федеративном масштабах. Это наука, которая преимущественно в содержательном плане анализирует состояние, основные тенденции и закономерности развития образования в глобальном масштабе, раскрывает соотношения всеобщих тенденций национальной или региональной специфики, выявляет позитивные и негативные аспекты международного педагогического опыта, формы и способы взаимообогащения национальных педагогических культур. Сравнительная педагогика - самостоятельная отрасль научного познания, которая имеет свой объект, предмет, специфические функции и задачи. Объект сравнительной педагогики - образование как процесс социально-культурного воспроизводства человека в современном мире, а также как социальный институт в глобальном, региональном и национальном масштабах. Предмет сравнительной педагогики - состояние, тенденции и закономерности развития мирового (зарубежного и отечественного) педагогического опыта и национальных педагогических культур современности. Основные задачи и функции сравнительной педагогики: Задачи: · системное описание новейших и малоизвестных фактов, отображающих реальные процессы развития образования в зарубежных странах. · систематизация и анализ количественных данных о развитии систем образования в этих странах. · выявление и анализ важнейших закономерностей и тенденций развития образования в различных странах. · разработка научно-обоснованных критериев оценки качества и эффективности образования в той или иной стране. · определение приоритетных направлений образовательной политики. · сопоставление достижений и недостатков образования в зарубежных странах. Основные функции сравнительной педагогики: · унификация и упорядочение терминов и понятий педагогической документации разных стран с целью облегчения изучения зарубежного опыта специалистами · сопоставление разных моделей образования и образовательной политики, теоретических установок зарубежных и отечественных педагогов и деятелей образования. · прогнозирование вероятных путей развития образования в будущем. · разработка планов развития образования. Сравнение как метод Cравнение как метод универсально; подлинно сравнительную науку отличает сравнение на высшем уровне абстракции, когда осуществляется"сравнение сравнений". Прилагательное "сравнительный" в общественных науках оправдано только в случае применения сравнения к заранее разработанной совокупности теоретических положений, обобщающих реальности одного порядка, относящиеся к разным общественным группам. В сравнительных дисциплинах мы имеем дело с "вторичным"использованием сравнительного метода. Социальный процесс образования, который повсеместно имеет тенденцию к удовлетворению одинаковой по своей сути базовой общественной потребности, принимает различные системные формы и сталкивается с различными проблемами в каждом обществе или отдельной социальной группе.Все эти формы и проблемы изучаются и анализируются с помощью комплекса дисциплин.Помимо этих дисциплин возможно перейти и на более высокий уровень анализа многообразия как такового, т.е. вариаций системы, проблемы или ситуации, идентичных по существу при изменяющихся условиях. Сравнение используется в целях достижения общего понимания, помещая различия в их собственный контекст, открывают "законы разнообразия". Это составляет предмет сравнительной педагогики.Сравнительная педагогика извлекает или должна уметь извлекать суть информации из уже существующих данных.Сравнительная педагогика исходит из множественности автономных, предположительно "самодостаточных" образовательных систем. Сравнительная педагогика, не пренебрегая, "практическими" аспектами, стремится прежде всего к более глубокому пониманию явлений в сфере образования, оставляя в стороне различия, вытекающие из конкретных условий каждого общества (если другие науки об образовании нацелены на достижение универсального уровня валидности, то им следует интегрироваться в сравнительную педагогику). сравнительная педагогика представляет собой высокий гносеологический уровень. Исходя из множественности абстрактных моделей и использую свойственный ей теоретический и методологический инструментарий, сравнительная педагогика продуцирует собственные данные второго уровня и приходит к различным выводам. Эта продукция, имеющая теперь подлинно сравнительный характер, может быть использована для практических действий в отношении любой из изученных систем. Результаты сравнительно-педагогических исследований расширяют и модифицируют данные и выводы специальных исследований и обеспечивают обратную связь с отдельными дисциплинами. Мир сравнительной педагогики может быть представлен в виде нескольких концентрических окружностей: в центре - сравнительные исследования, теория и методология; затем - международная информация по вопросам образования и различные типы конкретных тематических исследований; затем - на внешней окружности - компаративистов (специалистов в области сравнительной педагогики) в любой темы, относящейся к эдукологии. Жестких границ здесь быть не должно. Основные категории и понятия сравнительной педагогики: образование, мировая система образования, социальный институт образования, стратегия развития образования, стандартизация образования, современный зарубежный педагогический опыт, национальная система образования и воспитания, педагогическая культура, образовательная политика, педагогическая документация. Как молодая развивающаяся отрасль педагогической науки сравнительная педагогика испытывает трудности в четкой терминологии. Исследователь имеет лингвистические трудности из-за многозначности и неадекватности понятий при изучении зарубежных систем образования. Так, вместо распространенного понятия в России «сравнительная педагогика» (Pegagogie comparative) в зарубежной литературе может часто употребляться термин «сравнительное образование» (education comparee (фр.яз), comparative education (англ.яз.). Henk Van Daele [19] объясняет это следующим образом: «педагогика» – термин, распространенный в ХVIII и ХIХ веках, означал – науку о воспитании и обучении детей. ХХ век перевернул представление об образовании. В связи с социально-экономическими и социально-культурными процессами изменилась позиция образования. Образование длится на протяжении всей жизни человека и может быть формальным и неформальным. В связи с этим понятие «сравнительная педагогика» уступает место по частоте применения «сравнительному образованию» Известный французский компаративист Le Thanh Khoi [16] подчеркивает различие в понимании термина «pedagogie» (педагогика) и «education» (образование). Во Франции употребляются одновременно два этих термина: «Pedagogie» понимается ученым как наука о воспитании детей или метод преподавания. При этом, пишет он, необходимо учитывать, что этимологически «pedagogie» обозначает действие взрослого по отношению только к ребенку (paida), тогда как «education» относится также и к взрослым и обозначает действие воспитателя, направленное на воспитуемого, которое происходит в диалоге между ними, при этом акцентируется внимание на самовоспитании, т. е. на усилии индивида по воспитанию самого себя. Наиболее сложным для понимания при изучении зарубежной литературы является понятие «education». Оно потребовало обращения к одноязычным толковым словарям. Мы считаем, что это понятие необходимо переводить в зависимости от социоисторического контекста (в зарубежных работах ХIХ века речь идет скорее о сравнительном воспитании, в ХХ веке – о сравнительном образовании). Это понятие полисемично и может означать «развитие», «воспитание», «обучение», а в словосочетании «еducаtion comparee» – «сравнительное образование». Мы установили, что в работах зарубежных и российских компаративистов сложно четко выявить различие предмета сравнительной педагогики и сравнительного образования. Сравнительное образование относят к междисциплинарной составляющей части наук об образовании (философии образования, истории образования, экономики образования, социологии образования, психологии образования и др.), которая изучает образовательные явления и факты, т.е. образовательную практику в зависимости от социального, политического, экономического, культурного контекста.
Современные зарубежные концепции воспитания и развития детей Москва 2009 План Вступление 1. Некоторые общие тенденции в современной западной педагогике 2. Дошкольная педагогика Германии 3. Дошкольная педагогика Франции 4. Дошкольная педагогика Великобритании 5. Дошкольная педагогика США Заключение Источники Date: 2015-09-02; view: 1563; Нарушение авторских прав |