Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет, метод, структура и задачи социологической науки





Можно на выбор взять пяток любых учебников по социологии и посмотреть как там формируется предмет социологической науки. Результат сравнительного анализа будет в общих чертах соответствовать пословице «сколько людей – столько мнений». С одной стороны, в этом нет ничего страшного: любой автор или авторский коллектив старается дать свое системное видение предмета. С другой стороны, учебник призван научить, а как же это можно сделать, если каждый учебник учит по-разному. Очевидно, нужно прочесть и освоить множество учебных пособий, что дает возможность их сравнительного анализа и наработки своего багажа, своего видения, своей интерпретации материала. Это длительный, далеко не всегда доступный и желаемый путь.

Есть (по крайней мере, в случае с социологией) другой вариант решения проблемы: освоить методику конкретно-социологических исследований, позволяющую успешно применять социологические знания на практике и уже через призму практической технологии определить предмет социологической науки. Об определении метода даже говорить нечего: если мы умеем его применять, то, тем более, нам ясно что он из себя представляет.

Именно последний, практически обоснованный подход по определению предмета и метода социологической науки будет предлагаться и последовательно разворачиваться нами в дальнейшем. Такое решение принимается еще и потому, что вся классическая мировая история и практика развития социологической теории в качестве своего инвариантного продукта, совокупного, применяемого повсеместно результата порождает методологию и методику конкретно-социологических исследований. Какие бы теоретические хитросплетения не сопровождали процесс родов.

Итак, социология – это комплексная наука, на эмпирическом уровне выявляющая конкретные факты индивидуального и группового социального функционирования, поведения, сознания и оценки, а на теоретическом уровне объясняющая, обобщающая и систематизирующая их в качестве проявления социальных законов и закономерностей.

Определенный указанным образом предмет научной и инвариантной социологии детерминирует общую организацию (состав и структуру) социологического знания. Поясним сказанное.

Под научной социологией мы понимаем ту, которая создана научно-философским, то есть логико-понятийным и математико-статистическим аппаратом и инструментарием. Далее мы будем говорить только о научной социологии. Рассуждая об инвариантной социологии, мы подразумеваем то ее теоретико-практическое ядро, в котором находит выражение единство социологического предмета и метода и которое прямо не зависит от различных метафизических и идеологических установок отдельных авторов и известных теоретических источников.

Организация социологического знания – это термин, отражающий состав (совокупность элементов) и структуру (совокупность связей и отношений между составными элементами, частями), а также иерархию (систему соподчиненности элементов и отношений на одном и на разных уровнях) социологической науки.

Перед изложением нашей версии организации социологического знания отметим, что социология (в качестве выделенного и относительно обособленного ядра научного знания в целом) локализуется между, с одной стороны, научно-философскими воззрениями, логикой и методологией, с другой, - математической статистикой. Кроме того, в ряде моментов социология пересекается (подпитывается, заимствует) с достижениями других наук, причем, как социально-гуманитарных, так и естественных. В первом приближении можно назвать биологию, физику, историю, психологию. Именно с ними в первую очередь и наиболее тесно сотрудничает социология.

Приходится признать, что в вопросе организации социологического знания современная наука еще не достигла полной ясности и конвенциональной согласованности. Не вдаваясь в подробности сложной и поистине нескончаемой дискуссии по данному вопросу внутри мирового и отечественного научного сообщества, даем свою версию решения обсуждаемой проблемы.

Социология – многоуровневая наука, каркас которой включает в себя, если так можно выразиться, несколько этажей:

· Фундаментом социологии выступают социально-философские понятия и законы (в нашем подходе это понятия и законы материалистической диалектики и исторического материализма);

· История мировой социологии (классические теории и концепции, сложившие все «здание» социологии, интерпретированные и оцененные с точки зрения диалектического и исторического материализма);

· Общая социология (социологическая теория, отражающая закономерности функционирования общества в целом и его отдельных частей, в частности);

· Социология «среднего уровня». Уровень особенного или отдельного, совмещающий общее и конкретное.

· Методология и методика конкретно – социологических исследований.

· Отраслевая социология (экстраполяция законов и методов всех выше перечисленных уровней на отраслевые сферы и области: образование, политику, спорт, религию).

Примечание 1: предполагается, что отраслевая социология – это не механическое перенесение, а творческий синтез социологического знания в применении к характерным законам и закономерностям функционирования и развития той или иной общественно-производственной (в широком смысле слова) сферы или области.

Примечание 2: по-видимому, статус отраслевой социологии правомерен только для тех социологических разделов, которые в силу новизны, экспериментального характера, других причин еще не стали традиционными и не вышли в перечень тем и проблем общей социологии.

Тогда в зависимости от величины и значимости изучаемых социальных объектов можно выделять мега-, макро-, микросоциологические уровни исследования.

На первом уровне изучается целостная социальная система. На втором – ее отдельные части первой величины:

- социальные институты (семья, государство, институт собственности, церковь, право, образование, спорт);

- социально-классовые группировки глобального характера (классы, социальные, профессиональные, расово-этические, религиозные, возрастные, половые группы, сельское и городское население);

- отдельные социальные факты и явления глобального масштаба (глобальные проблемы современности, гендерные отношения, социальное отчуждение, преступление, война, мир, город, деревня (село)).

Наконец, на микросоциологическом уровне анализу подлежат отдельные социальные явления, зависящие от фактов деятельности и фактов сознания неких социальных сообществ, называемых в социологии генеральными совокупностями единиц анализа. Сюда относятся избирательные компании, управленческие решения, отдельные мероприятия производственного, социально-политического, религиозного и иного порядка.

Что касается социологии, связанной с физкультурно-спортивной сферой общественной жизни, то насчет ее статуса четкой и окончательно определившейся позиции еще не существует. Ее можно рассматривать в качестве раздела общей социологии, или как пример, прикладной, отраслевой социологии, социологии среднего уровня или вообще отказываться признать ее особый, автономный статус. Профессор Л. И. Лубышева полагает социологию спорта частью, разделом социологии среднего уровня [см. 32, С. 10]. Профессор В. И. Столяров не только видит в социологии ФКС одну из специальных (прикладных) социологических теорий и наук, но и является одним из основных разработчиков ее основ в отечественной социологии [см. 76, С. 25-27]. Таким образом, пока суть да дело, предлагается считать физическую культуру и спорт специфическим объектом, практическим полем, предметной областью, сферой применения социологических исследований и рассматривать их именно в таком, если не слишком определенном, но зато и не ограничиваемом качестве.

Разночтения по предмету социологии и по организации социологического знания не могли не сказаться и на определении ее целей и задач. Соответственно, у различных авторов эти цели и задачи также трактуются по-разному. Однако повторимся, что какими бы теоретическими и идеологическими установками не руководствовались философы, историки, социологи, естественники, внесшие свой ощутимый вклад в развитие социологической науки, все они, так или иначе активно содействовали разработке технологий конкретно-социологического исследования, видя в них главный инструмент социологической практики. Именно таким образом на протяжении почти двух веков постепенно создавалось инвариантное теоретическое социологическое ядро, отличающееся единством научного предмета и метода и ориентированное не на себя, не на общетеоретическую рефлексию, а на сугубо практическую работу с социокультурной средой.

Главной целью такой практической социологической работы было (и остается поныне) обнаружение объективного в субъективном, закономерного в случайном, устойчивого в текучем, постоянного в переменном. Иными словами, цель инвариантной социологии – научиться работать с социокультурной средой как с объективно существующим, материальным объектом, который, несмотря на свою специфику, присущую социальной форме движения материи, имеет собственные законы и закономерности, подлежащие научному раскрытию и практическому использованию в научно обоснованном процессе социального управления.

Достижению поставленной цели призвана служить реализация следующих задач:

- системная или программная локализация социальных информационных носителей (людей, документов, иных объектов);

- получение и систематизация необходимой информации;

- обработка полученной информации и ее использование в целях прояснения и разрешения исследуемой социальной проблемы.

Date: 2015-09-02; view: 380; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию