Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Дошкольное образование в США
Первый детский сад в Америке был создан в 1855 году эмигрантами-немцами и работал по системе Фребеля. К началу ХХ века в каждом большом городе были общественные детские сады. В это же время американские педагоги отказались от системы Фребеля и начали развивать собственные направления в дошкольной педагогике. В современном детском саду в помещении организовано несколько центров: · Центр организации сложно-ролевой игры. · Кукольный театр · Центр искусства · Центр кулинарии · Центр игры с песком и водой · Научно-математический центр После приема детей и их свободной игры начинается учебный день. Все садятся на ковер, воспитатель здоровается с детьми, все вместе вспоминают, какой сегодня день, число, знаменательная дата. Воспитатель побуждает детей рассказывать о важном для них, рассказывает об этом сам. Далее - самостоятельная работа в центрах. Перед прогулкой дети убирают за собой. В течение дня дети едят «snacks» - завтраки, принесенные с собой, спят прямо на ковре на специальных подушках. Содержание работы с детьми определяется задачами воспитания. Образовательная система Америки позволяет детям стать независимыми, уверенными в себе, самостоятельными, умеющими отстаивать собственное мнение. Для этого детям предлагаются различные варианты выбора: в каком центре играть, с кем заниматься и чем, о чем рассказывать и т. д. Случай, рассказанный очевидцем: Американская мама, которая очень много работает и мало времени проводит с детьми, собирает их за столом и спрашивает, что они хотят на ужин. Дочка говорит, что хочет курицу и картошку, а сын - рыбу и рис. И мама готовит им два ужина, согласно их пожеланиям. Гостья из России удивляется: «Зачем ты потакаешь их желаниям? Не лучше ли было провести это время более продуктивно?» Американка отвечает: «Я хочу, чтобы мои дети точно знали, чего они хотят в этой жизни и видели, что всего можно добиться». У детей воспитывается межнациональная и межрелигиозная терпимость. В связи с этим в детских садах стараются отмечать национальные праздники всех народов, населяющих США. В обычные классы и группы включают детей, имеющих отклонения в психическом или физическом развитии (вспомним Фореста Гампа). Американские педагоги считают, что у нормальных ребятишек формируется чувство толерантности, а у детей с аномалиями расширяется среда общения и развития. Правительство рекомендует педагогам ориентироваться на программу развития одаренности по системе Б. Блума. Согласно теории Блума, когнитивные цели преподавания можно представить в виде определенной последовательности, включающей 6 уровней: знание, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. В связи с этим, программу обучения необходимо строить, опираясь на последовательное достижение когнитивных целей. В связи с этим огромным полем деятельности для педагогов стали компенсаторное воспитание и интеграционные программы, с одной стороны, для детей с недостатками в развитии, с другой стороны, принадлежащих к разным расам, нациям, говорящих на разных языках. Ставится задача: предложить вариативные, сочетающиеся между собой техники, позволяющие в недескриминационной атмосфере (не разделяя талантливых и явно отстающих в развитии) дать возможность каждому развиваться в своем темпе, не мешая остальным, но и не чувствуя себя изолированным от них. В сотрудничество с педагогами активно включаются родители. Реализуется программа «Head start», т. е. «опережающий старт» - создаются центры раннего вмешательства. Их задача - максимальное развитие потенциальных возможностей, а также педагогических и социальных потенциалов каждого члена семьи, успешная интеграция семьи и ребенка в общество. В 90-е годы стал популярен проект «High scope», «высокая планка». Его сторонники были ориентированы на воспитание свободы и ответственности при предоставлении широких возможностей. Они подчеркивали, что ребенок вырастет таким, каким его воспитывают (это относилось и к обычным и к нестандартным детям). Если его критиковать - он станет осуждать, если не доверять - будет агрессивным и т.д. В рамках самообучения получил признание метод проектирования. Дошкольникам предоставлялась возможность найти какую-то интересную тему и работать над ней в небольшой группе. Задачей взрослого в этих условиях было помочь ребенку и детскому коллективу в целом сделать свои действия более эффективными. Таким образом, косвенные методы обучения и воспитания детей получили приоритет над прямыми. Недостатком американской системы воспитания я считаю то, что противоречит всем их теориям о равных возможностях для всех - разделение детей на классы в зависимости от IQ. В старшем возрасте дети это понимают, это дает аутсайдерам отрицательную установку на ограниченность их возможностей. Очень популярен в Америке метод Марии Монтессори. Рожденный в Италии, здесь он поистине обрел вторую родину. В некоторых духовных направлениях Мария Монтессори считается даже одной из святых, «вознесенных Владык», т.к. благодаря ее методике ребенок закрепляет связь со своим «Святым Я Христа» - тем, что Штайнер называет «Высшим Я», или «душой». Сама Монтессори в своих книгах подобных слов не употребляет. Ее концепция основана на том, что главным побуждающим мотивом всех действий ребенка является природное, инстинктивное стремление развиваться. У каждого это развитие происходит по индивидуальному плану (в соответствии с задачами души, по мнению верующих). В этом плане есть различные сенситивные периоды развития, когда то или иное знание усваивается наиболее эффективно. Например, есть период развития физической активности, мелкой моторики, восприятия цвета, звуков, запахов, веса и фактуры предметов, усвоения счета и геометрических форм, навыков чтения и письма, и т.д. и т.п. Время начала того или иного периода зависит от врожденных особенностей, индивидуальных биоритмов, самочувствия ребенка, погоды, магнитных колебаний и пр. Как же узнать, какие занятия именно сегодня будут наиболее полезны? Выбор доверяется ребенку, его ощущениям. Задача взрослого - подготовить такую предметную среду, в которой будут учтены потребности развития всех знаний и навыков. Мария Монтессори разработала систему дидактических материалов, которая вкупе с современными дополнениями, вроде электрического утюга, состоит сейчас из пяти тысяч различных пособий. В классе Монтессори детей обучают следовать нескольким правилам: · Не мешать тому, кто занимается. · Позанимавшись с материалом, убрать все за собой. · Взяв впервые новый материал, попросить учителя показать, как с ним надо работать. Если ребенок не хочет заниматься - он идет в «шумную комнату», где можно попрыгать, поиграть, полазить по разным лесенкам. У Марии Монтессори, в теплой Италии, желающие в любое время выходили погулять в сад. В классе бывают и общие занятия «в кругу», или «на линии», когда учитель что-то объясняет, или показывает, или вырабатываются общие правила поведения. Неизменной популярностью пользуются «уроки тишины» Но кто хочет - может в это время заниматься самостоятельно. Практика показывает, что пособия настолько гениально разработаны (может быть, действительно «вдохновлены свыше?»), что дети готовы часами заниматься с ними, не отвлекаясь ни на что. «Шумную комнату» часто посещают только в адаптационный период. В современных садах Монтессори предусмотрено специальное время, когда все организованно идут на прогулку. Это время свободной игры. Но кто хочет - может остаться. За некоторое время до прогулки, или до общего урока, учитель звонит в колокольчик. Это значит, что надо постепенно заканчивать занятия, и убирать материал, если не хочешь продолжать заниматься. По опыту могу сказать: то, чему ребенок научился по методу Монтессори, он делает очень качественно, с пониманием глубинной сути процесса. Недостатком метода я считаю то, что его очень трудно повторить. · Необходимо множество пособий, и все они должны быть в хорошем состоянии, привлекательно выглядеть. · Проводя презентацию, т.е. показывая, как работать с материалом, учитель должен быть в особом состоянии сосредоточенности, нераздвоенности сознания, полной концентрации на демонстрируемом предмете или действии. Только личным примером можно передать это состояние ребенку. Используется минимум слов. Каждое слово и движение продуманны. · Обучение коммуникации происходит не спонтанно, а в основном через учителя. На этапе формирования класса все правила поведения вырабатываются самими детьми и затем сознательно ими исполняются. Надо быть виртуозом-психологом, чтобы детский коллектив выработал адекватные правила. Заключение Просматривая сайты, посвященные различным методикам и национальным системам образования, я обнаружила, что все рассказывают о своих преимуществах примерно одинаково: мы учитываем возрастные особенности ребенка; развитие происходит через свободное воспитание и свободную игру; большое внимание уделяем общению детей между собой; воспитываем терпимость и толерантность; прививаем любовь к знаниям; учим ребенка добывать эти знания самостоятельно. Этим направлениям, видимо стараются следовать педагоги всех стран (исключая одиозные случаи узко идеологизированного воспитания). Думаю, в своей работе мы можем использовать любой опыт, подходящий к данной конкретной ситуации. Вальдорфские педагоги предостерегают от раннего активирования мышления и памяти, но есть дети, которые получают удовольствие, решая задачи, запоминая стихи, изучая буквы. Система Монтессори требует создания особой медитативной атмосферы в классе, это трудно, но мы можем обучать детей конкретным практическим навыкам, используя ее разработки. Письму и чтению можно обучать, применяя опыт английских школ, а природоведению - по старым добрым советским программам. Что касается математики - тут нет равных пособиям Монтессори(известны случаи, когда дети с синдромом Дауна, занимаясь по ним, превосходили своих нормальных сверстников). Методики, принятые в советском садике тоже отлично работают. А вот у англичан математика преподается формально и малоэффективно. Для обучения коммуникации, социальной интеграции и толерантности целесообразно использовать американский опыт. Комплексный подход, открытость, готовность воспринимать новые идеи в педагогике, способность обучаться новым педагогическим технологиям - думаю, эти качества должны быть присущи каждому современному педагогу. Date: 2015-09-02; view: 608; Нарушение авторских прав |