Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конкретно-социологические исследования в спортивно-педагогической работе





Какова роль конкретно-социологических исследований в спортивно-педагогической работе, в деятельности спортивного тренера, учителя физической культуры, физкультурно-спортивного руководителя? Для чего и как используется конкретно-социологический инструментарий и методика в туристской, рекреационной сфере и в проектировании молодежной политики? Ответы на эти вопросы носят не умозрительный, а совершенно конкретный и практически полезный характер, позволяющий успешно функционировать выпускнику физкультурно-спортивного вуза в условия рыночной экономики с элементами государственного регулирования. Мы имеем в виду не только коммерческий успех, но и более-менее благополучное плавание в морях государственной и муниципальной бюрократии. Дело в том, что и рынок (если брать заказ со стороны конкретного работодателя), и его государственно-муниципальное регулирование (в конечном счете, зависящее от субъективизма и произвола конкретных чиновников) могут создать лишь временно благоприятные условия для развития физкультурно-спортивной, туристской или молодежной работы. В итоге, указанные факторы все равно рано или поздно играют негативную роль, так как изменяют политико-экономическую конъюнктуру, ставят ее в зависимость от случая, от волевого решения того или иного руководителя. И если вы действительно хотите обеспечить свое профессиональное будущее, сделать его максимально стабильным и максимально защищенным от кризисов и произвола властей, то вам следует думать о том, где и как получить действительно полную и исчерпывающую информацию о состоянии массового социального заказа-запроса на ваше профессиональное мастерство, достаточно объективную оценку результатов и востребованности вашей профильной деятельности.

Незаменимую роль в решении данной проблемы играет конкретно-социологическое исследование, методика которого учит выводить объективные социальные закономерности на основе точного непредвзятого анализа многочисленной субъективной информации, полученной из различных и независимых друг от друга источников, выбор которых носит случайностный, но математически точно обоснованный характер. Один работодатель или несколько чиновников могут исказить истину. Можно завысить или, наоборот, занизить отчетные цифры, статистику. Можно заставить лгать официальное печатное слово. Но обмануть коллективный разум целого социума, социальной общности очень трудно. Особенно когда люди отвечают на вопросы, не несущие личностного оттенка, достаточно нейтральные по содержанию. В этом и состоит функция конкретно-социологического исследования – служить объективной оценкой, надежной обратной связью, максимально исчерпывающим источником информации. Ориентируясь на грамотно интерпретированные (объясняемые и понимаемые) социологические данные, профессионал нашей сферы деятельности и отношений получает уникальную возможность выстроить наиболее адекватный, а потому и наиболее устойчивый бизнес, добиться долгосрочных перспектив и результатов, достаточно независимых от колебаний рынка и его регулирования со стороны властей.

Таким образом, конкретно-социологические исследования в спортивно-педагогической работе выступают в роли своеобразной социальной математики, барометра степени успешности педагогического воздействия и степени благоприятствования этому влиянию со стороны окружающей социальной среды.

С другой стороны, конкретно-социологические исследования сегодня являются самым надежным средством и методом научной разведки для социального управления. Они позволяют определиться в сложной ситуации разновекторного социального заказа, выработать верное управленческое решение и стратегию претворения этого решения в жизнь, а так же наладить механизм обратной связи для оценки эффективности и корректировки управленческой практики.

Выбор социологического исследования всегда определяется двумя аспектами: целями (задачами) исследователя и возможностями извлечения нужной информации. Цели и задачи диктуются степенью требуемой глубины, масштабности и точности отражения реальной социальной ситуации по предмету исследования. Информационные возможности зависят от специфики изучаемого социума (социальной общности, группы, массива) или, как это принято называть в социологии, от доступной для изучения генеральной совокупности единиц анализа (одушевленных или даже вербализированных потенциальных источников необходимых сведений).

Если основанием деления выступают цели и задачи количественного и качественного анализа, то выделяют следующие три вида социологических исследований: разведывательное, описательное, аналитическое.

Разведывательное (пилотное, пилотажное) исследование – это самый простой, поверхностный и предварительный вариант социологического анализа. Этот вид исследования базируется на упрощенной программе (отметим, что программа все равно требуется), ограничивается небольшим инструментарием (комплексом методических документов типа анкеты, бланка-интервью, опросного листа и т. д.), охватывает небольшие обследуемые совокупности источников информации и, соответственно, решает довольно ограниченные задачи, а именно:

- задачу получения предварительной информации, чтобы в первом, грубом приближении определиться с направлениями дальнейшего поиска;

- задачу получения дополнительной, уточняющей информации косвенно касающейся линии основного анализа.

Как правило, многие непрофессиональные исследователи ограничиваются именно разведывательным видом конкретно-социалогического исследования, но, пренебрегая очередностью его этапов и полнотой механизма, игнорируют требование обязательной разработки программы и ограничиваются лишь «голым» инструментарием, например, разработкой анкеты. Тем самым, уже изначально в пилотное исследование закладываются такие искажающие, фальсифицирующие факторы, что вопрос о ценности и достоверности полученной информации ставить весьма и весьма проблематично. А если к этому добавить еще и некорректную (вследствие отсутствия программы) интерпретацию (объяснение, понимание) полученных данных, то такое исследование ни в коем случае нельзя классифицировать как научное и социологическое. Приходиться констатировать, однако, что большинство проводимых в политике, идеологической и педагогической работе массовых опросов даже отдаленно не имеет отношения к социологии.

Выпускнику физкультурно-спортивного вуза разведывательное конкретно-социологическое исследование может понадобиться в следующих случаях:

- при изучении платежеспособного опроса на его профильные услуги в месте предполагаемой работы;

- для анализа мотивационной основы занимающихся в секциях с целью определения вероятностного процента оттока нестабильной части охваченного контингента;

- в целях получения достоверного представления о степени удовлетворенности детей и родителей от процесса и результатов тренерской деятельности.

Следует понять, что социология-это тот же маркетинг, что ваши удачи и неудачи суть не результат везения, случайности, а результат скрупулезно продуманного, взвешенного и, в конце концов, принятого на основе максимальной информированности, обоснованного решения.

Следующим видом конкретно-социологического исследования является описательное исследование. Оно гораздо сложнее разведывательного и отличается более развернутым характером и целью получения относительно целостного представления об изучаемом явлении, о составляющих его структурных элементах. Таким образом, описательное исследование выявляет состав (совокупность элементов, уровней, компонентов, подразделений) и структуру (совокупность связей и отношений между составными частями), управляющие механизмы, центростремительные и центробежные факторы, одним словом, системные характеристики объекта и предмета исследования. Однако, учитывая относительно небольшой временной диапазон и разовый характер применения, описательное исследование рассматривает как бы статический, современный, «сиюминутный» срез, состояние изучаемой системы, не отражая ее в движении, в развитии, не прослеживая причинно-следственных связей и зависимостей.

Описательное исследование более комплексно. Может предваряться разведывательным исследованием, вмещать в себя несколько основных и дополнительных различных методов получения необходимой информации. Оно используется для изучения больших социальных массивов (генеральных совокупностей), требует применение механизма выборки источников информации, сложного механизма интерпретации полученных данных и развернутой аналитики (отчета и справки). Поэтому время, затрачиваемое на проведение описательного исследования, даже если его осуществляет не один ученый, а группа исследователей, в несколько раз больше времени, обычно потребляемого на пилотажное исследование типа экспресс-опроса или эксперт-интервью. Время проведения одного описательного исследования колеблется от 2-3 месяцев до полугода в зависимости от количества и масштабности намеченных задач.

Специалисту в сфере физической культуры, спорта, туризма, рекреации, молодежной политики описательное исследование может потребоваться:

- при комплексном и детальном изучении района, региона проводимой работы, с целью охвата большинства возможных направлений деятельности, частей потенциального контингента, определения своей и чужой конкурентоспособности;

- для описания проводимого широкомасштабного социально-педагогического эксперимента;

- для оценки возможностей и результатов широкомасштабного внедрения идеологической, политической, экономической, иной программы;

- при решении задач оптимизации социального управления.

Самым глубоким, длительным и сложным видом социологического анализа является аналитическое конкретно-социологическое исследование. По сути дела, аналитическое исследование – это совокупность нескольких описательных исследований, проводимых с заданной частотой и регулярностью, например, один раз в год, позволяющих по мере развития изучаемого системного объекта вносить необходимые корректировки в программу и ход исследования, а также, в конечном счете, на основе нескольких промежуточных аналитических отчетов разработать общий или сводный отчет с определением причинно-следственных связей и закономерностей системного изменения объекта анализа. Результатом аналитического исследования выступает долгосрочный научный прогноз функционирования и развития крупных социальных общностей, массивов, совокупностей.

Наиболее перспективным полем для применения аналитического исследования являются социальное моделирование, экспериментальная практика долгосрочных идеологических, политических, социально-экономических, научных программ. Однако, само аналитическое исследование в силу своих масштабов и времени проведения очень дорого, трудоемко, требует целой исследовательской группы специалистов с определенной регулярностью возобновляющей свою работу.

Наряду с указанной классификацией видов конкретно-социологического исследования могут применяться и другие, базирующиеся на иных основаниях деления. Например, таким основанием часто выступают возможности и особенности метода сбора информации. В зависимости от применяемого метода получения информации (данных, сведений) выделяют следующие виды конкретно-социологических исследований:

- опрос;

- наблюдение;

- эксперимент;

Date: 2015-09-02; view: 532; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию