Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Наследование и резус-фактора (система Винера и Фишера-Рейса)
В 1940 году, в ходе экспериментов по иммунизации кроликов эритроцитами обезьяны Macacus rhesus, К. Ландштейнером и А. Виннером была получена сыворотка, способная вызывать агглютинацию эритроцитов у М.rhesus и у 85% «белого» населения Нью-Йорка, в то время как у 15% людей агглютинации не происходило. По результатам эксперимента был сделан вывод о том, что антигены эритроцитов М.rhesus вызвали иммунный ответ у кроликов, сопровождающийся синтезом антител, которые обусловливают агглютинацию эритроцитов у Мrhesus и у 85% «белого» населения. Такие люди были названы резус-положительными, а прочие, не имеющие антигенов резус - резус-отрицательными. В упрощенной схеме А. Виннера резус-антиген наследуется по аутосомно-доминантному типу. При описании пользуются двумя обозначениями: Rh (доминантный аллель) и rh (рецессивный аллель). Таким образом, по А. Виннеру резус-положительные люди могут иметь два варианта генотипов - Rhrh и RhRh; резус-отрицательные - генотип rhrh. В 1943 году механизм наследования резус-фактора был уточнен Фишером, который выдвинул гипотезу, согласно которой в наследовании участвуют три тесно сцепленных гена, располагающихся в первой хромосоме - гены D, С и Е. Данные гены отвечают за наличие или отсутствие на эритроцитарной мембране антигенов резус, наследуются совместно и крайне редко вступают в кроссинговер. Каждый из генов имеет несколько аллельных состояний: С, С", с; D, Du, d; Е, е. При этом формируется 8 иммунофенотипических состояний, отвечающих за синтез или отсутствие антигенов резус. Резус-положительный (Г)+)-фенотип формируется исключительно геном D, гены С и Е в различных сочетаниях формируют так называемый «D-слабый» фенотип со сниженной иммуногенностью резус-антигена, вплоть до идентификации последнего как (D-1-фенотип (истинный резус-отрицательный). 11. Медицинское значение: несовместимость людей по группам крови и резус-фактору. В норме у людей как с резус-положительным, гак и с резус-отрицательным фенотипом анти-резус антитела в плазме крови отсутствуют. Их образование происходит при состояниях, клинически характеризуемых как резус-конфликт (несовместимость). Резус-несовместимость возникает при: · переливании резус-отрицательному рецепиенту резус-положительной донорской крови. 11ри этом организм рецепиента реагирует на введение антигена образованием соответствующих (анти-резус) антител (сенсибилизация или повышение чувствительности). При повторном переливании резус-положительной крови у рецепиента разовьется полноценный иммунный ответ с высоким титром анти-резус антител. Донорские эритроциты подвергаются агглютинации и разрушению в кровеносном русле, в периферическую фй кровь попадает свободный гемоглобин. Формируется картина гемолитического шока, острой почечной недостаточности, часто наблюдаются летальные исходы. · беременности резус-отрицательной женщины резус-положительным плодом. (Развивается гемолиз эритроцитов плода, клинически выражающийся в нескольких формах: спонтанный аборт на ранних сроках беременности, мертворожденность, тяжелая гемолитическая болезнь новорожденных, водянка новорожденных, затяжная желтуха новорожденных) !!! По приказу Министерства здравоохранения РФ в настоящее время производят переливание только одногруппной крови во избежание взаимодействия одноименных антигенов эритроцитов донора и антител плазмы реципиента. При взаимодействии одноименных антигенов донора и реципиента происходит иммунная реакция по типу «антиген-антитело»: антигены донора при этом взаимодействуют с антителами плазмы реципиента, что приводит к агглютинации (склеиванию) эритроцитов донорской крови, закупорке кровеносных сосудов, нарушению микроциркуляции, гемолитическому шоку со смертельным исходом. 12. Комплементарное взаимодействие генов. Определение. Характер расщепления (9:7) рассмотреть на конкретных примерах. Комплементарность - вид взаимодействия неаллельных генов,при котором комбинация двух доминантных неаллельных генов (А-В-) приводит к формированию качественно нового фенотипического проявления признака. С позиции фенотипического проявления (расщепления по фенотипу в F2) можно выделить 4 варианта комплементарного взаимодействия генов.: ·каждый из доминантных аллелей комплементарных генов в отдельности воспроизводит свой специфический признак (фенотип), а при совместном их присутствии в генотипе проявляется новый признак. При этом в F2 наблюдается расщепление 9:3:3:1. ·Каждый из комплементарных генов в отдельности не может обусловить развитие признака, но при сочетании в генотипе двух доминантных аллелей этих генов признак проявляется. При этом в F2 расщепление по фенотипу 9:7. Примером данного варианта комплементарности может служить наследование окраски у душистого горошка. Так, доминантный ген А обуславливает наличие белка-предшественника пигмента, а доминантный ген В – наличие фермента, преобразующего белок-предшественник в пигмент. При сочетании двух доминантных генов цветки душистого горошка окрашиваются в пурпурный цвет. ЭТА ЗАДАЧА РЕШЕНЕ В МЕТОДИЧКЕ НА СТРАНИЦЕ 19! ·Один из генов имеет собственное фенотипическое проявление, а действие другого может проявиться только в присутствии первого,что приводит к формированию нового признака. В F2 наблюдается расщепление по фенотипу 9:3:4. ·Каждый доминантный аллель из комплементарных генов в отдельности воспроизводит один и тот же признак, а вместе они обусловливают проявление нового признака. В F2 расщепление 9:6:1. 13. Эпистаз. Определение. Доминантный и рецессивный эпистаз. Знать понятия «эпистатический ген» (ген-супрессор, ген-ингибитор) и «гипостатический ген». Эпистаз- тип взаимодействия неаллельных генов, при котором аллель одного гена подавляет действие аллеля другого гена. Гена-подавители называются эпистатическими(супрессоры,ингибиторы), а подавляемые ими гены – гипостатическими. Различают доминантный и рецессивный эпистаз. 14. Доминантный эпистаз. Характер расщепления (13:3) рассмотреть на конкретном примере. Доминантный эпистаз – эпистатическое действие оказывает доминантный ген, при этом расщепление по фенотипу во втором поколении 13:3. Пример при скрещивании гомозиготных белых кур леггорнов с гомозиготными белыми виандоттами в первом поколении дигибриды имеют белую окраску. В F2наблюдается расщепление: 13/16 – белые, 3/16 – окрашенные особи. Ген С обуславливает наличие пигмента, а ген J – подавляет окраску. ЗАДАЧА РЕШЕНА В МЕТОДИЧКЕ НА СТРАНИЦЕ 20!! 15. Рецессивный эпистаз. Определение. Рассмотреть на примере бомбейского феномена. Рецессивный эпистаз – эпистатическое действие оказывает рецессивный ген в гомозиготном состоянии (jj), при этом расщепление во втором поколении составляет 9:3:4. Одним из примеров рецессивного эпистаза у человека является так называемый «бомбейский» феномен: В семье, где отец имеет I «OO» группу крови, а мать III «BO», родилась девочка с I группой. Она вышла замуж за мужчину со II «AO» группой, и у них родились две дочери: первая-с IV группой, вторая- с I. Решение: Р1 отец HhОО (первая группа) х мать НhBO (третья группа) P2 отец HHАО (вторая группа) х мать (F1) hhBO (первая группа) P3 отец HhAB (четвертая группа) х мать (F2) HhAB (четвертая группа) Ответ: I группа 4/16 или 1/4; IV група 6/16 или 3/8; II группа 3/16; III группа 3/16. Объясняется рецессивный эпистазом.
16.Полимерное в/д генов. Определение. Пример. Аддитивный эффект действия генов (насл роста и цв кожи). Никольсон-Эле 1908г. П-это тип в/д неал-ных генов, при котор на проявление 1 признака оказывают влияние одновременно несколько генов, в отдельности оказывающих слабое воздействие, а в совокупн усиливающих степень проявления признака. Такие гены назыв-ся полимерными, а признаки- полигенными. Гены обознач 1 буквой лат алфавита с цифровым индексом А1. Пример: а) цвет кожи: белые(а1 а2 а3 а4)+черные(А1 А2 А3 А4)=мулаты(А1 а1 А2 а2), при скрещивании 1го поколения м/у собой(т.е во 2ом покол) наблюд-ся расщепление по фенотипу- 1/16 негры(все доминантные), 4/16 темные мулаты(3 дом гена), 6/16 мулаты(2 дом г), 4/16 светлые мулаты(1 д г),1/16 белые(все рец); б) 2 расы пшеницы(с темно-красными и белыми зернами, -//- темно-кр, кр, светло-кр, розов, бел). Признаки полимерного насл-я: 1)так наследуются коллич признаки орг.(масса тела, рост, арт давление, скорость биохим р-ий, интенсивность роста, яйценосность кур, кол-во молока у коров и т.п); 2)характерен аддитивный(суммарное действие генов на проявление определенного признака) эффект (цвет кожи); 3)пороговый эффект — минимальное кол-во полимерных генов при котором проявляется признак; 4)степень фенотипич проявления завис от условий окруж ср; 5)аддит-е действие и влияние внешн ср обеспечивает сущ-е непрерывных рядов колличественных (фенотипич) проявлений (у чел предрасположенность в артер гипертензии, ожирению, шизофрении). Date: 2015-09-02; view: 2616; Нарушение авторских прав |